Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОГО ОКРУГА'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
185
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / INFORMATION-COMPUTATIONAL PROCESS / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / CONTROL FUNCTIONS / АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ) / AUTOMATION OF CONTROL OF TROOPS (FORCES)

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Морозов Сергей Валентинович, Кудренко Олег Александрович, Долин Роман Сергеевич

Изложены перспективные направления совершенствования автоматизированных систем управления (АСУ) в части состава, организации информационно-вычислительного процесса, автоматизируемых функций управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Морозов Сергей Валентинович, Кудренко Олег Александрович, Долин Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN AREAS OF DEVELOPMENT OF AUTOMATED CONTROL SYSTEMS WITHIN MILITARY DISTRICT

Prospective areas for improving automated control systems (ACS) in their composition, information-computational process, automated control functions are outlined.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОГО ОКРУГА»

Основные направления развития автоматизированных систем управления военного округа

Полковник С.В. МОРОЗОВ, кандидат военных наук

Полковник О.А. КУДРЕНКО, кандидат технических наук

Подполковник Р.С. ДОЛИН

АННОТАЦИЯ. Изложены перспективные направления совершенствования автоматизированных систем управления (АСУ) в части состава, организации информационно-вычислительного процесса, автоматизируемых функций управления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационно-вычислительный процесс, функции управления, автоматизация управления войсками (силами).

SUMMARY. Prospective areas for improving automated control systems (ACS) in their composition, information-computational process, automated control functions are outlined.

KEYWORDS: information-computational process, control functions, automation of control of troops (forces).

ВОЕННЫЕ конфликты и войны новейшей истории нацелены прежде всего на достижение информационного превосходства над противником, под которым понимается достижение более глубокого, соответствующего обстановке осознания и понимания ситуации в ходе выполнения задач по предназначению, более точного уяснения своих преимуществ и недостатков противника, способность сформировать победный замысел действий, незамедлительное доведение решений до войск и непрерывный контроль их исполнения.

Достижение информационного превосходства над противником, развитие и совершенствование системы управления военного округа следует осуществлять на основе перспективных стационарно-мобильных автоматизированных систем управления войсками (силами) округа (далее — АСУ), создаваемых с применением передовых информационных и телекоммуникационных технологий.

АСУ представляют собой совокупность взаимоувязанных систем, комплексов и средств автоматизации управления, обеспечивающих деятельность органов управления (независимо от видовой и ведомственной принадлежности) по поддержанию боевой готовности и боевой способности войск (сил), по подготовке к выполнению поставленных задач и централизованному и децентрализованному автоматизированному управлению при их выполнении.

Исходя из предназначения, современных требований, новейших задач и способов применения войск (сил) возникает необходимость развития и совершенствования АСУ по ряду основных направлений, рассматриваемых далее.

Совершенствование состава АСУ следует проводить в направлении дальнейшего развития унифицированного ряда стационарных и

мобильных комплексов средств автоматизации (КСА), переносных и носимых программно-технических комплексов средств автоматизации (ПТК), в которых на единых системотехнических принципах на отечественной элементной базе реализованы специализированные функции и технологии, формирующие взаимоувязанные функционально-технологические системы (единого времени; контроля и управления функционированием; защиты информации; навигационного обеспечения; обеспечения средствами топогеодезической информации; целеуказания — интегрированной со средствами разведки, управления и поражения).

В зависимости от предназначения составные части АСУ различного состава и структуры могут устанавливаться на подвижные средства и интегрироваться с их системами управления1. Дальнейшее их совершенствование следует осуществлять с учетом возможных вариантов применения на различной транспортной базе (в том числе в Арктической зоне).

КСА, ПТК одного объекта управления следует разрабатывать на единых системотехнических решениях системообразующей базовой АСУ данного объекта с обеспечением (при необходимости) выдачи в вышестоящие объекты управления оперативной и технологической информации, в том числе в части вопросов контроля управления функционированием, единого времени и защиты информации в соответствии с установленным регламентом.

Блочное конструктивное исполнение, обеспечивающее быструю замену блоков, должно исключать возможность неправильной сборки, коммутации, возникновение аварийных ситуаций при ошибочных действиях должностных лиц.

С учетом ограничений, в которых функционируют стационарно-мобильные АСУ, крайне важно совершенствовать организацию информационно-вычислительного процесса.

Информационно-вычислительный процесс в АСУ (составных частях) необходимо реализовывать, принимая во внимание особенности объектов различного уровня управления с учетом их территориальной разнесенности, возможности существующей системы связи, ограничения при ее деградации (в первую очередь полевой (мобильной) составляющей).

На автоматизированных рабочих местах (АРМ) должностных лиц в реальном масштабе времени важно обеспечивать индикацию доступных услуг (сервисов) связи и своевременное оповещение при изменении состояния системы связи (в том числе деградации или восстановления).

Для обеспечения единства и непротиворечивости представления одних и тех же данных на АРМ должностных лиц различных звеньев управления информационно-вычислительный процесс в АСУ следует совершенствовать в интересах обеспечения однократного ввода данных в АСУ, их автоматического доведения до потребителей (в части касающейся), обработки с возможностью отображения обстановки геоинформационными системами военного назначения на едином картографическом фоне.

Учитывая варианты применения АСУ в отрыве от основных сил и возможные проблемы с системой связи, необходимо обеспечивать полноценное функционирование АСУ без применения мощных цен-

1 Морозов С.В., Кудренко О.А. О подходе к созданию единой стационарно-мобильной автоматизированной системы управления войсками и оружием объединенного стратегического командования // Военная Мысль. 2013. № 3. С. 32—38.

тров обработки данных (ЦОД), а в случае возможности подключения к ним — способность использовать и их ресурсы.

С учетом динамики выполнения задач по предназначению, изменений состава и структуры разновидовых (разноведомственных) группировок войск (сил) особое внимание следует уделять упрощению и минимизации времени взаимной настройки систем при организации автоматизированного взаимодействия КСА (ПТК) между собой с целью обеспечения автоматизированного обмена любой информацией, в том числе:

короткими сообщениями, сигналами, командами (в части касающейся), а также подтверждениями их получения и докладами об их исполнении;

информацией целеуказания;

видео- и аудиоинформацией, в том числе потоковой; формализованной и неформализованной (текстовой) информацией; графической, картографической и гидрографической информацией; навигационно-временной информацией; гидрометеорологической информацией; данными системы защиты информации;

информацией контроля и управления функционированием КСА (ПТК), в том числе настроечными данными, необходимыми для организации взаимодействия.

В интересах обеспечения реализации «бесшовности» взаимообмена информацией необходимо разрабатывать и внедрять единые правила и единые форматы данных информационного взаимодействия для каждого вида информации.

Обеспечение информационного взаимодействия средств автоматизации следует реализовывать на принципах и правилах, устанавливаемых в протоколах организационной, информационной и технической совместимости, а со средствами автоматизации федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) — путем согласованности системотехнических решений по организации информационного взаимодействия.

Развитие АСУ по указанным направлениям с реализацией взаимоувязанных функционально-технологических систем, обеспечивающих защиту информации при ее хранении, передаче и обработке (с учетом приоритетности), будет способствовать в полной мере автоматизации общих функций управления в соответствии с современными требованиями.

Методы формализации информации следует развивать таким образом, чтобы они позволяли (в том числе с применением средств автоматизации) формализовывать поступающие неформализованные данные к виду, позволяющему их дальнейшую автоматическую обработку.

Информационный обмен необходимо оптимизировать по составу и количеству данных (первоначально должны передаваться только те данные, которые необходимы конкретному органу управления (должностному лицу) в интересах автоматизации управления войсками (силами) и оружием, в последующем — только их изменения). Это особенно актуально для автоматизированной передачи управления между пунктами управления, в интересах которой поддержание и восстановление информационной идентичности баз данных КСА различных ПУ целесообразно реализовывать с помощью процедур автоматического контроля (мониторинга).

Следует совершенствовать технологии, обеспечивающие возможность автоматического контроля прохождения информации, ведения

журналов регистрации записей исходящих, входящих и транзитных данных, в том числе не доведенных.

Оперативный доступ должностных лиц к необходимым информационным ресурсам, в том числе и взаимодействующих АСУ, должен обеспечиваться возможностью предоставления информации путем ее автоматического поиска по запросу в единых информационных ресурсах в соответствии с определенными правами доступа.

Результаты запросов информации целесообразно выдавать в требуемом виде (текстовом, графическом, видео и др.) в хронологической последовательности с учетом степени ее актуальности.

Ответственные должностные лица должны иметь возможность динамического корректирования прав доступа к соответствующей информации своим подчиненным.

Комплексное решение расчетных и информационных задач, выработка и моделирование вариантов развития ситуации, выбор оптимального варианта по заданным критериям, в том числе с применением геоинформационных технологий, следует реализовывать в соответствии с алгоритмами работы должностных лиц, автоматической передачей результатов выполненных задач (моделей) в качестве входных данных для последующих задач (моделей).

Функционирование задач (моделей) не должно зависеть от устойчивости системы связи. В случае необходимости (в том числе при отсутствии возможности автоматического взаимодействия с удаленными базами данных) необходимо реализовывать возможность автономного использования задач (моделей), в том числе ручного ввода исходных данных должностными лицами органов управления с АРМ, на которых они установлены, и производства расчетов в условиях недостаточно полного объема исходных данных.

В ходе проведения моделирования и производства расчетов важно обеспечить:

поддержание в актуальном состоянии информационных ресурсов, содержащих результаты моделирования и решения расчетных задач по назначенным вариантам исходных данных;

взаимодействие с геоинформационными системами в части получения исходных данных и отображения результатов расчетов в требуемом виде;

представление обстановки и данных решения задач и моделей на фоне цифровой карты местности в двухмерном и трехмерном (при необходимости) виде и с помощью экранных форм.

Варианты моделирования развития ситуации следует реализовы-вать с возможностью пошагового моделирования процессов, возврата к предыдущим шагам для детального анализа, сравнительного анализа различных результатов расчетов и выбора оптимального варианта по заданным критериям, обеспечивая выполнение временных показателей для соответствующих расчетов (моделирования)2. По запросу (сигналу) должностных лиц должна обеспечиваться возможность доступа к результатам расчетов (моделирования), содержащихся в фактографических базах данных.

Комплексная коллективная регламентная разработка оперативных документов на основе разнородной фактографической информации, подлежащей автоматической обработке в АСУ, должна реализовывать-ся взаимоувязанными компонентами общесистемного и специального

2 Протасов А.А., Соболевский В.А., Сухорутченко В.В. Планирование применения стратегических вооружений // Военная Мысль. 2014. № 7. С. 9—27.

программного, информационного и лингвистического обеспечения. Под комплексной разработкой понимается такая разработка документов, при которой данные для их формирования автоматически формируются на основе поступивших документов (команд, сигналов), данных решения информационных задач и моделей3.

Использование современных и перспективных технологий формализации данных в АСУ должно обеспечить степень формализации информации, дающую возможность автоматической обработки всех данных (элементов) электронных оперативных (боевых) документов.

Средства обработки оперативно-тактической информации в интересах комплексной коллективной деятельности при разработке документов должностными лицами органов управления должны обеспечить: одновременную удаленную работу на единой электронной карте; возможность отображения изменений оперативно-тактической обстановки в реальном масштабе времени или близком к нему;

минимизацию операций для ввода или отображения необходимой информации;

минимизацию времени обобщения (детализации) оперативно-тактической обстановки в ходе информационного обмена данными, оперативными (боевыми) документами (в том числе графическими, разработанными на электронных картах разного масштаба);

возможность анализировать данные с требуемым уровнем детализации (вплоть до отдельного военнослужащего, отдельного объекта местности);

предоставление геоинформационных сервисов для решения задач пространственного анализа, а также выполнение пространственных вычислений (в том числе решение задач пересчета координат в соответствии с требованиями руководящих документов);

совместное отображение всех видов пространственных данных на любую территорию в наиболее наглядной проекции и системе координат с сохранением всех измерительных свойств данных (в том числе площадь, расстояние, азимут, превышение); предоставление навигационной информации.

Таким образом, развитие технологии комплексной коллективной регламентной разработки электронных документов (в том числе в удаленном режиме) в перспективе должно реализовать:

разработку всех оперативных (боевых) документов на основе единой фактографической информации единой базы данных;

автоматический ввод фактографической информации в фактографическую базу данных из поступающих в органы управления формализованных директивных и планирующих отчетно-информационных оперативных (боевых) документов (как текстовых, так и графических);

возможность вывода (отображения) информации в текстовом и в графическом виде;

возможность параллельной разработки оперативных (боевых) документов;

возможность автоматического доведения документов до потребителей после утверждения документов.

Состав функций управления, подлежащих автоматизации в АСУ, должен определяться на основе детального анализа содержания работы органов управления (должностных лиц) с учетом достижения един-

3 Кудренко О.А., Морозов С.В. Учет морфологических, синтаксических и стилистических особенностей оперативных документов при создании АСУ спецназначения // Вопросы радиоэлектроники. 2013. № 2. С. 23—31.

ства реализации общих функций управления и создания необходимых средств для автоматизации специальных функций при решении возлагаемых на них специализированных задач.

Принимая во внимание территориальную разнесенность составных частей АСУ, необходимо развивать и совершенствовать средства и системы связи для того, чтобы они были способны реализовать полнофункциональный информационный взаимообмен не только между составными частями АСУ, но и с взаимодействующими АСУ (в том числе и ФОИВ), обеспечивая при этом:

устойчивое функционирование системы связи в условиях воздействия на ее элементы различных видов оружия противника, факторов техногенного и природного характера и помех всех видов;

требуемую пропускную способность, своевременное доведение до подчиненных войск (сил) информации в соответствии с приоритетностью и степенью секретности;

автоматический выбор маршрута для передачи информации с учетом приоритетности и степени секретности;

гарантированную доставку информации в соответствии с требованиями к вероятностно-временным характеристикам;

возможность (при необходимости) подключения установленным порядком к глобальной информационной сети Интернет.

Реализация рассмотренных основных направлений развития АСУ будет способствовать повышению эффективности управления войсками. Автоматизация позволит должностным лицам органов управления выполнять свои задачи по предназначению в соответствии с современными требованиями.

Отдельно следует обратить внимание на то, что важным фактором эффективности применения АСУ является обучение оперативного состава и технического персонала применению комплексов средств автоматизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.