Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение природоохранных мероприятий в Вооруженных силах России'

Финансовое обеспечение природоохранных мероприятий в Вооруженных силах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистов Игорь Вадимович, Григорьев Андрей Владимирович

Основным условием соблюдения природоохранного законодательства является финансовое обеспечение мероприятий по охране окружающей среды. Финансирование программ и работ по охране и восстановлению окружающей природной среды, осуществляемых Вооружёнными Силами РФ, предусматривается отдельной статьёй расходов в бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации. Программы стабилизации и оздоровления экологической обстановки на военных объектах финансируются за счёт ассигнований, выделяемых отдельной строкой в оборонном бюджете государства, бюджетах предприятий, учреждений, организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чистов Игорь Вадимович, Григорьев Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение природоохранных мероприятий в Вооруженных силах России»

© Вестник Военного университета. 2012. № 2 (30). С. ?- ?

Чистов Игорь Вадимович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления экономикой производства и ремонта

вооружения и техники ФГБВОУ ВПО

«Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва.

123001, г. Москва, Большая Садовая ул., д. 14.

Тел.: (495) 684-93-23. E-mail: ak-afv(a,mail.ru

Григорьев Андрей Владимирович, кандидат экономических наук, докторант кафедры управления экономикой

производства и ремонта вооружения и техники ФГБВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны

Российской Федерации, г. Москва.

123001, г. Москва, Большая Садовая ул., д. 14.

Тел.: (495) 684-93-23. E-mail: voencon 'a, mail.ru

Чистов И.В., Григорьев А.В.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИИ

Основным условием соблюдения природоохранного законодательства является финансовое обеспечение мероприятий по охране окружающей среды. Финансирование программ и работ по охране и восстановлению окружающей природной среды, осуществляемых Вооруженными Силами РФ, предусматривается отдельной статьей расходов в бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации. Программы стабилизации и оздоровления экологической обстановки на военных объектах финансируются за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в оборонном бюджете государства, бюджетах предприятий, учреждений, организаций.

Общепринято при рассмотрении системы финансового обеспечения какого-либо процесса (мероприятия) в военной сфере анализировать следующие ее элементы:

- планирование бюджетных ассигнований на проведение мероприятия (процесса);

- финансирование мероприятия (процесса);

- расходование бюджетных ассигнований на осуществление мероприятия (процесса);

- бюджетный учет и отчетность об израсходованных бюджетных средствах на конкретные мероприятия (процессы);

- контроль за расходами бюджетных средств на проведение мероприятия (процесса).

Планирование бюджетных ассигнований на природоохранные мероприятия является залогом их выполнения. От качества планирования расходов бюджета на эти цели зависят: бесперебойность обеспечения запланированных мероприятий, предусмотренных планами обеспечения экологической безопасности деятельности органов военного управления Вооруженных Сил РФ; своевременность и полнота перечисления установленных платежей в бюджет за негативное воздействие на окружающую среду; разработка нормативов допустимых воздействий на окружающую среду, а также целесообразность и эффективность использования бюджетных средств.

Для обеспечения своевременного и качественного обеспечения бюджетными средствами природоохранных мероприятий в «Классификации расходов по бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации» предусмотрена статья 6849 «Мероприятия в области обеспечения экологической безопасности в Вооруженных Силах» [1].

Исходными данными для планирования бюджетных ассигнований по данной статье бюджетной сметы являются:

- действующие нормативные правовые акты федерального и ведомственного уровней, регламентирующие природоохранную и финансово-экономическую деятельность в Российской Федерации;

- количество нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, которые необходимо разработать и утвердить (в случае отсутствия у воинской части разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых воздействий, плата за загрязнение природной среды может повыситься в 25 раз);

- количество лицензий на осуществление деятельности, сопровождающейся опасными отходами, и лимитов на размещение отходов, которые необходимо разработать;

- количество опасных отходов (резинотехнических изделий, аккумуляторных батарей, люминесцентных ламп), подлежащих утилизации;

- количество составляемых планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (в воинских частях и организациях, связанных с хранением, транспортировкой, использованием нефти и нефтепродуктов, должны быть разработаны, согласованы, утверждены и введены в действие «Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов»);

- количество необходимых эколого-аналитических проверок, связанных с разработкой нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду;

- количество аварийных объектов и возможное их уменьшение при устранении негативных последствий на окружающую среду и др.

В 2007 г. в соответствии с поручением Правительства РФ № 02-02-14/111 от 16.01.2007 г., указаниями начальника Службы экономики и финансов Министерства обороны РФ № 225/557 от 26.11.2006 г., указаниями начальника экологической безопасности Вооруженных Сил РФ № 110/6/2049 от 30.11.2006 г. было организовано перспективное планирование денежных средств на обеспечение экологической безопасности на 2008-2010 гг. (см. таблицу 1).

№ п/ п Наименование расходов 2007 г. (текущий) 2008 г. (плановый ) 2009 г. (плановый ) 2010 г. (плановый)

1 На разработку нормативов допустимого воздействия на окружающую среду для воинских частей Вооруженных Сил РФ и осуществление лабораторного контроля за соблюдением утверждённых нормативов ПДВ 60 000,0 98 000,0 98 000,0 98 000,0

2 На ликвидацию загрязнений окружающей среды в воинских частях Вооруженных Сил РФ 70 000,0 70 000,0 70 000,0 70 000,0

3 На закупку химических реактивов и расходных материалов 210,5 210,5 210,5 210,5

4 Плата за негативное воздействие на окружающую среду 148 791,5 110 791,5 110 791,5 110 791,5

И Т О Г О 279 002,0 279 002,0 279 002,0 279 002,0

Табл. 1. Перспективное планирование денежных средств на обеспечение экологической безопасности в 2008-2010 гг. (в тыс. руб.)1

Основная проблема планирования расходов бюджетных средств на предстоящий год заключается в том, что в штате воинской части нет должности эколога. За охрану окружающей природной среды отвечает ряд должностных лиц воинской части. Однако нормативно не закреплено, кто из них несет ответственность за планирование денежных средств по статье 6849 бюджетной сметы.

Как уже было отмечено, основные расходы бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по обеспечению экологической безопасности Вооруженных Сил РФ включают затраты на нормирование допустимого воздействия на окружающую среду, ликвидацию долговременных загрязнений, плату за негативное воздействие на окружающую среду, финансирование НИОКР и закупок технических средств экологической безопасности. В 2007 г. на эти цели было выделено 319,3 млн. руб. (42 % от общей потребности), что позволило обеспечить минимально необходимый уровень выполнения мероприятий по обеспечению экологической безопасности Вооруженных Сил РФ. На 2008 г. было выделено 322,5 млн. руб. (37,5 % от потребности) [2].

Например, финансирование мероприятий по охране окружающей среды войск Западного военного округа в 2008 - 2010 гг. характеризуют данные, приведенные в таблице 2.

Годы (статья 684 Коды Бюджетной классификации РФ 9 бюджетной сметы Министерства обороны РФ)

Всего ОФР 014 226 (прочие расходы) 014 290 (Плата НВОС) Доля в общем ОФР, в %

2008 90 024 015,7 44 700,0 28 053,2 0,08

2009 105 447 346,9 19 122,9 24 973,7 0,04

2009 /2008 1,17 0,43 0,89

2010 110 133 190,8 851,3 45 224,7 0,04

2010 /2009 1,04 0,04 1,81

2010 /2008 1,22 0,02 1,61

Табл. 2. Сравнительная характеристика финансирования природоохранных мероприятий войск Западного военного округа в 2008 - 2010 гг. (в тыс. руб.)2

1 Источник: Доклад начальника тыла Вооруженных Сил РФ министру обороны РФ 11 апреля 2010 г. - Прим. авт.

2 Источник: Оперативные сведения по остаткам бюджетных средств финансово-экономического управления Западного военного округа за 2008-2010 гг. // Текущий архив финансово-экономического управления Западного военного округа. Дело № 90. - Прим.

Анализ приведенных данных показывает, что в целом объем финансирования расходов бюджета на содержание войск округа вырос в 2010 г. по сравнению с 2009 и 2008 гг. в 1,04 и 1,22 раза соответственно. Доля расходов на природоохранные мероприятия в общем объеме финансирования расходов Западного военного округа составила в 2008 - 2010 гг. 0,08, 0,04 и 0,04 % соответственно.

Расчет природопользователем платежей за негативное воздействие на окружающую среду производится исходя из фактических объемов загрязнения, связанных с его деятельностью. Фактическая масса годового выброса (сброса) загрязняющих веществ указывается природопользователем в ежегодной государственной статистической отчетности по формам № 2-тп (воздух) и № 2-тп (водхоз), составленным на основании данных учета результатов работы источников загрязнения атмосферы и водных объектов за год.

Исходными данными для определения фактической массы выброса (сброса) служат сведения: контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ лаборатории; о расходе топлива, сырья, материалов; о временном режиме работы оборудования за год; о времени и об эффективности работы пылегазоочистного оборудования, а также нормативы образования отходов и веществ, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, очистных сооружений, в том числе расчетные характеристики отходов на единицу продукции.

Расчеты производятся по каждому виду вредного вещества и затем суммируются. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 установлено два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов.

Уплата платежей за загрязнение производится именно за фактическое количество выбросов (сбросов), размещение отходов. Если природопользователь укладывается в отведенные ему территориальными органами Ростехнадзора России допустимые нормативы, то он платит по базовой ставке путем умножения

авт.

ее на фактическое количество каждого вида загрязняющего вещества (отхода) и суммирования полученных произведений по всем видам загрязняющих веществ (отходов). Плата за загрязнение в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами (сбросами) загрязняющих веществ, объемами размещения отходов и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за сверхлимитное загрязнение определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

При определении ежеквартального фактического объема выброса (сброса) загрязняющих веществ, объема размещения отходов природопользователи могут использовать следующие варианты:

- самостоятельно определить фактический выброс (сброс) загрязняющих веществ, размещение отходов за квартал на основе результатов анализа;

- определить выброс (сброс) загрязняющих веществ за квартал по нормативам или лимиту, а по итогам года определить весь фактический объем выброса (сброса) по данным статистической отчетности и произвести уточнение объема;

- природопользователи, не имеющие нормативов предельно допустимых веществ или лимитов, определяют ежеквартальный объем выбросов (сбросов, размещения отходов) делением годовой массы прошлого года на 4, а по итогам года уточняют фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов).

Бюджетный учет расходов на природоохранные мероприятия (статья 6849 бюджетной сметы Министерства обороны РФ) и представление бюджетной отчетности о расходе указанных средств осуществляются в общем порядке, установленном для бюджетных учреждений.

В обязанности финансовых органов по бюджетному учету расходов на природоохранные мероприятия и по составлению бюджетной отчетности входит:

- ведение бюджетного учета рассматриваемых расходов бюджета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;

- осуществление предварительного контроля за соответствием

заключаемых договоров объемам лимитов бюджетных обязательств, своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;

- контроль за правильным и экономным расходованием бюджетных средств в соответствии с целевым назначением;

- своевременное проведение расчетов за выполненные услуги;

- участие в проведении инвентаризации имущества экологической службы и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в бюджетном учете;

- широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ;

- составление и представление бюджетной отчетности в установленном порядке и в предусмотренные сроки и др.

Финансовый контроль расходов федерального бюджета организуется в целях систематической проверки законности, целесообразности и эффективности расходования денежных средств, выделенных на эти цели.

Система контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности основана на контрольной функции, объективно присущей финансам Вооруженных Сил. Функции финансового контроля возложены на всех командиров и начальников - распорядителей и получателей бюджетных средств, Финансовую инспекцию Министерства обороны РФ.

Контроль расходов бюджета на природоохранные мероприятия осуществляется в ходе плановых и внеплановых проверочных мероприятий субъектами государственного и ведомственного финансового контроля при проверке расходования бюджетных ассигнований по прочим статьям бюджетной сметы Министерства обороны РФ.

Финансовый контроль является важным условием правильного использования денежных средств и материальных ценностей, осуществления режима экономии, строгого соблюдения законодательства, выполнения приказов министра обороны РФ и на этой основе более полного удовлетворения потребностей войск.

Таким образом, финансовое обеспечение природоохранных мероприятий -это реализация функций финансов Министерства обороны РФ, организуемая для выполнения планов и создания условий обеспечения экологической безопасности Вооруженных Сил РФ, посредством выделения необходимых денежных средств.

В заключение подчеркнем, что основными проблемами в области обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования в войсках являются: несоответствие большинства объектов природоохранного назначения (очистных сооружений, пунктов чистки и мойки техники и т.д.) современным экологическим нормам, что влечет за собой дополнительные капитальные вложения на их ремонт или реконструкцию; устаревшие технологии утилизации отходов и т.д.

К частным проблемам следует отнести несовершенный порядок планирования бюджетных ассигнований на природоохранные мероприятия и недостаточное нормативное обеспечение деятельности должностных лиц,

назначенных нештатными экологами.

* * *

1. Классификация расходов по бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации /утв. приказом Министра обороны РФ от 30.04.2008 г. № 200 [Электронный ресурс] // WarFin.ru: [сайт]. URL: http://warfin.ru/news/2009-05-15-57

2. Юнак А. О порядке взимания платы за загрязнение окружающей природной среды // Материалы доклада начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации. Февраль 2008 г. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.