Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ТАНКО- И АВТОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВВУЗА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ТАНКО- И АВТОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАНИЕ / МАКЕТ / ТРЕНАЖЕР / ТАНКОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АВТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОПЫТ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ / TRAINING / EDUCATION / MOCK-UP / SIMULATOR / TANK TECHNICAL SUPPORT / AUTOMOBILE TECHNICAL SUPPORT / COMBAT PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приймак Сергей Владимирович, Кобзарь Павел Евгеньевич, Катунин Федор Александрович

Рассматривается реализация опыта организации танко- и автотехнического обеспечения в локальных конфликтах в учебном процессе Омского автобронетанкового инженерного института. Определены специфические аспекты подготовки специалистов технического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приймак Сергей Владимирович, Кобзарь Павел Евгеньевич, Катунин Федор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE EXPERIENCE OF ORGANIZING TANK AND AUTOMOBILE SUPPORT IN LOCAL CONFLICTS IN HIGHER EDUCATION

The paper examines implementation of the practice of organizing tank and automobile support in local conflicts in the teaching process of the Omsk Automobile and Armor Engineering Institute. It defines the specific aspects of training technical support specialists.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ТАНКО- И АВТОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВВУЗА»

Реализация опыта организации танко- и автотехнического обеспечения в локальных конфликтах в учебном процессе

ввуза

Полковник С.В. ПРИЙМАК

Полковник ИЕ. КОБЗАРЬ, кандидат педагогических наук

Майор Ф.А. КАТУНИН, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

Рассматривается реализация опыта организации танко- и автотехнического обеспечения в локальных конфликтах в учебном процессе Омского автобронетанкового инженерного института. Определены специфические аспекты подготовки специалистов технического обеспечения.

ABSTRACT

The paper examines implementation of the practice of organizing tank and automobile support in local conflicts in the teaching process of the Omsk Automobile and Armor Engineering Institute. It defines the specific aspects of training technical support specialists.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Подготовка, образование, макет, тренажер, танкотехническое обеспечение, автотехническое обеспечение, опыт боевых действий.

Training, education, mockup, simulator, tank technical support, automobile technical support, combat practice.

БЕЗ ДОЛЖНОЙ подготовки по специальности ни один из военнослужащих не может считать себя готовым к выполнению своей задачи по защите Родины. Обучение по специальности является основой подготовки курсантов. Поэтому в Омском автобронетанковом инженерном институте (ОАБИИ) танко- и автотехническое обеспечение являются ведущими и выпускающими дисциплинами в подготовке будущих офицеров.

Современный бой требует от офицеров проявления высоких морально-боевых и профессиональных качеств, таких как смелость, решительность, инициативность, самосто-

ятельность, настойчивость в достижении цели. Эти качества у будущих военных специалистов формируются на занятиях по тактике и других специальных дисциплинах. Главным

критерием оценки качества обучения становится умение профессионально действовать в реальных условиях боевой обстановки, в том числе в локальных конфликтах1.

В процессе изучения дисциплин у курсантов формируются взгляды на характер современной войны, на роль и предназначение видов Вооруженных Сил и родов войск. Обучающиеся усваивают основы теории общевойскового боя, овладевают знаниями, умениями и навыками в организации управления подразделениями в бою. В ходе изучения опыта организации танко- и автотехнического обеспечения в различных видах боевых действий, а также в локальных конфликтах Российской Федерации (РФ) вырабатываются такие умения, которые необходимы офицерам любой специальности: всесторонне и детально оценивать обстановку, прогнозировать ее изменения, принимать целесообразное решение, ставить боевые задачи подчиненным как в ходе учений, так и в условиях боевой обстановки, грамотно использовать имеющиеся в его распоряжении силы и средства, организовать и проводить морально-психологическую работу в боевой обстановке, а также правильно учитывать все факторы, влияющие на ход и исход боя. На занятиях обучающиеся овладевают рациональными методами работы командира, познают искусство ведения боя, у них формируется такое важное качество, как творческое тактическое мышление, вырабатываются умения проводить анализ, сравнивать, сопоставлять и систематизировать факты, делать обобщения, выделять главное, существенное, формулировать выводы, обосновывать свои предложения, доказывать и отстаивать свое решение на автотехническое и танкотех-ническое обеспечение.

Опыт занятий показывает, что навязывание обучающимся «кафе-

дрального решения» снижает их активность, заставляет угадывать (а порой и заимствовать в других учебных группах, в которых аналогичное занятие уже проведено) эти решения, что в конечном счете затрудняет воспитание у них необходимых командирских и инженерных качеств. Поиск же нестандартных решений по суворовскому принципу «Удивил — победил» формирует такие качества, как: самостоятельность, инициативу, способность быстро оценивать обстановку, действовать энергично и дерзко, упреждать противника в действиях, применять неожиданные для него ходы.

В условиях обучения важное значение приобретают научно обоснованные технологии, применяемые для повышения качества подготовки специалиста, которые позволяют мотивировать обучаемых на поиск рациональных решений для ведения общевойскового боя, с учетом опыта применения отдельных частей и подразделений Вооруженных Сил (ВС) в локальных конфликтах за пределами Российской Федерации. Данный опыт анализируется, обобщается и реализуется в образовательном процессе ОАБИИ.

С развитием компьютерных технологий значительно расширились и принципиально новые возможности использования в учебном процессе нашего института таких элементов учебно-материальной базы как компьютерный тренажер «Рубеж», представленный на рисунке 1, макеты местности, оснащенные современным электронным оборудованием.

Появилась возможность визуализации боевых действий со сменой тактической обстановки, погружения курсантов в реальные условия боя путем моделирования различных ситуаций, показа видеофрагментов из зон локальных конфликтов со звуковым сопровождением, вывода на экран

Рис. 1. Компьютерный тренажер «Рубеж»

электронной карты с решением командира взвода (роты), создания любой обстановки в наступательном и оборонительном бою, совершения марша или сосредоточения в районе, подсветкой рубежей, обозначения района восстановления вооружения и военной техники, сборного пункта поврежденных машин, временных формирований автотехнического и танкотехнического обеспечения, элек-

тронного контроля принятого решения обучающимися, возможностью наращивать обстановку таким образом, чтобы вокруг главной задачи подразделения присутствовали вспомогательные ее элементы, способствующие формированию замысла на бой, и замысла на авто- и танкотех-ническое обеспечение.

Макет (фр. тациНе — масштабная модель объекта в уменьшенном виде или в натуральную величину, лишенная, как правило, функциональности представляемого объекта. Он используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта неоправданно дорого, невозможно или просто нецелесообразно). Макет — это один из центральных элементов, организующих предметную среду, выступающий в роли «пускового механизма», способствующего развитию пространственного воображения.

Опыт занятий показывает, что навязывание обучающимся «кафедрального решения» снижает их активность, заставляет угадывать решения, что затрудняет воспитание необходимых командирских и инженерных качеств. Поиск нестандартных решений по суворовскому принципу «Удивил — победил» формирует такие качества, как: самостоятельность, инициативу, способность быстро оценивать обстановку, действовать энергично и дерзко, упреждать противника в действиях, применять неожиданные для него ходы.

Макет местности (рис. 2) предназначен для отработки вопросов организации боя и может эффективно использоваться в учебном процессе как на первоначальном этапе обучения, так и дальнейшего совершенствования навыков в работе командира взвода (роты) по принятию решения на бой2.

Современное оснащение макета местности позволяет на новом уровне обучающемуся представить

модель боя, в том числе с учетом опыта применения подразделений в локальных конфликтах за пределами РФ, разделив ее условно на несколько этапов:

• на этапе уяснения задачи более детально оценить представленную обстановку, сделать выводы, в которых определить тактические задачи, их выполнение обеспечит достижение поставленной цели, а также позволит наметить мероприятия,

1з£

Рис. 2. Макет местности

которые необходимо выполнить по подготовке взвода (роты) к предстоящим действиям;

• на этапе отдачи указаний командирам подчиненных и приданных подразделений при подготовке к действиям, представленная тактическая обстановка позволяет обучающимся визуально оценить и понять, что необходимо сделать указанным подразделениям для выполнения поставленной задачи;

• на этапе оценки противника обучающийся ставит себя на место противника, моделируя различные варианты его действий и анализируя положительные и отрицательные стороны каждого из них, оценить все многообразие его действий, с которым в последующем предстоит вступить в бой. Анализируя прогнозируемые действия противника, обучающиеся учатся из множества вариантов выбирать наиболее вероятные из них;

• на этапе оценки местности появляется возможность изучить ее более детально, определить характер, защитные и маскирующие свойства, проходимость как в районе действий своих войск, так и в районе против-

ника, условия наблюдения и ведения огня, совершение маневра своим подразделением, отработать взаимодействие с соседями и спрогнозировать действия противника;

• на этапе принятия решения оценить возможности подразделения по уничтожению противника, спланировать порядок его поражения, увидеть так называемые «мертвые зоны», т. е. участки местности при нахождении на которых невозможно нанести поражение противнику, осуществить выбор построения боевого порядка подразделения и избежать ошибок, организовать взаимодействие. Принятие грамотного решения заключается в умении курсантов глубоко и всесторонне анализировать сложившуюся обстановку и на ее основе сделать обоснованные выводы. Равновероятны и ошибки в определении способа действий. Причинами этих ошибок являются, с одной стороны, неумение курсанта правильно оценить обстановку и сделать оптимально выводы, а с другой — затруднения умственной проверки возникших вариантов действий.

Возможность электронного контроля принятого решения позволяет

преподавателю провести анализ с последующей визуализацией, наглядно обосновать наиболее целесообразное решение и объективно оценить действия обучающегося.

Объемное представление обстановки способствует более детально-

В целях проверки действительной эффективности применения макета местности на кафедре технического обеспечения (и тактики) Омского автобронетанкового инженерного института в 2017—2018 учебных годах по дисциплине «Тактика» был проведен педагогический эксперимент под названием «Макет». В ходе опытно-экспериментального этапа осуществлялось сравнение идентичных параметров педагогических объектов, один из них находился в естественных, а другой — в экспериментальных условиях, которые создавались с учетом особенностей опыта организации танкотехниче-ского и автотехнического обеспечения в локальных конфликтах за пределами РФ3.

Заслушивание решения обучаемого целесообразно проводить в виде «военной игры». Для подкрепления

му ее усвоению, а также накоплению знаний, которые, в свою очередь, помогают курсантам смоделировать предстоящие боевые действия. Все это возможно при использовании в учебном процессе электронного макета местности (рис. 3).

выбранного варианта решения необходимо использовать опыт боевых действий, а также опыт применения подразделений и организацию тан-ко- и автотехнического обеспечения в современных локальных конфликтах, в том числе за пределами РФ. При этом главным должен быть не сам пример, не стремление его повторить, а анализ принятого решения. Курсант должен пояснить, почему было принято это решение, а не другое, что из приведенного примера можно использовать в данной ситуации, а что нельзя. Но одни и те же примеры из опыта боевых действий не должны повторяться из одного группового упражнения в другое. Повторение в данном случае влечет за собой шаблон и, следовательно, снижает творческую деятельность курсантов.

Тактические занятия проводятся с целью обучения практике организа-

ции, ведения и обеспечения боевых действий подразделений (отделения, взвода и им равных) и управления ими в бою. Они проводятся на местности с использованием вооружения и боевой техники4.

Великий русский полководец A.B. Суворов требовал исключать шаблоны («методизм») в обучении и в действиях войск. Поэтому на тактическом занятии курсанты не должны получать готовых и полных данных о противнике. Розыгрыш тактических эпизодов должен осуществляться в условиях активного противодействия противника. Задача считается выполненной подразделением в том случае, если противник разведан и подавлен огнем. Постоянно так поступая, преподаватель приучает курсантов с должной конкретностью и тщательностью решать задачи разведки и огневого поражения противника. A.B. Суворов всегда требовал от подчиненных глубокого знания противника и местности.

Каждое тактическое занятие должно заканчиваться разбором. В его проведении не должно быть шаблона. Наиболее широкое распространение получила такая последовательность: напоминается тема, учебные, воспитательные цели и степень их достижения, учебные вопросы, тактическая обстановка, созданная к началу занятия, ее изменения в ходе боевых действий; подробно разбираются действия курсантов; отмечаются наиболее удачные из них; указыва-

ются недостатки, их причины, к чему они могли бы привести в реальном бою и как следовало бы поступить. Анализ и выводы подкрепляются положениями уставов, требованиями приказов Министра обороны, а также поучительными боевыми примерами из опыта Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов.

Самостоятельную работу по подготовке к данному занятию следует строить в виде «должностной игры», где обучающийся противопоставляет свое решение такому же обучающемуся (или группе обучающихся), «играющих» за противника. После каждого розыгрыша боя обучающийся может вносить изменения в свое решение и опробовать его еще раз. Используя данный метод работы, курсанты учатся быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, принимать решение и воплощать его в жизнь.

Анализ расчета времени по внедрению опыта организации тан-ко- и автотехнического обеспечения в локальных конфликтах в учебном процессе нашего ввуза представлен в виде расчета часов по кафедрам института.

Временные показатели по изучению опыта организации танко- и автотехнического обеспечения в локальных конфликтах (табл. 1) начиная с 2017 года, включая спецоперацию в Сирии за филиал составлял на тот момент не более 10 часов.

Заслушивание решения обучаемого целесообразно проводить в виде «военной игры». Курсант должен пояснить, почему было принято это решение, а не другое, что из приведенного примера можно использовать в данной ситуации, а что нельзя. Но одни и те же примеры из опыта боевых действий не должны повторяться из одного группового упражнения в другое. Повторение в данном случае влечет за собой шаблон и, следовательно, снижает творческую деятельность

курсантов.

Таблица 1

Временные показатели по изучению опыта организации танко- и автотехнического обеспечения в локальных конфликтах

Боевые действия в Афганистане (1978—1989) Война в Персидском заливе (1999) Вооруженный конфликт в Чеченской Республике (1994—1996) КРО в Северо-Кавказском регионе РФ (1999-2009) Операция США «Иракская свобода» (2003—2011) Вооруженный конфликт в Южной Осетии (2008) Гражданская война в Сирии (2011-н.р.) ВСЕГО за головной ВУЗ, институты и филиалы

ОАБИИ 2 ч. 2 ч. 35 1ч. 30 9 ч. 55

40 10 мин. 55 мин. 5 мин. 2 ч.

мин. мин. мин.

мин.

После проведенной целенаправленной работы по детальной экспертизе содержания учебных программ и учебных материалов по всему спектру получаемого опыта, временные показатели значительно увеличились. Обобщенный опыт по всем на-

правлениям составил более 46 часов (боевой опыт, учения, конференции, армейские игры, лекций представителей Центральных органов военного управления (ЦОВУ) и других организаций), в том числе опыт боевых действий более 24 часов (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительные временные показатели по внедрению обобщенного опыта в 2017 году

Внедрение опыта боевых действий Внедрение результатов учений (мероприятий) Внедрение материалов конференций Внедрение опыта участия в армейских играх Внедрение материалов лекций представителей ЦОВУ Внедрение материалов лекций представителей других вузов ИТОГО

Всего за институт 24 ч. 03 мин. 15 ч. 05 мин. 5 ч. 35 мин. 1ч. 05 мин. 10 мин. 25 мин. 46 ч. 23 мин.

В целях активизации деятельности в данном направлении на кафедрах в течение 2018 года проведены ряд крупных мероприятий, таких как: • внесены дополнения в Квалификационные требования к воен-

но-профессиональной подготовке выпускников с учетом полученного боевого опыта;

• совместно с Главным автобронетанковым управлением (ГАБТУ) МО РФ уточнен состав вооружения и

военной техники, подлежащей основному и ознакомительному изучению курсантами филиала;

• вопросы реализации в образовательном процессе боевого опыта рассматривались на учебно-методическом сборе в начале учебного года (сентябрь 2018 г.), на учебно-методическом сборе по профессионально-должностной подготовке(декабрь 2018 г.), на занятиях с офицерами в системе профессионально-должностной подготовки и других;

• материалы с обобщенным опытом, направляемые в филиал от вышестоящих органов военного управления изучаются и анализируются профильными кафедрами: «Методические рекомендации по особенностям инженерного обеспечения боевых действий войск (сил) по опыту проведения специальной операции в ближневосточном регионе»; «Базовый курс по подготовке военнослужащих к действиям при экстремальных ситуациях» (указания Начальника Генерального штаба ВС РФ от 30.08.2018 г.);

• разработаны электронный учебник и учебные пособия с обобщенным опытом: базовый электронный учебник «Эксплуатация БТВТ, ВАТ (базовых шасси)» (в пяти частях, версия 2.0). Часть 5 «Эксплуатация БТВТ, ВАТ (базовых шасси) при ве-

Каждое тактическое занятие

должно заканчиваться разбором. В его проведении не должно быть шаблона. Анализ и выводы подкрепляются положениями уставов, требованиями приказов Министра обороны, а также

поучительными боевыми примерами из опыта Великой

Отечественной войны, локальных войн и конфликтов.

дении боевых действий»; учебное пособие «Особенности применения подразделений автотехнического и танкотехнического обеспечения при ведении боевых действий соединениями и воинскими частями Сухопутных войск в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов, в том числе за пределами Российской Федерации (с учетом опыта в САР)»; учебное пособие «Особенности эксплуатации ВВТ при ведении боевых действий в САР».

После проведения представленной работы обобщенные сведения за филиал составили более 76 часов учебного времени на начало 2018— 2019 учебного года (табл. 3) и более 96 часов по состоянию на начало летнего семестра обучения (табл. 4).

Таблица 3

Сравнительные временные показатели по внедрению обобщенного опыта в начале 2018 года

Подразделение Внедрение опыта боевых действий Внедрение результатов учений (мероприятий) Внедрение материалов конференций Внедрение опыта участия в армейских играх Внедрение материалов лекций представителей ЦОВУ Внедрение материалов лекций представителей других вузов ИТОГО

Всего за институт 44 ч. 50 МИН. 15 ч. 27 мин. 5 ч. 45 мин. 7 ч. 30 мин. 2 ч. 48 мин. 25 мин. 76 ч. 45 мин.

Таблица 4

Сравнительные временные показатели по внедрению обобщенного опыта в 2019 году

Подразделение Внедрение опыта боевых действий Внедрение результатов учений (мероприятий оперативной подготовки) Внедрение материалов конференций Внедрение опыта участия в армейских играх Внедрение материалов лекций представителей ЦОВУ Внедрение материалов лекций представителей других вузов ИТОГО

Всего за филиал 43 ч. 59 мин. 20 ч. 42 мин. 9 ч. 54 мин. 11ч. 36 мин. 5 ч. 36 мин. 4 ч. 40 мин. 96 ч. 27 мин.

Таким образом, на сегодняшний день реализация опыта организации танкотехнического и автотехнического обеспечения в локальных конфликтах за пределами РФ в учебном процессе Омского автобронетанкового инженерного института реализуется на всех видах занятий профильных кафедр института через матрицу расчета времени, представленную в статье. Это позволяет с учетом материала, доводимого до обучаемых в соответствии с данным расчетом, использованием результатов педагогических экспериментов, элементов учебно-материальной базы, в полном объеме достигать уровней обучен-ности, которые определяют наличие знаний у обучаемых опыта организации танкотехнического и автотех-

Без должной подготовки по специальности ни один из военнослужащих не может считать себя готовым к выполнению своей задачи по защите Родины. Обучение по специальности является основой подготовки курсантов.

нического обеспечения в локальных конфликтах за пределами РФ и, как следствие, овладение компетенцией, заложенной в квалификационные требования, определенные заказчиком военных кадров — Главным автобронетанковым управлением МО РФ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Шойгу С.К. Дальнейшее совершенствование системы военного образования // Вестник Академии военных наук. 2013. № 1 (42). С. 7.

2 URL: http://ru.m.wikipedia.org.maket (дата обращения: 24.01.2019).

3 Апробация интерактивного метода обучения при формировании у курсантов способности управлять подразделе-

нием в бою: отчет о педагогическом эксперименте. Омск: ОАБИИ, 2018. С. 5—58.

4 Бормотов Е.В., Каштанов Е.В. Современные технологии в образовательном процессе / Информационные технологии: актуальные проблемы подготовки специалистов с учетом реализации требований ФГОС: материалы V Всероссийской научно-методической конференции. Омск: ОАБИИ, 2018. С. 25—28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.