Научная статья на тему 'Направления совершенствования механизмов финансовоэкономического обеспечения и учетных и отчетных показателей, определяющих финансовый результат деятельности Вооруженных Сил'

Направления совершенствования механизмов финансовоэкономического обеспечения и учетных и отчетных показателей, определяющих финансовый результат деятельности Вооруженных Сил Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНОВ / МЕХАНИЗМ РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГРУППА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / КЛАССИФИКАТОР ВООРУЖЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ / THE MECHANISM OF SETTLEMENT ATTITUDES (RELATIONS) / FEATURES OF FUNCTIONING OF THE INCORPORATED FINANCIAL AND ECONOMIC BODIES / GROUP OF PARAMETERS / THE QUALIFIER OF ARMS / FORMATION OF THE REGISTRATION INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башашкина Г. Ю.

Главной же целью формирования механизма расчетных отношений в современных условиях является создание эффективных процедур своевременного и полного обеспечения бюджетными ассигнованиями основных задач в области обеспечения национальной безопасности России, стоящих перед Вооруженными Силами (установление прямой связи сверху вниз), и внедрение принципов и процедур управления по результатам. Получатель средств федерального бюджета будет формировать финансовый результат учреждения по основным показателям одной государственной функции. Предлагаемая мера упростит процесс сбора показателей финансового результата у других Распорядителей, чья деятельность связана с обеспечением вооруженной защиты государства, и позволит наиболее точно оценить стоимость предоставленных услуг этими учреждениями. Кодификация ресурсов в зависимости от их вида позволит сформировать финансовую информацию, позволяющую оценить степень вклада в решении поставленных задач (достижении целей) по функциональному признаку. Предложенная структура финансовых показателей позволит с наибольшей степенью вероятности определить как состояние Вооруженных Сил, так и динамику их развития в разрезе каждой структурной единицы и их вклада в совокупный результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Башашкина Г. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF PERFECTION OF MECHANISMS OF FINANCIAL AND ECONOMIC MAINTENANCE AND THE REGISTRATION AND ACCOUNTING PARAMETERS DETERMINING FINANCIAL RESULT OF ACTIVITY OF ARMED FORCES

The main purpose of formation of the mechanism of settlement attitudes (relations) in modern conditions is creation of effective procedures of duly and full maintenance by budgetary appropriations of primary goals in the field of maintenance of national safety of Russia, facing to armed Forces (an establishment of a direct communication from the top downward), and introduction of principles and procedures of management by results of. The addressee of means of the federal budget will form financial result of establishment on the basic parameters of one state function. The offered measure will simplify process of gathering of parameters of financial result at other Managers, whose activity is connected to maintenance of the armed protection of the state, and most precisely will allow to estimate cost of the given services by these establishments. Codification of resources depending on their kind will allow generating the financial information, allowing estimating a degree of the contribution in the decision of tasks in view (achievement of the purposes) to a functional attributes. The offered structure of financial parameters will allow to define(determine) with the greatest degree of probability both a condition of armed Forces, and dynamics(changes) of their development in a cut(section) of each structural unit and them The contribution to cumulative result.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования механизмов финансовоэкономического обеспечения и учетных и отчетных показателей, определяющих финансовый результат деятельности Вооруженных Сил»

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И УЧЕТНЫХ И ОТЧЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Башашкина Г.Ю., аспирантка Современной Гуманитарной Академии

Главной же целью формирования механизма расчетных отношений в современных условиях является создание эффективных процедур своевременного и полного обеспечения бюджетными ассигнованиями основных задач в области обеспечения национальной безопасности России, стоящих перед Вооруженными Силами (установление прямой связи - сверху вниз), и внедрение принципов и процедур управления по результатам.

Получатель средств федерального бюджета будет формировать финансовый результат учреждения по основным показателям одной государственной функции. Предлагаемая мера упростит процесс сбора показателей финансового результата у других Распорядителей, чья деятельность связана с обеспечением вооруженной защиты государства, и позволит наиболее точно оценить стоимость предоставленных услуг этими учреждениями.

Кодификация ресурсов в зависимости от их вида позволит сформировать финансовую информацию, позволяющую оценить степень вклада в решении поставленных задач (достижении целей) по функциональному признаку. Предложенная структура финансовых показателей позволит с наибольшей степенью вероятности определить как состояние Вооруженных Сил, так и динамику их развития в разрезе каждой структурной единицы и их вклада в совокупный результат.

Ключевые слова: особенности функционирования объединенных финансово-экономических органов; механизм расчетных отношений; группа показателей; классификатор вооружения; формирование учетной информации.

DIRECTIONS OF PERFECTION OF MECHANISMS OF FINANCIAL AND ECONOMIC MAINTENANCE AND THE REGISTRATION AND ACCOUNTING

PARAMETERS DETERMINING FINANCIAL RESULT OF ACTIVITY OF ARMED

FORCES

Bashashkina G.,The post-graduate student, Modern Humanitarian Academy

The main purpose offormation of the mechanism of settlement attitudes (relations) in modern conditions is creation of effective procedures of duly and full maintenance by budgetary appropriations ofprimary goals in the field of maintenance of national safety of Russia, facing to armed Forces (an establishment of a direct communication - from the top downward), and introduction of _principles and procedures of management by results of.

The addressee of means of the federal budget will form financial result of establishment on the basic parameters of one state function. The offered measure will simplify process of gathering ofparameters offinancial result at other Managers, whose activity is connected to maintenance of the armed protection of the state, and most precisely will allow to estimate cost of the given services by these establishments.

Codification of resources depending on their kind will allow generating the financial information, allowing estimating a degree of the contribution in the decision of tasks in view (achievement of the purposes) to a functional attributes. The offered structure offinancial parameters will allow to define(determine) with the greatest degree of probability both a condition of armed Forces, and dynamics(changes) of their development in a cut(section) of each structural unit and them The contribution to cumulative result.

Keywords: features of functioning of the incorporated financial and economic bodies; the mechanism of settlement attitudes (relations); group of parameters; the qualifier of arms; formation of the registration information.

Эффективность во многом определяется соответствием между стратегическими целями и организационными инструментами, которыми располагает предприятие для их решения. Поэтому такое соответствие может рассматриваться как показатель жизнеспособности и стратегической перспективности предприятия. Все войсковые части Вооруженных Сил можно отнести к трем типам, каждому из которых соответствует свой характер связи между стратегическими целями и организационными инструментами.

Одним из основных показателей оборонного бюджета является соотношение расходов Министерства обороны на текущее содержание и на развитие Вооруженных Сил Российской Федерации.

К примеру, в 1989 году СССР впервые официально опубликовал сведения о своих военных расходах в соответствии со стандартной отчетностью перед ООН. Согласно этим сведениям на содержание Вооруженных Сил тратилось менее 1/3 средств, а более 2/3 направлялись на:

- закупки вооружения;

- строительство дорогостоящих военных объектов; НИОКР.

Решением Совета Безопасности от 28 июня 2005 г. дана принципиальная оценка сложившейся ситуации и сделан вывод о том, что структура и состав военной организации государства не соответствует существующим и прогнозируемым угрозам и экономическим возможностям государства; перед Вооруженными Силами поставлена задача устранения дисбаланса в структуре расходов на содержание личного состава и развитие Вооруженных Сил, и как

было отмечено Президентом в бюджетном послании, указанное соотношение будет изменяться в сторону увеличения инвестиционной составляющей.

Достижение данного результата возможно путем оптимизации структуры и численности Вооруженных Сил Российской Федерации, поэтапно реализуемой Министерством обороны.

В 2011 г. планируется сформировать части и соединения постоянной готовности, отвечающие основным требованиям Министерства обороны.

В связи с этим проводятся мероприятия, направленные на обособление подразделений материально-технического обеспечения из состава воинских частей постоянной готовности и формирование группировок. А также дислокацию соединений и воинских частей в соответствии с принципом, разрешающим проведение совместных мероприятий боевой подготовки, организации взаимодействия, в том числе материально-технического обеспечения1.

При реформировании системы материально-технического обеспечения воинских частей и обособлении их тыловых подразделений целесообразнее руководствоваться такими критериями, как выделение тех субъектов, экономическая деятельность которых подлежит классификации ОКВЭД, является основным видом их деятельности и вспомогательным или вторичным для воинской части. Такой подход позволит в дальнейшем при формировании органов материального и технического обеспечения по территориальному принципу объединять обособленные подразделения в зави-

1 Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации Доклад министра обороны Российской Федерации Иванова. МО РФ, М. - С. 43.

С.Б.

симости от их основного вида деятельности, а также сравнивать стоимость их продукции (работ, услуг) с рыночной.

Анализируя финансово-экономическое обеспечение, осуществляемого финансовой службой воинской части, показывает, что деятельность в воинской части является вспомогательной и классифицируется по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД на финансовую деятельность и деятельность в области бухгалтерского учета.

Главной же целью формирования механизма расчетных отношений в современных условиях является создание эффективных процедур своевременного и полного обеспечения бюджетными ассигнованиями основных задач в области обеспечения национальной безопасности России, стоящих перед Вооруженными Силами (установление прямой связи - сверху вниз), и внедрение принципов и процедур управления по результатам.

Внедрение механизма расчетных отношений, ориентированных на результат, позволит:

- достичь планируемых общественно значимых результатов как на уровне военного ведомства в целом, так и на уровне отдельных органов управления и бюджетных учреждений;

- более эффективно осуществлять контроль за исполнением решений органов управления военной организации и субъектами хозяйствования;

- повысить эффективность управления и использования ресурсов бюджетополучателями.

Критерием достижения главной цели механизма расчетных отношений является обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств, которые обеспечиваются посредством:

- внедрения комплексной системы проектного управления по целям и результатам деятельности и контроля за достижением результатов их деятельности;

- разработки ключевых измеримых показателей результативности деятельности органов управления, и подведомственным им бюджетополучателей, по основным направлениям их деятельности в соответствии со стратегическими целями государства;

- своевременного доведения подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов;

- установления универсального и ясного характера прямых и обратных связей между элементами структуры, ведущих к сокращению документооборота и устранению дублирующих функций между подведомственными элементами структуры;

- внедрения управленческого учета, позволяющего распределять ресурсы по поставленным задачам, а также обеспечения конт-

роля за достижением результатов и определения персональной ответственности руководителей и должностных лиц за решение указанных задач;

- внедрения системы внутреннего аудита, позволяющей оценивать эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поставленных задач, а также проводить оценку эффективности бюджетных расходов;

- внедрения технологий обеспечивающих контроль учета к конкретным исполнителям;

- внедрения единой ведомственной информационной системы, обеспечивающей возможность качественного сбора, обработки и анализа соответствующих сведений в целях оперативного мониторинга показателей, необходимых для получения адекватной оценки о ходе (степени) достижения поставленных целей и действий исполнителей.

К основным факторам, оказывающим влияние на формирование механизма расчетных отношений, следует отнести функционирование бюджетной системы Российской Федерации (внешний фактор) и действующую в военном ведомстве систему органов управления (внутренний фактор). Исходя из влияния этих факторов, подчас имеющих различные по силе и направлению интересы, в системе финансового обеспечения Вооруженных Сил формируются соответствующие связи и взаимоотношения, направленные на формирование финансового результата деятельности военной организации в процессе исполнения федерального бюджета.

В связи с тем, что исходным звеном формирования финансового результата деятельности военного ведомства является финансовая информация, отраженная в каждом отдельном субъекте отношений, необходимо, чтобы все элементы системы соединились в единый действующий процесс.

По своему качественному составу структурные элементы военной организации, являющиеся получателями средств федерального бюджета, весьма неоднородны, а точнее, воинские части и организации Министерства обороны характеризуются различным функциональным предназначением. Одни предназначены для выполнения сугубо военных задач, другие - для обеспечения их деятельности, третьи - для выполнения иных функций сектора государственного управления.

Распорядители бюджетных средств, являющиеся органами управления, имеют тоже особенный характер функционирования: одни подразделяются по территориальному принципу (военные округа), другие - по территориально-функциональному (флота, военные комиссариаты Субъектов Российской Федерации), третьи - по функциональному (виды Вооруженных Сил, рода войск).

Для формирования структуры расчетных отношений необходимо:

Рис. 1. Структура расчетных взаимоотношений

- в первую очередь установить взаимоотношения и связи между участниками бюджетного процесса (рисунок 1).

Объединяющим началом в этих моделях взаимоотношений будет служить то, что Получатель средств федерального бюджета будет формировать финансовый результат учреждения по основным показателям одной государственной функции. Предлагаемая мера упростит процесс сбора показателей финансового результата у других Распорядителей, чья деятельность связана с обеспечением вооруженной защиты государства, и позволит наиболее точно оценить стоимость предоставленных услуг этими учреждениями.

Сформированная оценка деятельности указанных учреждений в последующем подлежит сопоставлению с другими показателями, сформированными в аналогичных учреждениях, имеющими место быть в соответствующих структурных подразделениях сектора государственного управления, и повлияет на качество обоснованности и прогнозируемости объемов бюджетных средств на содержание этих учреждений.

Кроме того, присутствие такой специализации в системе расчетных отношений обеспечит соответствующего руководителя центрального органа военного управления качественной и оперативной учетной информацией о результатах деятельности подведомственных учреждений и усилит внешний контроль, как за деятельностью руководителей этих учреждений, так и за деятельностью соответствующего руководителя органа военного управления.

Таким образом, одним из направлений реформирования финансово-экономических органов войскового звена является ее обособление от воинских частей постоянной готовности.

В войсковом звене некоторых видов Вооруженных сил имеется определенный опыт создания и функционирования централизованных финансово-экономических органов. Так, в соединениях стационарного типа финансово-экономическое обеспечение воинских частей, не имеющих по штату финансовых органов, осуществляется непосредственно финансовой службой соединения. Выплата денежного довольствия и заработной платы организуется через раздатчиков. Материальное обеспечение воинских частей и подразделений дивизии осуществляет батальон обеспечения, командир которого подчиняется непосредственно заместителю командира дивизии по тылу. В Военно Морском Флоте для тылового обеспечения в районе базирования на берегу создается единый орган - береговая база, финансовая служба которой является централизованной бухгалтерией для всех кораблей и воинских частей соедине-

ния. Выплата денежного довольствия и заработной платы производится через раздатчиков и финансовых баталеров.

Проводя анализ деятельности централизованных финансово-экономических органов и их взаимосвязи с органами Материально технического обеспечения, а также организацию деятельности централизованных бухгалтерий бюджетной сферы экономики Российской Федерации, выявлена объективная необходимость возложения вспомогательных видов деятельности, в том числе финансово-экономического обеспечения, на отдельные, специально для этого предназначенные органы войскового звена. Проанализированный опыт финансово-экономического обеспечения централизованными (объединенными) финансовоэкономическими органами воинских частей и Военно Морского Флота, а также централизованными бухгалтериями гражданского сектора экономики показал, что направлениями реформирования финансовых служб воинских частей при переходе на территориальный принцип материально-технического обеспечения является создание территориальных и объединенных финансово-экономических органов как самостоятельных юридических лиц, так и централизованных финансово-экономических органов в составе одной из воинских частей.

Все они замыкаются на территориальные финансово-экономические органы.

Во исполнение данного решения первым заместителем Министра обороны даны указания, организовать и обеспечить проведение по переходу на финансовое обеспечение войск через территориальные финансово-экономические органы с охватом всего количества гарнизонов.

В настоящий момент ведется работа по формированию территориальных финансово-экономических органов. Такой порядок позволяет повысить мобильность и гибкость при планировании бюджетных расходов. Примером ведомственной целевой программой с 2007 года, является целевая программа Федеральной службы по оборонному заказу «Создание электронных информационных фондов в сфере государственного оборонного заказа (2007-2009 годы)». Целевая программа получила положительное заключение Минэкономразвития России.

В интересах централизации управления во всех звеньях обеспечения продолжаются работы по внедрению систем автоматизации различных процессов:

- введение пластиковых карточек для выплаты заработной платы гражданскому персоналу и выплата денежного довольствия военнослужащим РФ;

Воинские

части

третьего

уровня

Схема 1. Информационные потоки, влияющие на формирование учетных показателей

Таблица 1. Уровни нормативного регулирования механизма формирования учетной информации

Область

регулирования

Направление

развития

Правовые

основы

Методология учета

Порядок и правила применения

Организация

учета

регулирования

Бюджетное послание

1 уровень

2 уровень

Концепция реформирования бюджетного процесса

3 уровень

Стандарты бюджетного учета

- Инструкция по бюджетному учету;

- Инструкция по составлению и

представлению бюджетной отчетности;

- Формы регистров бюджетного учета и требования к ним

4 уровень

Указания, письма и рекомендации, разъясняющие нормы, закрепленные в нормативных актах, определяющих методологию бюджетного учета

5 уровень

Управления

Президент

Российской

Федерации

- Бюджетный кодекс;

- Гражданский кодекс;

- Федеральный закон «О бухгалтерском

учете»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Федеральный закон «О бюджете ...»;

- Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской

Федерации» (с 1.01.08 утратил силу)

- Указ Президента Российской

Федерации. «Вопросы

Министерства обороны Российской . _______________Федерации»________________

Законодатель

Правительство

Российской

Федерации

Минфин России

Минфин России, Федеральное казначейство

Директивные указания Главные

внутриведомственного характера по \ распорядители

особенностям организации и ведения бюджетных

бюджетного учета, внутренняя \ средств

отчетность, программный продукт

6 уровень \|

- нормативный акт бюджетного Распорядители

учреждения «Об учетной политике» (получатели)

- график документооборота бюджетных

средств

- внедрению автоматизированных каналов связанных с передачей платежных поручений, сдачей отчетности в Налоговые службы и Пенсионные Фонды.

На основе использования средств автоматизации, системы управления применяются для автоматизации работы органов управления, связанных с финансово-экономическим обеспечением войск во всех звеньях - от центральных органов военного управления до частей и подразделений. С их помощью будут решаться задачи учета и распределения бюджетных средств, На основе использования средств автоматизации, системы управления применяются для автоматизации работы органов управления, связанных с финансовоэкономическим обеспечением войск во всех звеньях - от центральных органов военного управления до частей и подразделений. С их помощью будут решаться задачи учета и распределения бюджетных средств, нормативно-правового обеспечения частей и подразделений, а также доведения денежных средств.

Действующая система использования средств автоматизации сбора и обобщения учетной информации представлена на (схеме 1).

В настоящее время проводится работа по созданию автоматизированной системы формирования и казначейского исполнения федерального бюджета в части расходов Министерства обороны Российской Федерации.

Целью работы является повышение эффективности, деятельности бухгалтерского учета Министерства обороны Российской Федерации, органов информационного обеспечения субъектов военного управления по финансово-экономическим вопросам для принятия своевременных и обоснованных решений в процессе формирования и казначейского исполнения федерального бюджета.

Развертывание данной автоматизированной системы позволит сформировать корпоративную информационно-вычислительную сеть, поддерживающую единую информационную базу финансово-экономических органов, что создаст условия, по мере ее развития, для перехода к решению аналитических задач, построению систем моделирования, прогнозирования и экспертиз, для создания централизованной системы начисления денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу.

Результатом внедрения автоматизированных систем станет организация финансового обеспечения и структуры финансово-экономических органов, полное внедрение бюджетного учета и использование его контрольных свойств.

Однако все вышесказанное не будет иметь какого-либо значения, если военнослужащие и гражданский персонал не будут ощущать постоянную заботу со стороны государства.

Методика качественного коэффициента эффективности формирования финансовой информации позволит определить уровень финансовой достоверности финансового отдела. Насколько это приемлемо или нет, необходимо установить соответствующий интервал доверия к сформированной финансовой информации. Чем выше уровень достоверности, тем больше количества информации можно представить за определенное время. Однако новая система учета допускает альтернативный порядок формирования финансовых показателей, что позволяет Вооруженным Силам, в соответствии со своей спецификой, определять свои особенности ведения бюджетного учета и свою структуру участников бюджетного процесса, отличную от структуры Вооруженных Сил.

Важным этапом формирования показателей, финансового результата деятельности Вооруженных Сил РФ является их отображение в специальных регистрах в соответствии с основными функциями и задачами, возлагаемыми на Вооруженные Силы РФ, а также программными мероприятиями. Такое построение показателей финансового результата, на наш взгляд, позволит объективно оценить достижение поставленных целей и будет способствовать мониторингу исполнения действующих расходных обязательств и своевременному принятию новых расходных обязательств. При разработке нормативных правовых актов Вооруженных Сил, необходимо выстраивать контуры новой системы исполнения федерального бюджета. Они должны быть нацелены не только на своевременное и полное обеспечение средствами федерального бюджета потребностей армии и флота и получение информации о кассовом исполнении бюджета, но и на создание системы отношений, способной своевременно и объективно отразить учетный результат деятельности.

Исходя из анализа международной практики построения системы бюджетного учета, но с учетом традиций и отечественного положительного опыта, система нормативного регулирования бюджетного учета имеет соответствующие уровни, которые устанавливают иерархию и закрепляют определенный порядок в системе отношений учета государственными финансами.

Каждый уровень представляет собой конкретный орган, осуществляющий регулирование конкретных отношений в соответствующей области управления посредством набора определенных инструментов.

Такая иерархия системы нормативного регулирования позволяет закрепить за конкретным органом управления соответствующие функции по учету государственными финансами и установить персональную ответственность за принимаемые решения в секторе государственного управления.

Данная иерархия позволяет установить общий порядок формирования учетной информации, соответствующий требованиям системы государственного управления на современном этапе. Однако столь жесткие меры не запрещают вносить предложения в соответствующий орган государственной власти в части усовершенствования той или иной процедуры ведения бюджетного учета. В последнее время в бюджетной сфере проделана работа по методическому обеспечению финансовых работников консультационными материалами, профессиональными периодическими изданиями, специальной литературой, образовательными программами и т.п.

В нашем случае возникает необходимость разъяснения норм нормативных актов, регулирующих бюджетный учет. В соответствии с предлагаемой системой нормативного регулирования бюджетного учета разъяснение норм (правил) бюджетного учета на каждом ее уровне дает соответствующий регулирующий орган. Однако толкование норм в области бюджетного учета, особенно в части спорных, сложных и неоднозначных вопросов, не должно осуществляться хаотично.

Практически непрерывное реформирование организационной структуры Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), а также министерств и ведомств, отвечавших за состояние оборонно-промышленного комплекса вызвали существенные перемены и на мезоуровне. В конечном итоге, все объекты военно-технической политики, некогда образовывавшие единую систему, стали не только самостоятельными, но и фактически самодостаточными.

Для того чтобы дать объективную оценку качественного состояния средств, направленных на выполнение поставленных задач, следует приводить их первоначальную и остаточную стоимость, показатели которых позволят рассчитать соответствующие коэффициенты (обновления, устаревания, поступления, выбытия). Данные показатели оценят происходящие процессы развития военной

организации государства и покажут способность Вооруженных Сил решать поставленные задачи на перспективу.

Учетные показатели, определяющие текущее содержание в процессе обеспечения выполнения поставленных задач по своей направленности более разнородны в связи с чем, целесообразно будет объединить их также в несколько групп.

Первую и значительную группу финансовых показателей текущего содержания составляют расходы на оплату труда. Данный показатель должен включать количественное значение личного состава и формироваться в разрезе денежного довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала.

Для целей анализа состояния действующей системы оплаты труда необходимо формировать данный показатель по отдельным сферам деятельности (задачам), чтобы иметь возможность оценить вклад личного состава в достижение поставленной цели. Причем оценка указанного вклада должна отражать оценку непосредственного воздействия на объект достижения цели и опосредованную оценку, т.е. величину вклада, направленного на обеспечение достижения цели. Такой подход позволит оценить сложность выполняемых задач личным составом, его ответственность за принимаемые решения, а также сопоставить эти показателей с данными в других сферах деятельности государства.

Также для отображения качественного состояния личного состава необходимо показатели денежного довольствия военнослужащих формировать отдельно по категориям проходящих военную службу по контракту и проходящих военную службу призыву.

Вторую группу показателей будут составлять данные о расходах, направленные в текущем периоде на повседневную деятельность военных учреждений, а именно:

- расходы, связанные с организацией службы войск и обеспечением безопасности военной службы;

- расходы, связанные с боевой и физической подготовкой;

- расходы, связанные с материально-техническим обеспечением;

- расходы, связанные с информированием, совершенствованием системы воспитания и морально-психологическим обеспечением;

- расходы, связанные с осуществлением воинских перевозок.

Причем, в целях оценки деятельности органов военного управления по функциональному признаку, целесообразно показатели текущих расходов федерального бюджета, связанные с материально-техническим обеспечением, формировать по видам деятельности (например: инженерное, вещевое, продовольственное, медицинское и т.д.) и по видам средств (например: содержание авиационной техники, судов и кораблей, автомобильной техники, бронетанковой техники и т.д.) соответственно.

В данную группу показателей включается амортизация, которая показывает степень изношенности вооружения, военной техники и иного имущества Вооруженных Сил и нематериальных активов.

Третью группу показателей составляют прочие текущие расходы, имеющий ограниченный или чрезвычайный характер применения, а также связанные с особенностью функционирования некоторых подсистем или деятельности военной организации, установленные специальными нормами.

Четвертую группу показателей могут составлять расходы на подготовку и проведение учений, которые включают в себя:

- строительство временных специальных объектов;

- дополнительные денежные выплаты;

- материально-техническое обеспечение;

- осуществление воинских перевозок;

- амортизация.

Для формирования учетного результата отдельных направлений государственной политики, возложенных на Министерство обороны Российской Федерации, должны применяться общеотраслевые методики оценки деятельности (образование, культура, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионное и социальное обеспечение, государственное управление, НИОКР, экология). Разработке методик по формированию учетного результата подлежат только те отдельные направления государственной политики, которые имеют свою уникальность функционирования: утилизация вооружения, военной техники и специального имущества; навигационно-географическое обеспечение; картографические работы; военная разведка).

Следует отметить, что показатели, характеризующие оценку состояния средств неприкосновенного запаса, а также поставлен-

ных на длительное хранение (законсервированных), формируются в составе задач по обеспечению стратегического развертывания для решения задач в крупномасштабной войне обособлено.

Президент Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию неоднократно говорил о переоснащение частей и соединений новыми и модернизированными образцами вооружения и военной техники - техники, которая призвана стать основой системы вооружения вплоть до 2020 года. По его мнению, большая часть предполагаемых расходов нужно направлять на серийные закупки нового вооружения и военной техники, так как модернизация Вооруженных Сил является основой безопасности нашей страны от любых форм военно-политического давления и потенциальной внешней агрессии. Адекватное качество вооружений - это характеристика, напрямую определяющая степень боеготовности современной армии.2

Показательны и изменения в структуре военного бюджета. Из года в год увеличиваются ассигнования на оборону. При этом все больше средств вкладывается именно в качество Вооруженных Сил. Если в 2001 году соотношение выделенных средств на развитие и содержание армии и флота составляло 30 и 70 процентов соответственно, в 2006 году - 40 и 60 процентов, то к 2010 г. данная пропорция должна выглядеть как 50 и 50 процентов.3

Таким образом, оснащение российской армии современным оружием в настоящее время является приоритетным направлением развития Вооруженных Сил. Исходя из этого, имеющиеся в наличии и исправном состоянии вооружение, военная (специальная) техника и имущество является основой военной мощи, в связи с чем, финансовые показатели, характеризующие уровень боевых возможностей Вооруженных Сил, составят основу финансового результата военной организации.

Так как военные ресурсы имеют особый характер и порядок использования и применения, отличный от общегражданских субъектов хозяйствования, требуется соответствующий порядок, регламентирующий систематизацию, обобщение и группировку информации об этих объектах.

В этих целях, в первую очередь, необходимо разработать классификатор вооружения, боеприпасов, военной, специальной техники и имущества, который позволит по каждому виду ресурса дать

качественную экономическую характеристику. Данная характеристика будет включать в себя стоимостную оценку их объема, состава и состояния.

Наличие множества объектов учета приведет к уточнению Бюджетной классификации Российской Федерации. Уточнение Бюджетной классификации Российской Федерации может проводиться несколькими способами.

Первый - когда необходимо вносить изменения в нормативный акт, в части уточнения кодов целевой статьи расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (таблица 2).

Данный способ кодификации применяется в случае заинтересованности государственных органов власти в подобной информации, и утверждается в соответствующем нормативном документе Министерства финансов Российской Федерации, регламентирующий порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации. Однако такой подход может не полностью раскрывать необходимую информацию об объекте (группе объектов), требуемой для соответствующих органов управления Вооруженных Сил.

Второй - не требующий издания нормативного акта федерального органа исполнительной власти. В этом случае, в Вооруженных Силах, разрабатывается внутренний нормативный документ, устанавливающий дополнительные коды классификации (на примере наименований кодов, указанных в таблице или по укрупненным видам номенклатуры материальных ценностей, закрепленными за соответствующими центральными органами военного управления (приказ Министра обороны Российской Федерации от 2007 г.), раскрывающие информацию об объектах учета военной организации более подробно.

Введение дополнительных разрядов в код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям, допускается Инструкцией по бюджетному учету.

Такой способ формирования финансовой информации позволит установить широкий набор кодов, характеризующий состав объектов имущества, в соответствии с требованиями соответствующих органов военного управления по их эффективному управлению.

Таблица 2. Классификатор вооружения, военной техники и имущества

Код Наименования действующих целевых статей расходов Наименования предлагаемых целевых статей расходов

102 03 00 214 04 00 Строительство специальных и военных объектов - командные пункты; - объекты ПВО; - объекты базирования ВМФ; - аэродромы; - другие объекты

705 04 01 Авиационная техника - дальняя авиация; - истребительно-штурмовая авиация; - транспортная авиация; - армейская авиация; - другая авиационная техника

705 04 02 705 04 03 Корабли и катера Автобронетанковая техника - боевые корабли; - боевые катера; - подводный флот (подводные силы ядерного сдерживания); - вспомогательные судна - автомобильная техника; - танки; - БТР и БМП (БМД); - другая бронетанковая техника

705 04 04 Артиллерия - самоходная артиллерия; - реактивная артиллерия; - артиллерия на тяге

705 04 05 Стрелковое и холодное оружие - стрелковое оружие; - холодное оружие

705 04 06 Электронная техника и сре дства связи - электронная техника; - средства связи

705 04 07 705 04 08 Боеприпасы Другие вооружения, военная и специальная техника - боеприпасы - инженерная техника; - техника РХБЗ; - специальная техника тыла - медицинская техника и оборудование

705 04 09 Прочая продукция - по укрупненным видам

2 Российская Федерация. Президент (2007, 2006, 2005 —; В.В.Путин). Послание Президента Российской федерации Федеральному Собранию. Стенограмма. http://www.kremlin.ru

3 Пресс-конференция Сергея Иванова // Независимое военное обозрение. - 2001. - 1 июня. - С. 1.

Третий способ - наиболее простой в организации применения, и также не требующий внесения изменений и дополнений в состав действующей бюджетной классификации.

Основная суть этого способа заключается в том, что он основан на внесистемном (управленческом) учете, что в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету также допустимо. Для этого достаточно разработать систему забалансовых счетов бюджетного учета, обеспечивающую раскрываемость информации, заложенную в используемом счете применяемого Плана счетов бюджетного учета.

Кодификация ресурсов в зависимости от их вида позволит сформировать финансовую информацию, позволяющую оценить степень вклада в решении поставленных задач (достижении целей) по функциональному признаку.

Следующим этапом определения финансового результата деятельности Вооруженных Сил станет формирование финансовой информации (показателей) в зависимости от проводимых мероприятий.

Для достижения целей проводятся определенные мероприятия, различные по срокам достижения и выделенным ресурсам. В отдельных случаях мероприятия могут быть упорядочены в некие

программы, характеризующимися некоторыми количественно-качественными показателями, на основе которых можно выносить суждение о выполнении поставленных задач. Так, принятая Государственная программа вооружения до 2015 года предусматривает общее количество средств (5 трлн. рублей)4, необходимых на ее реализацию, в том числе по каждому году реализации, количество конкретного вида вооружения и военной техники и т.д.

При поступлении этих видов вооружения и военной техники в Вооруженные Силы они сливаются с общей массой вооружения и по окончании программы, информация о количестве и стоимости этих объектов, складывается из тех данных, которые имели место в момент реализации программы. В этом случае информация может быть искажена.

Для того чтобы сформировать финансовую информацию в зависимости от поставленных (достигнутых) целей, необходимо мероприятию (комплексу мероприятий или программ) присвоить соответствующий код классификации, который будет постоянно сопутствовать ему, а точнее собирать на этом коде всю финансовую информацию, позволяющую определять состояние мероприятия в

Таблица 3. - Программно-целевой классификатор мероприятий

Периоды действия мероприятий Наименование мероприятий и предлагаемая их кодификация в соответствии с кодом целевой статьи расходов

Сопровождение предыдущей программы вооружения Сопровождение Государственной программы вооружения до 2010 года Сопровождение Государственной программы вооружения до 2015 года

ХХХ 00 00* 203 00 00 705 00 00

НИОКР - 203 02 00 705 02 00

Постановка на вооружение ХХХ 04 00 203 04 00 705 04 00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксплуатация, в т.ч. кап ремонт В связи с тем, что затраты на эксплуатацию вооружения, военной техники и имущества не изменяют их стоимость, целесообразно эти расходы классифицировать одной целевой статьей с обязательной кодификацией вида вооружения, имущества или другого объекта (201 70 00, 705.06.00), которая будет формировать текущий финансовый результат.

Снятие с вооружения При снятии с вооружения военной техники и имущества, агрегаты и механизмы которые будут использоваться в дальнейшем как самостоятельный объект, их коды учета следует оставлять прежними: ХХХ 04 00 203 04 00 705 04 00

Утилизация ХХХ 00 00 | 213 00 00 | 715 00 00

* последний двузначный номер кода устанавливается в зависимости от вида вооружения (имущества, объекта)

Баланс (ф.0503130)

Исполнение

федерального

бюджета

Отчет о финансовых результатах

Отчет об исполнении бюджета

Система

внутреннего |______н

контроля, аудита и мониторинг

Доклад об основных результатах деятельности

Пояснительная

записка

Основные

формы

Дополня-

ющие

формы

Цели, задачи, показатели оценки эффективности деятельности

Оптимизация, планирование и распределение финансовых ресурсов

Рис. 2. Алгоритм формирования финансовой информации о финансовых результатах деятельности Вооруженных Сил РФ

Сведения о движении нефинансовых активов

(ф.0503168)

Сведения о движении средств обеспечения деятельности

Сведения о финансовых результатах деятельности личного состава

Сведения о движении средств обеспечения деятельности

Сведения о движении средств обеспечения

Рис. 3. Аналитическая структура форм финансовых показателей деятельности

каждый промежуток времени е функционирования, вплоть до полного прекращения своего действия.

Таким образом, каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе, обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов военного управления, для формирования конечного финансового результата следует присваивать уникальные коды целевых статей (таблица 3).

Следующий этап формирования учетного результата - сведение всех показателей в аналитические формы финансовой отчетности, позволяющей отображать частные показатели конечного финансового результата в динамике и обеспечивать замкнутость системы исполнения федерального бюджета в Вооруженных Силах. Данные формы должны вписываться в общую систему финансовой отчетности, ориентированную на конечный финансовый результат (рисунок 2).

Наиболее приемлемыми показателями, по которым будет формироваться учетный результат деятельности, целесообразно считать материальные ценности, закрепленные в Вооруженных Силах по функциональному признаку в соответствующих разделах номенклатуры вооружений, военной (специальной) техники, имущества и сооружений, а также нематериальных активов, формируемых в Министерстве обороны по установленным направлениям деятельности. В связи с этим, для отражения финансового результата по этим показателям достаточно использовать, с небольшими дополнениями, форму Пояснительной записки «Сведения о движении нефинансовых активов (код формы 0503168)».

Следующим основным показателем, характеризующий военную мощь государства, является личный состав, а точнее его вклад в совокупный результат деятельности военной организации, который оценивается, в основном, величиной его оплаты труда.

Следовательно, предлагаемая структура и состав форм Пояснительной записки будет иметь вид, представленный на рисунке 3.

а) по средствам обеспечения деятельности:

б) по личному составу

На современном этапе новые условия хозяйствования требуют повышения роли и результативности принимаемых решений. Непременным условием существенного повышения качества деятельности военной организации является формирование системы критериев и показателей ее эффективности. Предлагаемая система показателей позволит определить достаточный набор целевых значений результативности по ряду важнейших направлений деятельности военной организации. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, при рациональных затратах на национальную оборону.

Состав угроз позволяет выстроить четкую иерархию направлений деятельности военной организации, а также увязать эту деятельность с достижением конечных результатов в соответствии со стратегическими целями. Обеспечение такой иерархии является важнейшим фактором, способным продемонстрировать ожидаемый

эффект бюджетных ассигнований и, таким образом, послужить основой для принятия бюджетных решений.

Достижение конечных результатов деятельности связано со значительным наличием соответствующих ресурсов, которые составляют основу учетного результата деятельности военной организации. Предложенная кодификация этих ресурсов позволит отразить аналитическую основу деятельности субъекта хозяйствования, а также оценить результаты деятельности органов военного управления. В предлагаемой кодификации заложен также программно-целевой подход к планированию мероприятий (программ) военного строительства, способствующий информированности органов управления о ходе реализации этих мероприятий и оценки их выполнения. Кроме того, предлагаемая кодификация позволит:

- упорядочить структуру действующих и принимаемых обязательств;

- сопровождать процесс реализации мероприятий от начала их воплощения до полного завершения;

- установить динамику исполнения мероприятий в каждый отдельный промежуток времени;

- широко применять программно-целевые подходы планирования мероприятий не только по оснащению вооружением, военной техникой и имуществом, но и других мероприятий - организационных;

- формировать учетную информацию о результатах деятельности органов управления по направлениям их деятельности;

- рассчитать эффективность реализации мероприятий;

- разработать и внедрить управленческие модели учетного обеспечения и контроля (управленческого учета);

- более точно и объективно определять потребность в материальном обеспечении выполнения задач.

Основу отображения финансовых показателей деятельности субъектов хозяйствования должны стать соответствующие регистры отчетности, в которых отражены не только качественные, но и количественные показатели деятельности этих субъектов. Предложенная система финансовой отчетности должна быть разработана в общей системе установленной бюджетной отчетности, и не иметь существенных отличий.

Данная система отчетов преследует своей целью:

- отразить текущий результат деятельности, а также результат, определяющий развитие Вооруженных Сил на долгосрочную (среднесрочную) перспективу;

- раскрыть аналитическую основу достигнутых результатов деятельности соответствующих субъектов управления;

- разработать и внедрить систему перманентного (непрерывного) мониторинга достижения целей, задач.

Предложенная структура финансовых показателей позволит с наибольшей степенью вероятности определить как состояние Вооруженных Сил, так и динамику их развития в разрезе каждой структурной единицы и их вклада в совокупный результат.

4 Оборонно-промышленный потенциал // Российская газета. Экономика. ОПК. - 2007. - 31 октября. - С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.