Научная статья на тему 'Информационное обеспечение управления государственными расходами на национальную оборону на основе совершенствования бухгалтерского учёта'

Информационное обеспечение управления государственными расходами на национальную оборону на основе совершенствования бухгалтерского учёта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ / УЧЁТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ACCOUNTING / ARMED FORCES / BUDGETARY APPROPRIATIONS / MILITARY EXPENSES / CLASSIFICATION OF EXPENSES / REGISTRATION INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Владимир Алексеевич, Галкин Павел Александрович

Многогранность управления отдельными элементами военной организации государства, и в первую очередь Вооруженными Силами, требует от финансово-экономических органов предоставления достоверной учётной информации о состоянии ее экономического обеспечения для принятия соответствующих управленческих решений. В статье обосновывается вывод о том, что учётная и контрольная функции бухгалтерского учёта реализуются в полной мере, если учёт ведёт к сохранению достигнутого уровня или повышению эффективности оборонного потенциала. Такое положение возможно при использовании соответствующих методов и технических приёмов, способствующих улучшению управленческих и учетно-информационных аспектов бухгалтерского учёта и контроля финансовых результатов деятельности учреждений Министерства обороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF MANAGEMENT OF THE PUBLIC EXPENDITURES ON NATIONAL DEFENSE ON THE BASIS OF ACCOUNTING IMPROVEMENT

Versatility of management of separate elements of the military organization of the state, and first of all Armed Forces, demands from financial and economic bodies ofproviding reliable registration information about a condition of its economic providing for adoption of the relevant administrative decisions. The conclusion locates in article that registration and control functions of accounting are realized fully if the account conducts to preservation of the reached level or increase of efficiency of defensive potential. Such situation is possible when using the corresponding methods and techniques promoting improvement of administrative and registration and information aspects of accounting and control offinancial results of activity of establishments of the Ministry of Defence.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение управления государственными расходами на национальную оборону на основе совершенствования бухгалтерского учёта»

27

/fr МЕНЕДЖМЕНТ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Абрамов В.А., Галкин П.А.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ РАСХОДАМИ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ОБОРОНУ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

Аннотация. Многогранность управления отдельными элементами военной организации государства, и в первую очередь Вооруженными Силами, требует от финансово-экономических органов предоставления достоверной учётной информации о состоянии ее экономического обеспечения для принятия соответствующих управленческих решений. В статье обосновывается вывод о том, что учётная и контрольная функции бухгалтерского учёта реализуются в полной мере, если учёт ведёт к сохранению достигнутого уровня или повышению эффективности оборонного потенциала. Такое положение возможно при использовании соответствующих методов и технических приёмов, способствующих улучшению управленческих и учетноинформационных аспектов бухгалтерского учёта и контроля финансовых результатов деятельности учреждений Министерства обороны.

Ключевые слова. Бухгалтерский учёт, Вооруженные Силы, бюджетные ассигнования, военные расходы, классификация расходов, учётная информация.

Abramov V.A., Galkin P.A.

INFORMATION SUPPORT OF MANAGEMENT OF THE PUBLIC EXPENDITURES ON NATIONAL DEFENSE ON THE BASIS OF ACCOUNTING IMPROVEMENT

Abstract. Versatility of management of separate elements of the military organization of the state, and first of all Armed Forces, demands from financial and economic bodies ofproviding reliable registration information about a condition of its economic providing for adoption of the relevant administrative decisions. The conclusion locates in article that registration and control functions of accounting are realized fully if the account conducts to preservation of the reached level or increase of efficiency of defensive potential. Such situation is possible when using the corresponding methods and techniques promoting improvement of administrative and registration and information aspects of accounting and control offinancial results of activity of establishments of the Ministry of Defence.

Key words. Accounting, Armed Forces, budgetary appropriations, military expenses, classification of expenses, registration information.

Бухгалтерский учёт формирует документированную, систематизированную информацию об объектах учреждения (экономического субъекта) и составление на её основе бухгалтерской (финансовой) отчётности [1]. Основными нормативными правовыми документами, регламенти-

ГРНТИ 06.71.67

© Абрамов В.А., Галкин П.А., 2015

Владимир Алексеевич Абрамов - доцент, доцент кафедры управления экономикой производства и ремонта вооружения и техники Военного университета Минобороны России (г. Москва).

Павел Александрович Галкин - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления экономикой производства и ремонта вооружения и техники Военного университета Минобороны России (г. Москва).

Контактные данные для связи с авторами (Абрамов В.А.): 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, 14 (Russia, Moscow, Bolshaya Sadovaya str., 14). Тел.: +7 985 305-11-65. Е-mail: abramov-1277@mail.ru.

28

Менеджмент, государственное и муниципальное управление

рующими организацию и ведение бухгалтерского учёта в учреждениях Министерства обороны, являются:

1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».

2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

3. Приказ Министерства финансов РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

4. Приказ Министерства финансов РФ от 1 июля 2013 г. № 65-н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

5. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Бухгалтерский учет основывается на Едином плане счетов. В нем отражены все объекты, как бухгалтерского учета исполнения бюджетов, так и бухгалтерского учета учреждения (экономического субъекта). Он определяет систему бухгалтерских счетов по учету вложений в нефинансовые активы, учет расходов осуществляется по методу начисления, начисление амортизации по срокам полезного использования долгосрочного имущества и др. [2], что способствует значительному повышению достоверности бюджетной отчетности и во многом сближает бюджетный учет с бухгалтерским учетом коммерческих организаций. Движение к подобной унификации - логичный результат ориентации данных бухгалтерской отчетности на информационные нужды всех заинтересованных пользователей.

Действующая в настоящее время система бухгалтерского учета является своеобразным отправным пунктом постоянного его совершенствования. Реформа финансово-экономических органов Министерства обороны предопределила изменения в формировании учетной информации и ее использовании в управлении деятельностью Вооруженных Сил РФ. Многогранность управления отдельными элементами военной организации государства требует от финансовоэкономических органов предоставления достоверной учётной информации о состоянии финансового и материального обеспечения Вооруженных Сил для принятия соответствующих управленческих решений [9, 10, 11 и др.]. При этом учётная и контрольная функции бухгалтерского учёта реализуются в полной мере, если учёт ведёт к сохранению достигнутого уровня или повышению эффективности оборонного потенциала. Такое положение возможно при использовании соответствующих методов и технических приёмов, способствующих улучшению управленческих и учетно-информационных аспектов бухгалтерского учёта и контроля финансовых результатов в учреждениях Министерства обороны.

Информационной базой управления является бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет и его продукт - учетная информация в современных условиях становятся языком управления как рода деятельности. Бухгалтерский учет выступает как системный процесс получения и передачи достоверной информации о состоянии объекта учета для принятия управленческих решений. В соответствии с интересами потребителей информации современная система бухгалтерского учета в Министерстве обороны РФ должна служить трем основным целям: учет активов, обязательств и собственных средств учреждений Министерства обороны РФ, периодическая отчетность об их финансовом состоянии и финансовых результатах; информационная поддержка управления - обеспечение управленческого аппарата учетной информацией, необходимой для принятия управленческих решений; «учет будущего», т.е. обеспечение руководителей учетной информацией для разработки управленческих решений, которые касаются их будущей деятельности (планирования).

Бухгалтерский учет охватывает ту область военно-финансовых отношений, которые складываются в экономике Минобороны РФ в процессе распределения стоимости конечного военного продукта путем учета и контроля фондов денежных средств у субъектов военно-экономической деятельности в армии и на флоте и использования этих фондов для обеспечения боевой готовности Вооруженных Сил. Основным объектом учета в Минобороны являются военные расходы государства в целом и расходы на содержание Вооруженных Сил в частности. В табл. 1 рассмотрена структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (25). 2015.

29

Таблица 1

Структура и динамика планируемых расходов федерального бюджета по разделам классификации _______________________________расходов [3-6] (млрд рублей) __________________________

Утверждено расходов бюджетных средств 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

Сумма %% к предыдущему году Сумма %% к предыдущему году Сумма %% к предыдущему году Сумма %% к предыдущему году Сумма %% к предыдущему году

ВСЕГО 11 022,5 108,9 12124,8 110,7 13 431,9 110,1 14 293,9 106,4 15437,4 108,2

Условно утвержденные 335,8 714,7 661,8

ВСЕГО (без учета условно утвержденных) 11 022,5 108,9 13 174,3 110,7 13 096,1 107,4 13 579,2 103,7 14851,3 109,3

в том числе:

Общегосударственные вопросы 870,6 123,9 794,6 91,3 802,0 100,9 784,6 97,8 853,6 104,6

Национальная оборона 1 532,8 119,9 2 637,4 120,5 2 334,3 126,4 2 750,8 117,8 2888,3 104,9

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 229,9 110,9 1 734,2 137,2 1 903,3 112,8 1 994,6 104,8 2045,1 102,5

Национальная экономика 1 834,4 118,7 1 852,2 96,1 1 681,4 95,4 1 653,9 98,4 1702,5 102,9

Жилищнокоммунальное хозяйство 232,5 90,4 98,7 42,9 86,3 86,6 62,2 72,1 69,8 112,2

Охрана окружающей среды 17,5 126,5 21,6 111,7 19,9 101,7 21,4 107,1 23,6 110,1

Образование 552,4 120,7 689,9 101,4 521,5 93,2 467,6 89,7 514,8 108,9

Культура, кинематография 87,6 118,0 82,9 92,4 78,5 96,9 76,4 97,4 77,2 101,0

Здравоохранение 466,8 107,0 599,8 106,9 454,0 91,0 445,0 98,0 502,0 112,1

Социальная политика 3 153,2 93,9 3 997,9 120,4 4 102,3 108,0 4 134,2 100,8 4301,6 104,0

Физическая культура и спорт 42,4 125,8 42,7 91,3 30,7 79,3 24,4 79,5 28,1 115,2

Средства массовой информации 61,4 111,4 71,6 102,0 56,4 90,1 50,3 89,1 52,6 104,5

Обслуживание государственного и муниципального долга 350,7 179,8 528,9 125,1 538,0 122,6 640,5 119,0 692,8 108,2

Межбюджетные трансферты общего характера 590,2 98,6 590,8 86,5 487,3 95,4 473,6 97,2 490,6 103,5

Суммарные военные расходы государства включают в себя оборонные и прочие, сопутствующие им расходы, расходы на содержание войск и воинских формирований различного назначения, расходы оборонной промышленности и др. В основу этого деления положен принцип разделения внешней и внутренней безопасности государства. Как отдельный документ военный бюджет в России не составляется. Официальным документом, отражающим финансирование

30

Менеджмент, государственное и муниципальное управление

военных усилий государства, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, является федеральный бюджет, включая его закрытую часть.

В общей структуре расходов, согласно таблице 2, расходы 2012-2015 годов на национальную оборону демонстрируют увеличение объемов расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности - сферах, которые полностью находятся в ведении Российской Федерации. Рост расходов на эти цели обусловлен проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих.

Таблица 2

Анализ расходов бюджета по разделу «Национальная оборона» [3-6] ________

Показатель 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

Объем, млрд руб. 1 517,1 1 655,7 2 098,6 2750,8 2888,3

изменения к предыдущему году: млрд руб. 240,3 138,6 442,9 416,5 137,5

% 18,8 9,6 26,8 17,8 4,9

доля в общем объеме расходов, % 14,23 14,73 17,24 16,12 18,41

доля в ВВП, % 3,01 2,96 3,39 3,45 3,56

Без межбюджетных трансфертов, млрд руб. 1 514,9 2 096,4 1 653,5 1741,2 1845,7

изменения к предыдущему году: млрд руб. 240,1 138,6 442,9 87,7 104,5

% 18,8 9,6 26,8 19,8 11,9

Межбюджетные трансферты, млрд руб. 2,2 2,2 2,2 2,2 2,3

доля в разделе, % 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2

Согласно таблице 2 анализ динамики расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» без учета межбюджетных трансфертов позволяет сделать вывод о том, что они значительно увеличиваются как по сравнению с соответствующим предыдущим годом, так и по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2011 год. В 2015 году по сравнению с 2011 годом увеличение составит 64,4 %, в том числе без учета межбюджетных трансфертов - 62,4 %.

Бюджетные ассигнования в 2012-2015 годах определены с учетом решений об индексации фондов денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц и выплат, зависящих от размера денежного довольствия (кроме федеральных органов исполнительной власти, в которых предусматривается проведение в 2012 году реформы денежного довольствия) с 1 апреля 2012 года (таблица 3). При определении бюджетных ассигнований на денежное довольствие учтено сокращение численности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (кроме Минобороны России и МВД России) на 15% до 1 января 2014 года.

При планировании расходов на национальную оборону учтено решение задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации в части обеспечения обороноспособности страны, путем концентрации финансовых и материально-технических ресурсов для осуществления качественного оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.Анализ расходов на обеспечение национальной обороны в 2012-2015 годах свидетельствует о динамике увеличения. Так, по разделу «Национальная оборона» расходы федерального бюджета составили в 2012 году 2637.4 млрд рублей, в 2013 году - 2 334,3 млрд рублей, 2014 году - 2 750,8 млрд рублей, а в 2015 году - 2888.3 млрд рублей [3-6].

Приоритетной задачей в данном направлении является финансовое обеспечение Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы [8], которая предполагает комплексное переоснащение войск современными видами вооружения и военной техники. При этом основной прирост расходов на национальную оборону предусмотрен на оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации новой техникой и вооружением.

Учет расходов на национальную оборону является составной частью бухгалтерского учета -учета государственных расходов [12]. Бухгалтерский учет делится на: функциональный, ведомственный и экономический. К особенностям финансового обеспечения Вооруженных Сил, характерным для современного этапа, можно отнести: изменение государственной учетной поли-

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (25). 2015.

31

тики в области обороны; адаптацию учетного процесса в оборонной безопасности к новым задачам и структуре Вооруженных Сил. В настоящее время есть необходимость в разработке и принятии нормативного документа об особенностях учетной деятельности, в Министерстве обороны который станет правовой основой работы финансовых органов и будет способствовать успешному решению стоящих перед ней задач.

Таблица 3

Бюджетные ассигнования на оплату труда (денежное довольствие, денежное содержание) [3-6] __________________________________ (млрд рублей) ______________________________________

Год Показатель 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

(закон) в %% к предыдущему году в %% к предыдущему году в %% к предыдущему году в %% к преды-дуще-му году

Всего 1 943,3 98,6 1 980,0 101,8 2 008,9 101,5 2047,1 101,9

в том числе:

денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц 1064,9 102,3 827,6 100,3 827,6 100,0 827,6 100,0

денежное содержание государственных гражданских служащих 374,6 100,3 265,8 100,5 273,1 102,7 290,4 106,3

Судей 49,1 109,4 46,0 104,3 46,0 100,0 48 104,3

работников, оплата труда которых осуществляется по новой системе оплаты труда 590,6 94,5 666,5 104,0 686,1 102,9 691,5 100,7

прокуроров, следователей 39,9 110,5 39,6 104,5 39,6 100,0 42,1 106,3

других категорий 87,4 103,4 86,1 104,5 88,1 102,3 89,6 101,7

Выплаты, зависящие от окладов денежного содержания и иные социальные выплаты 56,8 99,4 48,4 99,2 48,4 100,0 48,4 100,0

Кроме того, реформирование денежного довольствия, включая выплаты, зависящие от окладов денежного содержания 576,1 574,6* 643,1 680,6

Назначение учетной деятельности - обеспечивать статистические данные, которые позволяют директивным органам и аналитикам последовательно и систематически изучать динамику учетных операций, финансовой позиции и состояния ликвидности сектора государственного управления или государственного сектора. Учетно-аналитическая основа может быть использована, для анализа операций органов государственного управления конкретного уровня и опера-

32

Менеджмент, государственное и муниципальное управление

ций между различными уровнями государственного управления, а также сектора государственного управления или государственного сектора в целом. Наиболее эффективное определение и количественное измерение таких статей достигается в рамках интегрированной и комплексной системы учета. Поэтому очевидно, что формирование в рамках нового бухгалтерского учета системы показателей Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотренных назначением учетно-аналитической информации, является одной из важнейших задач.

В связи с тем, что бухгалтерский учет является составной частью бюджетного процесса, который регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также в соответствии со статьей 152 Бюджетного Кодекса к субъектам бухгалтерского учета следует относить главных распорядителей и распорядителей средств федерального бюджета [7]. К данной категории могут быть также причислены бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств. Однако в бюджетном законодательстве отсутствуют конкретные нормы привязки учреждений бюджетной сферы к участникам бюджетного процесса, что дает соответствующим органам власти самим определять структуру и состав участников бюджетного процесса (субъектов бухгалтерского учета) [7].

Таким образом, «учетный процесс» в бюджетной сфере - это конкретный механизм формирования учетной информации в Вооруженных силах Российской Федерации. Однако, качество и эффективность учетно-аналитической деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации в значительной мере зависит от организации финансово-экономическими органами Министерства обороны учетной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Приказ Министерства финансов РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

4. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 годи на плановый период 2014 и 2015 годов».

5. Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

6. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

8. Галкин В.Ю. Проблемы совершенствования механизма государственной поддержки малых предприятий в рамках развития контрактной системы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 5. С. 90-93.

9. Плотников В.А. Интеграция военного и гражданского секторов экономики как тенденция строительства военной организации страны (по материалам Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации) // Вооружение и экономика. 2010. № 2(10). С. 85-88.

10. Плотников В.А. Концептуальные основы экономического обеспечения военной безопасности государства: дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2005.

11. Саматов Р.М., Яблочников А.В. Подходы к развитию военно-экономических связей в условиях санкций (на примере автомобилестроения) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 135-139.

12. Яблочников А.В. Прогнозирование уровня цен на закупаемые для нужд военной организации материально-технические средства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 6. С. 178-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.