Научная статья на тему 'Использование результатов мониторинга наркоситуации в организации работы органов наркоконтроля по предупреждению административных правонарушений'

Использование результатов мониторинга наркоситуации в организации работы органов наркоконтроля по предупреждению административных правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ НАРКОСИТУАЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / MONITORING THE DRUG SITUATION / ADMINISTRATIVE OFFENSE / ANTI-DRUG PREVENTION / ADMINISTRATIVE DECISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куницына Екатерина Михайловна

В статье исследован вопрос использования результатов мониторинга наркоситуации для принятия управленческих решений. Изучена результативность превентивной деятельности органов наркоконтроля по выявляемым видам административных правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куницына Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAGE OF THE RESULTS OF MONITORING THE DRUG SITUATION IN THE ACTIVITY OF DRUG CONTROL AGENCIES ON PREVENTION OF ADMINISTRATIVE OFFENCES

The issue of using the results of monitoring the drug situation for making administrative decisions is investigated in the article. The author studies the effectiveness of preventive activity of drug control agencies on revealed types of administrative offenses.

Текст научной работы на тему «Использование результатов мониторинга наркоситуации в организации работы органов наркоконтроля по предупреждению административных правонарушений»

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ^ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА НАРКОСИТУАЦИИ

УДК 342.9+343.57

Екатерина Михайловна КУНИЦЫНА,

главный инспектор отдела координации, взаимодействия и аналитического обеспечения в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа Управления аппарата ГАК по Сибирскому федеральному округу, кандидат социологических наук, доцент

Kunitsyna@yandex. ги

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА НАРКОСИТУАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ НАРКОКОНТРОЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

THE USAGE OF THE RESULTS OF MONITORING THE DRUG SITUATION IN THE ACTIVITY OF DRUG CONTROL AGENCIES ON PREVENTION OF ADMINISTRATIVE OFFENCES

В статье исследован вопрос использования результатов мониторинга наркоситуации для принятия управленческих решений. Изучена результативность превентивной деятельности органов наркоконтроля по выявляемым видам административных правонарушений.

The issue of using the results of monitoring the drug situation for making administrative decisions is investigated in the article. The author studies the effectiveness of preventive activity of drug control agencies on revealed types of administrative offenses.

Ключевые слова: мониторинг наркоситуации, административное правонарушение, антинаркотическая профилактика, управленческие решения.

Keywords: monitoring the drug situation, administrative offense, anti-drug prevention, administrative decision.

Организация работы органов наркоконтроля России в предупреждении наркопреступности является актуальным направлением деятельности.

Приоритетность реализации мер по предупреждению и профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, определе-

на в Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690), в Федеральном законе от 8 января 1998 г. № З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", других нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Спецвыпуск Декабрь • 2013

Пути оптимизации и использование I* '.!)

жзшс//

результатов мониторинга наркоситуации

Таблица 1

СВЕДЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ВЫЯВЛЕННЫХ ОРГАНАМИ НАРКОКОНТРОЛЯ ЗА ЯНВАРЬ-ДЕКАБРЬ 2012 Г.

Субъект/ показатель © Рч СФО Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Алтайский край Забайкальский край Красноярский кр ай « н ро к Кемеровская область Новосибирская область Омская область Томская область

Всего 51796 8569 83 967 123 610 573 1230 1293 1302 1268 318 309 493

ст. 6.8 КоАП РФ 2886 418 8 51 6 23 31 20 45 26 166 24 12 6

ст. 6.9 КоАП РФ 40117 6759 22 799 66 571 513 998 1200 703 1039 267 143 438

ст. 6.13 КоАП РФ 137 19 2 2 1 2 0 3 0 0 5 3 1 0

ст. 6.15 КоАП РФ 3 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0

ст. 6.16 КоАП РФ 832 83 2 12 7 5 5 1 14 2 5 6 18 6

ст. 10.4 КоАП РФ 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ст. 10.5 КоАП РФ 200 140 3 51 32 0 9 29 1 8 1 0 4 2

ч.3ст.20.20 КоАП РФ 7582 1132 46 51 11 9 15 167 32 559 52 18 131 41

ст. 20.22 КоАП РФ 39 17 0 1 0 0 0 12 1 3 0 0 0 0

За 10 лет деятельности органами наркоконтроля России сформированы и реализуются значительное количество видов и форм работы по выявлению и предупреждению административных правонарушений.

В рамках статьи особое внимание уделим двум аспектам: пресечению административных правонарушений органами наркоконтроля России и определению социального портрета лица, склонного к совершению административных правонарушений (по результатам мониторинга наркоситуации).

Согласно статистическим сведениям, в 2012 г. органами наркоконтроля Сибирского федерального округа выявлены 8569 административных правонарушений (16,5% от общероссийского показателя).1

Статистические данные позволяют изучить результативность превентивной дея-

тельности органов наркоконтроля по выявляемым видам административных правонарушений (табл. 1 ).

Как видно из представленных данных, основная доля выявленных органами наркоконтроля Сибирского федерального округа административных правонарушений приходится на ст. 6.9 КоАП РФ (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача) -79% от общего числа выявленных нарушений, а также ч. 3 ст.20.20 КоАП РФ (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащих продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (в случаях потребления несовершеннолетними наркотических

1 Сведения об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков за январь-декабрь 2012 года (статистическая форма отчетности № 4-МВ-НОН).

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —

Таблица 2

КОЛИЧЕСТВО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПО КОТОРЫМ ВЫНЕСЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ, И СУММЫ НАЛОЖЕННЫХ И ВЗЫСКАННЫХ ШТРАФОВ

Субъект/показатель Количество административных правонарушений, по которым вынесены постановления о назначении администр ативного наказания Сумма наложенных административных штр афов (тыс. рублей) Доля уплаченных административных штрафов от общей суммы наложенных административных штрафов(%) Средняя сумма наложенного административного штрафа на 1 административное правонарушение (тыс. рублей)

РФ 45792 122340,7 9,7 2,671

СФО 7377 18032,0 8,3 2,444

Республика Бурятия 918 2327,6 4,2 2,535

Республика Тыва 73 605,0 57,5 8,288

Республика Хакасия 480 402,3 0,6 0,838

Алтайский край 603 1111,7 9,0 1,844

Забайкальский край 899 1665,8 18,5 1,853

Красноярский край 1098 2539,5 1,1 2,313

Иркутская область 1063 2510,5 13,4 2,362

Кемеровская область 1237 1923,0 0,9 1,555

Новосибирская об-ласт ь 245 2362,0 1,4 9,641

Омская область 296 968,8 15,2 3,273

Томская область 465 1615,8 4,0 3,474

средств или психотропных веществ в общественных местах)) - 13,2%.

Низкая результативность деятельности органов наркоконтроля России по выявлению административных правонарушений по ст. 6.15, 10.4, 10.5, 20.22 КоАП РФ обусловлена, с одной стороны, высоким уровнем разъяснительной работы среди населения по недопущению совершения правонарушений, но с другой - необходимо отметить недостаточный уровень методического обеспечения работы органов наркоконтроля России по выявлению указанных правонарушений.

Важным показателем превентивной работы органов наркоконтроля России является количество административных правонарушений, по которым вынесены постановления о назначении административного наказания.

Органами наркоконтроля Сибирского федерального округа в 2012 г. выявлены 7377 административных правонарушений, по которым вынесены постановления о назначении административного наказания

(86% от общего количества выявленных административных правонарушений). Вместе с тем в Российской Федерации еще не сложился эффективный механизм взыскания штрафов по административным наркоправонарушениям. Так, в 2012 г. сумма наложенных административных штрафов составила более 18 млн. рублей, а сумма уплаченных административных штрафов - 1,4 млн. рублей (табл. 2).

Приведенные в таблице 2 статистические показатели свидетельствуют о низком уровне взыскания штрафов за совершение административных правонарушений как в целом в России, так и в ряде субъектов Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. Так, ниже среднеокруж-ного уровня показатели взыскания административных штрафов в Республике Хакасия (0,6%), Республике Бурятия (4,2%), Красноярском крае (1,1%), Кемеровской (0,9%), Новосибирской (1,4%), Томской (4,0%) областях.

Низкий уровень взыскания административных штрафов свидетельствует о том, что

_ Спецвыпуск

Декабрь • 2013

Пути оптимизации и использование L ' j результатов мониторинга наркоситуации

правонарушитель фактически остался ненаказанным, а это потенциально дает ему возможность в дальнейшем совершать административные правонарушения. Таким образом, административное наказание за наркоправонарушения в виде штрафа, особенно применительно к физическим лицам, не является достаточной превентивной формой работы.

Еще одним критерием результативности деятельности органов наркоконтроля являются результаты мониторинга наркоси-туации.1

Результаты мониторинга позволили сформировать социальный портрет лиц, в отношении которых составлены протоколы об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов.

По данным мониторинга наркоситуации, к административной ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов в 2011 г. в регионах Сибирского федерального округа привлечены следующие категории населения: несовершеннолетние -3%, лица в возрасте от 18 до 29 лет - 40%, лица в возрасте от 30 до 39 лет - 46%, лица в возрасте от 40 лет и старше - 11%.

Таким образом, основной категорией лиц, совершающих административные пра-

вонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, являются правонарушители в возрасте 3039 лет. Наименее подвержены совершению административных деяний, за которые КоАП РФ установлена административная ответственность, несовершеннолетние лица. Тем не менее профилактические мероприятия, проводимые органами наркоконтроля России, в основном направлены на несовершеннолетних лиц.

Учитывая изложенное, возможными направлениями совершенствования превентивной работы органов наркоконтроля России можно определить следующие:

- проведение анализа правоприменительной практики по ст. 6.15, 10.4, 20.22 КоАП РФ, определение причин низкой выявляемости административных правонарушений по указанным статьям. Методическое обеспечение, обобщение и распространение положительного опыта по выявлению административных правонарушений по ст. 6.15, 10.4, 20.22 КоАП РФ;

- изменение видов негативных последствий за наркоправонарушения, в том числе замену штрафов, например, привлечением к лечению от наркозависимости;

- разработка и реализация антинаркотических профилактических мероприятий в отношении лиц в возрасте от 18 до 39 лет.

Библиографический список

1. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : утв. Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 24. - Ст. 3015.

2. Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (первый пересмотр) : утв. п. 3.1 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета от 18.12.2012 №18. URL: gak.gov.ru>pages/gak/4605/4604/17004/index.shtml.

1 Приложения 9,12 к Порядку осуществления мониторинга наркоситуации.

- 51 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.