Научная статья на тему 'Анализ современного состояния бдительности как профессионально - важного качества военнослужащих ракетных войск стратегического назначения'

Анализ современного состояния бдительности как профессионально - важного качества военнослужащих ракетных войск стратегического назначения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БДИТЕЛЬНОСТЬ / VIGILANCE / РАКЕТНЫЕ ВОЙСКА / MISSILE FORCES / БОЕВОЕ ДЕЖУРСТВО / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ПРОЦЕСС / PROCESS / ALERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уланов Дмитрий Владимирович

Статья в своем содержание отражает основные внутренние и внешние факторы, наличие которых потенциально влияет на политическую и экономическую и военную составляющую Российской федерации в целом. Так как, главным критерием военной составляющей РФ являются Ракетные войска стратегического назначения, главной задачей которых является выполнение поставленных задач в любых условиях обстановки. Результаты представленного материала статьи могут быть использованы при совершенствовании подготовки военнослужащих, как основных элементов системы, несущих боевое дежурство на боевых постах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF VIGILANCE IN THE STRATEGIC MISSILE FORCES

The article in its content reflects the main internal and external factors, the presence of which potentially affects the political, economic and military components of the Russian Federation as a whole. As the main criterion of the military component of the Russian Federation are strategic Rocket forces, the main task of which is to perform tasks in any situation. The results of the article can be used to improve the training of military personnel as the main elements of the system, bearing combat duty at combat positions.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния бдительности как профессионально - важного качества военнослужащих ракетных войск стратегического назначения»

активизировать внутреннюю познавательную мотивацию, направленность обучения на самопознание, самореализацию, саморазвитие.

Вышеизложенное расширяет функции компетенции самообразования до самообразовательной культуры студента медицинского вуза, которая является составной частью его общей культуры. Она представляет собой интегральное личностное начало, выраженное в соединении культурно-образовательного мировоззрения, знаний, умений, опыта, обеспечивающих целенаправленную самообразовательную деятельность по удовлетворению личных познавательных потребностей в самообучения и самовоспитания [13].

Выводы. Исследование проблемы управления формированием самообразовательной компетентностью студентов современного вуза на примере Кубанского медицинского университета позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, управление формированием самообразовательной компетентностью студентов реализуется в единстве трех взаимосвязанных форм: внеаудиторная самостоятельная работа, аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя и творческая, в том числе научно-исследовательская работа. Во-вторых, границы между этими видами деятельности весьма условны, а сами виды самостоятельной работы пересекаются друг с другом. Значимость этой работы выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем, выпускающие кафедры должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. Согласно новой образовательной парадигме, независимо от специализации и характера работы, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности в рамках своего профиля. Очевидно, что для подготовки такого специалиста необходима первичная теоретическая база, научный фундамент, которые и закладываются в процессе формирования самообразовательной компетентности.

Литература:

1 Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: учеб. пособ. для вузов, рек. УМО РФ. СПб.: Питер, 2011.

2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007.

4. Пидкасистый П.И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое сообщество России, 1999.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2003.

6.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34 - 42.

7. АП_Лобанов, А. П. Самостоятельная работа студентов в контексте компетентностного подхода // Организация самостоятельной работы студентов на факультете вуза: Материалы междунар. науч.-прак. конф. Минск, 16-17 ноября 2006 г. / Отв. ред. В. В. Сергеенкова. Мн.: БГУ, 2006. С. 35-38.

8. Бухарина Г.П. Реализация компетентностного подхода в организации самостоятельной работы студентов (СРС) проектирование компетентностного содержания (СРС) в условиях перехода к новым стандартам [Электронный ресурс] URL: http: //100-edu.ru/doc/32508/index.html.

8.Поляничко, О.Ю. Моделирование системы самостоятельной работы будущих педагогов (на примере математики) 13 00 08 - теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 2008; Трущенко, E.H. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в вузе E.H. Трущенко. Майкоп: Изд. <А_якс», 2008. 24 е.; Лебедев, O.E. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. 5. - С. 3-12.

9 Гуслякова Л.Г., Григорьев С.И. Культуроцентричность и компетентность в современном социальном образовании: монография. М.: Изд-во РГСУ. 2009.

10. Фёдорова М.А. Учебная самостоятельная деятельность студентов в контексте компетентностного подхода [Электронный ресурс] URL: http: http://www.jeducation.ru/2_2010/27.html. 24.

11. Мартынова О. А. Особенности управления образовательным процессом / Научный аспект № 1 - 2013 - Самара, 2012. [Электронный ресурс] URL: http://na-journal.ru/3-2012-gumanitarnye-nauki/128-osobennosti-upravlenija-obrazovatelnym-processom.

12. Чайковская Л. И. Самообучение иностранным языкам. Методические рекомендации. Магадан; Изд. СМУ. 2004.

13. АП. Лобанов, А. П. Самостоятельная работа студентов в контексте компетентностного подхода. Материалы междунар. науч.-прак. конф. Минск, 16-17 ноября 2006 г. Отв. ред. В. В. Сергеенкова. Мн.: БГУ. 2006. С. 35-38.

Педагогика

УДК 378.1

адъюнкт, капитан Уланов Дмитрий Владимирович

Военный университет Министерства Обороны Российской Федерации (г. Москва)

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БДИТЕЛЬНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАКЕТНЫХ ВОЙСК

СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация. Статья в своем содержание отражает основные внутренние и внешние факторы, наличие которых потенциально влияет на политическую и экономическую и военную составляющую Российской федерации в целом. Так как, главным критерием военной составляющей РФ являются Ракетные войска стратегического назначения, главной задачей которых является выполнение поставленных задач в любых условиях обстановки. Результаты представленного материала статьи могут быть использованы при совершенствовании подготовки военнослужащих, как основных элементов системы, несущих боевое дежурство на боевых постах.

Ключевые слова: бдительность, ракетные войска, боевое дежурство, анализ, процесс.

Annotation. The article in its content reflects the main internal and external factors, the presence of which potentially affects the political, economic and military components of the Russian Federation as a whole. As the main criterion of the military component of the Russian Federation are strategic Rocket forces, the main task of which is to perform tasks in any situation. The results of the article can be used to improve the training of military personnel as the main elements of the system, bearing combat duty at combat positions.

Keywords: vigilance, missile forces, alert, analysis, process.

Введение. Современный мир характеризуется высокой динамичностью трансформации системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возникли противоречивые тенденции к формированию многополярного мира и к установлению доминирования одной страны или группы стран. При этом их реализация зачастую базируется на военно-силовых способах решения проблем мировой политики, которые идут в разрез с существующими нормами мирового права. Таким образом, ставка на военную силу по-прежнему возглавляет перечень мер разрешения кризисных ситуаций в мире. Россия, как одно из крупнейших государств мира с уникальным геостратегическим положением, многовековой историей и богатыми культурными традициями, обладающее значительным экономическим, научно-техническим и военным потенциалом, не может оставаться в стороне от происходящих мировых процессов. Для достижения своих национальных интересов она заинтересована в сохранении стабильных международных отношений между наиболее мощными в экономическом и военном отношении государствами и стратегической стабильности в целом как в мировом, так и в региональном масштабах. Поэтому в качестве приоритетных направлений обеспечения своей военной безопасности Россия рассматривает усиление комплекса мер по сохранению стратегической стабильности, предупреждению военных конфликтов и предотвращению их эскалации. При реализации этих мер Россия опирается на потенциал сдерживания, главное предназначение которого состоит в предупреждении и пресечении попыток государств или коалиций государств разрешить с помощью военной силы противоречия с Российской Федерацией и ее союзниками посредством убедительной демонстрации решимости и готовности применения силы.

Сегодня Россия обладает достаточной военной мощью. Планом строительства и развития Вооруженных Сил на период до 2025 года предусмотрено их дальнейшее организационное совершенствование и качественное развитие образцов вооружения и военной техники. Однако важная особенность нынешней обстановки такова, что реформирование Вооруженных Сил России пока не завершено. Ряд государств и их союзы получили значительное превосходство в силах общего назначения. В сложившейся экономической ситуации в стране основной реальной военной силой, способной компенсировать потенциальные военные угрозы России, остаются стратегические ядерные силы (СЯС). Необходимо отметить, что если в начальный период своего существования ядерное оружие рассматривалось как мощное наступательное средство достижения превосходства в войне, то сегодня оно во многом стало политическим средством достижения целей, осуществляя свою функцию сдерживания потенциального агрессора. Поэтому в сложившихся условиях Россия, как это определено в Военной доктрине РФ, рассматривает ракетно-ядерное оружие как один из важнейших факторов сдерживания агрессии, обеспечения своей военной безопасности, поддержания международной стабильности и мира.

Формулировка цели статьи. Целью проведенного автором исследования являлось выявить и проанализировать влияние внутренних и внешних факторов на состояние главной составляющей боевой готовности Ракетных войск стратегического назначения-бдительности, как профессионально важного качества личности.

Изложение основного материала статьи. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) - род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главный компонент ее стратегических ядерных сил. Предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения в составе стратегических ядерных сил или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях и составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника [1].

Период Новейшей истории РВСН начался в начале 90-х, вместе с распадом СССР и началом масштабной ликвидации мощностей в рамках договорённостей «СНВ» - тема для многих больная. Политика, проводимая в отношении Ракетных Войск Стратегического Назначения руководством СССР и России в конце 80х-начале 90х многими не без оснований расценивается как предательство. Так или иначе, войска РВСН удалось сохранить - одно это не может не радовать.

Сложный период для страны и армии и в войсках РВСН России прошёл далеко не без потерь, но было место и ярким победам. Первые мобильные ракетные комплексы в истории РВСН нашей стран разработаны и приняты на вооружение ещё в Советское время. Но одним из главных достижений нашей страны периода становления Российской Федерации стало создание и постановка на боевое дежурство в частях РВСН России уникальных МРК «Тополь-М», 30 декабря 1998 года «Таманская дивизия РВСН Светлый» первой в составе Ракетных Войск Стратегического Назначения РФ заступила на боевое дежурство с мобильным ракетным комплексом пятого поколения «Тополь-М». С 2000 года «Тополя» приняты на вооружение соединениями РВСН в п. Юрья-2 и Тейково, далее с каждым годом количество новейших ракетных комплексов в армии росло. По состоянию на конец 2012 года на вооружении стратегических войск РФ 60 ракет «Тополь-М» шахтного базирования и 18 МРК [2].

В конце октября текущего года была проведена внезапная проверка РВСН. Она показала, что войска находятся в высокой степени готовности. Тем не менее их нужно оснащать новыми поколениями техники. И оборонный комплекс успешно справляется с этой задачей.

Уже развёрнут процесс планового перехода РВСН на современные ракетные комплексы стационарного и мобильного базирования. В 2013 году два ракетных полка оснащены новыми подвижными комплексами «Яре», а в следующем году арсенал РВСН пополнится новыми межконтинентальными баллистическими ракетами наземного базирования.

Очень большое значение имеют перспективные средства по преодолению (ПВО) и характеристики - как точностные, так и связанные с защищённостью и живучестью ракетных комплексов. Они приоритетны для сегодняшних разработок.

Конечно, хорошие комплексы могут создавать только предприятия с современной технической базой, техническим оснащением, которое обновляется в соответствии с федеральной программой технического перевооружения.

Решается и вопрос подготовки кадров, начиная со студенческой скамьи и кончая прохождением практики на конкретных предприятиях, чтобы можно было и впредь оперативно и успешно решать все первостепенные задачи.

Боевые возможности РВСН зависят не только от количества и характеристик состоящих на вооружении ракет, но и от эффективности управления ими. Ведь в ракетно-ядерном противостоянии счет времени идет на секунды. В процессе повседневной службы, и тем более, боевой ситуации жизненно необходим быстрый и надежный обмен информацией между всеми структурными звеньями РВСН, четкое доведение команд до всех носителей и пусковых установок баллистических ракет. Первые соединения баллистических ракет использовали принципы и опыт управления, выработанные в артиллерии, но с созданием РВСН как вида Вооруженных сил СССР они получили свою централизованную систему управления. Были созданы органы управления РВСН: Главный штаб ракетных войск; Главное управление ракетного вооружения; Центральный командный пункт Ракетных войск с узлом связи и вычислительным центром; Управление боевой подготовки и военно-учебных заведений; Тыл Ракетных войск; а также ряд специальных служб и отделов. Впоследствии структура органов военного управления РВСН неоднократно менялась.

В настоящее время центральным органом военного управления РВСН является Командование ракетных войск стратегического назначения, входящее в состав Центрального аппарата Министерства обороны РФ. Командующий РВСН - генерал-полковник Каракаев Сергей Викторович. В состав Командования РВСН входит Штаб ракетных войск стратегического назначения, который подчиняется непосредственно командующему данным родом войск. В функции Штаба входит организация боевого дежурства и боевого применения РВСН; поддержание боеготовности; развитие РВСН; руководство оперативной и мобилизационной подготовкой; обеспечение ядерной безопасности и некоторые другие. Штаб возглавляет начальник, являющийся первым заместителем командующего РВСН. Централизованное боевое управление дежурными силами РВСН осуществляется Центральным командным пунктом ракетных войск стратегического назначения (ЦКП РВСН). Боевое дежурство несут четыре идентичные смены. ЦКП РВСН включает управление и основные подразделения: дежурные смены; отдел подготовки информации; отдел подготовки и контроля боевой готовности, координации деятельности центральных командных пунктов; аналитическая группа и другие. ЦКП РВСН расположен в подмосковном поселке Власиха (с 2009 г. носит статус ЗАТО) в подземном бункере на глубине 30 метров. Аппаратурой ЦКП РВСН обеспечивается непрерывная связь со всеми боевыми постами РВСН, на которых дежурит в общей сложности 6 тысяч офицеров-ракетчиков. Автоматизированная система боевого управления (АСБУ) стратегическими ядерными силами носит название «Казбек». Ее портативный терминал «Чегет» известен как «ядерный чемоданчик», который непрерывно находится у Верховного Главнокомандующего - Президента Российской Федерации. Аналогичные «чемоданчики» имеются у Министра обороны и начальника ГШ. Их основное назначение -передача на командные пункты РВСН специального кода, разрешающего использование ядерного оружия. Разблокировка произойдет только в том случае, если код поступит от двух из трех терминалов. С принятием на вооружение ракетного комплекса «Яре» в РВСН России внедряется система боевого управления четвертого поколения и уже идут государственные испытания АСБУ пятого поколения. Ее звенья планируется начать внедрять в войска уже с 2016 г. АСБУ пятого поколения сможет доводить боевые приказы непосредственно до каждой ПУ, минуя промежуточные звенья. Будет обеспечена возможность оперативного переприцеливания ракет современных типов («Тополь-М», «Яре», «Булава») прямо в полете. А вот для ракет устаревших типов - Р-36 и УР-100 - такая возможность уже не предусмотрена [3].

Говоря об РВСН России, стоит отметить одну их уникальную особенность - способность нанести гарантированный ракетно-ядерный удар по агрессору даже в том случае, если все командные звенья и системы боевого управления РВСН разрушены, а личный состав ракетных частей мертв. Долгое время о системе «Периметр» не было достоверной информации из-за окружавшего ее режима строгой секретности. Сегодня известно, что комплекс автоматического управления массированным ответным ядерным ударом РВСН существует, и носит индекс 15Э601 (в западных СМИ получила название - «Мертвая рука»). По данным официального сайта МО РФ, система «Периметр» заступила на боевое дежурство в 1986 году [4]. То, что она находится на боевом дежурстве и в настоящее время, в 2011 г. подтвердил командующий РВСН генерал-лейтенант С. Каракаев в интервью «Комсомольской правде». «Периметр» является дублирующей системой управления для всех родов войск, имеющих на вооружении ядерные боезаряды, и призван обеспечить гарантированный пуск шахтных МБР и БРПЛ в случае уничтожения командной системы «Казбек» и систем боевого управления РВСН, Принцип работы и возможности комплекса «Периметр» достоверно не известны. Есть сведения, что основной компонент системы - автономный программно-командный комплекс на базе искусственного интеллекта, контролирующий обстановку по множеству параметров при помощи собственных датчиков. После принятия итогового решения о факте ракетно-ядерного нападения и о нанесении ответного удара, запускаются специальные командные ракеты 15А11, созданные на базе MP УР-100. При помощи мощных передатчиков в полете они транслируют команды на запуск для всех уцелевших МБР и БРПЛ. По другим данным (интервью якобы одного из разработчиков системы журналу Wired), комплекс все-таки активируется вручную уполномоченным на это лицом. Затем начинается мониторинг сети датчиков и, если применение ядерного оружия все-таки имело место, проверяется связь с Генштабом. Если связь отсутствует, система автоматически разблокирует ядерное оружие и, минуя стандартную сложную процедуру, передает право принятия решения о запуске ракет любому, кто находится в специальном высокозащищенном бункере.

Планами развития РВСН предусмотрено выведение устаревших типов МБР из боевого состава по мере истечения установленных сроков их эксплуатации: УР-100НУТТХ - в 2019 г., «Тополь» - в 2021 г., Р-36М2 «Воевода» - в 2022 г. Постепенно их заменят МБР РС-24 «Яре» в шахтном, грунтовом и, возможно, железнодорожном вариантах базирования. Ракетные комплексы «Тополь-М» больше закупаться не будут, но сохранятся на боевом дежурстве, предположительно, до 2040 г. МБР «Яре» с 4 боевыми блоками, конечно, не может стать полноценной заменой «Воеводе», которая несет 10 боевых блоков. Поэтому Государственным ракетным центром им. Макеева на Урале разрабатывается новая тяжелая жидкостная МБР «Сармат». Опытно-конструкторские работы по ней должны завершиться к 2018 - 2020 г. «Сармат» будет меньше и

вдвое легче, чем «Воевода» - ее стартовая масса составит 100 тонн, при заявленной забрасываемой массе в 5 т. Показатели тяги на единицу веса у «Сармата» по сравнению с Р-36 значительно возрастут. Массогабаритные характеристики МБР «Сармат» примерно соответствуют УР-100НУТТХ, что позволит относительно легко переоборудовать для размещения новых ракет уже существующие ракетные шахты. В текущем 2015 г. успешно завершены испытания усовершенствованной версии «Ярса» - РС-26 «Рубеж» разработки Московского института теплотехники (МИТ). Ожидается ее поступление в войска уже 2016 г. Первой РС-26 получит иркутская 29-я гвардейская ракетная дивизия. Ожидается возврат в строй БЖРК. Новый ракетный поезд получит название «Баргузин». К 2016 г. МИТ должен подготовить конструкторскую документацию по нему, а к 2019 появится первый образец. Новый БЖРК будет вооружен ракетами «Яре», которые вдвое легче, чем Р-23УТТХ (49 и 104 т соответственно). Поэтому «Баргузин» сможет нести шесть ракет. При этом возрастет его подвижность, так за счет меньшего веса вагонов поезд будет не так сильно изнашивать железнодорожные пути. Вместо трех тепловозов, как у БЖРК «Молодец», «Баргузин» будет тянуть всего один тепловоз. Это повысит скрытность поезда, ведь его сложно будет отличить от обычных товарных составов. И еще, что важно, «Баргузин» будет полностью российским изделием - в отличие от «Молодца», большая часть деталей которого производилась на заводе «Южмаш».

Выводы. В настоящее время РВСН остаются главным компонентом «ядерной триады» России, основным гарантом ее безопасности и территориальной целостности. Происходит активное перевооружение РВСН на новые типы ракет. Ожидается, что к 2020 г доля новых ракетных комплексов в РВСН составит 98%. Также в войска поступает другая техника, предназначенная для обеспечения боевого дежурства. Совершенствуется система боевого управления. Приоритетными направлениями современного развития РВСН являются: поддержание постоянной боевой готовности частей и подразделений существующей группировки войск за счет проявления постоянной бдительности и высокого профессионализма которое достигается:

1. Высоким уровнем боевой подготовки личного состава боевых расчетов.

2. Основной упор необходимо делать на привитие им практических навыков, необходимых для выполнения обязанностей в мирное и военное время.

3. Совершенствование боевых возможностей группировки войск путем модернизации ракетно-ядерного оружия, проведения переподготовки личного состава для работы с новыми образцами военной техники. Занятиям придается практическая направленность и проводятся они, как правило, в местах выполнения задач максимальное продление сроков эксплуатации ракетных комплексов, завершение разработки и развертывание с необходимыми темпами современных ракетных комплексов «Тополь-М» стационарного и мобильного базирования, дальнейшее развитие системы боевого управления войсками и оружием, создание научно-технических разработок по перспективным образцам вооружения и техники РВСН. Процесс обучения личного состава войск идет непрерывно. В соответствии с планом подготовки РВСН на год планируется около тысячи различных учений. Так, в январе-феврале 2015 г. в РВСН прошли масштабные учения, направленные на отработку задач по маневрированию ПГРК с целью вывода их из-под удара, изменению позиционных районов. Был отработан обширный перечень задач и вводных, в том числе по приведению в высшие степени боевой готовности, совершению маневренных действий на маршрутах боевого патрулирования, противодействия диверсионным формированиям и ударам высокоточного оружия условного противника, выполнению боевых задач в условиях активного радиоэлектронного подавления и интенсивных действий противника в районах дислокации войск. В РВСН служат профессионалы, прошедшие серьезный отбор и длительную подготовку, преданные своему делу и Родине. Все это дает уверенность в том, что ядерный щит России надёжен, а боевые приказы будут выполнены при любом варианте развития событий [5].

Литература:

1. Военный Энциклопедический Словарь Ракетных войск стратегического назначения. — М.: БРЭ, 1999.

2. Главный штаб Ракетных войск стратегического назначения / Под ред. С. В. Хуторцева. М., 2002 -С. 157-160.

3. Ракетный щит Отечества. М., 1999;

4. Ракетные войска стратегического назначения: истоки и развитие / Под ред. Н. Е. Соловцова. М.. 2004; Носов В. Т.

5. Стратеги: командующие ракетными армиями, командиры ракетных корпусов. М., 2008; Каракаев С. В. РВСН и ОПК России: новые рубежи взаимодействия в области создания стратегических вооружений // Оборонно-промышленный комплекс России. Федеральный справочник. М., 2013. Т. 9.

Педагогика

УДК 371

студентка Усманова Ление Аметовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения обусловил необходимость проведения экспериментального исследования уровня сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся начального общего образования.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, личностно-мотивационный, когнитивно-операционный, коммуникативно-деятельностный, рефлексивно-творческий.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the problem of the formation of communicative universal educational actions of junior schoolchildren at the lessons of literary reading, necessitating an experimental study of the level of the formation of communicative universal educational activities for students of primary general education.

Keywords: communicative universal educational activities, personal-motivational, cognitive-operational, communicative-activity, reflexive-creative.

Введение. Конкретизации сущности базового понятия исследования «коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников», выделены и охарактеризованы критерии формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников: личностно-мотивационный, когнитивно-операционный, коммуникативно-деятельностный, рефлексивно-творческий; в разработке методики работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся начального общего образования. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Л.С. Выготский [1], H.A. Шкуричева [5], Л.В. Епишена [3]. Подходы к формированию универсальных учебных действий обучающихся активно рассматриваются М.А. Даниловым [2], И.М. Осмаловской [4].

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является разработка и экспериментальная проверка методики формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.

Изложение основного материала статьи. Материалы и методика исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов общеобразовательных организаций на уровне начального общего и основного общего образования, а также образовательных организаций дополнительного образования. Материалы исследования особо актуальны для успешной реализации задач начального общего образования, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Экспериментальной базой исследования выступило Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Акимовская средняя общеобразовательная школа» Нижнегорского района Республики Крым. В экспериментальном исследовании приняли участие 4 класс 17 обучающихся.

Внедрение разработанной методики осуществлялось в естественных условиях в три этапа. На первом констатирующем этапе, нами была определены цели, задачи и уровни сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий каждого обучающегося.

В ходе экспериментального исследования были реализованы следующие задачи:

1) определение и характеристика критериев, показателей и уровней сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся начального общего образования;

2) подбор диагностического инструментария к каждому критерию и показателю сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников;

3) определение уровня сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся начального общего образования;

4) структурирование и апробация системы работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.

Для решения поставленных задач констатирующего этапа исследования были использованы следующие методы, которые позволили получить многомерную характеристику личности обучающегося начального общего образования: наблюдение за коммуникативной деятельностью детей младшего школьного возраста (урочное и внеурочное общение); анкетирование, тестирование, диагностирование с целью определения уровня сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в исследуемом классе; метод математической обработки полученных данных и сравнительный анализ полученных результатов исследования; разработка творческих заданий для выявления исходного уровня сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников по следующим критериям: личностно-мотивационный, когнитивно-операционный, коммуникативно-деятельностный, рефлексивно-творческий.

Каждый критерий сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников включал по три показателя, к каждому показателю подобраны и разработаны диагностические методики. Раскроем сущность каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.