ПРЛВО
УДК 343.5:316.62
НАРКОМАНИЯ: ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
Злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот стали в последнее время одной из наиболее серьезных социальных проблем общества. Не вызывает сомнений, что наркомания и алкоголизм разрушают физическое и нравственное здоровье молодого поколения, делают бесперспективным его будущее, провоцируют преступность, снижают экономический и интеллектуальный потенциал общества. По оценкам экспертов, в Саратовской области проживает от 2,5 тыс. до 5 тыс. наркоманов (примерно 11 % населения области) и более 250 тыс. человек, эпизодически употребляющих наркотики.
Из общего числа этих больных почти 50% приходится на лица в возрасте от 17 до 25 лет. Число молодых людей в России, больных наркоманией, с каждым годом растет. Если в 1995 г. в областном наркодиспансере на учете состояло 105 несовершеннолетних, то в 1996 г. уже 169, а в 1997г. на учете органов внутренних дел значилось 1942 наркомана, в том числе 145 несовершеннолетних1. Опрос 1594 человек, проведенный в г. Саратове в 1997 г., выявил, что 86 респондентов употребляли наркотики (в том числе 7,9% юношей и 4,1% девушек от общего числа респондентов).
За последние пять лет в Саратовской области изъято более 2,5 т наркотических веществ. Стали действовать подростковые клубы, осуществляется проект в рамках международной организации «Врачи без границ». Общий уровень распространенности наркомании остается высоким и составляет 239,5 случаев на 100 тыс. населения.
В Саратовской области министерство здравоохранения проводит свою работу по профилактике наркомании в соответствии с Концепцией развития здравоохранения области до 2005 г. и территориальной отраслевой программой «Профилактика и лечение наркомании в Саратовской области в 2001 - 2003 гг». Улучшилась работа межведомственных советов по профилактике наркомании. В наркодиспансерах увеличился на 34% коечный фонд. Кроме экстренной помощи наркоманам и алкоголикам, медики области продолжают работу по развитию комплексного лечебно-реабилитационного процесса. Итогом профилактической работа стало снижение уровня немедицинского потребления наркотических средств населением области.
Ю.В. Ковалев,
доцент кафедры частного права, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2004. № 8
♦-
По данным министерства здравоохранения области, в 2002 г. заболеваемость наркоманией снизилась на 66,5 % и составила 20,4 на 100 тыс. населения. Для сравнения - по России этот показатель в 2,4 раза выше и составляет 50,6 (в 2002 г. был 52,1 на 100 тыс. населения). Очевидна необходимость принятия и реализации целевой программы «Профилактика и лечение наркологических расстройств на 2004 - 2006 гг.»2.
Наркомания - это комплекс медицинских, социальных, правовых проблем, нерешенность которых может нанести и уже наносит трудноизмеримый ущерб экономике, здоровью, социальным правам граждан России. Анализ ситуации требует координации усилий всех заинтересованных ведомств органов здравоохранения, образования, таможни, ФСБ, всех служб МВД и, в первую очередь, созданного в 2003 г. Госкомитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнар-коконтроль). В отличии от управлений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УБНОН) МВД РФ, Госнаркоконтроль выполняет и такие обязанности, как отслеживание денег, которые крупные наркодельцы получают в виде дохода.
По оценкам экспертов ООН, мировой оборот наркоиндустрии превышает 400 млрд дол. в год, а прибыльность операций с наркотиками составляет от трехсот до двух тысяч процентов. Поскольку международный рынок наркотиков охватывает практически все регионы мира, отмывание денег, полученных в результате торговли ими, также приобрело транснациональный характер. По оценкам специалистов, ежегодно легализуются доходы, полученные в результате наркобизнеса, в размере более 300 млрд дол., в том числе на территории России - не менее 9 - 10 млрд дол.
Анализ уголовных дел свидетельствует о том, что в торговлю наркотиками вовлекаются практически все члены этнических преступных групп. Перевозки и сбыт наркотиков осуществляют в основном женщины и дети, а мужчины выполняют охранные функции наркокурьеров. Эти деньги, как правило, вкладываются в легальный бизнес, прокручиваются через банки, отмываются и т.п. Если механизм межрегионального сотрудничества управления Госнарко-контроля практически успешно работает, то остаются проблемы взаимодействия Госкомитета с ФСБ, МВД, так как их задачи различные. Сегодня в Саратовской области наиболее остро стоит вопрос о выявлении транзита наркотиков через границу. Прозрачность границ с Казахстаном позволяет перевозить через границу все, что угодно, в том числе наркотики. Причем способы незаконного провоза героина и других наркотиков совершенствуются из года в год. Последние годы, как показал анализ деятельности пограничных и таможенных служб, чаще практикуется метод «глотания капсул с героином». Были за-
фиксированы случаи общего «проглоченного» героина до 1 кг и более. За провоз такого рода наркотика перевозчик получает примерно 100 тыс. руб. (!). По степным просторам, которые практически невозможно контролировать, автомобильные перевозки идут круглосуточно. По справедливому мнению специалистов, нужна нормальная государственная граница со стороны СНГ, а не ее сегодняшнее состояние. В 2003 г. успешно закончилась операция «Ка-нал-2003», являющаяся примером успешного сотрудничества на межрегиональном и межведомственном уровне. В Приволжском федеральном округе в результате этой операции было выявлено 346 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а количество изъятого зелья превысило 100 кг. Из них почти 12 кг героина, более 34 кг маковой соломки, 52 кг марихуаны. В ходе операции было также раскрыто 738 общеуголовных преступлений3.
Взаимосвязь наркомании и роста преступности очевидна. В течение последних 5 лет количество зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось более чем в 2,5 раза. С ростом профессионализма специалистов ФСБ, МВД, Госнаркоконтроля, пограничной и таможенной служб растет и число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за наркопреступления (за 5 лет в области привлечено 17 тыс. человек, из них приговорено к лишению свободы более 12 тыс.). Растет и количество изъятых наркотиков в области: в 1997 г. изъято 443 г, 1998 г. - 963 г, 1999 г. - 20,4 кг (!), 2000 г.
- 15,3 кг , 2001 г. - 3,8 кг , 2002 г. - 2,8 кг4.
Происходит интенсивная структурная перестройка наркорынка. С одной стороны, наблюдается тенденция резкого роста потребления высокоактивных и дорогостоящих психоактивных веществ, с другой
- рынок заполняется дешевыми и легкодоступными синтетическими наркотиками. Наметился за 5 лет рост ввоза и потребления таких веществ, как кокаин (в 10 раз), стимуляторы амфетаминового ряда (в 20 раз), героин (в 23 раза).
По данным Госкомспорта РФ за последние 10 лет общее количество больных наркоманией увеличилось в 9 раз, среди подростков - в 17(!) раз. Средний возраст впервые попробовавших наркотики - чуть более 14 лет. Отсюда вывод - под угрозой здоровье значительной части молодого поколения страны. В год доход от продажи наркотиков в нашей области составляет, по оценкам специалистов, свыше 700 млн руб. По данным областной организации «Центр международного взаимопонимания», в 2001
- 2003 гг. показатель наркомании снизился в 3,5 раза!
Если в 2001 г. заболеваемость наркотической зависимостью составляла 52,1 на 100 тыс. населения, то в 2002 г. - 20,4. По итогам 2003 г. - этот показатель снизился до 14,2. Среди подростков за последние три года также наблюдалось снижение больных - 32,4 на 100 тыс. детско-подросткового насе-
ления. В пять раз с 2000 г. уменьшилось количество смертей от передозировки наркотиками, в 2000 г зарегистрировано 119 смертельных отравлений наркотиками, в 2001 г. - 68, в 2002 г. - 20, в 2003 г. не было зарегистрировано ни одного случая5.
В послании Федеральному Собранию в 2003 г. Президент РФ В.В. Путин отметил, что в непосредственной близости от нас есть немало источников возникновения реальных угроз - терроризма, транснациональной преступности, наркоинтервенции. Председатель Госнаркоконтроля В. Черкесов также отметил, что сегодня нужно говорить о стыковке проблем наркобизнеса и терроризма,коррупции и насильственных преступлений. Все это вывело проблему на уровень национальной угрозы.
Очевидно, что наркомания и наркобизнес не имеют территориальных границ и, естественно, не руководствуются общечеловеческими принципами. Проблема и опасность наркомании встала в один ряд с такими общечеловеческими глобальными угрозами, как экологическая проблема, ядерное оружие, международный терроризм.
В докладах Международного комитета по контролю над наркотиками ООН подчеркивается, что сильные, «жесткие» наркотики (героин и т.п.) наиболее интенсивно поступают в Россию из Афганистана и Пакистана через страны Средней Азии. Наша область находится в центре пересечения основных путей контрабанды наркотиков из Южного федерального округа.
До 70 % наркотических веществ поступают в область контрабандным путем. Основной путь - автомобильные перевозки. ГУВД области только за 2003 г. выявило около 40 групповых наркопреступлений, в том числе 19 - совершенных организованными преступными группами6.
Динамика наркопреступлений по стране выглядит следующим образом: 1996 г. - 96645 преступлений, 1997 г. - 184832, 1998 г. - 190127, 1999 г. - 216364, 2000 г. - 243572, 2001 г. - 241598, 2002 г. - 259585, 2003 г - 257540. Приводя эти данные, следует учитывать высокую латентность данного вида преступлений: по экспертным оценкам выявляются лишь 10 -15% преступлений рассматриваемой категории. Таким образом, можно предположить, что количество изъятых наркотиков составляет лишь 10% от циркулирующих в наркобизнесе.
Итогом борьбы правоохранительных органов в 2003 г. с организованными группами наркодельцов стало раскрытие 4234 совершенных ими преступлений, что на 36,9% больше, чем в 2002 г. Россия стала объектом экспансии со стороны международного наркобизнеса. Только за последние 5 лет (1999 -2003 гг.) таможенными органами на транзите грузов изъято более 18 т (!) наркотиков и пресечено более 1000 попыток перевоза наркотиков транзитными пассажирами.
По мнению правоохранительных органов, происходит заметное увеличение числа граждан, участвующих в наркобизнесе. Если в 2002 г. за сбыт наркотиков привлечено к уголовной ответственности около 22,5 тыс. человек, то в 2003 г. - уже 26,6 тыс. человек (прирост на 18,1%). Так как согласно ст. 20 УК РФ ответственность за наркоторговлю наступает лишь с 16-летнего возраста, то торговлей занимаются, как правило, несовершеннолетние (14 - 15 лет). Всего же к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в 2003 г. было привлечено 134,7 тыс. граждан.
Рассмотрим некоторые основные внутренние и внешние социально-психологические составляющие угрозы национальной безопасности России от незаконного оборота наркотиков. К ним можно отнести: историческую обусловленность данной проблемы, современное состояние наркобизнеса, маргинализацию населения, усиление либерализации антинаркотического законодательства, обострение этнической наркопреступности, коррупцию в данной сфере «бизнеса», контрабанду наркотиков, влияние коммуникативных источников информации на формирование наркопсихологии молодежи в России.
Для всего международного сообщества проблема распространения наркотиков является не менее актуальной, чем для России. Кроме совершенствования социально-экономических методов борьбы с наркоманией, существенное значение имеют и меры сугубо юридического характера. Можно отметить Гаагскую конференцию 1912 г., Конвенцию о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами (1936 г.), Единую конвенцию о наркотических средствах (1961 г.), Конвенцию о психотропных веществах (1971 г.), Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.).
Россия участвует в данных конвенциях и в силу международных обязательств стала создавать свою правовую базу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации. Основу ее составляет федеральный закон от 8 января 1988 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах». Кроме того, в настоящее время действуют: Положение о порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ (Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278); Номенклатура и квоты наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ (Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г.); Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1219 «О государственном регулировании и контроле транзита через территорию Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых веществ»; Приказ ГТК РФ от 23 сентября 1996 г. № 580 «О порядке
♦-
ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ» и др.
Действует также ряд нормативных актов, принятых Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ. Но ситуация, как показывает анализ состояния здоровья молодежи, остается сложной. В Иркутской области, например, по данным Министерства здравоохранения области, только за последние 10 лет количество учеников, обучающихся в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья, увеличилось на 7816 человек. Продолжается рост числа детей-инвалидов, в 2003 г. количество составило около 16 тыс. человек, или 250,6 на 10 000 детского населения. Среди заболеваний, чаще приводящих к инвалидности у детей, на первом месте стоят психические заболевания и нарушения поведения (23,9%), на втором - болезни нервной системы (16,7%). По мнению исследователей, подобная ситуация, наряду с неблагополучным состоянием здоровья родителей, низким социальным уровнем жизни населения и ухудшением экологической обстановки, не в последнюю очередь связана с проблемой наркомании. Только за последние 10 лет учтенная заболеваемость наркоманией в России увеличилась в 23,8 раз7.
С проблемой борьбы с наркоманией связана проблема разрушения института семьи, родительской культуры, понижения воспитательного потенциала семьи. Пристрастие к наркотикам рано или поздно приводит к вовлечению определенной части молодежи в криминальную среду. Каждый четвертый подросток в момент совершения преступления находился в алкогольном, наркотическом, токсическом возбуждении.
Наркомания из проблемы малообеспеченных семей, мало занимающихся воспитанием собственных детей, стала головной болью и довольно благополучных в этом отношении родителей, а также учителей школ и других учебных заведений. По мнению экспертов, в возникшей ситуации с незаконным оборотом наркотиков больше всего беспокоит чрезмерная доступность наркотиков, а также - более раннее и более массовое приобщение к потреблению наркотических средств молодежи, подростков.
По результатам социологических исследований 65,9% сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков также ратуют за принятие еще более жестких законов. А еще 39% сотрудников выступают за повышение уголовной ответственности тем, кто занимается незаконным оборотом наркотиков.
По мнению экспертов, нехватка и зачастую отсутствие реабилитационных учреждений для больных наркоманией осложняет их лечение. Основная масса больных наркоманией выявляется при обращении к врачу лишь по настоянию семьи или других близких. Длительное существование общества
в условиях подобной ситуации опасно, так как еще дальше заходит процесс деградации общественного здоровья, сокращения жизненного и трудового потенциалов. В регионах статистика больных наркоманией, состоящих на «Д» учете, не отражает полной картины, так как часть больных лечатся в частных платных медицинских структурах и на учете не состоят.
Для лечащих врачей стало очевидно, что медикаментозное лечение наркотической зависимости без социальной медицинской реабилитации не дает желаемых результатов. Самое печальное, что по мнению наркологов, ремиссия, если и наступает, то на очень непродолжительный срок. Нахождение в наркологическом стационаре, в лучшем случае, помогает снять абстинентный синдром и снизить дозу наркотиков. Лишь 2% опрошенных наркологов предполагают полное излечение.
Существующая негативная динамика роста наркомании в большинстве субъектов РФ связана, по мнению исследователей, как с недостатками борьбы с наркопреступностью, проведения профилактики наркомании, организации лечения и социальной реабилитации наркозависимых лиц, так и с объективным состоянием российского общества переходного периода.
В последние годы правоохранительные органы страны все шире используют технические средства (оперативную технику), позволяющие наиболее наглядно документировать весь процесс подготовки и совершения правонарушений, связанных со сбытом, хранением, распространением наркотических средств. Особое распространение получила оперативная видеозапись. Определенные сложности вызывает документирование деятельности преступников с целью использования полученных материалов в качестве доказательной информации по уголовному делу. Игнорирование мировой практики использования материалов, полученных с помощью технических средств в ходе оперативно-розыскной деятельности в качестве вещественных доказательств по уголовному делу, работает на преступность, а не на охрану законных интересов государства, юридических и физических лиц. Госнаркоконтроль России должен стать центром, координирующим борьбу и предупреждение наркомании, в первую очередь, среди детей и несовершеннолетних.
Таким образом, работа по реализации одной из задач, определенных в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, должна, на наш взгляд, проводиться в следующих направлениях:
1. Профилактическая, пропагандистская, воспитательная работа с целью добиться резкого снижения спроса на наркотики. Нет потребителей, не будет сверхдоходов наркодельцов и торговцев «белой смертью».
2. Законодательная правотворческая работа по совершенствованию правовых норм, регулирующих
оборот наркотических средств в медицинских целях, и строгий действенный контроль.
3. Выявление и пресечение незаконного оборота «медицинских» наркотиков.
4. Выявление, пресечение и уголовное преследование производителей, продавцов, распространителей незаконно изготовленных наркотиков; усиление норм уголовного права за наркопреступления.
5. Принятие эффективных федеральных законов «О преступных организациях», «О коррупции».
6. Более интенсивное финансирование за счет федерального и регионального бюджетов целевых программ по профилактике и лечению наркоманов.
7. Принятие соответствующих региональных законов и иных нормативных актов по лечению, профилактике, выявлению наркоманов.
8. Создание условий для реабилитации бывших наркоманов.
9. Активная пропаганда здорового образа жизни, пропаганда жизни известных людей, развитие массового спорта, культа семьи, нравственных общечеловеческих ценностей, создание материально-технической базы для развития массового спорта.
10. Совершенствование совместной деятельности всех силовых и специальных ведомств, служб, министерств по активизации выявления и пресечения преступной деятельности наркодельцов.
11. Рассмотрение деятельности спецслужб по борьбе с наркоманией наряду с терроризмом, коррупцией.
12. Разработка правоохранительными органами, всеми заинтересованными ведомствами совместно
с научно-исследовательскими институтами концепции по противодействию незаконному распространению наркотиков, исходя из принципиально новых подходов к решению этой сложной проблемы.
1 Чукикова В.М. О работе органов управления, образования учебных заведений Саратовской области по профилактике наркомании и токсикомании среди детей и подростков // Проблемы борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков: Межвузовский сб. науч. ст. Саратов, 1998. С 3.
2 Новиков А.В. Боль. Болезнь. Помощь. О состоянии наркологической помощи населению области // Противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Материалы III Международной научно-практической конференции. Саратов, 2004. С. 30 - 31.
3 Макаров В.Н. Мы не забываем о своем полицейском прошлом! // Наркомат. 2004 г. № 3. С. 13 - 14.
4 Иванов А.А. Наступление на наркобизнес // Наркомат 2004. № 3. С. 16.
5 Паращенко А. И люди возвращаются к людям // Наркомат 2004. № 3. С. 36 - 37.
6 Шинкарев А.И. Важнейшие направления // Наркомат. 2004. № 3. С. 27.
7 Бородуля Е.В. Вопросы здоровья населения Иркутской области в свете проблемы наркомании // Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности: Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции. М., 2003. С.176 - 178.
УДК 347.44
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ДОГОВОРОВ
Квалификация договоров, которая является важнейшим элементом деятельности не только судебных, но и иных правоприменительных органов, вызывает определённые затруднения. Обусловлено это как использованием различных критериев разграничения договоров, так и отсутствием единого подхода к определению основных признаков, позволяющих законодателю объединить договоры с однородным правовым регулированием в определённые группы.
Согласно ст. 307 ГК должник в силу обязательства, в том числе договорного, обязан совершить следующие действия: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу. На первой ступени классификации договоров по такому родовому признаку, как объект возникающего из договора обязательства, их можно подразделить на четыре группы: 1) по передаче имущества; 2) по выполнению работ; 3) по оказанию услуг; 4) по совершению нескольких видов действий, т. е. договоры со смешанным объектом обязательства.
Спорным в литературе является разграничение таких действий, как работы и услуги. В отличие от подрядных отношений, где предме-
А.А. Серветник,
докторант кафедры гражданского права, СГАП
ВЕСТНИК. 2004. № 8