Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ КОМАНДНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ'

ЭВОЛЮЦИЯ КОМАНДНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
342
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / CENTRALIZED CONTROL / STRATEGIC NUCLEAR FORCES / AUTOMATED CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Глущенко Александр Ильич, Воронин Вадим Леонидович, Ботняев Артем Андреевич

Отражены этапы развития командной автоматизированной системы централизованного управления Вооруженными Силами (ВС) СССР и РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Глущенко Александр Ильич, Воронин Вадим Леонидович, Ботняев Артем Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF THE COMMAND AUTOMATED SYSTEM OF CENTRALIZED CONTROL OVER THE ARMED FORCES

The paper covers the stages in the development of the command automated system of centralized control over the Armed Forces

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ КОМАНДНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ»

Эволюция командной автоматизированной системы централизованного управления Вооруженными Силами

Полковник А.К ГЛУЩЕНКО, кандидат технических наук

Подполковник В.Л. ВОРОНИН

Подполковник А.А. БОТНЯЕВ

АННОТАЦИЯ

Отражены этапы развития командной автоматизированной системы централизованного управления Вооруженными Силами (ВС) СССР и РФ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Централизованное управление, стратегические ядерные силы, автоматизированная система управления.

ABSTRACT

The paper covers the stages in the development of the command automated system of centralized control over the Armed Forces.

KEYWORDS

Centralized control, strategic nuclear forces, automated control system.

В СЕРЕДИНЕ XX века, с появлением в СССР значительного количества ракетно-ядерного оружия, назрела необходимость в создании автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) применением ядерного оружия, которая позволяла бы с высокой вероятностью и в заданные сроки доводить боевые распоряжения до всех носителей и пунктов управления.

В 1965 году было успешно завершено создание АСБУ для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Вместе с тем оснащение других видов ВС ядерным оружием потребовало создания командной автоматизированной системы управления (АСУ), предоставляющей военно-политическому руководству возможность централизованного управления (с пунктов управления Генерального штаба СССР) авиационной и морской составляющими стратегических ядерных сил (СЯС) при взаимодействии со специальными информационными системами.

В 1967 году на основании постановления Правительства СССР были развернуты масштабные работы по созданию командной АСУ ВС. В этом же году с целью решения военно-технических вопросов, связанных с созданием системы, в 27 ЦНИИ Минобороны было сформировано специальное научно-исследовательское управление1.

В 1969 году Научно-исследовательский институт автоматической аппаратуры (НИИАА) и ОКБ Ленинградского политехнического института (ЛПИ) представили государственному заказчику предложения по построению системы2. Главное отличие предложенных вариантов состояло в том, что НИИАА предлагал строить систему на широком использовании ЭВМ с достаточно гибким программным обеспечением, а ОКБ ЛПИ — на технических решениях, на которых была построена АСБУ РВСН. Опыт эксплуатации технических средств АСБУ РВСН показал простоту ее использования и обслуживания. Вместе с тем примененные решения резко ограничивали наращивание и модернизацию системы. Еще одно существенное отличие состояло в том, что при построении АСБУ РВСН использовались прямые каналы связи. НИИАА предложил

построить новую иерархическую систему (систему обмена данными) на принципе коммутации сообщений, в основе которой используются тер-риториально-разнесенные центры коммутации сообщений, связанные между собой магистральными каналами. Такое решение позволяло реализовать жесткие вероятностно-временные требования к передаче данных и в то же время обеспечивало изменение алгоритма управления, сравнительно простое подключение новых элементов системы, высокую эффективность использования пропускной способности каналов, возможность унификации технических средств связи на объектах, а также сокращение числа используемых каналов связи (в 5,5 раза).

Оснащение других видов ВС ядерным оружием потребовало

создания командной автоматизированной системы управления, предоставляющей военно-политическому руководству возможность централизованного управления (с пунктов управления Генерального штаба СССР) авиационной и морской составляющими стратегических ядерных сил при взаимодействии

со специальными информационными системами.

27 ЦНИИ Минобороны было поручено провести сравнительный анализ технических решений, предлагаемых НИИАА и ОКБ ЛПИ. Стало понятно, что автоматизация управления Вооруженными Силами уже не могла быть выполнена простым распространением отработанных для РВСН решений. Специфика состава, размещения и применения сил и средств ВВС и ВМФ требовала более гибких, универсальных подходов, также появилась необходимость в ав-

томатизированном управлении группировками войск (сил) и объектами подсистем ПВО и Тыла ВС. И в заключении института предпочтение было отдано варианту НИИАА, что в последующем было учтено руководством Министерства обороны при принятии окончательного решения по созданию АСУ

Участие 27 ЦНИИ Минобороны в создании командной АСУ шло по двум направлениям: военно-техническое сопровождение работ промышленности и непосредственная разработка специального математического программного обеспечения.

Так, в период 1969—1978 годов на этапах создания эскизного и технического проектов АСУ специалистами института были разработаны:

• оперативно-стратегические и военно-технические исходные данные;

• тактико-технические требования к командной АСУ в целом, к системе обмена данными, к подсистемам ВВС и ВМФ, а также к комплексам средств автоматизации (КСА) пунктов управления Генерального штаба;

• предложения по совершенствованию построения и функционирования системы и целый ряд других материалов.

Кроме того, было разработано программное обеспечение для КСА пунктов управления Генерального штаба, а также общесистемный алгоритм всего процесса автоматизированного управления.

Сотрудниками 27 ЦНИИ Минобороны была успешно решена труднейшая проблема создания методологических и организационных основ проведения государственных испытаний АСУ иерархического типа, территориально разнесенной по всему Советскому Союзу. Государственные испытания командной АСУ проходили с перерывами в период с декабря 1978-го по апрель 1985 года. От института в государствен-

ных испытаниях участвовало более 100 человек.

В марте 1980 года решением Министра обороны КСА командной АСУ были приняты на вооружение, а система введена в опытную эксплуатацию.

За вклад в создание командной АСУ в 1981 году 27 ЦНИИ Минобороны России был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

В 1984—1985 годах была проведена доработка командной АСУ с целью наращивания возможностей системы по обеспечению управления новыми типами ракетного оружия. Сотрудниками института менее чем за три месяца были разработаны программные средства для реализации этого процесса и подготовлены необходимые исходные данные.

27 ЦНИИ Минобороны России было поручено провести сравнительный анализ технических решений. Стало понятно, что автоматизация управления Вооруженными Силами уже не могла быть выполнена простым распространением

отработанных для РВСН решений. Специфика состава, размещения и применения сил и средств ВВС и ВМФ требовала более гибких, универсальных подходов.

Приказом Министра обороны СССР 5 апреля 1985 года командная АСУ ВС была поставлена на боевое дежурство и обеспечила гарантированное доведение командной информации с пунктов управления Генерального штаба до объектов-адресатов без искажений и в заданное время.

В созданной системе было реализовано информационно-техническое

взаимодействие более 30 подсистем и звеньев, входящих в АСУ ВС и сопрягаемых с ней. Разработанная Единая система протоколов информационного обмена и по сей день обеспечивает информационно-техническую совместимость как существующих, так и вновь разрабатываемых подсистем, а выбранная архитектура командной АСУ (включая систему обмена данными) позволяет наращивать возможности автоматизации централизованного управления оружием и Вооруженными Силами без прерывания функционирования системы.

Важнейшую роль в командной АСУ играют КСА, которыми оснащены стационарные и подвижные пункты управления.

Первое поколение КСА командной АСУ создавалось в 1970-х годах. Тракты обработки информации были разделены на командно-сигнальный с повышенной надежностью (с использованием многомашинных вычислительных комплексов с высокой вероятностью безотказной работы) и на информационно-расчетный тракт с вычислительным комплексом большой производительности и с большими объемами памяти3.

Архитектура этих комплексов основана на концепции централизованной архитектуры построения КСА

Приказом Министра обороны СССР 5 апреля 1985 года командная АСУ ВС была поставлена на боевое дежурство и обеспечила гарантированное доведение командной информации с пунктов управления Генерального штаба до объектов-адресатов без искажений и в заданное время.

на базе центрального отказоустойчивого вычислительного комплекса (одного или нескольких). Данная структура предполагает организацию вычислительного процесса практически в полном объеме в центральном ядре вычислительной системы и ре-ализовывает модель централизованных вычислений.

Во втором поколении КСА (1980— 1990 годы) специализированные вычислительные комплексы были заменены на более совершенные, что позволило улучшить оперативные характеристики. Был применен ряд новых автоматизированных рабочих мест на базе персональных ЭВМ, увеличивающих возможности рабочих мест по обработке и хранению информации. Внедрен комплекс вычислительных средств, обеспечивающий решение автономных расчетных задач по выработке рекомендаций по применению оружия.

В 1997 году поставлен на боевое дежурство модернизированный КСА второго поколения, что позволило решить задачу обеспечения управления ядерной триадой с единого командного пульта.

Основой КСА второго поколения являлись специализированные многопроцессорные комплексы, центральные части которых имели архитектуру Единой системы ЭВМ 3-го поколения (селекторные и мультиплексные каналы, дисплейные комплексы, накопители на магнитных дисках большой емкости, мультиплексоры передачи данных). Данная архитектура обеспечила возможность создания глобальной сети ЭВМ.

КСА третьего поколения (с 2005 г.) обеспечили дальнейшее эволюционное развитие командной АСУ. С их появлением и введением в систему были расширены возможности надежного автоматизированного управления ВС РФ и информационной поддержки деятельности военного

руководства, а также автоматизированы процессы управления объектами подсистем родов войск и видов обеспечения ВС РФ.

При создании третьего поколения КСА был реализован модульный принцип построения на основе интеграции функциональных подсистем, обеспечивающий наращивание возможностей путем объединения в едином комплексе программно-технических средств управления и информационно-расчетных систем с применением унифицированных системотехнических решений. В таких решениях преобладает сетевая структура с распределенной обработкой данных.

Комплексы средств автоматизации третьего

поколения обеспечили дальнейшее эволюционное развитие командной АСУ. С их появлением и введением в систему были расширены возможности надежного автоматизированного управления ВС РФ и информационной поддержки деятельности военного руководства.

В 2006 году успешно выдержал государственные испытания опытный образец унифицированного мобильного КСА командной АСУ, научно-методическое обеспечение которого осуществлялось сотрудниками 27 ЦНИИ Минобороны России. Изделие было принято на снабжение, организованы его серийное производство и оснащение пунктов управления ВС РФ.

Следующее поколение КСА должно обеспечить возможность гибкого изменения их алгоритмов функционирования, построенных на современных аппаратно-программных средствах, в целях безусловной и быстрой адаптации к изменяющимся

и развивающимся требованиям по управлению Вооруженными Силами. Значительно расширятся возможности по обеспечению оперативного, гибкого, скрытого и устойчивого автоматизированного управления ВС РФ. При этом современная стратегическая обстановка обусловливает необходимость включения в единый контур централизованного управления новых видов оружия, что позволит расширить боевые возможности войск (сил) в региональных и локальных конфликтах.

Помимо КСА в командной АСУ уникальным элементом является система обмена данными (СОД), которая на несколько десятков лет стала надежной телекоммуникационной основой для многих автоматизированных систем военного назначения.

Идеология построения и алгоритмы СОД явились результатами многолетней (начиная с 1967 года) научной работы 27 ЦНИИ Минобороны России. Они были положены в основу тактико-технических требований и исходных данных, по которым в дальнейшем предприятия промышленности создавали СОД. На стадии рабочего проектирования (1976— 1978) в институте было проведено математическое моделирование процессов взаимообмена информацией между объектами командной АСУ с использованием СОД, что позволило еще до начала ее испытаний (на этапе ее разработки и комплексной наладки) улучшить характеристики системы. В 1983 году сотрудниками института были разработаны оперативные требования к базовой СОД, а в 1984 году — к объединенной СОД Вооруженных Сил. Большая работа была проделана в ходе военно-научного сопровождения разработки, создания и наладки СОД. Сотрудники института приняли активное участие в проведении предварительных и государственных испытаний СОД.

В дальнейшем сотрудники института активно участвовали в работах по совершенствованию и развитию СОД и ее коммутационных элементов. В 1986 году с участием сотрудников 27 ЦНИИ Минобороны России были проведены предварительные и государственные испытания автоматизированных коммутационных центров СОД.

В 1991 году были успешно проведены государственные испытания объединенной СОД.

В 1991—1993 годах 27 ЦНИИ Минобороны России были обоснованы требования к усовершенствованной СОД и видовым системам обмена данными. В 2005 году усовершенствованная СОД была принята на снабжение ВС РФ и началось развертывание новых комплексов технических средств на объектах Минобороны России.

В 2017 году сотрудники института приняли участие в проведении государственных испытаний изделий, обеспечивших расширенные функциональные возможности по подключению абонентов к базовой СОД. Стали широко использоваться цифровые каналы и тракты передачи данных.

В настоящее время на основе многолетнего опыта предыдущих разработок с учетом анализа технологических решений, используемых при создании перспективных автоматизированных систем, 27 ЦНИИ Минобороны России проводятся исследования оперативных и системотехнических вопросов развития командной АСУ с целью

Помимо КСА в командной АСУ уникальным элементом является система обмена данными (СОД), которая на несколько десятков лет стала надежной телекоммуникационной основой для многих автоматизированных систем военного назначения.

повышения эффективности централизованного управления различными видами оружия и Вооруженными Силами в целом.

В заключение следует подчеркнуть, что в настоящее время командная АСУ ВС продолжает нести боевое дежурство, ее боевая готовность поддерживается на заданном уровне. В современных условиях, когда существенно усложнился процесс управления и принятия решений на применение оружия (сложная динамичная военно-политическая обстановка; широкая номенклатура типов оружия и множество форм и способов его применения; необходимость централизованного планирования применения и управления войсками и оружием), возрастает роль военной науки.

27 ЦНИИ Минобороны России как ведущая организация, обладающая уникальными компетенциями по построению АСУ ВС РФ и отдельных ее элементов, вносит достойный вклад в укрепление обороноспособности и безопасности государства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 27 ЦНИИ. 60 лет. История и современность. М.: ООО Припп «Новые авторы», 2014.

2 Автоматизация управления. Наш путь. М.: ФГУП «Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательский институт автоматической аппаратуры

имени им. Академика B.C. Семенихина», 2006.

3 Система жизни академика B.C. Семенихина. М.: АО «Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательский институт автоматической аппаратуры имени им. Академика B.C. Семенихина», 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.