6'2014
Пробелы в российском законодательстве
5.4. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НОВЫХ ВИДОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
Гордеев Алексей Юрьевич, подполковник полиции, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Белгородский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра уголовноправовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье анализируется современная наркоситуация в России, рассматривается эволюция государственного механизма противодействия новым видам наркотических средств и психотропных веществ, проблемы правового регулирования этой деятельности и перспективы совершенствование норм, закрепляющих право органов наркоконтроля самостоятельно приостанавливать оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, синтетические наркотики, профилактика наркотизма, ресоциализация наркоманов, спайс, дезоморфин, «Cristalius» (кристалиус), ФСКН.
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF COUNTERACTION TO ILLEGAL CIRCULATION OF NEW KINDS OF NARCOTICS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES
Gordeev Alexey Yurievich, police lieutenant colonel, PhD at law, Position: senior lecturer. Place of employment: Belgorod Law Institute of MIA Russia. Department: Criminal law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article analyses the modern
narcosituation in Russia and considers the evolution of the government’s machinery of counteraction to new kinds of narcotics and psychotropic substances, problems of legal regulation of this activity and prospects of improving the rates fixing the right of drug enforcement bodies independently to stop the trafficking of new potentially dangerous psychoactive substances in the territory of the Russian Federation.
Keywords: drug trafficking, synthetic drugs, prevention of narcotizm, addicts’ resocialization, spice, dezomorphin, «Cristalius» (кристалиус), FSCN.
Анализ развития наркотизма и результатов правоохранительной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Российской Федерации за последний отчетный 2013 год показывает, что стремительно развивающаяся внешняя наркоэкспансия и высокий уровень наркотизации общества продолжают представлять прямую угрозу национальной безопасности страны.
В 2013 году правоохранительными органами пресечено в общей сложности 231 462 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 5,7 % больше, чем за 2012 год, в том числе органами наркоконтроля - 34,5 %, или 79 939 преступлений (прирост на 1,1 %)1 *.
1 Информационно-аналитическая справка о наркоситуации в Российской Федерации и результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков в 2013 году // Официальный сайт ФСКН России.
При этом следует отметить, что количество изъятых за 2013 год правоохранительными органами Российской Федерации наркотических средств осталось на уровне прошлого года и составило 34,8 т (снижение менее чем на 3 %), в том числе органами наркоконтроля - 21 т 645 кг (снижение на 2,9 %). Наблюдается существенный рост изъятий героина (2,4 т, при росте на 12,5 %, в том числе органами наркоконтроля - 1,7 т, рост на 5,9 %), гашиша (2,1 т, рост на 28 %, органами наркоконтроля - 1,3 т, рост на 39,5 %), кокаина (446 кг, рост в 6,6 раза, органами наркоконтроля - 185,3 кг, рост в 5,7 раза), синтетических наркотиков (2 т, рост в 1,5 раза, органами наркоконтроля - 1,1 т, рост на
21,1 %)2.
По данным мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, количество лиц, регулярно и эпизодически потребляющих наркотики, оценивается в 8 млн. человек (порядка 5,6 % населения), в том числе около 3 млн. - активные наркопотребители (2 % населения). При этом Россия занимает первое место среди всех стран мира по потреблению героина, на ее долю приходится 21% всего производимого в мире героина и 5% всех опиумсодержащих наркотиков.3
Потребление наркотиков ведёт к беспрецедентно высокой смертности молодёжи в возрастном сегменте от 15 до 34 лет - не менее 50-60 тысяч человек ежегодно по причине интенсивного патологического износа внутренних органов. В Японии с примерно такой же численностью населения в этом возрастном сегменте от наркотиков умирает в 20 (!) раз меньше, чем в России. В Европе, в среднем, - в 12 раз меньше4.
Вместе с тем отмечается устойчивая тенденция к стабилизации данной проблемы в стране, что стало возможным благодаря консолидации усилий субъектов антинаркотической деятельности и институтов гражданского общества по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, а также решений Президента Российской Федерации.
За последние пять лет к уголовной и административной ответственности всего привлечено 1 миллион 200 тысяч человек, пресечена деятельность 26 тысяч организованных преступных групп и организованных преступных сообществ. Из 1,2 млн. привлеченных к ответственности за 5 лет - 1 млн это сами наркопотребители. Причем полмиллиона наказаны за употребление наркотиков штрафами в административном судопроизводстве, а другие полмиллиона в уголовном судопроизводстве за преступления, совершенные ими, чтобы добыть средства на наркотики. 65 % всех преступлений в стране связано с наркотиками, при этом до 80 % всех краж, мелких неквалифицированных грабежей, связанных с отъёмом мобильных телефонов,
[Электронный ресурс] URL:
http://fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939 /10395/31423/31424/index.shtml (дата обращения: 26.11.2014).
2 Данные результатов оперативно-служебной деятельности ФСКН России за 2013 г. // Официальный сайт ФСКН России. [Электронный ресурс] URL: http:// fskn.gov.ru (дата обращения: 27.11.2014).
3 Лавров Н.М. В РФ предлагается ввести уголовную ответственность за потребление наркотиков. [Электронный ресурс] // URL: http://antinarkotiki.com/2011/10/05/B-pA-npeflnaraeTCB-BBecTH-уголовную-от/ (дата обращения: 26.11.2014).
4 Чирков Д.К. Уровень наркотизации населения и ее социальные последствия. Журнал Белгородского юридического института МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2007. №1. С. 92-95.
118
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
Гордеев А.Ю.
дамских сумочек, автомагнитол и т.п., совершается наркопотребителями5.
В последнее время активно ведется работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования сферы противодействия наркотизму. Только за период с 2008 по 2014 годы по инициативе ФСКН России принято 40 федеральных законов, издано 44 указа Президента Российской Федерации и 105 постановлений Правительства Российской Федерации.
К числу значимых мер, принятых государством в последние годы и позволивших существенно снизить уровень наркотизации в обществе и повысить эффективность борьбы с незаконным оборотом наркотиков, можно отнести:
- Введение повышенной уголовной ответственности за крупнооптовые поставки наркотических средств и психотропных веществ пожизненного срока, что стало эффективным механизмом по подрыву инфраструктуры наркомафии.
- Запрещены в свободной продажи кодеинсодержащие препараты ежегодным суммарным объёмом 10 тонн опиатов, в результате которого лекарственноаптечная наркомания практически сошла на нет. Дезоморфин, он же «крокодил», перестал обращаться в России.
- Проведена коррекция законодательства в условиях создания Таможенного Союза и расширения таможенной границы, что позволило задействовать потенциал государственной границы Российской Федерации в целях пресечения контрабанды афганских наркотиков.
- Кардинально упрощён порядок отпуска обезболивающих препаратов в медицинских целях, что серьёзно улучшило ситуацию в этой области.
- Вступил в силу с 25 мая 2014 г., принятый по инициативе ФСКН России, Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым закреплена возможность возложения судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании, медицинскую, социальную реабилитацию на лицо, совершившее административное правонарушение в области законодательства о наркотиках, при этом признанное больным наркоманией либо потребляющим наркотики без назначения врача.
Тем же Федеральным законом введена административная ответственность за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (статья 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
- Введён принципиально новый правовой институт альтернативной ответственности, когда уже сейчас решениями судов в уголовном и административном судопроизводстве обеспечивается интенсивный многотысячный поток молодых, в основном, наркопотребителей на реабилитацию.
- В ходе реализации мер по укреплению националь-
ной безопасности на 2014-2015 гг., изложенных в докладе «О состоянии национальной безопасности Российской Федерации в 2013 году и мерах по ее укреплению», ФСКН России завершена разработка
5 См.: Выступление директора ФСКН России В.П. Иванова на парламентских слушаниях (01.12.2014). [Электронный ресурс] URL: http://www.fskn.aov.ru/includes/periodics/speeches _fskn/20l4/ 1201/121833708/detail.shtml (Дата обращения: 06.12.2014).
программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ». Данная программа включена в государственную программу «Противодействие незаконному обороту наркотиков», утвержденную
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 299, в качестве подпрограммы № 3. Таким образом, создана политическая и организационно-административная база Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации.
Вместе с тем, масштабы и темпы распространения наркотиков, широкий размах их незаконного оборота свидетельствуют о низкой результативности и недостаточности принимаемых мер по борьбе с наркотизмом. Нуждается в дальнейшем совершенствовании существующая система взаимодействия между различными государственными и общественными структурами, противодействующими этому негативному процессу6 * * *. Практически отсутствуют системные законодательные предпосылки по полномасштабному функционированию в стране единой национальной системы комплексной реабилитации как принципиально нового вида деятельности государства. Также в настоящее время требуют системного и принципиально нового законодательного решения в части совершенствования действующих регламентов с целью скорейшего реагирования на появление их новых видов синтетических наркотиков, представляющих собой масштабный вызов обществу.
За минувшие 10 лет объем поставляемых синтетических наркотиков в Россию вырос в 160 раз. Это очень опасная тенденция, которая характерна не только для России, но и для всего мира. В условиях широкого распространения синтетических наркотиков и эффективного противодействия трафику афганских опиатов в ближайшей перспективе можно прогнозировать реструктуризацию российского наркорынка: частичное замещение «традиционных» наркотиков, прежде всего героина, повышение криминального спроса на синтетические наркотические средства и психотропные вещества, а также соответствующие изменения структуры наркопотребления.
Следует особо отметить, что новые виды синтетических психоактивных веществ представляют чрезвычайную опасность для здоровья лиц, допускающих их потребление, в первую очередь в связи с абсолютной непредсказуемостью их воздействия на организм человека. Некоторые из этих веществ обладают сильнейшими отравляющими свойствами.
Так, согласно статистической информации Роспотребнадзора, в Российской Федерации вследствие широкого распространения новых видов психоактивных веществ наблюдается существенный рост числа случаев отравления ими. В 2013 году зарегистрировано 26,7 тыс. подобных фактов (18,4 на 100 тыс. населения), что на 46 % больше аналогичного показателя за 2010 год, при этом ведущее место (47,3 %) в структуре отравлений занимают «неуточненные» психоактивные вещества.
Внимание к проблеме употребления синтетических наркотиков в России особенно возросло после массовых отравлений курительными смесями, начавшимися в середине сентября 2014 г. От "спайса-убийцы" по-
6 Гордеев А.Ю. К вопросу об организационно-технологических
методах профилактики наркомании в образовательной среде //
Вестник Белгородского юридического института МВД России №2.
- Белгород: ООНИ и РИД Бел ЮИ МВД России, - 2008. С. 33-35.
119
6'2014
Пробелы в российском законодательстве
страдали свыше 2 тысяч человек, из них более 40 скончались7.
Подтверждением тому служит отмечаемый в 2013 г. рост изъятий синтетических наркотических средств почти в 1,5 раза. Масса изъятых правоохранительными органами наркотиков данной группы достигла 1 т 967 кг, из которых 1 т 102 кг, или 56 %, было конфисковано органами наркоконтроля (на 21,1 % больше, чем в 2012 году).
Это отчасти обусловлено вступлением в силу с 1 июня 2012 года положений постановления Правительства РФ от 20.07.2011 № 599 "О мерах по контролю в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", согласно которому запрещена свободная продажа лекарств, содержащих кодеин.
На запрете кодеинсодержащих препаратов в целях борьбы с наркозависимостью настаивали Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Минздрав России. Такие препараты как «Пенталгин-Н», «Коделак», «Терпинкод», «Солпадеин», «Нурофен Плюс» и другие теперь подлежат отпуску только по рецепту. Стоит также отметить, что эксперимент по ограничению свободной продажи кодеинсодержащих лекарств в середине 2011 года провели более 10 российских регионов, в число которых вошли Белгородская область, Воронежская область, Липецкая область, Курская область, Республика Татарстан и другие8.
В Белгородской области подобный заперт был установлен законом Белгородской областной Думы "Об утверждении порядка выписки, отпуска и учета лекарственных препаратов, содержащих кодеин и его соли" в июле 2011 г.9
Согласно положений данных нормативных актов российскими аптеками вводится строгий рецептурный учет отпуска кодеинсодержащих препаратов. Это значит, что пациент должен прийти со специальным рецептом от врача, этот рецепт должен храниться в аптеке долгое время, а при осуществлении проверки аптека должна предъявить все корешки рецептов для отчетности: какое количество упаковок этого препарата было отпущено.
В Европе ситуация с кодеинами несколько проще. Там разрешена реклама этих препаратов, и они относится либо к безрецептурному, либо к полурецептурному сегменту. Но у приходящего в аптеку покупателя провизор берет либо паспортные данные, либо пластиковую карту и заносит в свою информационную систему. Есть персональный учет тех, кто купил препарат с содержанием кодеина. Так как у нас в России аптеки не так технологически развиты и, наверное, не все провизоры честны в своей деятельности, именно поэтому было принято решение о запуске именно строго рецептурной системы учета данной продукции.
7 Закон о быстром запрете спайсов планируется принять до конца года / Информационное агентство "РИА-НОВОСТИ" // http://ria.ru/society/20141126/1035198099.html (дата обращения 29.11.2014).
8 Чирков Д.К., Евланова О.А., Коимшиди Г.Ф. Региональные особенности и различия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков // Национальная безопасность / NOTA BENE. 2013. №6 С. 77-93.
9 Закон Белгородской области № 62 от 12.07.2011 г. Об утверждении порядка выписки, отпуска и учёта лекарственных препаратов, содержащих кодеин и его соли. [Электронный ресурс] URL: http://www.belduma.ru/laws/laws_detail.php?soz=5&god=2011&nom= 62 (Дата обращения: 27.11.2014).
Хотя, конечно, это более жесткое регулирование, чем в Европе.
Вместе с тем, принятое Правительством РФ постановление № 599, запретившее безрецептурную продажу кодеиносодержащих лекарств, позволило российскому обществу резко снизить употребление дезоморфина, значительно повысив уровень здоровья россиян, освободиться от лекарственно-аптечной наркомании, а также к снизить рынок дезоморфина в десять раз, а количество наркопритонов уменьшить в два раза10 *.
Данный факт подтверждается и количеством фактов изъятия дезоморфина из незаконного оборота. Так, например, если в 2010 г. сотрудниками ФСКН было выявлено 138 фактов (изъято 18, 075 кг), в 2011 г. -204 (29, 553 кг.), в 2012 г. - 137 (19, 609 кг.), то в 2013 г. было выявлено всего лишь 3 факта, а изъято 560,09 грамм дезоморфина (!)11.
Кроме того, на недавнем совещании наркологи сообщили, что огромные запасы кодеина есть на Кавказе, и его продолжают незаконно продавать, поэтому дезоморфиновая наркомания продолжает в некоторых местах существовать12.
Запрет на безрецептурную продажу кодеиносодержащих препаратов привел к появлению на рынке новых психоактивных веществ. Так, например, на смену «крокодила» пришел «веселящий газ» (закись азота N2O). Это шарики с этим наркозным препаратом, которыми дышат. Медицина от него давно отказалась. Но после 1 июня 2012 г. эта тема была реанимирована. По словам главного нарколога Минздрава РФ Евгения Брюна: "потребление "веселящего газа" грозит поражением головного мозга, микроинсультами, гипоксией (кислородным голоданием) и другими серьезными нарушениями здоровья"13. Данный наркотик активно распространяется в ночных клубах и модных молодежных заведениях.
В таком случае, скорее всего, государству придется вводить новый запрет на продажу каких-то препаратов без рецептов. Так, кстати, был введен в список запрещенных препаратов "превинтин", который пользовался большой популярностью среди наркоманов, и получивший название "винт". Но вскоре его продажа была полностью запрещена.
Современная ситуация в России и в мире характеризуется постоянным появлением новых видов наркотиков. Злоупотребления данными видами наркотиков наряду с другими психостимуляторами получили наибольшее распространение в местах массового отдыха молодежи, где из общего числа данной возрастной категории, пробовавшей или потребляющей наркотик, впервые его употребляют 62,6%.
До 2009 года это в основном были наркосодержащие курительные смеси, так называемые «спайсы», в со-
10 Иванов В.П. Запрет на продажу дезоморфина привел «феноменальному оздоровлению нации» (опубликовано 15.01.2013) / Информационное агентство "INFOX". [Электронный ресурс] URL:// http://www.infox.ru/accident/crime/2013/01/15/Zapryet na prodazhu . phtml (Дата обращения: 27.11.2014).
^Данные результатов оперативно-служебной деятельности ФСКН России за 2010-2013 гг. // Официальный сайт ФСКН России. [Электронный ресурс] URL: http:// fskn.gov.ru (Дата обращения: 27.11.2014).
12 Запрещенный дезоморфин наркоманы заменили «веселящим
газом». [Электронный ресурс] URL: //
http://www.bfm.ru/news/191878 (Дата обращения: 27.11.2014).
13 Главный нарколог РФ: молодежь пристрастилась к «веселящему газу» // РБК. Ежедневная деловая газета. [Электронный ресурс] URL: http://rbcdaily.ru/society /562949984621375 (Дата обращения: 01.12.2014).
120
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ Гордеев А.Ю.
став которых входят листы шалфея предсказателя (Salvia Divinorum), семена розы гавайской (Argyrea Nervosa), цветок и листья голубого лотоса (Nymphea Caerulei) - которые теперь запрещено культивировать. В обновленный перечень наркотических и психотропных веществ также попали 23 синтетических каннаби-ноида, входящие в состав курительных и ароматических смесей.
После запрета продажи «спайсов» в 2009 году реализация новых синтетических наркотиков маскируется под товары бытовой химии, косметические средства, корм для животных, т.е. путем фальсификации назначения. Концентрат (синтетических наркотиков), который поставляется в Россию, наносится на травяные сборы, другие смеси, и эти полезные вещества становятся наркотиками.
Также, совсем недавно из-за рубежа стали приходить тревожные сообщения о появлении нового сверхсильного синтетического наркотика, который реализуется как предмет бытовой химии, а именно соль для ванн «Cristalius» (кристалиус).
Наркотик Cristalius появился на мировом рынке приблизительно два года назад и начал активно занимать свою нишу. Предполагается, что Cristalius производится в китайских лабораториях, пересекает границу, фасуется в Англии и вывозится за пределы страны для распространения по всему мировому рынку под различными брендовыми названиями. Cristalius также называют легальным героином14.
Cristalius - как утверждают производители - это соль для ванн, которая обладает релаксирующим эффектом при использовании ее по назначению. Не смотря на то, что производители Cristalius в состав, печатаемый на упаковке, включают Vitamin C, Magnesium, Creatine, Vitamin B6, Caffeine, Herbal Blends, Hoodia и другие компоненты, состав его не совсем полезен.
На самом деле, состав Cristalius (или его более ранние аналоги Chardge, Chardge+) - это мефедрон и его аналоги. Мефедрон - синтетический стимулятор ЦНС, по своим эффектам является чем-то средним между амфетамином и экстази (MDMA), некоторые эксперты даже приравнивают его к кокаину.
Разработанный в конце двадцатого века в США Александром Шульгиным кристаллический пара-метилэфедрон (4-метилметкатинон, 4-ММС) должен был стать лекарством, но оказалось, что он ещё более опасен для здоровья чем героин и имеет намного больше побочных эффектов. В ходе последних исследований также была обнаружена связь между длительным употреблением мефедрона и возникающей после этого тяжёлой формой рака лёгких.
В Англии, России, Беларуси и ряде других стран смеси, содержащие наркотическое вещество мефедрон, могут продаваться в виде зубных, а также стиральных порошков, морской соли для ванн, удобрений и в ряде других форм. На сегодняшний день Cristalius является запрещенным наркотиком в нескольких странах Европы,в том числе в Беларуси.
Cristalius производит волнообразное воздействие на нервную систему человека. Вначале наступает эйфорическое состояние, но затем волна отходит, что часто заставляет употребляющего принять новую дозу. Но здесь и кроется опасность: наркотик накапливается в
14 Никитина Ю.А. Ужасающие последствия употребления нового наркотика «соль для ванн». [Электронный ресурс] URL: http://novmed.net/medicine/1424-uiasayushie-posledstviya-upotrebleniya-novogo-narkotika-soli-dlya-vann.html (дата обращения: 26.11.2014).
организме и после повторного употребления может наступить передозировка.
Последствия действия мефедрона, входящего в состав соли для ванн Cristalius, поначалу могут быть незаметными для человека. Зависимость формируется постепенно. Последствиями отказа от употребления соли для ванн Cristalius является классический «синдром отмены» со всеми вытекающими отсюда симптомами - появление сильнейшего чувства утраты, страха, паники, агрессии. Помимо психических расстройств, побочными эффектами данного наркотика являются частые носовые кровотечения, боли в груди, горле, носу, затрудненное дыхание, синюшность конечностей, которая возникает вследствие сужения сосудов организме человека. К последствиям употребления Cristalius также относится нервный тик, мышечные спазмы, бруксизм (скрежет зубами), высыпания, тошнота и бессонница. Помимо этого, значительно возрастает риск инфаркта миокарда, гипертонии, аритмии и острой сердечной недостаточности.
Но самый весомый и обоснованный показатель - это уровень смертности, вызванный употреблением Cristalius, который является наивысшим по сравнени-ию с другими наркотиками. По последним данным, вследствие употребления Cristalius, уже погибло более двухсот человек, наибольшая часть из которых - англичане. На самом деле, даже кокаин (нелегальный наркотик) менее опасен для здоровья, чем соль для ванн Cristalius.15 Стоимость одного пакетика кристали-са составляет от 600 до 2,5 тыс. рублей16.
Большой и непоправимый вред, который наносится наркотиком Cristalius, в десятки раз превышает традиционные опиаты или продукты конопли, значительно быстрее вызывают зависимость и тяжелые, ярко выраженные последствия. Для избавления от подобных последствий потребуется очень длитель-
ная реабилитация наркозависимого в специализированной клинике17.
Отметим, что работа по ограничению оборота новых видов психоактивных веществ находится под постоянным контролем Правительства Российской Федерации, Государственного антинаркотического комитета РФ, ФСКН РФ и МВД РФ, но, несмотря на предпринимаемые меры, наркорынок постоянно пополняется новыми видами психоактивных веществ, аналогичных запрещенным по воздействию на человека, но не внесенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, что обуславливает необходимость международного сотрудничества в данной сфере правоохранительных органов различных государств, а также международных организаций, таких как ООН и Интерпол.18
15 Никитина Ю.А. Указ. работа.
16 Первое в России уголовное дело в отношении сбытчиков
наркотических "солей для ванн" возбудили на Кубани / Портал южного региона [Электронный ресурс] URL:
http://www.yuga.ru/news/195881/ (Дата обращения: 12.12.2014).
17 Соли (кристалиус). Вымыслы или реальная правда. [Электронный ресурс] URL: http://narcotikam.net/ лече-
ние_наркомании/информация_и_факты/кристалиус//%Р0%ВВ% D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD% D0%B0%D1%80 (Дата обращения: 27.11.2014).
18 Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской
121
6'2014
Пробелы в российском законодательстве
Также возникает острая необходимость включения данных видов наркотических средств и психотропных веществ в вышеуказанный Перечень для того, чтобы имел место предмет преступления, предусмотренного ст.ст. 228, 228.1,229 Уголовного кодекса РФ и др* 19.
Мефедрон и метилон внесёны в список наркотических веществ Постановлением от 29 июля 2010 г. №578 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств». Данное постановление опубликовано 4 августа 2010 г. и вступило в силу 12 августа 2010 г.
Проблема в том, что ассортимент таких наркотиков постоянно расширяется, а нарколаборатории каждый раз обновляют их состав за счет вроде бы легальных веществ. И поймать за руку никого не удается. На то, чтобы внести препарат в черный список, уходят месяцы, за это время народные умельцы переделывают формулу наркотика, и вскоре новая "отрава" уже появляется в продаже. Характерные цифры: с 2011 по 2013 год выявлено 734 новых синтетических наркотика, при этом в список наркотических средств внесено всего 44 вида20.
В этой связи в настоящее время готовится к рассмотрению новый законопроект № 638953-6, внесенный 30 октября 2014 г. Президентом России в Государственную Думу РФ, направленный на противодействие обороту новых психоактивных веществ, воспроизводящих основную химическую структуру наркотических средств или психотропных веществ, воздействие которых схоже по своему физиологическому воздействию на организм человека (так называемых спайсов). В нем предлагается вещества синтетического или естественного происхождения, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, отнести к новым потенциально опасным психоактивным веществам и установить запрет на их оборот в Российской Федерации. Норма не коснется веществ, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом.
Также предлагается наделить полномочиями ФСКН России оперативно выявлять эти вещества и вносить в специальный Реестр запрещенных препаратов. Также уголовная ответственность за их незаконный оборот. В частности, временный запрет будет наложен на оборот дизайнерских наркотиков или в просторечии «спайсов», которых за последние три года поставлено под запрет свыше 700. Если пострадавшего доставят в больницу и медики установят, что его здоровье ухудшилось именно в связи с потреблением психоактивного вещества, то уже только это будет основанием к тому, чтобы незамедлительно занести это новое вещество в список запретных21.
Федерации» // Собрание законодательства РФ. №27. 06.07.1998. Ст. 3198.
19 Рудов Д.Н. Возбуждение дополнительных эпизодов преступной деятельности по делам о незаконном обороте наркотических средств // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. №1. С. 50-53.
20 Остановить синтетическую смерть. Депутаты упростили запрет "спайсов" // Российская газета (Федеральный выпуск) N6557 от 15 декабря 2014 г.
21 В Госдуму внесен законопроект, ужесточающий ответственность за оборот «спайсов»
/ Официальный сайт ГД РФ. [Электронный ресурс] URL: http://www.duma.gov.ru/news/ 273/841644/?sphrase_id=1520142.
За незаконное производство, изготовление, переработку, а также приобретение, хранение, перевозку, пересылку, ввоз и вывоз с территории России в целях сбыта, а равно незаконный сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, предусмотрен штраф в размере от тридцати до двухсот тысяч рублей. Если указанные деяния привели к смерти человека, преступникам грозит срок до восьми лет лишения свободы. За потребление так называемых «спайсов» предусмотрен административный штраф либо арест на срок до пятнадцати суток, вовлечение несовершеннолетних в употребление психоактивных веществ также будет карается штрафом.
Причем, действия органов наркоконтроля
по выявлению подобных препаратов будут ограничены строгим регламентом, включающим составление протоколов и экспертные заключения.
10 ноября 2014 г. данный законопроект был обсужден в комитете по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ и вынесен на пленарное заседание. До конца текущего года закон планируется принять.
Таким образом, проведена серьёзная законодательная работа по устранению проблем правового регулирования противодействия незаконному обороту новых видов наркотических средств и ускорению процесса постановки под запрет оборота выявленных химических веществ, которые обладают наркотическим воздействием.
Список литературы:
1. Закон Белгородской области № 62 от 12.07.2011 г. Об утверждении порядка выписки, отпуска и учёта лекарственных препаратов, содержащих кодеин и его соли. [Электронный ресурс] URL: http://www.belduma. ru/ laws/laws_detail.php?soz=5&god=2011&nom=62 (Дата обращения: 27.11.2014).
2. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. №27. 06.07.1998. Ст. 3198.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 299 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков»» // Собрание законодательства РФ. 05.05.2014. №18 (часть I). Ст. 2148.
4. Чирков Д.К. Уровень наркотизации населения и ее социальные последствия. Журнал Белгородского юридического института МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2007. №1. С. 92-95.
5. Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 599 (ред. от 08.10.2014) О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации // Российская газета. № 162. 27.07.2011.
6. Гордеев А.Ю. К вопросу об организационнотехнологических методах профилактики наркомании в образовательной среде // Вестник Белгородского юридического института МВД России №2. - Белгород: ООНИ и РИД Бел ЮИ МВД России, - 2008. С. 33-35
7. Выступление директора ФСКН России В.П. Иванова на парламентских слушаниях (01.12.2014). [Элек-
122
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
Гордеев А.Ю.
тронный ресурс] URL: http://www.fskn.gov.ru/includes/ periodics/speeches _fskn/2014/ 1201/121833708/
detail.shtml (Дата обращения: 06.12.2014).
8. Чирков Д.К., Евланова О.А., Коимшиди Г.Ф. Региональные особенности и различия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков // Национальная безопасность / NOTA BENE. 2013. №6 С. 77-93.
9. Главный нарколог РФ: молодежь пристрастилась к «веселящему газу» // РБК. Ежедневная деловая газета. [Электронный ресурс] URL: http://rbcdaily.ru/society /562949984621375 (Дата обращения: 01.12.2014).
10. Данные результатов оперативно-служебной деятельности ФСКН России за 2013 г. // Официальный сайт ФСКН России. [Электронный ресурс] URL: http:// fskn.gov.ru (дата обращения: 27.11.2014).
11. Запрещенный дезоморфин наркоманы заменили
«веселящим газом». [Электронный ресурс] URL: // http://www.bfm.ru/news/191878 (Дата обращения:
27.11.2014) .
12. Закон о быстром запрете спайсов планируется
принять до конца года / Информационное агентство "РИА-НОВОСТИ" //
http://ria.ru/society/20141126/1035198099.html (дата обращения 29.11.2014).
13. Информационно-аналитическая справка о нарко-
ситуации в Российской Федерации и результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков в 2013 году // Официальный сайт ФСКН России. [Электронный ресурс] URL: http://fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939 /10395/31423/31424/index.shtml (дата обращения:
26.11.2014) .
14. Иванов В.П. Запрет на продажу дезоморфина привел «феноменальному оздоровлению нации» (опубликовано 15.01.2013) / Информационное агентство "INFOX". [Электронный ресурс] URL:// http://www.infox.ru/accident/
crime/2013/01/15/Zapryet_na_prodazhu_.phtml (Дата обращения: 27.11.2014).
15. Лавров Н.М. В РФ предлагается ввести уголовную ответственность за потребление наркотиков. [Электронный ресурс] // URL: http://antinarkotiki.com/ 2011/10/05/в-рф-предлагается-ввести-уголовную-от/(дата обращения: 26.11.2014).
16. Никитина Ю.А. Ужасающие последствия употребления нового наркотика «соль для ванн». [Электронный ресурс] URL: http://novmed.net/medicine/ 1424-ujasayushie-posledstviya-upotrebleniya-novogo-narkotika-soli-dlya-vann.html (дата обращения: 26.11.2014).
17. Соли (кристалиус). Вымыслы или реальная правда. [Электронный ресурс] URL: http://narcotikam.net/ лечение_наркомании/информация _и_фaкты/кpиcтaлиyc//%D0%BB%
D0%B5% D1%87%D0%B5% D0%BD %D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%80 (Дата
обращения: 27.11.2014).
18. Первое в России уголовное дело в отношении сбытчиков наркотических "солей для ванн" возбудили на Кубани / Портал южного региона [Электронный ресурс] URL: http://www.yuga.ru/news/195881/ (Дата обращения: 12.12.2014).
19. Рудов Д.Н. Возбуждение дополнительных эпизодов преступной деятельности по делам о незаконном обороте наркотических средств // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. №1. С. 50-53.
20. В Госдуму внесен законопроект, ужесточающий
ответственность за оборот «спайсов» / Официальный сайт ГД РФ. [Электронный ресурс] URL:
http://www.duma.gov.ru/news/
273/841644/?sphrase_id=1520142.
21. Остановить синтетическую смерть. Депутаты упростили запрет "спайсов" // Российская газета (Федеральный выпуск) N6557 от 15 декабря 2014 г.
22. Воронин М.Ю. Развитие политики противодействия незаконному распространению наркотиков (на основе концептуальных положений, разработанных В.П. Ревиным) // Пробелы в российском законодательстве.
- 2013. - №2.
23. Галузинский А.А. Причины И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ // Бизнес в законе. - 2012.
- №1.
24 Гутов И.В., Морин А.В. Административная ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры // Бизнес в законе. - 2012. - №4.
25. Ибрагимов И.М. Обратная сила уголовного закона и отдельные вопросы применения положений уголовного законодательства о незаконном обороте наркотиков в связи с введением в действие Федерального закона от 01.03.2012 № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Пробелы в российском законодательстве. -2013. - №2.
26. Кулешова Г.П., Дадаева Ю.В. Модернизация правовых механизмов антинаркотической политики в Российской Федерации // Социально-политические науки. - 2012. - №1.
Рецензия
на статью «Проблемы правового регулирования противодействия незаконному обороту новых видов наркотических средств и психотропных веществ» кандидата юридических наук, старшего преподавателя кафедры уголовно-правовых дисциплин Бел ЮИ МВД России Гордеева Алексея Юрьевича
Представленная на рецензирование статья Гордеева А.Ю. посвящена современной наркоситуации в России и проблемам ее правового регулирования. Автор на основе большого фактологического материала анализирует эволюцию государственного механизма противодействия новым видам наркотических средств и психотропных веществ, акцентирует внимание на перспективах совершенствования отельных правовых норм, закрепляющих право органов наркоконтроля самостоятельно приостанавливать оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ на территории Российской Федерации.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку стремительно развивающаяся внешняя наркоэкспансия и высокий уровень наркотизации общества продолжают представлять прямую угрозу национальной безопасности страны. Современная ситуация в России и в мире характеризуется постоянным появлением новых видов наркотиков. За минувшие 10 лет объем поставляемых синтетических наркотиков в Россию вырос в 160 раз. После запрета продажи «спайсов» в 2009 году реализация новых синтетических наркотиков маскируется под товары бытовой химии, косметические средства, корм для животных, т.е. путем фальсификации их назначения.
В статье обращается внимание на масштабы и темпы распространения новых синтетических наркотиков, низкую результативность их выявления, недостаточ-
123
6'2014
Пробелы в российском законодательстве
ность принимаемых мер по борьбе с наркотизмом. В этой связи, по мнению автора, требуют системного и принципиально нового законодательного решения совершенствование действующих регламентов по ограничению обороту психоактивных веществ с целью скорейшего реагирования на появление новых видов синтетических наркотиков. В частности, предлагается наделить Федеральную службу Российской Федерации по контролю за наркотиками полномочиями приостанавливать на срок до 2-х лет оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ на территории Российской Федерации, что поможет своевременно вносить изменения в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, и своевременно определять предмет преступления, предусмотренный ст.ст. 228, 228.1, 229 УК РФ и др. Причем действия органов наркоконтроля по выявлению подобных препаратов должны будут ограничиваться строгим регламентом, включающим составление протоколов и экспертные заключения.
Также представляет практический интерес предложения автора по дальнейшему совершенствованию существующей системы взаимодействия между различными государственными и общественными структурами, противодействующими этому негативному явлению, выработке системных законодательных предпосылок по полномасштабному функционированию в стране единой национальной системы комплексной реабилитации как принципиально нового вида деятельности государства.
Статья выполнена на высоком научном уровне, ее содержание логично взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.
Научная статья А.Ю. Гордеева "Проблемы правового регулирования противодействия незаконному обороту новых видов наркотических средств и психотропных веществ " соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Профессор кафедры уголовного права и процесса Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета доктор юридических наук, С.Ф. Шумилин
124