i-methods
ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ
том 11. № 2. 2019 http://intech-spb.com/i-methods/
Актуальные вопросы построения комплекса моделей и методов информационно-аналитической поддержки системы управления специального назначения
Наумов Владимир Валентинович,
к.т.н., профессор, профессор кафедры управления материально-техническим обеспечением Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
АННОТАЦИЯ_________________________________________________________
Анализ практической работы органов военного управления с применением средств автоматизации показывает, что на сегодняшний день, к сожалению, задача выполнения требований по актуальности, полноте и гибкости информационного обслуживания в системе управления решена частично. Кроме того, требуют разрешения проблемы эффективного использования органами военного управления аналитических ресурсов и их структуризации в системе управления материально-техническим обеспечением войск (сил). При этом определено, что важным направлением в сфере информационно-аналитического обеспечения органов военного управления материально-техническим обеспечением является введение в использование системы информационно-аналитической поддержки принятия решений на действия. Предложенный в статье подход основан на структуризации моделей и методов и их отражения в системе управления материально-техническим обеспечением войск (сил). В статье рассматриваются требования (четкой структуризации, единства информационной базы, простоты моделей и методов, алгоритмической и программной реализуемости моделей), закономерности (сохранение соразмерности между элементами системы, соответствие состава комплекса моделей и методов структуре и функционалу органов военного управления) и базовые принципы, учитываемые в ходе разработки комплекса моделей и методов информационно-аналитической поддержки системы управления специального назначения, позволяющие повысить оперативное обоснование автоматизации управления материально-техническим обеспечением войск (сил). Оценку эффективности выбора наиболее оптимальных решений на материально-техническое обеспечение войск (сил) с применением моделей и методов информационно-аналитической поддержки предложено осуществить путем применения системы показателей, которые систематизированы под этапы типового цикла принятия решений органами военного управления материально-техническим обеспечением войск (сил) при подготовке и в ходе ведения военных действий.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: органы военного управления; материально-техническое обеспечение; информационно-аналитическая поддержка; автоматизированная система управления; комплексы средств автоматизации.
Анализ результатов исследований работы органов военного управления (ОВУ) материально-техническим обеспечением (МТО) [1-2] в области их функциональных потребностей показывает, что определяющим в оценке эффективности принятия решений становится их качество обеспечения информационными ресурсами, возможность доступа к источникам информации непосредственно с рабочего места, наличие и актуальность базы моделей предметной области и методов их реализации. Принятие решений является информационно-аналитическим процессом, поэтому все его этапы от определения целей до их достижения и оценки последствий базируются на работе ОВУ с данными и моделями (поиск, отображение, обработка, анализ).
Кроме того, определено, что множество задач (моделей) реализуется специфическими методами математической поддержки принятия решений, которые базируются на интерпретации в терминах конечного пользователя (ДЛ) [3].
На наш взгляд, в отличие от традиционных автоматизированных функций должностных лиц (ДЛ) ОВУ управленческий аспект, особенно на этапах принятия решений, требует иной структуризации методов и моделей и их отражения в системе управления специального назначения (СУ СН). По существу наряду с важностью обеспечения ОВУ информационными ресурсами становится актуальным решение проблемы эффективного использования аналитических ресурсов и их структуризации в системе управления МТО войск (сил). По этой причине важным направлением в сфере информационно-аналитического обеспечения (ИАО) ОВУ является введение в использование системы информационно-аналитической поддержки (ИАП).
На сегодняшний день, к сожалению, при отсутствии такого функционального элемента, как система ИАП управления МТО на различных уровнях, задача выполнения требований по актуальности, полноте и гибкости информационного обслуживания (ГОСТ РВ 51987-2002 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Типовые требования и показатели качества функционирования информационных систем. М.: Госстандарт России, 2002) решена частично. В результате негативных воздействий на систему МТО своевременно они не определяются, а практические мероприятия по их предупреждению и нейтрализации не осуществляются.
Вскрытие фактов и выявление закономерностей негативных воздействий на систему МТО предполагает решение на уровне ИАП управления МТО задачи сбора, накопления, систематизации, гарантированного хранения и доведения до потребителей (абонентов) задач (моделей) СПО, а также первичных и обобщенных данных о всех потенциальных источниках. Анализ работ, в части создания АСУ ВС РФ в таком качестве определены, в общей сложности более 100 АС органов военного и государственного управления. В результате установлено, что к базовому уровню функциональных возможностей системы ИАП следует также отнести оперативное управление подчиненными соединениями, частями и организациями МТО (по организационно-распорядительному тракту). Вторичный уровень — «надстройки» системы включает выполнение функций всестороннего комплексного анализа, моделирования (прогноза) и поддержки принятия решений должностными лицами соответствующих категорий.
При этом система ИАП, по нашему мнению, представляет собой инструментальную среду обеспечения процессов, реализуемых в системе МТО по всем направлениям деятельности: от информационной работы до процессов управления и оценивания результативности деятельности отдельных её элементов.
Применительно к специфике информационно-аналитической работы (ИАР) ОВУ, система ИАП особенно полезна, поскольку, представляя собой компонент информационной инфраструктуры организации, она может осуществлять мониторинг деятельности всех её элементов и подсистем. Эта возможность обусловлена спецификой продукции и производственного цикла, реализуемого в системе ИАО ОВУ МТО.
По существу вся информационная продукция проходит непосредственно через компоненты информационной инфраструктуры, что создает уникальную возможность учета, а значит, и оценивания организационной, коммуникационной и информационной активности элементов системы ИАО, а также отслеживания процессов целеполагания [4].
На наш взгляд, достижение конечной цели по повышению эффективности управления МТО целесообразно представить в виде комплекса моделей и методов ИАП управления при принятии решений и планировании МТО войск (сил).
В этой связи в концептуальном плане важно определиться с требованиями, закономерностями, принципами, системой показателей подготовки и принятия решений, что позволит повысить оперативное обоснование разрабатываемого комплекса моделей и методов ИАП управления МТО.
Относительно требований, предъявляемых к разрабатываемому комплексу моделей и методов ИАП. На наш взгляд, одним из основных является требование четкой структуризации комплекса моделей и методов, которое включает соответствующее разделение областей специализации ОВУ МТО и организаций, отвечающих за различные стороны развития СУ МТО и её элемента, реализующего возможности системы ИАП — АСУ МТО.
Вторым общим требованием к комплексу моделей и методов является единство информационной базы. Это требование обосновывается общими для разных групп моделей и методов элементами, используемыми при описании объектов и процессов в системе МТО.
Третьим требованием является простота моделей и методов, под которой будем понимать такую предельную степень упрощения описания информационно-аналитических технологий (ИАТ), когда модели и методы не теряют способности достоверно и достаточно полно отражать реальные объекты и явления. Свойство простоты моделей и методов представляется совершенно необходимым для обеспечения успеха межведомственной работы.
Практическая реализация требований простоты и четкой структуры комплекса моделей и методов в значительной степени может быть обеспечена применением нормативного подхода в описании объектов управления МТО [5].
В разработанном комплексе моделей и методов при обосновании его состава и структуры в качестве нормативов предлагается применять:
1) состав ИАТ достаточный для выполнения определенной элементарной функциональной задачи ОВУ МТО с заданной степенью эффективности;
2) оценка доступных для реализации объемов заказов на разработку ИАТ на соответствующем предприятии;
3) оценка предельно допустимых ограничений выполнения объемов задач ОВУ МТО.
К требованию простоты близко примыкает условие алгоритмической и программной
реализуемости оптимизационных задач (моделей), означающее, что все предлагаемые математические зависимости моделей и методов могут быть формализованы в виде операторов программ для решения на ЭВМ.
Дальнейший анализ указанных выше условий показывает, что их выполнение находится на пути линеаризации моделей и методов, т.е. к представлению в них только линейных зависимостей между величинами, характеризующими различные стороны этого процесса.
Не менее важным условием реализации комплекса моделей и методов является полнота их информационной обеспеченности, под которой предложено понимать принципиальную и практическую возможность получить ОВУ и организациям, отвечающих за различные стороны развития АСУ МТО, все необходимые данные для реализации моделей и методов.
Предлагаемый перечень требований к комплексу моделей и методов не является полным и может быть продолжен, но в этом случае будет возрастать доля произвольных свойств, что не является желательным.
Как известно любая АСУ независимо от степени сложности и места в общей АСУ войсками (силами) представляет собой комплекс элементов, между которыми должна поддерживаться оптимальная соотносительность. Система не может функционировать эффективно, если хотя бы один элемент системы окажется неработоспособным, который будет нарушать, сдерживать, тормозить работу других элементов системы. Когда в АСУ вводятся новые элементы, ликвидируются старые или меняются их возможности, появляются новые задачи или устраняются старые, то соотношение между элементами имеет тенденцию нарушаться.
Относительно закономерностей, которые следует учесть в ходе разработки структуры и состава комплекса моделей и методов ИАП. Первая закономерность — сохранение соразмерности между элементами системы ИАП. Методологическим следствием этой закономерности является требование соответствия степени детализации оперативно-тактической информации определённого уровня. Механизм реализации данной закономерности заключается в выполнении ряда принципов:
- системности (определение целей системы, построения формализованной модели функционирования объекта);
- комплексности (взаимоувязка всех проводимых работ в области автоматизации управлении);
- эффективности автоматизации (правильное определение функций ОВУ, подлежащих автоматизации, технологий, распределение задач (моделей) по функциональным узлам управления МТО);
- новых задач (применение новых ИАТ);
- нормативной основы (учет временных норм и нормативов, характеризующих производительность управленческого труда, документооборота);
- построения рациональной организационной структуры системы ИАП (обоснованное распределение между структурными подразделениями ОВУ функций, задач (моделей) управления);
- минимизации количества структурных связей по функциям ОВУ (распределение функций по уровням управления);
- организационного обеспечения функций управления (максимальное обеспечение ОВУ моделями всех управленческих функций).
Следующей, не менее важной закономерностью, является соответствие состава комплекса моделей и методов системы ИАП структуре и функционалу ОВУ МТО. Требования этой закономерности реализуются через принципы:
- мобильности состава моделей и методов по сравнению с изменение задач, стоящих перед ОВУ (учет изменения функций по сравнению со структурой функциональных узлов управления);
- специализации (оптимальное распределение моделей по элементам АСУ МТО с целью достижения цели управления и гарантированного выполнения ОВУ всех функций управления);
- комплексности (использование технических и программных средств в работе ОВУ, создание интегрированной информационной базы).
Таким образом, своё предназначение принципы могут выполнять лишь в том случае, если их содержание соответствует объективным законам и закономерностям управления. В этом состоит, прежде всего, признак их научности, при этом основное требование к принципам состоит в том, чтобы их соблюдение повышало эффективность управления соединения, частями и учреждениями МТО (СЧО МТО) функционирования системы МТО в целом.
Относительно оценки эффективности выбора наиболее оптимальных решений МТО войск (сил) с применением моделей и методов ИАП, то её предлагается осуществить путем применения обобщенных показателей, к которым следует отнести:
- время (Т, часов, суток, месяцев) Т ^ min;
- стоимость (С, тыс. рублей) С ^ min;
- трудозатраты (А, нормо-часов) А ^ min;
- наращивание боевого потенциала (B, условных единиц) B ^ max;
- вероятность решения задач группировками сил (Pz,%) Pz ^ max.
В качестве интегрального (глобального) показателя можно принять показатель эффективности процессов МТО, как свойства системы обеспечения выполнять функции по предназначению с определенными затратами труда, времени и материальных средств.
Использование предложенного в работах [6-8] методических подходов, позволило обосновать и разработать систему показателей, реализуемых в системе ИАП, выявить и сформулировать новые показатели (из всего перечня 335 показателей сформулировано новых 252), которые систематизированы под этапы типового цикла принятия решений управления МТО и сгруппированы по классам предметной области для оценки:
- угрозы противника — Fn = 17;
- физико-географических условий — Fm = 9;
- обеспеченности войск (сил) по видам МТО — Fq = 107;
- боевой и мобилизационной готовности войск (сил) — Fq = 12;
- транспортного обеспечения войск (сил) — F = 24;
- технического обеспечения войск (сил) — Fo = 27;
- состояния и возможностей СЧО МТО — F = 85;
a 7
- возможности местной промышленной базы — Fpb = 26;
- временных показателей (нормы времени) — FT = 28.
Такое представление системы показателей, на наш взгляд, обеспечивает полноту отображения предметной области, потребности разработчикам при создании и реализации системы ИАП управления МТО.
На наш взгляд практическая реализация предложенной выше системы показателей, связанных с повышением полноты данных в решаемых задачах (моделях) и направленных на совершенствование ИАП решений, позволит дать всестороннюю оценку эффективности системы МТО.
Комплекс моделей и методов ИАП принятия решений и планирования МТО войск (сил) предложено реализовать поэтапно [9].
На первом этапе формируется оптимально необходимый состав моделей анализа функционирования объектов МТО и входящих в их состав элементов, рассматриваемых с точки зрения расчётно-типовых организационных единиц, взаимосвязи между ними, структуры и динамики информационных потоков для управленческой деятельности ОВУ МТО, а также прогнозирования влияния противника на объекты МТО.
На втором этапе создаётся нормативно-правовая база, включающая Соглашения между ОВУ Минобороны и взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), а также перечень статей о межведомственном информационном взаимодействии.
На третьем этапе разрабатывается новый (уточняется существующий) алгоритм работы ОВУ МТО на всех уровнях управления с момента получения директивных (распорядительных) документов до выработки решения с учётом анализа и оценки дополнительных данных из системы ИАП и прогнозных моделей.
На четвертом этапе осуществляется наращивание функциональных возможностей информационной базы на основе протоколов информационного взаимодействия с внешними источниками получения информации, её реализация в СПО. Данный этап содержит преобразование поступающих данных от внешних источников (ФОИВ и других заинтересованных организаций) по протоколам информационного взаимодействия из соответствующих прогнозных моделей и их размещение по соответствующим адресам в базах данных и базах моделей КСА на пунктах управления МТО.
Пятый этап включает программную реализацию нового алгоритма перспективной вычислительной сети пункта управления МТО и содержит разработку новых (уточнение существующих) постановок, алгоритмов, программ расчётных задач (моделей) СПО, участвующих в ИАП выработки вариантов решений на МТО.
Шестой этап включает обоснованный выбор общего, общесистемного, специального и технологического программного обеспечения с учётом основных требований по обеспечению унификации и стандартизации, преемственности, возможности настройки средств по реализации требуемых функциональных возможностей, адаптивности программных средств к изменяющейся конфигурации технических средств, расширению функциональных возможностей за счет использования дополнительных программных средств, в том числе СУБД, экспертных систем, информационно-аналитических СППР и включаемых пользователем средств СПО.
На седьмом этапе осуществляется экспериментальная проверка перспективной вычислительной сети пункта управления МТО в части применения обновлённых программ задач (моделей) СПО и новых методов ИАП решений ОВУ МТО.
При этом следует отметить, что информационные и аналитические ресурсы КСА пунктов управления МТО могут быть структурированы в виде множества объектов по направлениям [10]:
- создания необходимых условий для использования в вычислительной сети только лучших 1Т-решений, обеспечивающих превосходство (как минимум — паритет) отечественных систем по сравнению с зарубежными аналогами;
- оптимизации информационного обеспечения процесса принятия решений. Минимизация объема представляемой ДЛ на АРМ информации должна выполняться с учетом значимости различных элементов информации для однозначности описания оперативной обстановки.
Таким образом, поэтапная практическая реализация рассмотренного комплекса моделей и методов ИАП СУ МТО позволит, на наш взгляд, повысить эффективность управления МТО войск (сил) и обоснованность принимаемых ОВУ МТО решений.
Литература
1. Носов М. И. Подходы, методы и алгоритмы обобщения (генерализации) геопространственной информации с учетом задач, решаемых ДЛ ОВУ, и уровней управления, на которых она используется. КНИР шифр «Базис-2013-МТО». СПб.: НИИ ВА МТО, 2015. С. 95-114.
2. Доклад о результатах исследований в ходе проведения специального тылового учения в СибВО и ОСУ «Восток-2010». СПб.: НИЦ ФАУ «25 ГосНИИхиммотологии Минобороны России», 2010. 84 с.
3. Попов Э. В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ. М: Наука, 1987. 288 с.
4. Курносое Ю. В., Конотопов П. Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М.: Русаки, 2014. 550 с.
5. ЦелыковскихА. А. Основы информационно-аналитической работы. СПб.: Изд-во ВАМТО, 2016. 404 с.
6. Носов М. И. Методы и модели интегрированной системы поддержки принятия решений в управлении материально-техническим обеспечением группировки войск (сил): дис. д-р техн.наук. СПб.: Изд-во ВАМТО, 2017. 344 с.
7. Носов М. И., Наумов В. В. Методология обоснования системы показателей и критериев информационно-логистических ресурсов АСУ МТО // Материалы Межведомственной
НПК на тему: «Выдающийся организатор материально-технического (тылового) обеспечения (к 125-летию со дня рождения генерала армии А. В. Хрулева)» (Санкт-Петербург, 22 сентября 2017 г.). СПб.: ВАМТО, 2017. Ч. 2. С. 635-643.
8. Носов М. И., Наумов В. В. Методология обоснования системы моделей и методов управления информационно-логистическими ресурсами АСУ МТО // Материалы Межведомственной НПК на тему: «Выдающийся организатор материально-технического (тылового) обеспечения (к 125-летию со дня рождения генерала армии А. В. Хрулева)» (Санкт-Петербург, 22 сентября 2017 г.). СПб.: ВАМТО, 2017. Ч. 2. С. 643-650.
9. Наумов В. В. Концепция информационно-логистической модели АСУ материально-техническим обеспечением // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Управление информационными ресурсами» (Минск, 20 дек. 2017 г.) / Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь; под общ. ред. М. Г. Жилинского; редкол.; Д. В. Мазарчук (отв.ред.)[и др.]. Минск: Изд-во Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2017. С. 375-382.
10. Наумов В. В., Переведенцев А. А. Структурно-функциональная модель тылового пункта управления группировки войск (сил) // Сборник статей Межведомственной научно-теоретической конференции «Состояние и перспективы развития технического обеспечения в ВС РФ». СПб.: ВАМТО, 2018. С. 552-558.
TOPICAL ISSUES OF CREATION OF THE COMPLEX OF MODELS AND METHODS OF INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF THE CONTROL SYSTEM OF THE SPECIAL PURPOSE
VLADIMIR V. NAUMOV,
St. Petersburg, Russia, [email protected]
PhD, Full Professor, Professor of chair of management of material support of Military academy of material support of a name of general A.V.Hrulev
ABSTRACT
Analysis of the practical work of the military administration with the use of automation shows that today, unfortunately, the task of meeting the requirements for the relevance, completeness and flexibility of information services in the management system is partially solved. In addition, the problem of the effective use of analytical resources by the military authorities and their structuring in the management of logistics of troops (forces) needs to be resolved. At the same time, it was determined that an important direction in the field of information and analytical support of the military administration of material and technical support is the introduction of the system of information and analytical support of decision-making for action. The approach proposed in the article is based on the structuring of models and methods and
their reflection in the management system of material and technical support of troops (forces). The article considers the requirements (clear structuring, unity of information base, simplicity of models and methods, algorithmic and software feasibility of models), regularities (preservation of proportionality between the elements of the system, compliance of the complex of models and methods with the structure and functionality of the military administration) and the basic principles taken into account in the development of a set of models and methods of information and analytical support of the special purpose control system, allowing to increase operational justification of automation of management of material and technical support of troops (forces). Evaluation of the effectiveness of the choice of the most optimal solutions for the logistics of troops (forces) with the use of models and methods of information and analytical support is proposed to be carried out through the use of a system of indicators, which are systematized under the stages of the model cycle of decision-making by the military administration of logistics of troops (forces) in the preparation and during the conduct of hostilities.
Keywords: military authorities; logistics; information and analytical support; automated control system; automation systems.
REFERENCES
1. Nosov M. I. Podkhody, metody i algoritmy obobshcheniya (generalizatsii) geoprostranstvennoy informatsii s uchetom zadach, reshaemykh DL OVU, i urovney upravleniya, na kotorykh ona ispol'zuetsya. KNIR shifr "Bazis-2013-MTO" [Approaches, methods and algorithms of generalization (generalization) of geospatial information, taking into account the problems solved by DL OVU, and the levels of control at which it is used. KNIR cipher "Basis-2013-MTO"]. St. Petersburg: NII VA MTO Publ., 2015. Pp. 95-114. (In Russian)
2. Doklad o rezul'tatakh issledovaniy v khode provedeniya spetsial'nogo tylovogo ucheniya v SibVO i OSU «Vostok-2010» [A report on the results of investigations during the special logistical exercises in the Siberian military District and the OSU "Vostok-2010".]. St. Petersburg: NITs FAU "25 GosNIIkhimmotologii Minoborony Rossii" Publ., 2010. 84 p. (In Russian)
3. Popov E. V. Ekspertnye sistemy: Reshenie neformalizovannykh zadach v dialoge s EVM [Expert systems: Solving non-formalized problems in dialogue with computers]. Moscow: Nauka, 1987. 288 p. (In Russian)
4. Kurnosov Yu.V., Konotopov P. Yu. Analitika: metodologiya, tekhnologiya iorganizatsiya informatsionno-analiticheskoy raboty [Analytics: methodology, technology and organization of information and analytical work]. Moscow: Rusaki, 2014. 550 p. (In Russian)
5. Tselykovskikh A. A. Osnovy informatsionno-analiticheskoy raboty [Fundamentals of analytical work]. St. Petersburg: Voennaya akademiya material'no-tekhnicheskogo obespecheniya im. generala armii A. V. Khruleva Publ., 2016. 404 p. (In Russian)
6. Nosov M. I. Metody i modeli integrirovannoy sistemy podderzhki prinyatiya resheniy v upravlenii material'no-tekh-nicheskim obespecheniem gruppirovki voysk (sil): dis. d-r tekhn. nauk [Methods and models of integrated decision support system in the management of logistics groups of troops (forces): dis. Dr. Techn. sciences]. St. Petersburg: Voennaya akademiya material'no-tekhnicheskogo obespecheniya im. generala armii A. V. Khruleva Publ., 2017. 344 p. (In Russian)
7. Nosov M. I., Naumov V. V. Metodologiya obosnovaniya sistemy pokazateley i kriteriev informatsionno-logistich-eskikh resursov ASU MTO [Methodology of substantiation of The system of indicators and criteria of information and logistics resources of ASU MTO] Materialy Mezhvedomstvennoy NPK na temu: Vydayushchiysya organizator material'no-tekhnicheskogo (tylovogo) obespecheniya (k 125-letiyu so dnya rozhdeniya generala armii A. V. Khruleva)" [Proceedings of the Interdepartmental NPK on the topic: "Outstanding organizer of material and technical (rear)
support (to the 125th anniversary of the birth of army General A. V. Khrulev)" St. Petersburg, September 22, 2017.] St. Petersburg: Voennaya akademiya material'no-tekhnicheskogo obespecheniya im. generala armii A. V. Khruleva Publ., 2017. Ch. 2. Pp. 635-643. (In Russian)
8. Nosov M. I., Naumov V. V. Metodologiya obosnovaniya sistemy modeley i metodov upravleniya informatsionno-logis-ticheskimi resursami ASU MTO [Methodology of substantiation of the system of models and methods of management of information and logistics resources of ASU MTO]. Materialy Mezhvedomstvennoy NPKna temu: Vydayush-chiysya organizator material'no-tekhnicheskogo (tylovogo) obespecheniya (k 125-letiyu so dnya rozhdeniya generala armii A. V. Khruleva)" [Proceedings of the Interdepartmental NPK on the topic: "Outstanding organizer of material and technical (rear) support (to the 125th anniversary of the birth of army General A. V. Khrulev)" St. Petersburg, September 22, 2017.]. St. Petersburg: Voennaya akademiya material'no-tekhnicheskogo obespecheniya im. generala armii A. V. Khruleva Publ., 2017. Pt.2. Pp. 643-650. (In Russian)
9. Naumov V. V. Kontseptsiya informatsionno-logisticheskoy modeli ASU material'no-tekhnicheskim obespecheniem [Concept of information and logistic models of ACS logistics]. Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Upravlenie informat-sionnymi resursami" [Proceedings of the Intern. science.-prakt. Conf. "Management of information resources" (Minsk, 20 Dec. 2017)]. Minsk: Akademii upravleniya pri Prezidente Respubliki Belarus' Publ., 2017. Pp. 375-382. (In Russian)
10. Naumov V. V., Perevedentsev A. A. Strukturno-funktsional'naya model' tylovogo punkta upravleniya gruppirovki voysk (sil) [Structural and functional model of the rear control point of the grouping of troops (forces)]. Sbornik statey Mezhvedomstvennoy nauchno-teoreticheskoy konferentsii "Sostoyanie iperspektivy razvitiya tekhnicheskogo obespecheniya v VS RF" [Proceedings of the Interdepartmental scientific and theoretical conference "State and prospects of development of technical support in the armed forces"]. St. Petersburg: Voennaya akademiya material'no-tekhnicheskogo obespecheniya im. generala armii A. V. Khruleva Publ., 2018. Pp. 552-558. (In Russian)