Научная статья на тему 'Динамика информационных потоков в автотехническом обеспечении войск'

Динамика информационных потоков в автотехническом обеспечении войск Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
73
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ / АВТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК / МАКРОСКОПИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / DYNAMIC OF INFORMATION FLOW / TROOPS LOGISTICS SUPPORT / MACROSCOPIC MODEL

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Талыбов Азиз Машаалла Оглы

В статье рассмотрена динамика информационных потоков в автотехническом обеспечении войск. Предложена макроскопическая модель описания потоков элементов автотехнического обеспечения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Талыбов Азиз Машаалла Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n paper there has been considered dynamic of information flow in troops logistics support. There has been offered macroscopic model for elements flow of logistics support.

Текст научной работы на тему «Динамика информационных потоков в автотехническом обеспечении войск»

разработки организационной документации подразделе- Матрица в таблице 1 имеет организационный ас-

ний и основой для создания автоматизированной системы пект. Она должна быть дополнена матрицей, имеющей ре-управления. сурсный, обеспечивающий аспект (таблица 2).

Таблица 2

Структура основных ресурсов функционирования системы для реализации функций управления_

Основные функции управления Основные ресурсы для функционирования системы

Мобилизационные (Мб) Материальные (Мт) Технические (Т) Информационные (И)

1 Мб-1 Мт-1 Т-1 И-1

2 Мб-2 Мт-2 Т-2 И-2

3 Мб-3 Мт-3 Т-3 И-3

4 Мб-4 Мт-4 Т-4 И-4

В качестве примера рассмотрим крупную управляемую систему - Военный институт. В данном примере Мб-1 - анализ состояния мобилизационной укомплектованности Военного института; Мт-3 - организация материального обеспечения Военного института.

Наряду со структурным представлением организационного и обеспечивающего аспектов функции управления, необходимо отразить объективно свойственный ей циклический характер. Для этого должен быть введен параметр периодизации по иерархическому принципу счетчика: 1 - сутки, 2 - неделя, 3 - месяц, 4 - квартал, 5 - год. тогда матрицы в таблицах 1 и 2 станут трехмерными, многостраничными по параметру периодизации.

Так, код «Т-1-3» может означать ежемесячный анализ состояния технического обеспечения Военного института, И-4-2 - еженедельный контроль информационного обеспечения Военного института.

Данная модель матрицы реализации функций управления, безусловно, является вариативной. Заполнения тех или иных граф зависит от управляемого подразделения, выполняемых им задач, обеспечивающих ресурсов. Более того, изменениям могут подвергаться и функции управления, в зависимости от стиля руководства командира, определения им приоритетных направлений деятельности подразделения, и как следствие, выбора наиболее оптимальных функций управления [3, С.31-34].

Как следствие реализации системообразующего матричного подхода, можно ожидать проявления следующих возможностей:

- разделения функций управления до конкретных задач, определения последовательности их осуществления, непосредственных исполнителей;

- определения на этапе планирования пути совершенствования процесса управления, разграничения функций по различным исполнителям;

- рассмотрения деятельности подчиненного подразделения и процесса управления над ним, как единого целого;

- вариативного творческого подхода при выполнении сложных многоступенчатых задач.

В целом, матричное представление структуры организации и обеспечения реализации функций управления позволяет обеспечить:

1. Системный подход при анализе и планировании систем управления подразделением с целью повышения эффективности при выполнении поставленных задач, в том числе долгосрочного планирования штатной деятельности управляемой системы.

2. Реализацию функций справочного руководства, средства контроля практической деятельности подразделений, эталона для разработки организационной документации подразделений и основы для создания автоматизированной системы управления.

Список литературы:

1. Блинов А.П., Попов В.В., Ананьев В.В., Малышев И.И. Боевая подготовка военно-морского флота / Основы управленческой деятельности / - СПб. ВВМУ им. М.В. Фрунзе, 1999.

2. О порядке определения задач, способов и критериев их выполнения, соответствующем адекватному вероятностному прогнозу / В.И. Поленин, М.П. Комаров, О.К. Мешков. - Вестник Академии военных наук, №3 (16), 2006. С. 30-38.

3. Управленческие решения: учебник для бакалавров / В.И. Бусов. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - С. 31-34 - Серия: Бакалавр. Базовый курс.

ДИНАМИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В АВТОТЕХНИЧЕСКОМ

ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЙСК

Талыбов Азиз Машаалла оглы

Доктор философии по технике, доцент, Военная Академия Вооруженных Сил Азербайджанской Республики, г.Баку АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена динамика информационных потоков в автотехническом обеспечении войск. Предложена макроскопическая модель описания потоков элементов автотехнического обеспечения. ABSTRACT

In paper there has been considered dynamic of information flow in troops logistics support. There has been offered macroscopic model for elements flow of logistics support.

Ключевые слова: динамика информационных потоков, автотехническое обеспечение войск, макроскопическая модель

Keywords: dynamic of information flow, troops logistics support, macroscopic model.

Автомобильная техника является одной из наиболее использованной техники в Вооруженных Силах государств. Она составляет более 80% процентов от общего количества транспортной и боевой техники. Более половины всех имеющихся комплексов и систем вооружения смонтированы на автомобильных базовых шасси, что требует постоянной технической готовности для выполнения боевых задач [1,2]. Поэтому, существенное значение имеет своевременное и правильно организованное автотехническое обеспечение войск для решения следующих задач, которые образуют систему автотехнического обеспечения:

1. Постоянное обеспечение и своевременное укомплектование частей и подразделений автомобильной техникой и автомобильным имуществом, их учет

2. Организация правильной эксплуатации автомобильной техники и поддержание ее в постоянной готовности к боевому использованию

3. Своевременное восстановление вышедшей из строя автомобильной техники и имущества

4. Автоматизация управления автотехническим обеспечением войск

Система автотехнического обеспечения включает в себя органы и объекты управления с информационными каналами прямой и обратной связи и элементами управления: учет, отчетность, контроль, планирование и организация исполнения, передача информации, ее сбор, обработка, сохранность и представление для принятия своевременного и рационального решения.

Поэтому важное значение имеет корректность движения информационных потоков, анализ осуществления, контроль, порядок согласования и корректировки полученной информации, отсутствие необходимого уровня доступа к базе данных автотехнического обеспечения, возможность потери какой-либо части информации и пересечения информационных потоков, необходимость в их защите, накоплении, выполнения прогнозирования и хранения.

В автомобильной службе постоянно принимаются, обрабатываются, хранятся и представляются большие объемы информации по автотехническому обеспечению: нормативные и справочные данные, планирующая и учетно-отчетная документация, данные по автомобильной технике и имуществу, техническому обслуживанию и ремонту, другие данные, влияющие на эффективность автотехнического обеспечения. Кроме того, в службе ведется учет автомобильной техники и имущества, где учитывается наличие и техническое состояние машин, составляются путевые листы, наряды на использование машин, используются данные по моторесурсам, аккумуляторным батареям, автомобильным шинам, исполняются планирующие документы по автомобильной службе, осуществляется контроль над правильной эксплуатацией машин и т.д.

В первую очередь в автомобильную службу поступает информация из вышестоящего органа управления старшего уровня; органа управления воинской части и соединения; органа управления других частей и соединений; местных органов исполнительной власти; органов управления Министерства обороны, других войск и воинских

формирований, а также других источников информации. Вся поступившая информация в автомобильную службу может быть, как нормативно-справочного и декларативного, так и исполнительно-инструктивного и директивного характера, которая в автомобильной службе определенным образом обрабатывается и структурируется, храниться, представляется и распределяется по уровням иерархии исполнения, принимается своевременное и целесообразное решение и отправляется исполнителям (адресантам). Выходной поток информации может быть представлен в виде данных (справок-докладов) по учету автомобильной техники, имущества и их техническому состоянию; расходу моторесурсов, горюче-смазочных материалов; количественному и качественному состоянию инженерно-технического состава, ремонтно-восстанови-тельных органов; актов технического состояния автотехники на списание и соответствующий вид ремонта, списания аккумуляторных батарей и автомобильных шин, автомобильного имущества; заявок на истребование запасных частей, актов изменения качественного состояния автоимущества и другой необходимой служебной информации.

Обработанная и представленная соответствующим требуемым образом информация из автомобильной службы передается по уровням иерархии источников информации, часть данных остается в автомобильной службе для хранения, прогнозирования и дальнейшей обработки и передачи по адресатам. Все три объекта (источники информации, автомобильная служба, адресаты) неразрывно связаны между собой, информация, находящаяся в них постоянно перемещается между ними, внутри них. Поток информации рассматривается и представляется нам как непрерывный, непрекращающийся, постоянно изменяющийся цикличный процесс, где указанные источники информации, выступая как внешние воздействия на поток, в то же время и сами участвуют в этом процессе.

Объем обрабатываемых данных определяется списочным и марочным составом автомобильной техники, состоящих по штату в воинской части и соединении. Основными операциями по обработке данных являются сортировка по различным признакам, накопление данных и ввод информации в требуемой форме.

Входной поток данных начинается с информации по обеспечению воинских частей и соединений автомобильной техникой и имуществом, по обоснованному и своевременному их истребованию на основании штатно-табельной потребности с учетом наличия каждого типа машин. Эти данные также могут включать количество автомобильной техники и имущества, находящихся на хранении на складах, их распределение, выдача, перевозка и учет.

Источниками обеспечения воинских частей и соединений автомобильной техникой и автомобильным имуществом могут являться поставки от довольствующего органа по планам снабжения, ремонтно-восстанови-тельного органа, предприятий местной промышленности, объекты списанных машин. Исходными данными для востребования автомобильной техники и автомобильного имущества являются [3]:

- планы эксплуатации и ремонта машин, производственные планы ремонтно-восстановительных органов, планы закладки имущества в неприкосновенный запас;

- нормы расхода автомобильного имущества на ремонт и эксплуатации машин;

- укомплектованность воинских частей техникой и имуществом, парковым оборудованием и его состояние.

Шины и аккумуляторные батареи, поступающие в воинские части, используются в первую очередь для плановой замены шин и аккумуляторных батарей, находящихся в неприкосновенных запасах, а также на машинах боевой и строевой группы.

Таким образом, перед должностными лицами автомобильной службы воинской части всегда стоит задача своевременной обработки информации. Данный процесс сопровождается значительными и постоянно увеличивающимися объемами получаемой и обрабатываемой информации. Движение большого количества информации в процессе управления автотехнического обеспечения войск на каждом иерархическом уровне происходит по определенному общему цикличному процессу, что требует разработки модельного алгоритма и создание информационной системы управления автотехнического обеспечения войск, учитывающей особенности использования автомобильной техники в войсках, эффективность движения информационных потоков и потоков элементов автотехнического обеспечения по пути следования, общие принципы процесса управления активной системой в технологическом цикле автотехнического обеспечения.

Выбор метода моделирования информационных потоков системы автотехнического обеспечения зависит от многих факторов. В данном случае будем использовать макромодели, ориентированные на общее поведение системы и требующие глобальных входных данных [4].

Рассмотрим математическое моделирование потоков системы автотехнического обеспечения, основанном на законе сохранения количества материи по пути потока, по аналогии с потоками жидкости при ее протекании по водостоку [5]. Модель характеризуется плотностью, течением и скоростью потока, ее можно описать при помощи парциальных дифференциальных уравнений первого порядка гиперболического типа.

Исследуем в данном временном интервале участок пути потока элементов автотехнического обеспечения, где скорость потока задается значением функции и (x, t), а плотность q определена значением функции q (x, t) в точке x и в момент времени t, где t > 0, xER. Плотность потоков определяем, как количество элементов потока информации на единицу длины пути. Предположим, что на данном участке установлена максимальная скорость и обозначим ее Umax. Тогда можно выразить зависимость скорости от плотности следующим образом [5]:

(

pq) = и

1 -

q

л

2 max у

Другое важное понятие, определяющий характер движения элементов потока - элементы представляющие собой совокупность потока, которые проедут точку х за определенную единицу времени t. Эту функцию обозначим символом ф (х, 1).

Поток информации средств можно определить,

как

p (q) = и-q

(1)

Если на контролируемом участке скорость элементов потока информации будет варьироваться в зависимости от условий, например при аварии линии передачи информации или в связи с приказом об ограничении передачи информации, то в таком случае функция потока не является линейной функцией и будет зависеть от других параметров (максимальная скорость, максимальная плотность элементов потока). Функцию потока можно переписать следующим образом [2]:

Г

P(q) = Umax q

q

\

1 -

V qmax у

(2)

Движение информационного потока можно описать по аналогии с движением потоков жидкости при ее протекании по водостоку, т. е. количество элементов информационного потока, которые поступят на данный участок пути, совпадает с количеством элементов информационного потока, выходящих с этого участка за тот же промежуток времени. Эту зависимость можно переписать в виде парциального дифференциального уравнения первого порядка в форме:

qt + Px = 0

(3)

где ^тах является плотностью, при которой поток останавливается, q < qmax .

где, с помощью символа qt или же фх обозначаем первую парциальную производную функцию q (х, 0 по переменной t или же первую парциальную производную функцию ф (х, ^ по переменной х.

Уравнение (3) можно переписать далее в виде

qt + ф'(q)qх = 0

где, qх - первая парциальная производная функция q(х,t) по переменной х.

Плотность размещения элементов информационного потока в определенном месте и в определенное время можно установить, если будем знать плотность потока в данном месте и в данное время, т. е. описание ситуации в начале наблюдаемого события в виде начального условия

q(х,0) = qo(х)

где, функция q0 (х) описывает функцию q (х, Г) в момент времени t = 0.

Уравнение (3) численно можно решить при конкретных начальных условиях потока элементов автотехнического обеспечения.

Таким образом, для повышения эффективности автотехнического обеспечения следует правильно определить динамику информационных потоков в автотехническом обеспечении войск. Предложена формализованная

макроскопическая модель описания потоков элементов автотехнического обеспечения.

Список литературы

1. Автотехническое обеспечение подразделений и частей: Учебное пособие. - М: Воениздат, 1973. -196 с.

2. Техническое обеспечение соединений и частей сухопутных войск: Учебное пособие. - Кокшетау: Из-дат. Дом, 2005. - 219 с.

3. Организация эксплуатации вооружения и военной техники: Учебник. - Кокшетау: Издат. Дом, 2005. -403 с.

4. Й.Елинек, Я.Высока. О подходах в моделировании транспортной динамики // Вестник АГТУ. Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика. 2014. № 1, с.121-129

5. LeVeque R. J. Finite Volume Methods for Hyperbolic Problems/ R. J. LeVeque. Cambridge University Press, 2002. P. 203-213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.