Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
УДК 343.57
Л.А. Щербич*, А.Н. Щербич**
Социально-правовые меры противодействия распространению наркотиков
Настоящая статья посвящена социально-правовым мерам противодействия распространению наркотиков, на примере Северо-Западного федерального округа.
Россия, не знавшая ранее многих проблем открытого общества, оказалась неподготовленной к их эффективному решению. Проблема незаконного потребления наркотиков за последнее десятилетие превратилась в одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности российского государства.
Данные свидетельствуют о том, что незаконное потребление наркотиков - общегосударственная проблема, угрожающая психическому и физическому здоровью российских граждан, экономике, правопорядку и фундаментальным основам безопасности российского государства, разрушающая механизмы поведения и искажающая социальные связи.
Рассматривая в данной статье причины, стимулирующие распространение наркомании, авторы указывают на необходимость создания Единого банка данных, что позволит в полном объеме обеспечивать сбор и аккумулирование информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для организации противодействия наркоугрозе, что в конечном счете будет способствовать усилению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля за оборотом наркотиков и противодействия их незаконному обороту.
The present article is devoted socially-legal measures of counteraction to spread of drug addiction, on an example of North-Western federal district. So Russia which was not foreknowing many problems of an open society has appeared not prepared for their effective decision. The problem of illegal consumption of drugs for last decade has turned to one of the most serious threats of national safety of the Russian state. The objective data testifies that illegal consumption of drugs the nation-wide problem menacing to mental and physical health of the Russian citizens, to economy, the law and order and fundamental bases of safety of the Russian state, destroying mechanisms of behavior and deforming social communications. Considering the reasons narcotisms stimulating distribution, authors consider necessity creation of the Uniform databank that will allow to provide in full gathering and accumulation of information resources of federal enforcement authorities for the organization of counteraction to narcothreat. That will promote finally to strengthening of coordination of activity of federal enforcement authorities in sphere of the control over a drug trafficking and counteractions to their illegal circulation.
На переломном этапе своего развития Россия, не знавшая ранее многих проблем открытого общества, оказалась неподготовленной к их эффективному решению. Проблема незаконного потребления наркотиков за последнее десятилетие превратилась в одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности российского государства.
Объективные данные свидетельствуют о том, что незаконное потребление наркотиков -общегосударственная проблема, угрожающая психическому и физическому здоровью российских граждан, экономике, правопорядку и фундаментальным основам безопасности российского государства, разрушающая механизмы поведения и искажающая социальные связи.
Термин «наркомания» происходит от греч. narke - оцепенение, сон и mania - безумие восторженность, а в медицине - болезненное пристрастие к потреблению наркотических средств. Термин «наркотик» - от греческого narkotikos, означающее «усыпляющий». В настоящее время это понятие включает в себя широкий круг наркотических средств и психотропных веществ.
Данное заболевание характеризуется нарушением активного влияния, мышление становится непоследовательным, расстроенным. Изменяются мотивы и побуждения, снижается способность
* Доцент кафедры милиции общественной безопасности Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
** Ведущий инспектор Управления аппарата Государственного антинаркотического комитета в Северо-Западном федеральном округе.
моторной реализации психических импульсов. В течение наркотической эйфории можно выделить две фазы: фазу острых ощущений психического и физического возбуждения, длящуюся 1-5 минут (собственно эйфорию) и фазу расслабленности, успокоения, продолжающуюся 1-3 часа и разрешающуюся дремотой или сном. Длительность и исход эйфории зависят от вида и количества принятого наркотика1.
Как и любая другая болезнь, наркомания имеет определенные фазы развития: начальная - от пробы наркотического вещества до получения эффекта; вторая - от получения эффекта до психической зависимости; третья - от психической до физической зависимости и смерти2.
Поскольку наибольшее распространение наркомании происходит в молодежной среде, она развивается в силу неадекватного способа самоутверждения, любопытства, экспериментирования, давления группы, негативного примера окружения, чьим мнением индивид дорожит, социальнопсихологического заражения (моды)3.
Психическая зависимость связана прежде всего с усилением одобрительного отношения к употреблению наркотических средств, повышением их значимости в системе ценностных ориентаций, вытеснением всех прочих интересов и потребностей и, наконец, с убеждением в необходимости употребления наркотиков, осознанием невозможности без них больше обходиться.
После определенного периода регулярного употребления наркотических средств человек начинает испытывать потребность в увеличении дозы, чувствительность к наркотику падает, и прежняя доза уже не дает желаемого эффекта. Происходит привыкание организма и подчинение его физиологических функций наркотической интоксикации. Этот биологический механизм связан с повышением толерантности (т.е. переносимости) человека к наркотикам. Толерантность при наркомании - симптом, отражающий общую физиологическую закономерность - способность к адаптации. С началом заболевания переносимость отдельных препаратов повышается во много раз - например препаратов опия в 200 раз4. Скорость развития толерантности прямо зависит от частоты, регулярности и от свойств веществ. Она зависит также от психофизиологических особенностей организма и характера принимаемых наркотиков. Добровольное или вынужденное воздержание от приема наркотиков вызывает у лиц, к ним пристрастившихся, тяжелые физические и душевные страдания, которые объясняются наркотическим голодом. Такое состояние называется абстиненцией; оно выражается в психических реакциях (раздражительности, неуравновешенности, подавленности, злобе, заторможенности и т.п.) и физических ощущениях (боли в голове, мышцах шеи, спины, в конечностях и суставах, в головокружении, рвоте, болях в животе и т. д.). Повышение толерантности и усиление абстиненции являются двумя сторонами одного и того же явления - физического привыкания к наркотикам.
Все виды наркотических средств изменяют или нарушают важные психические функции, такие как уровень бодрствования, чувствительности к боли, остроты реакций, оперативной памяти или восприятия. Астения (истощение) возникает, когда мозг начинает восстанавливать свои функции после интоксикации. Она может выражаться в чувстве утомления, нарушениях внимания, агрессивности, и т.п.
Зависимость от наркотиков - непреодолимое желание испытать воздействие наркотиков на психику. Зависимость может развиваться в различные сроки, что связано с личностью наркопотребителя, эффектами наркотика, интенсивностью приема и т.д. Она оказывает продолжительное влияние на поведение наркопотребителя и с трудом поддается лечению.
Следует отличать понятия «наркомания» и «потребление наркотиков (злоупотребление наркотиками)». Злоупотреблением наркотиками, по определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), является любое немедицинское потребление запрещенных веществ, например, потребление без назначения врача, вопреки медицинским показаниям или потребление, превышающее указанные дозы5.
Потребитель наркотиков на определенном этапе не имеет явно выраженной зависимости и отличается от лица, больного наркоманией, нерегулярностью приема наркотических веществ и психотропных средств. У этой категории лиц достаточно сложно определить признаки наркотизации, они практически никогда не стоят на учётах и не попадают в поле зрения правоохранительных органов.
Но в дальнейшем потребление наркотиков ведет к ряду негативных последствий, обусловленных потреблением наркотиков, вплоть до разрушения семей. Даже один наркозависимый способен привести к распаду всей семьи. Среди наркозависимых гораздо меньше людей, состоящих
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
в браке и имеющих детей. Поэтому наркомания является одним из мощных факторов социальной дезорганизации, серьёзной угрозой нормальному функционированию семьи и всего общества.
Одной из причин, стимулировавшей распространение наркомании в нашей стране, стало ухудшение условий жизнедеятельности большой массы людей в 90-е гг. Начало 90-х гг. проходило в условиях кризиса, быстрых социальных изменений, дефицита регуляции социального поведения, т.е. состояния аномии, и в это время стало временем роста всех традиционных форм девиантного поведения. Образ наркомана, в Советском Союзе считавшийся преступным, померк, и на смену ему пришел романтический, геройский образ, взращенный уже западной культурой. Падение «железного занавеса» лишь ускорило проникновение в нашу страну наркотиков, популярных на Западе: кокаина, героина, некоторых видов галлюциногенов. Проявилась взаимосвязь между социальным статусом и видом потребляемого наркотика. Однако, ко всему прочему, в начале 1990 г. на самом высоком, правительственном уровне в сфере наркополитики было принято неверное политическое решение: право употреблять незаконные наркотики приравняли к основным правам человека. 25 октября 1990 г. Комитетом Конституционного надзора СССР принимается решение, согласно которому принудительное лечение наркозависимых было существенно ограничено, а потребление незаконных наркотиков приравнено к праву человека, который «ни перед кем не обязан отвечать за свое здоровье».
Вслед за этим, 22 июля 1993 г. постановлением Верховного совета РФ хотя и утверждается Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, но в Уголовный кодекс в том же в 1993 г. вносится ряд поправок, в т.ч. и в ст. 224, и отменяется уголовная ответственность за употребление наркотических средств, что, по существу, является фикцией, поскольку невозможно потреблять наркотики, не приобретая, не изготавливая, не храня их, хотя это по-прежнему остаётся преступлением.
24 мая 1996 г. был принят новый Уголовный кодекс, сохранивший в основном ранее проводимую политику (ст. 228 УК РФ 1996 г.). Предусматривается уголовная ответственность за незаконное приобретение или хранение наркотических средств или психотропных веществ (без цели сбыта) в крупном размере. Однако благодаря ведомственным инструкциям, крупным размером признавались фактически разовые-двухразовые дозы. Такая, еще сохраняющаяся, мера правового воздействия, как принудительное лечение для лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманией, бездействует.
С 1 июля 2003 г. новый Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, имеющий статьи, касающиеся наркотиков, вступил в силу. Он предусматривает штраф или арест до 15 суток за незаконное потребление наркотиков без назначения врача (ранее аналогичные нормы действовали с 1987 г. до 25 октября 1990 г.).
Кроме этого, закон предусматривает ответственность за появление и употребление наркотических веществ и психотропных средств в общественных местах.
Однако из-за несовершенства законодательства и несогласованности работы законодательных и исполнительных органов наряду с ужесточающими мерами 12 мая 2004 г. вступило в силу постановление Правительства РФ № 231 «Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 06.05.2004 г.6 Целью постановления было дифференцировать подход к сбытчикам и потребителям, но разработчики упустили тот факт, что рядовые наркоманы зачастую сами становятся продавцами. Розничная торговля наркотиками была практически узаконена. Например, уголовная ответственность предусмотрена только при наличии одного и более граммов героина. Один грамм для наркопотребителя со стажем - немного, но этого хватит для развития наркозависимости, скажем, у десятка школьников.
Следует также констатировать, что распространяющаяся угроза незаконного потребления наркотиков подтверждается следующими данными, приводившимися на заседании Совета Безопасности Российской Федерации в ходе рассмотрения вопроса «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании в стране».
Так, на 1 января 2001 г. количество зарегистрированных больных наркоманией составило более 269 тыс. человек, что в 9 раз больше, чем в 1990 г., а по оценке экспертов, в незаконное потребление наркотиков вовлечено не менее 2,5 млн. граждан, то есть 1,7 % населения страны.
По состоянию на 2003 г. количество только зарегистрированных органами здравоохранения наркозависимых граждан составило более 400 тыс. человек. При этом регулярно употребляют наркотики несколько миллионов россиян.
Согласно данным общероссийского мониторинга нар ко ситуации, проведенного в рамках Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы», количество лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, на 1 января 2005 г. составило 5,99 млн. человек.
По данным Минздравсоцразвития России, в 2004 г. на наркологическом учете состояло 493647 человек, из них больных наркоманией - 342719 человек. Основываясь на статистических данных, многие эксперты утверждают, что количество потребителей наркотиков в несколько раз выше числа официально поставленных на учет и, по их оценкам, составляет около 6 млн. человек, или 4% населения страны, причем около 80-90% составляют потребители «жестких» синтетических наркотиков и наркотиков опийной группы. Следует отметить, что около 2 млн. человек из числа потребителей наркотиков составляют подростки и молодежь в возрасте до 24 лет.
В 2007 г. общее число состоящих на наркологическом учете составило 537 тыс. человек. Согласно международным методикам расчета, реальное количество наркозависимых составляет примерно в пять раз больше - 2-2,5 млн. человек, или 2% населения страны, а до 90% наркозависимых в стране являются потребителями наркотиков опийной группы. По свидетельствам из медицинской практики, лица, потребляющие героин регулярно, умирают через 5-7 лет, а ежегодно в России от потребления наркотиков умирают около 10 тыс. человек.
Особую обеспокоенность вызывает распространение наркомании среди молодежи: согласно социологическим исследованиям, около двух третей потребителей наркотиков составляют молодые люди в возрасте до 30 лет.
Наркотизация способствует росту преступности по нескольким направлениям: множится число преступлений, совершаемых наркоманами с целью добычи денег для оплаты наркотиков; наркобизнес приносит многомиллиардную прибыль, которая становятся основой теневой экономики, оказывают разлагающее влияние на социальную среду.
Более половины наркотиков, находящихся в российском нелегальном обороте, имеют зарубежное происхождение. За 90-е гг. транзитный наркотрафик, проложенный через Россию, оброс обширными зонами активной наркоторговли. Фактически мы имеем дело с наркоагрессией, в которую втягиваются все новые и новые организованные преступные группы, в т.ч. транснационального характера.
По имеющимся оперативным данным, в России свыше 950 наркогруппировок, контролирующих этот преступный рынок. Более 330 из них сформированы по этническому признаку, располагают широкими, в т.ч. родственными связями вне России. Ими организованы стабильные и разветвленные схемы поставок и реализации крупных партий наркотических средств. Известна практика привлечения наркодилерами к своей противоправной деятельности сотрудников правоохранительных органов, властных структур, высококвалифицированных юристов, экономистов и банковских работников. Они используются для прикрытия каналов поставок, добывания упреждающей информации, выработки системы защиты и способов «отмывания» доходов от наркоторговли.
В Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, на Урале и в регионах Северного Кавказа отмечена тенденция к объединению наркогруппировок для монополизации каналов контрабанды и сбыта наркотиков.
Прозрачность границ, взаимная заинтересованность мирового сообщества в сдерживании наркоугрозы требуют от нас не просто деклараций об объединении усилий, а конкретной, повседневной работы по укреплению международного сотрудничества.
В рамках реализации новой антинаркотической политики в 2003 г. впервые в российской истории был создан и приступил к работе специальный орган исполнительной власти - Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, позднее переименованный в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. В настоящее время в системе наркоконтроля развернут 81 территориальный орган - это ответ на вызовы наркосистемы.
Перед органами наркоконтроля (ФСКН России) поставлены следующие задачи:
- качественно изменить характер сложившейся в последнее десятилетие антинаркотической практики, сместив акценты с работы по наркопотребителям на борьбу с организованной наркопреступностыо;
- пресекать каналы поступления наркотиков в Россию из-за рубежа и их последующего сбыта;
- нанести удар по экономическим основам наркобизнеса;
- усилить координационное начало правоохранительной деятельности государства на данном направлении;
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
- интегрироваться в мировую систему противодействия производству и распространению наркотиков.
Осуществление этих крупномасштабных мероприятий ведется в течение пяти лет, и уже можно говорить о повышении результативности деятельности российских правоохранительных органов.
В целях совершенствования механизмов межведомственного взаимодействия в антинаркотической сфере в текущем году проходит согласование проект Инструкции об организации взаимодействия ФСКН России, МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСИН России в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ.
С созданием органов наркоконтроля не просто увеличивался правоохранительный ресурс, но и начата реализация стратегического плана по коренному изменению борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
В этом направлении при поддержке МИДа уже многое сделано. ФСКН России вступила в регулярное взаимодействие с Управлением ООН по наркотикам и преступности. Налаживаются рабочие контакты с компетентными ведомствами США, Великобритании, Ирана, Польши, Таджикистана, Таиланда, Казахстана, Киргизии, Китая, Пакистана, Финляндии и других стран. Проводятся совместные мероприятия с представителями международных полицейских организаций и зарубежных правоохранительных органов.
Кроме этого, в сентябре 2007 г. состоялись рабочие визиты делегации ФСКН России в Сирийскую Арабскую Республику и в Республику Хорватия. В ходе визитов подписаны межведомственные соглашения, направленные на проведение совместных оперативнопрофилактических мероприятий, развитие профессиональных контактов, обмен опытом работы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, реализацию планов подготовки и повышения квалификации кадров.
Необходимость углубления сотрудничества ФСКН России с правоохранительными структурами этих стран, через территорию которых проходит так называемый «Южный» и «Балканский» маршрут афганского наркотрафика, связана в первую очередь с решением задач противодействия афганской наркоугрозе, масштабы которой за последние годы значительно возросли.
В целях обеспечения правовой основы для сотрудничества с компетентными органами иностранных государств в антинаркотической сфере подготовлены и подписаны межведомственные соглашения о сотрудничестве с Министерством внутренних дел Королевства Испания, Министерством общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам, Национальной Комиссией по контролю за наркотиками Лаосской Народно-Демократической Республики, Центральным Комитетом по контролю за наркотиками Союза Мьянма, Министерством внутренних дел Эстонской Республики, Министерством внутренних дел Республики Болгария, Национальным управлением по наркотикам Республики Колумбия; Меморандум о взаимопонимании в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - с Национальным советом по контролю за наркотиками и психотропными веществами Эквадора.
Осуществляя свои координационные функции, ФСКН России совместно с Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности организовала проведение оперативнопрофилактической операции «Канал-2003». Ранее аналогичные комплексные мероприятия проводились в рамках взаимодействия органов внутренних дел, а в 2003 году впервые органы наркоконтроля действовали не только в расширенном межведомственном, но и в международном формате.
При этом в условиях разрастания афганской наркоиндустрии учитывалась необходимость стремиться к созданию «антинаркотического пояса безопасности» вокруг Афганистана, в т.ч. на таджикско-афганской и российско-казахстанской границах.
В рамках проведения комплексной оперативно-профилактической операции «Канал», путем объединения усилий правоохранительных органов иностранных государств с целью создания антинаркотических и финансовых «поясов безопасности» вокруг Афганистана реализуются в т.ч. решения и рекомендации, принятые в ходе II Министерской конференции «О путях доставки наркотиков из Афганистана» («Париж-2 -Москва-1»).
По согласованию с руководством страны, ФСКН России принято решение о проведении международной операции государств-участников ОДКБ на территории России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Белоруссии и Армении. С этой целью предварительно осуществлялись консультации на уровне глав государств и правительств, были подготовлены необходимые правовые документы, проведены командно-штабные учения, отработаны формы взаимодействия и способы связи.
В настоящее время прорабатывается вопрос о придании проводимой государствами - членами ОДКБ комплексной оперативно-профилактической операции «Канал» статуса постоянно действующего регионального антинаркотического проекта.
ФСКН России и другими заинтересованными органами проведены мероприятия по подготовке к подписанию Российской Федерацией Соглашения между Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о создании Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ).
Следует отметить, что эффективность борьбы с наркопреступностью обусловлена проведением и других межведомственных комплексных оперативно-профилактических операций. В декабре 2003 г. при координирующей роли Федеральной службы проведена оперативнопрофилактическая операция «Допинг», в ходе которой проверено более четырех с половиной тысяч предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров. Выдано более 500 предписаний об устранении нарушений установленных правил оборота наркотиков, возбуждено почти 200 уголовных дел. Из оборота изъято около 150 кг незаконно хранившихся наркотических лекарственных средств и препаратов, 50 кг сильнодействующих веществ, более 260 т прекурсоров, т.е. химических веществ, используемых при изготовлении наркотиков.
Регулярно проводятся операции «Мак», «Конопля» и «Синтез». Основной их целью является ужесточение контроля за производством, хранением, транспортировкой, переработкой и уничтожением наркотиков и их прекурсоров, выявление и ликвидация подпольных нарколабораторий, обнаружение и уничтожение незаконных посевов мака и дикорастущей конопли.
Справка: В ходе проведения первого этапа комплексной оперативно-профилактической операции «Мак -2007» выявлено 749 фактов незаконных посевов, в том числе мака - 155, конопли
- 463. Возбуждено 19441 уголовное дело, в т.ч. 15215 - по преступлениям, относящимся к категории тяжких и особо тяжких. 11320 человек привлечены к уголовной ответственности. Из незаконного оборота изъято более 3 т наркотиков, большая часть из которых приходится на марихуану - 2 т 209 кг.
В ходе проведения первого этапа операции «Канал -2007» изъято около 11 т наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или сильнодействующих веществ, в т.ч.: 194 кг героина, 226,7 кг гашиша, 11 кг кокаина. Из незаконного оборота изъято 692 единицы огнестрельного оружия и около 15 000 шт. боеприпасов.
Расширяя и повышая эффективность борьбы с наркопреступностью, мы отчетливо понимаем, что только силовыми средствами наркотизацию населения не предотвратить. Когда мы говорим о наркотиках и наркопотреблении, в поле зрения попадают два больших и взаимосвязанных между собой блока проблем, один из которых связан с распространением незаконной торговли наркотическими средствами, а другой - с употреблением наркотиков, ростом количества людей, попадающих в наркотическую зависимость.
Спрос неизменно вызывает предложение.
Поэтому другим важнейшим направлением работы органов наркоконтроля стала активизация профилактической деятельности. Именно она призвана обеспечить снижение спроса на наркотики, способствовать развитию новых возможностей для лечения и реабилитации наркозависимых граждан.
В целях совершенствования государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» образован Государственный антинаркотический комитет, призванный обеспечивать координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, для организации контроля за оборотом наркотических средств.
Практически во всех субъектах Российской Федерации в ходе реализации данного Указа при участии территориальных органов наркоконтроля созданы антинаркотические комиссии.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Основной задачей комиссий является участие в формировании и реализации на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Комиссии осуществляют свою деятельность во взаимодействии с Государственным антинаркотическим комитетом, аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями.
Охрана здоровья населения - одна из важнейших задач государства. Если рассматривать ее с интересующей нас точки зрения, то одним из наиболее важных направлений социальной политики государства является разработка проекта нормативного правового акта, предусматривающего:
- введение обязательного (недобровольного) учета лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, в наркологических учреждениях здравоохранения;
- регулирование порядка выявления, постановки на учет наркопотребителей, наблюдения и снятия с учета;
- регламент взаимодействия органов исполнительной власти в этой сфере, в т.ч. дальнейшее совершенствование взаимодействия заинтересованных органов.
Не менее важным представляется создание условий для своевременного обращения граждан в органы здравоохранения по поводу зависимости от психоактивных веществ, повышение эффективности выявляемости больных и доступность качественной наркологической помощи для населения; обеспечение деятельности органы здравоохранения необходимыми ресурсами, специалистами, нормативно-правовой базой, внедрение новых методов лечения и медицинской реабилитации, организация лечебно-реабилитационного цикла для наркозависимых, внедрение системы социально-трудовой реабилитации больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, прошедших курс лечения и медицинской реабилитации.
Требуют внимания:
-приведение нормативно-правовой базы деятельности наркологических учреждений в соответствие с действующим законодательством, изменившейся структурой контингента больных и современным технологиям лечения;
- регламентация оказание наркологической помощи детям и подросткам, страдающим наркозависимостью;
- введение научно обоснованных критериев для установления диспансерного учета и наблюдения за наркологическими больными и для его прекращения.
Существующая практика лицензирования только форм оказания наркологической помощи (амбулаторная и стационарная) вместо более целесообразного лицензирования соответствия учреждения современным стандартам диагностики и лечения способствует проникновению на рынок наркологических услуг недобросовестных коммерческих организаций, частнопрактикующих врачей, некомпетентных специалистов, не способных качественно обеспечить помощь в надлежащем объеме.
В настоящее время требуется принятие социально-правовых мер в отношении потребителей психоактивных веществ, уклоняющихся от лечения: ведь только в одном Санкт-Петербурге в 2006 г. таковых насчитывалось 6535 человек.
В социальной сфере первостепенное значение приобретает приоритетность мер по антинаркотической профилактике и предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе:
- стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду;
- занятость;
- выявление наркопотребителей (диспансеризация).
Особое значение придается:
- привлечению негосударственных организаций и граждан к участию в антинаркотической политике;
- развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
- комплексному подходу в системе социальной помощи наркозависимым.
Не менее важными мерами противодействия незаконному потреблению и обороту наркотиков являются:
- разработка и внедрение в деятельность образовательных учреждений специализированных учебных программ профилактической направленности, включающих антинаркотическое просвещение;
- приведение в систему работы в образовательных учреждениях школьных психологов по выявлению среди учащихся «групп риска» и проведению с ними целенаправленной профилактической работы;
- введение в практику проведения антинаркотической профилактической работы уполномоченными лицами (органами) в ПТУ, техникумах, вузах в целях раннего выявления и своевременного оказания наркологической помощи.
Таким образом, тенденции развития наркоситуации в субъектах Российской Федерации, в том числе и Северо-Западном федеральном округе, зависят от следующих факторов, лежащих в социальной сфере:
- создание действенной системы целевой профилактической деятельности (выявления групп риска и потребителей психоактивных веществ);
- развитие сети наркологических кабинетов и центров медицинской реабилитации;
- обеспечение комплекса мероприятий противорецидивной профилактики (социальнотрудовой адаптации лиц, прошедших наркологическое лечение);
- принятие неотложных мер по предотвращению наблюдаемого снижения первичной обращаемости больных в наркологические учреждения и неудовлетворительной активной выявляемости потребителей психоактивных веществ;
- безотлагательное обновление нормативно-правовой базы антинаркотической и антиалкогольной деятельности государственных органов и учреждений здравоохранения;
- слаженность действий в области антинаркотической профилактики органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, социальных служб, медицинских учреждений и уполномоченных подразделений правоохранительных органов (ОВД).
Низкая эффективность целевых профилактических мероприятий, лечения, медицинской и социально-трудовой реабилитации не позволяют в конечном итоге обеспечить уменьшение спроса на наркотики и иные психоактивные вещества.
К социально-правовым мерам противодействия незаконному потреблению и обороту наркотиков следует отнести развитие наиболее эффективно и положительно зарекомендовавших себя форм работы общественных объединений с учетом того, что их деятельность не должна причинять какой-либо вред интересам общества и государства.
Основными направлениями деятельности общественных объединений следует считать:
- популяризацию здорового образа жизни, в т.ч. средствами физической культуры и спорта;
- формирование навыков здорового образа жизни и устойчивого поведения к негативному психологическому влиянию;
- разработку, адаптацию и внедрение в практическую деятельность комплексных программ профилактики и реабилитации подростков и молодёжи;
- проведение межведомственных антинаркотических мероприятий, в т.ч. реализацию коммерческих проектов, для получения средств и их использования в благотворительных целях;
- содействие общественных организаций проведению антинаркотических акций;
- организацию экспозиций антинаркотического содержания;
- организацию и проведение антинаркотических семинаров и конференций, в т.ч. с участием школьников;
- чтение лекций среди школьников, их родителей по вопросам антинаркотической профилактики и связанных с ней правонарушений;
- подготовку и распространение буклетов, плакатов, листовок антинаркотического характера;
- формирование основ к раскрытию положительных качеств личности;
- работу по антинаркотической профилактике в семье и школе, усиление роли семьи в воспитании подростков и молодёжи;
- оказание помощи подросткам и молодежи в трудных жизненных ситуациях, их
трудоустройство;
- организацию работы групп взаимопомощи родителей наркозависимых и их ближайшего окружения;
- анонимное консультирование по вопросам антинаркотической профилактики;
- оказание профессиональной психологической помощи и духовной поддержки;
- предупреждение распространения ВИЧ/СПИДа среди подростков и молодежи;
- предупреждение рецидивов наркомании и социальную реабилитацию бывших наркозависимых.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
При организации сопротивления наркосистеме велика роль общественности. Территориальные органы наркоконтроля используют возможности пейджинговой связи в рамках проекта «Горячая линия». С появлением «телефонов доверия» граждане, располагающие сведениями о местах хранения и сбыта наркотиков, открыто и на условиях анонимности передают необходимую информацию.
При участии органов наркоконтроля происходит активизация создания и распространения плакатов, печатных и телевизионных материалов, способствующих предупреждению употребления наркотиков и пропагандирующих здоровый образ жизни.
Усилия органов наркоконтроля, направленные на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 561, проявились в т.ч. в организации и проведении профилактических мероприятий.
Разработана и реализуется Национальная программа «Неприкосновенный запас - дети Отчизны», основными целями которой являются работа с детьми и подростками группы социального риска с целью адаптации их к жизни, а также создание единой системы, интегрирующей детей и подростков в будущую жизнь, готовящей их к службе в Вооруженных силах и правоохранительных органах России.
С целью формирования в обществе негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, пропаганды здорового образа жизни, максимального вовлечения детей, подростков и молодежи в занятия спортом сотрудниками органов наркоконтроля как центрального аппарата ФСКН России, так и территориальных органов, проведена большая работа, направленная на реализацию общегосударственной программы оздоровления нации в части, касающейся массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Впервые в Российской Федерации проведены конкурсы среди субъектов Российской Федерации по результатам реализации региональных целевых программ, направленных на противодействие злоупотреблению наркотиками, лучшую организацию профилактической работы, лечение и реабилитацию больных наркоманией, а также среди негосударственных организаций на лучшую программу по профилактике наркомании и наркопреступности, социальной реабилитации больных наркоманией.
Проведенные мероприятия позволили акцентировать внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и негосударственных организаций на необходимость проведения целенаправленной работы, направленной на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков, реабилитацию и ресоциализацию бывших потребителей наркотиков.
Таким образом, в настоящее время создана и функционирует система координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств.
В настоящее время в ходе создания и ведения Единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотиков, одной из определяющих задач органов наркоконтроля является формирование общегосударственной системы мониторинга наркоситуации, основанной на анализе статистических показателей, оперативной информации, данных социологических исследований и опросов населения, выводах экспертов. Об этом говорится уже давно, однако различные причины, в т.ч. и материальнотехнические, до последнего времени не давали пойти дальше дискуссий.
Создание Единого банка данных позволит в полном объеме обеспечивать сбор и аккумулирование информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для организации противодействия наркоугрозе и будет способствовать усилению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля за оборотом наркотиков и противодействия их незаконному обороту.
Организация доступа к сведениям, накопленным в Едином банке данных, способствует повышению эффективности деятельности подразделений и территориальных органов ФСКН России, иных правоохранительных органов и спецслужб России, степени их взаимодействия, позволяет более качественно решать задачи, направленные на противодействие наркопреступности.
Принципиальная роль в деятельности Службы отводится непосредственному выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и предварительному расследованию преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к нашей подследственности.
Усилия оперативного состава и следователей будут сосредоточены на перекрытии каналов контрабандных поставок в Россию наркотиков, выявлении мест незаконного изготовления и складирования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Системного подхода потребует работа по разоблачению организаторов и активных участников наркогруппировок, в т.ч. этнических, их коррумпированных связей во властных и правоохранительных структурах, а также лиц, финансирующих наркопреступность и обеспечивающих легализацию доходов от наркоторговли.
Подрыв экономической базы наркомафии - одна из главнейших задач, стоящих перед Службой.
Северо-Западный федеральный округ в связи с особенностями своего местоположения, уровня экономического развития является объектом постоянной экспансии со стороны крупных наркоторговцев, преследующих цель получать высокие доходы от своего бизнеса.
Динамика развития наркоситуации в СЗФО за 2000-2006 гг. свидетельствует об увеличении числа лиц, больных наркоманией. Так, по данным представительства Минздравсоцразвития России, в Северо-Западном федеральном округе по состоянию на 01.01.2007 г. число лиц, зарегистрированных медицинскими учреждениями СЗФО с диагнозом «наркомания», составило 21272 человека, или 155,4 человек на 100 тыс. населения, что значительно ниже этого же показателя по России - 245,4 человек на 100 тыс. населения.
В СЗФО за последние годы, наблюдается увеличение этого показателя. Однако, начиная с 2002 г., все же удалось замедлить и стабилизировать динамику роста количества больных с диагнозом «наркомания». Так, за 2005 г. показатель роста составил 4,4%, за 2006 г. - 2%.
Менее благополучно складывается ситуация в таких регионах, как Санкт-Петербург, Ленинградская и Мурманская области, Республика Коми, Архангельская область и НАО, где количество состоящих на учете в расчете на 100 тыс. человек превышает средний показатель по федеральному округу.
Снижение количества лиц, состоящих на учете с диагнозом «наркомания», наблюдается в Калининградской, Новгородской, Псковской областях и Республике Карелия.
Наглядным показателем состояния наркоситуации является численность больных с впервые выявленным диагнозом, который отражает интенсивность распространения наркомании.
После «пика» заболеваемости, который наблюдался в 2000 г., её уровень почти в три раза снизился в период 2002-2004 гг. Но за последние два года вновь обозначился рост первичной заболеваемости. За 2005-2006 г. этот показатель составил 5%. В целом по Российской Федерации -12%.
Обращает на себя внимание статистика гибели людей в результате отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами. В большинстве случаев наркоманами используются смеси, содержащие синтетический наркотик 3-метилфентанил.
В 2005 г. в Северо-Западном регионе по сравнению с 2004 г., количество смертельных исходов в результате таких отравлений увеличилось на 37% (2004 г. - 641, 2005 г. - 1017). В 2006 г. произошло снижение количества отравлений со смертельным исходом на 21% (816).
Наибольшее их количество в 2006 г. зафиксировано в Калининградской области (235 случаев), Санкт-Петербурге (300 случаев) и Ленинградской области (177 случаев).
Уровень и динамика заболеваемости наркоманией в СЗФО и РФ практически идентичны, что свидетельствует о том, что на распространение наркомании в СЗФО влияют факторы, характерные для страны в целом.
На оперативную обстановку в Северо-Западном федеральном округе существенное влияние оказывает его геополитическое положение. Наличие границ с семью зарубежными государствами, разветвленная транспортная сеть создают возможность для контрабанды и транзита наркотиков через территорию Северо-Западного региона как в другие субъекты Российской Федерации, так и на территорию иностранных государств.
Основными направлениями поступления наркотиков в наш регион являются:
- Среднеазиатское (Таджикистан, Казахстан, Узбекистан. Туркменистан, в т.ч. транзит из Афганистана);
- Юго-Западное (Беларусь, Украина, Молдова);
- Западное (Литва, Польша, Голландия, Швеция, в т.ч. транзит из Латинской Америки).
В силу своего географического расположения перевалочным центром наркотрафика является
Санкт-Петербург. Это в известной степени отражается и на наркоситуации в рассматриваемом регионе.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
На территории СЗФО нет собственной сырьевой базы для производства необходимого количества наркотиков. Следовательно, все они завозятся из других регионов, в т.ч. из-за границы. Таким образом, в округе существует хорошо организованная и разветвленная сеть наркодельцов с межрегиональными и международными связями, налажены транспортировка и распространение наркотиков.
Проведенный анализ поступающих из территориальных органов наркоконтроля и других правоохранительных органов сведений позволяет сделать вывод о том, что поставкой наркотического средства «героин» на территорию Северо-Западного федерального округа занимаются в основном таджикские организованные преступные группы (ОПГ). Представители других групп большей частью перекупают героин и занимаются его последующей реализацией мелкооптовым сбытчикам.
Доставкой и распространением наркотических средств растительного происхождения занимаются преимущественно выходцы из южных республик СНГ, республик Кавказа и Средней Азии (Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Грузия), а также из южных регионов России (Чечня, Кабардино-Балкария и др.).
Анализ практики расследования уголовных дел и работы по делам оперативного учета показал, что преступные этнические формирования обладают рядом особенностей, осложняющих их оперативную разработку и производство следственных действий.
Определяющую роль в незаконном обороте наркотиков играют как организованные преступные сообщества, так и организованные преступные группы.
По оперативным данным территориальных органов ФСКН России СЗФО, на территории субъектов федерального округа действуют порядка 60 организованных преступных групп, из которых более 20 - этнических.
Изъятие из незаконного оборота наркотических средств является одним из факторов, сдерживающих рост наркомании.
Анализ фактов изъятых наркотических средств и психотропных веществ свидетельствует о том, что наиболее распространенным наркотическим средством в округе по-прежнему остается героин. Его удельный вес в общем количестве изъятий составляет 42%. На втором месте синтетические наркотики (30%), на третьем - марихуана (17%).
Следует отметить, что после задержания Управлением по Санкт-Петербургу и Ленинградской области совместно с Управлением по СЗФО 1 Департамента ФСКН России группировки, причастной к распространению 3-метилфентанила, резко сократилось количество задержаний с данным видом наркотика.
В заключение следует отметить, что одной из причин, стимулировавшей распространение наркомании, стало ухудшение условий жизни большого количества людей в 90-е гг.
Однако наша страна сумела в короткие сроки преодолеть экономический спад и в последнее десятилетие уверенно следует в стратегически верном направлении социально-экономического развития, что позволило преодолеть длительный спад производства, войти в десятку крупнейших экономик мира, что, в свою очередь, позволит в ближайшее время реализовать основные социальные проекты в области антинаркотической политики государства.
Список литературы
1. Вступительное и заключительное слово на коллегии Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Президента Российской Федерации В.В. Путина 30 марта 2004 г.
2. Доклад директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ В.В. Черкесова 30 марта 2004 г. на коллегии «О результатах оперативно-служебной деятельности Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
3. Выступление 18 сентября 2006 г. директора ФСКН России В .В. Черкесова на заседании Правительственной Комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
4. Эволюция и современное состояние преступности в сфере незаконного оборота наркотиков: международный и российский опыт противодействия: Материалы круглого стола VI международного специализированного форума «Антинарко-2007». Санкт-Петербург. Санкт-
Петербургский университет МВД России, СЗ ИПК ФСКН России, 23 ноября 2007 года / Отв. ред. М.Х. Гельдибаев. - В 3 ч. Ч. 1: Наркомания, наркотизм, наркобизнес: проблемы противодействия и пути их решения. - СПб.: СЗ ИПК ФСКН России, 2008. - 115 с.
5. Решения от 14 апреля 2006 г № 9-1, 9-2, от 31 октября 2006 г. № 10-1,10-2, от 26 апреля 2007 г. № 11, от 21 января 2008 г. № 12-1, 12-2, 12-3 Межведомственной комиссии при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе по противодействию незаконному обороту и потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Окружной антинаркотической комиссии).
6. Наркотики в России: преступления и расследования / Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Ассоциация юристов Санкт-Петербурга; Санкт-Петербургский университет МВД России; Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ; Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 1999 г. 470 с.
7. Наркотизм. Наркомании. Наркополитика: Сборник статей / Под ред.
А.Г. Софронова. - СПб.: Издательство «Медицинская пресса», 2006. - 552 с.
8. Черкесов В.В. Необходимо выработать единую уголовную политику борьбы с наркоугрозой // ФСКН. Департамент межведомственной и информационной деятельности. Центр общественных связей. Обзор СМИ. Информагенство «Интерфакс». 29.04.2004 г.
9. Федоров А.В. О некоторых итогах реализации новой атинаркотической политики в Российской Федерации // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Контроль за оборотом наркотиков и предупреждение преступности в России». 26-27 мая 2005 г. - Ч. 1. - СПб.: СЗ ИПК ФСНК России, 2005. - С 4-5.
1 Большая медицинская энциклопедия Т. 16 / Под ред. Б.В. Петровского. М.: Издательство «Советская энциклопедия» , 1981. 162 с.
2 Колесов Д. В. Не допустить беды М., 1988. 37 с.
3 Криминология: Словарь/ Под общ. Ред. В.П. Сальникова Серия «Учебники для вузов, специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань»; издательство санкт-Петербургского университета МВД России, 1999. С.90.
4 Большая медицинская энциклопедия Т. 16 / Под ред. Б.В. Петровского. М.: Издательство «Советская энциклопедия» , 1981. 162 с
5 Всемирных доклад о наркотиках 1997 год. Международная программа ООН по контролю за наркотиками.
6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 19, ст. 1898
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008