Научная статья на тему 'АВТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СОСТАВЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ) И ОРУЖИЕМ'

АВТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СОСТАВЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ) И ОРУЖИЕМ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
695
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕРОПРИЯТИЯ АВТОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ОРГАНЫ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / MILITARY CONTROL BODIES / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ) И ОРУЖИЕМ / AUTOMATED CONTROL SYSTEMS FOR TROOPS (FORCES) AND WEAPONS / СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ / AUTO-TECHNICAL SUPPORT / MEASURES OF AUTO-TECHNICAL SUPPORT / AUTOMATION MEANS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Глотов Максим Сергеевич, Могутнов Роман Викторович, Ляпич Евгений Николаевич

Представлены направления и предложены технические решения по автоматизации процессов выполнения мероприятий автотехнического обеспечения войск (сил) в целях повышения эффективности управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Глотов Максим Сергеевич, Могутнов Роман Викторович, Ляпич Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTO-TECHNICAL SUPPORT AS PART OF AN AUTOMATED CONTROL SYSTEM FOR TROOPS (FORCES) AND WEAPONS

The authors present areas and technical solutions for automation of the processes of performing the activities on the auto-technical support of troops (forces) in order to improve control efficiency.

Текст научной работы на тему «АВТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СОСТАВЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ) И ОРУЖИЕМ»

Автотехническое обеспечение в составе автоматизированной системы управления войсками (силами) и оружием

Майор М.С. ГЛОТОВ, кандидат технических наук

Подполковник Р.В. МОГУТНОВ

Подполковник Е.Н. ЛЯПИЧ

АННОТАЦИЯ. Представлены направления и предложены технические решения по автоматизации процессов выполнения мероприятий автотехнического обеспечения войск (сил) в целях повышения эффективности управления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: автотехническое обеспечение, мероприятия автотехнического обеспечения, органы военного управления, автоматизированные системы управления войсками (силами) и оружием, средства автоматизации.

SUMMARY. The authors present areas and technical solutions for automation of the processes of performing the activities on the auto-technical support of troops (forces) in order to improve control efficiency.

KEYWORDS. Auto-technical support, measures of auto-technical support, military control bodies, automated control systems for troops (forces) and weapons, automation means.

ЭФФЕКТИВНОЕ выполнение боевых задач является следствием правильного и своевременного всестороннего обеспечения. Особая роль в успешном выполнении боевых задач отводится организации материально-технического обеспечения как основного вида всестороннего обеспечения. В свою очередь, необходимо отметить, что обеспечение подвижности и маневренности войск (сил) напрямую зависит от правильной организации автотехнического обеспечения.

Автотехническое обеспечение (АТО) как вид технического обеспечения представляет собой комплекс мероприятий, включающий обеспечение войск (сил) автомобильной техникой (АТ) и автомобильным имуществом (АИ), их эксплуатацию и восстановление, а также техническую и специальную подготовку личного состава. Кроме того, осуществляются мероприятия по всестороннему обеспечению сил и средств АТО и организуется управление автотехническим обеспечением.

К основным мероприятиям АТО относятся:

обеспечение АТ, снабжение войск АИ, создание, накопление, рассредоточение их запасов, восполнение расхода и потерь;

эксплуатация АТ (ввод в эксплуатацию (в строй), подготовка к использованию и использование по назначению, поддержание в установленной степени готовности к использованию за счет выполнения мероприятий по контролю технического состояния, техническому обслуживанию и устранению неисправностей, хранение, транспортирование, снятие с эксплуатации и списание);

восстановление АТ (техническая разведка, эвакуация, ремонт, возвращение в строй, передача невосстанавливаемой АТ силам и средствам старшего начальника);

техническая и специальная подготовка личного состава.

Успешное выполнение данных мероприятий зависит от эффективного управления АТО.

Как известно, организационно-техническую основу управления АТО составляет система управления, представляющая собой совокупность функционально взаимосвязанных органов, пунктов и средств управления.

К самой системе управления войсками (силами), оружием и средствами постоянно предъявляются повышенные требования, обусловленные современными взглядами и накапливаемым опытом ведения боевых действий. В связи с этим все большее внимание уделяется повышению эффективности управления за счет внедрения средств автоматизации.

К сожалению, на сегодняшний день в Вооруженных Силах Российской Федерации нет действенной автоматизированной системы управления (АСУ) АТО, которая отвечала бы необходимым требованиям и позволяла бы автоматизировать процессы выполнения мероприятий АТО в полном объеме.

Кроме того, создание и развитие современной АСУ АТО обусловлено появлением принципиально новых систем и средств оружия и вооружения, монтируемых на автомобильных базовых шасси, увеличением сложности боевых и вспомогательных систем для Вооруженных Сил, новыми формами и способами ведения боевых действий и демонстрации военной силы для выполнения поставленных задач, а также необходимостью внедрения новых средств вычислительной техники, средств коммуникации и передачи данных, информационных и интеллектуальных технологий для автоматизации управления и обработки информации в интересах должностных лиц органов военного управления (ОВУ) АТО1.

Теоретической и практической основой при создании современной высокотехнологичной АСУ является широкое использование как концептуальных взглядов, так и последних разработок в области информационных и телекоммуникационных технологий. На рисунке представлены направления автоматизации процессов автотехнического обеспечения войск (сил).

К направлению автоматизации процессов АТО войск (сил) следует отнести сопряжение процессов автоматизации управления АТО и АСУ войсками (силами) на основе формирования единого специализированного информационного пространства органов управления АТО в общей системе управления войсками по всем уровням управления и звеньям войск, в рамках которого должны быть определены единые принципы формирования и обобщения данных, регламент их обработки и обмена. Это должно позволить организовать обмен данными оперативно-технической обстановки с вышестоящими и взаимодействующими инстанциями (при наличии в органах военного управления средств, предназначенных для этой цели), а также информационное взаимодействие с воинскими формированиями других министерств и ведомств, с органами государственной власти на территории региона или с АСУ этих органов.

1 Куприянов А.А. Комплексная автоматизированная система управления силами (войсками), оружием и средствами // Автоматизация процессов управления. 2010. № 2 (20). С. 62—70.

Рис. Направления автоматизации процессов автотехнического обеспечения войск (сил)

Для эффективного функционирования автоматизированных систем необходимо создать автоматизированные рабочие места (АРМ) ОВУ АТО со специальным программным обеспечением (СПО), позволяющим решать специфические задачи должностных лиц. Разработку СПО необходимо вести на основе единого методического аппарата.

Специальное программное обеспечение для организации АТО в мирное и военное время целесообразно представить в виде комплекса информационно-расчетных задач, который должен обеспечить возможность получения и представления данных по всей вертикали управления для реализации специализированных возможностей с привязкой к электронной карте, таких как:

автоматизация формирования и ведения первичных учетных документов по АТ (паспортов, формуляров, актов технического состояния, книг учета) в органах управления частей и подразделений;

ведение базы и сверки учетных данных по АТ в соответствии с требованиями руководящих документов Министерства обороны Российской Федерации (материальный и бухгалтерский учет);

организация сбора, обобщения и представления информации по уровням управления о реальном состоянии элементов системы АТО;

интеграция с действующей системой каталогизации предметов снабжения для федеральных государственных нужд, с автоматизированной информационной системой военной автомобильной инспекции Министерства обороны Российской Федерации;

формирование и ведение нормативно-справочной информации, оперативно-тактической обстановки на электронной карте;

выполнение оперативно-технических расчетов и разработка планирующих документов по АТО;

автоматизированный прием, документирование и наглядное отображение на средствах индивидуального и коллективного пользования текстовой, картографической информации об обстановке, результатах решения задач и моделирования как по запросам пользователей, так и по регламенту.

Выполнение комплекса информационно-расчетных задач должно предусматривать возможность автоматизированного формирования основных документов по автомобильной (автобронетанковой, автомобильной и электрогазовой) службе в соответствии с действующими руководящими документами.

В рамках автоматизации процессов организации и выполнения мероприятий эксплуатации и восстановления АТ необходимо создание действенной системы мониторинга технического состояния АТ войск (сил), основанной на внедрении перспективных информационно-коммуникационных технологий.

К таким технологиям в первую очередь относятся бортовые информационно-управляющие системы (БИУС), предназначенные для автоматизации процессов управления работой агрегатов и узлов, их диагностирования, сбора и отображения информации, сигнализации и обеспечения взаимодействия в составе подразделений2.

В качестве функциональных требований следует выделить типовую номенклатуру функций, контролируемых БИУС: управление режимами работы двигателя;

управление работой трансмиссии, элементов ходовой части, рулевого управления, тормозной системы;

управление узлами и приборами электрооборудования; контроль параметров объектов управления и отображение информации на приборной панели;

конструктивная и программная поддержка подключения внешних устройств для регистрации информации о функционировании основных узлов и агрегатов автомобиля, проведение технической экспертизы вышедших из строя агрегатов и узлов в ходе эксплуатации;

обеспечение невозможности несанкционированного использования автомобиля;

обеспечение совместной работы с навигационно-информационной аппаратурой потребителей и диспетчерских пунктов.

На перспективных образцах военной автомобильной техники (ВАТ) предусматривается установка БИУС, которые, помимо управленческих

2 Щербин А.М. Современные бортовые информационно-управляющие системы автомобильной техники // Исследования, конструкции, технологии. 2015. № 3 (92). С. 26—29.

функций, должны выполнять функции бортовой системы диагностики, обеспечивая постоянный автоматический контроль работы агрегатов, систем и механизмов ВАТ, работающих под управлением электронных блоков3.

Номенклатура диагностических функций, выполняемых БИУС, должна включать диагностику:

работы двигателя, трансмиссии, элементов ходовой части; механизмов и систем управления; узлов и приборов электрооборудования.

Для повышения эффективности войсковой эксплуатации с использованием АСУ необходимо внедрение системы навигационно-временного обеспечения, подразумевающее установку на ВАТ навигационной аппаратуры потребителей (НАП) ГЛОНАСС.

Требования по применению НАП на автотранспорте, в том числе и на военной автомобильной технике, сводятся к исполнению законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Министра обороны Российской Федерации.

В целях реализации требований вышеупомянутых руководящих документов по созданию и внедрению системы навигационно-временно-го обеспечения и контроля за местоположением и техническим состоянием образцов ВАТ, вооружения и военной техники (ВВТ) на их базе необходимо проведение следующих мероприятий.

Первое — создание образцов ВАТ, оборудованных электронными системами управления (ЭСУ), агрегатами, механизмами и системами, объединенными в бортовые информационно-управляющие системы с выходом на электронную систему общего управления, контроля и диагностирования для проведения мониторинга технического состояния.

Второе — определение путей реализации функциональных возможностей БИУС для работы в автоматизированных системах управления в части:

совмещения БИУС с навигационной аппаратурой потребителей космической навигационной системы ГЛОНАСС или интеграции НАП в БИУС для возможности передачи данных на пункты регистрации при нахождении ВАТ на маршруте;

обеспечения возможности БИУС по передаче информации (телеметрии) по прибытию ВАТ в пункт постоянной дислокации; ведения БИУС электронного паспорта.

Только при наличии на ВАТ электронных систем управления узлами и агрегатами (что свидетельствует о перспективном техническом облике машины) возможно полноценное и эффективное функционирование НАП в составе систем мониторинга подвижных объектов.

При интеграции НАП в состав БИУС ВАТ могут быть решены следующие задачи войсковой эксплуатации и автотехнического обеспечения:

определение и отображение местоположения ВАТ на картах Российской Федерации с характеристикой состояния транспортного средства водителю и руководителю транспортного средства, а также в центре оперативного управления, стационарном или мобильном;

автоматизированное управление работой и контроль состояния ВАТ; ведение специализированной базы данных, хранящей информацию о перемещении закрепленной ВАТ, а также обо всех переданных и полученных сообщениях;

3 Щербин А.М. Современные бортовые информационно-управляющие системы автомобильной техники.

защита от несанкционированного доступа к информации;

отображение информации о скорости и других параметрах движения ВАТ;

прокладка маршрутов и определение приоритетных зон нахождения ВАТ, контроль ее отклонения от маршрута движения;

ведение рабочих протоколов о работе ВАТ, путевых листов или другой регламентирующей нормативной документации, формирование отчетов;

контроль скорости перемещения и пройденного расстояния, стоянок, маршрута движения ВАТ;

контроль технического состояния ВАТ;

соблюдение правил дорожного движения и безопасных режимов движения ВАТ;

исключение несанкционированного использования машин;

обеспечение требуемого маршрута транспортирования техники;

контроль машин при совершении марша или на крупномасштабных учениях.

Внедрение навигационной аппаратуры потребителей как средств позиционирования способно повысить эффективность воинских автомобильных перевозок и их безопасность. Оснащение образцов ВАТ данной аппаратурой позволит решить проблему быстрого и эффективного управления, мониторинга и контроля воинских автомобильных перевозок со стороны лиц, ответственных за дислокацию воинских формирований и автотехническое обеспечение.

В части органов восстановления АТ необходим отдельный функционал АСУ АТО, который должен в первую очередь обеспечивать работу групп технической разведки (ГТР), ремонтных (РГ) и ремонтно-эвакуаци-онных групп (РЭГ), т. е. временных формирований технического обеспечения, выполняющих задачи по технической разведке, эвакуации и ремонту вышедшей из строя АТ в ходе боевых действий.

Для выполнения поставленных задач командир ГТР (РГ, РЭГ) должен быть оснащен АРМ, геоинформационная система которого позволяет определить местоположение АТ и ВВТ на ее базе, вышедшей из строя. Указанные АРМ ГТР (РГ, РЭГ) должны быть связаны между собой и обеспечивать передачу данных на АРМ командира ремонтного подразделения об их местоположении, координаты техники, требующей ремонта, эвакуации и передачу другой дополнительной информации.

Используемое СПО должно обеспечивать визуализацию передаваемой информации подсвечиванием приоритетных объектов восстановления интуитивно понятными способами — цветом, частотой индикации и т. п.

При неисправности аппаратуры приема-передачи либо при работе в условиях противодействия средств радиоэлектронной борьбы противника СПО АРМ ГТР (РГ, РЭГ) должно иметь возможность передачи собранной информации через кабельную среду передачи на сменный носитель.

В условиях боевых действий оперативно-техническая обстановка может меняться каждую минуту, что требует от должностных лиц ОВУ АТО своевременного и адекватного реагирования на поступающую информацию. В данных условиях при дефиците времени и высокой ответственности за принимаемые решения необходимую помощь должностным лицам ОВУ при организации АТО могут оказать системы поддержки принятия решений (СППР), создаваемые на базе интеллекту-

альных и экспертных систем4. Они могут использовать знания должностных лиц ОВУ о порядке организации тех или иных мероприятий АТО и в пределах этой области способны принимать решения на уровне эксперта-профессионала.

Многообразие поступающей в боевой обстановке информации требует от должностных лиц ОВУ АТО больших интеллектуальных и физических затрат для ее обобщения, обработки и использования в целях выработки или корректировки (при необходимости) решения на организацию мероприятий АТО, направленных на поддержание установленной степени боеспособности войск (сил) по наличию в строю исправной (работоспособной) АТ. Системы поддержки принятия решений смогут давать советы по организации или выполнению конкретных мероприятий АТО исходя из сложного анализа оперативно-тактической и технической обстановки, а также смогут объяснить, что лежит в основе их рекомендаций, автоматически совершенствуя базу знаний, обучаясь на своем опыте5.

При выработке оперативных решений, особенно в напряженной обстановке в условиях боевых действий, СППР смогут усилить интеллектуальные возможности человека (должностного лица ОВУ АТО) при большой неопределенности, ответственности и ограниченности времени для решения поставленных задач.

Современная концепция ведения боевых действий предусматривает в том числе и концепцию ведения сетецентрических войн. Эта концепция подразумевает расширение влияния и возможностей главного на сегодняшний день оружия — информации. Кто владеет информацией, тот обладает необходимым преимуществом в сложившихся условиях.

Для своевременного обеспечения информацией, необходимой для выработки решения, а также для осуществления функций поддержки принятия решений по организации АТО в мирное время и в условиях боевых действий, требуется совершенствование системы управления АТО и поэтапное развитие средств автоматизации и автоматизированных систем управления в целом.

Таким образом, реализация представленных направлений автоматизации процессов выполнения мероприятий АТО позволит обеспечить должностных лиц необходимой информацией и создать условия для автоматизированной обработки всей совокупности данных, выдачи рекомендаций и предложений по организации АТО войск (сил) в сложившихся условиях оперативно-технической обстановки, тем самым повысить, по предварительным оценкам, на 15—20 % оперативность и качество принимаемых решений органами военного управления.

4 Гергей Т.А. Об интеллектуальных системах / Т.А. Гергей, В.К. Финн // Экспертные системы: состояние и перспективы: сб. науч. тр. М.: Наука, 1989. С. 9—20; Любарский Ю. Я. Интеллектуальные информационные системы. М.: Наука, 1990; Попов Э.В. Экспертные системы-1990 (Классификация, состояние, проблемы, тенденции) // Вычислительная техника. Системы. Управление. 1990. Вып. 3. С. 10—17.

5 Куприянов А.А. Комплексная автоматизированная система управления силами (войсками), оружием и средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.