Хорев Виктор Петрович Военный университет МО РФ г. Москва Заведующий кафедрой экономических теорий и военной экономики
Доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected]
Горева Ольга Евгеньевна.
Военный университет МО РФ г. Москва.
Старший помощник начальника учебно-методического отдела.
Кандидат экономических наук.
E-mail: [email protected] г. Москва, ул. Б. Садовая, д.14.
Состояние и тенденции развития финансово-экономического блока Вооруженных Сил Российской Федерации.
Современное развитие Российской Федерации достаточно серьёзно затронуло Вооружённые Силы. Российская армия вышла на новый путь своего развития. Численность, организационно-штатная структура, техническая вооружённость, боеготовность, боеспособность и морально-психологическое состояние войск во многом зависят от величины и структуры оборонного бюджета, распределения ассигнований по направлениям деятельности и конкретным программам.
Через оборонный бюджет осуществляется непосредственная увязка реализуемости планов обеспечения национальной безопасности государства с располагаемыми ресурсами. Оборонный бюджет рассматривается в качестве основного инструмента реализации военно-финансовой политики, поскольку он характеризует усилия государства по обеспечению военной безопасности. При этом первостепенной задачей остаётся обеспечение военной организации государства ресурсами.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. подчеркивает, что, хотя в предотвращении войн и вооруженных конфликтов отдается предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам, однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для обеспечения ее оборонной безопасности военной мощи.
Угрозы оборонной безопасности России обостряются воздействием них факторов неопределенности. Под факторами неопределенности понимаются ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие
которых может существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу ее оборонной безопасности. В качестве наиболее значимых факторов неопределенности можно выделить: развитие внутренней ситуации в ключевых странах мира, развитие ситуации в странах СНГ, ситуация в приграничных с СНГ регионах, возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента и др.
Существующие угрозы оборонной безопасности России с учетом имеющихся факторов неопределенности отражают степень изменений, произошедших в мире за последнее десятилетие. К настоящему времени существенно изменились характер военного противостояния, расстановка сил в мире, а сформировавшийся военно-экономический ландшафт указывает на необходимость использования механизмов обеспечения оборонной безопасности России, адаптированных к новым экономическим условиям функционирования военной экономики.
Изучение проблем обеспечения оборонной безопасности России было и остается одной из главных задач отечественной науки. Процесс обеспечения оборонной безопасности есть явление многоаспектное, отсюда большое количество работ, посвященных этой тематике. Для целей нашей работы наибольший интерес представляют исследования С.Ф. Викулова, В. В. Воробьева, Е. В. Горголы, Б. Н. Кузыка, Е. А. Олейникова, А.И. Пожарова, Р.А. Фарамазяна и некоторые другие [3]. Наряду с этим продолжающаяся трансформация мировой военной системы, причем не в пользу России, требует разработки научно обоснованных подходов к решению проблем обеспечения оборонной безопасности российского государства.
Расходы на оборону как фактор обеспечения безопасности страны
Нейтрализация внешних угроз, а также обеспечение целостности и государственного суверенитета России является одной из важнейших задач Вооруженных сил.
Однако, к сожалению, реалии таковы, что Вооруженные Силы не в состоянии обеспечить необходимый уровень оборонной безопасности страны.
Основная причина - неполное удовлетворение их финансовых потребностей, а также неэффективное использование выделенных средств на обеспечение Вооруженных Сил РФ.
Одну из ведущих позиций в обеспечении оборонной безопасности России занимают расходы на материально-техническое обеспечение войск и сил флота. За счет бюджетных средств, выделяемых на материально-техническое обеспечение, прежде всего, поддерживается боеготовность военной техники и вооружения путем проведения различных видов технического обслуживания и регламентных работ, текущего ремонта, организуется их должное хранение. Только на исправной технике, возможно, решить задачи боевой подготовки. Однако и эти потребности Вооруженных Сил удовлетворяются не в полном объеме.
Оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации вооружением, военной и специальной техникой планируется в рамках Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы и в соответствии с Комплексной программой оснащения (переоснащения) соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации на период 2011-2020 годов.
Основной целью данной программы является обеспечение сбалансированного развития и поставок в Вооруженные Силы Российской Федерации вооружения, военной и специальной техники (далее - ВВСТ).
Распределение между соединениями и воинскими частями ВВСТ, поступающих в Вооруженные Силы Российской Федерации в рамках реализации Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы, осуществляется Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации при ежегодном планировании обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с приоритетами оснащения, устанавливаемыми Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации (начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации).
В основу идеологии оснащения войск (сил) заложен принцип комплектности поставок ВВСТ, предусматривающий подачу основных видов ВВСТ в отдельные структурные подразделения (воинские части) в объеме, обеспечивающем полное удовлетворение их потребности.
Следует отметить, что недостаточное финансирование потребностей обороны привело к несвоевременному внедрению современных достижений в ряде оборон-
ных отраслей. Например, отечественные космические аппараты, как правило, живут на орбите в 3 - 5 раз меньше американских и иных зарубежных аналогов [8]. Это вызывает необходимость во столько же раз чаще запускать новые аппараты, что гораздо дороже, чем обеспечить продление их срока службы. Практически заморожена поставка в войска тренажеров для нужд боевой подготовки, что влечет за собой расходование при проведении занятий дорогостоящих боеприпасов. Следует отметить, что в армиях передовых стран мира до 70 % учебных вопросов отрабатываются на различных обучающих тренажерах [1]. Особенность решаемых в боевой обстановке задач заключается в высоком риске для здоровья и жизни военнослужащих. В связи с этим в передовых армиях активно используются боевые роботы, несмотря на значительные затраты, что сберегает жизнь и здоровье военнослужащих [13]. Министерством обороны создание роботов только предусматривается профильной комплексной целевой программой [10].
Приведенные примеры свидетельствуют, что проблема финансовоэкономического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации является чрезвычайно актуальной и требует решения.
Проблемы развития оборонно-промышленного комплекса России
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России занимает ведущее место в обеспечении оборонной безопасности страны. Несмотря на принимаемые государством меры, его положение остается тяжелым и характеризуется следующим. Основные производственные фонды отраслей ОПК составляют свыше 28% всех производственных фондов машиностроения, из них доля активной части (машин и оборудования) не достигает 25%. Износ активной части основных фондов находится в пределах 70-80%, доля оборудования в возрасте до 5 лет составляет лишь 4,5%, а оборудования, прослужившего более 20 лет - почти 32%. При этом для ОПК доля оборудования со сроком службы 10 лет должна быть не ниже 70%. В отраслях ОПК этот показатель достигает лишь 28%.
Использование производственных мощностей в отраслях ОПК находится на уровне, не превышающем 30-40%. «Г осударственная программа вооружения, военной и специальной техники до 2015 года» предусматривает направление в ближай-
шие годы основных средств государственного оборонного заказа на ремонт и модернизацию используемой в войсках техники. Соответственно, загрузка предприятий ОПК возрастет лишь в незначительной степени, поскольку существенная часть ремонтных предприятий сосредоточена непосредственно в ведении Министерства обороны. За годы реформ производственные мощности ОПК сократились почти на треть по сравнению с уровнем начала 1990-х г.
Экономическое положений предприятий ОПК значительно ухудшает наличие мобилизационных мощностей. Их доля составляет около 36% всех производственных мощностей ОПК, по отдельным отраслям она колеблется в пределах от 23 до 56%. Ежегодные потребности предприятий ОПК для поддержания мобилизационных мощностей составляют 4-5 млрд руб., что не намного меньше ежегодных инвестиций в машины и оборудование отраслей ОПК. Реально на счета предприятий поступает не более 10% этой суммы. Оставшуюся часть предприятия вынуждены добирать за счет увеличения цен на продукцию гражданского назначения.
Продолжает снижаться кадровый потенциал предприятий обороннопромышленного комплекса. Почти четвертая его часть - это работники отраслевых конструкторских бюро и научных учреждений. Резкое сокращение объемов производства привело к сокращению кадрового потенциала ежегодно на 10%, и его численность достигла 2 млн человек. Среди выбывших - наиболее квалифицированные и опытные специалисты.
Средний возраст работников на предприятиях в отраслях ОПК увеличился с 47 до 58 лет. В научных учреждениях и организациях ОПК этот возраст еще выше. Работников моложе 30 лет насчитывается (по разным) оценкам, от 16 до 19% всего персонала. В научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро их количество даже меньше - 12%.
Доля материальных затрат в объеме продукции, произведенной в отраслях ОПК, превышает 40%. Почти 70% затрат приходятся на ограниченный круг отрас-лей-поставщиков: металлургию, электроэнергетику, топливный и химический комплексы и промышленность межотраслевых производств. При этом доля электроэнергии равна 12%, а на долю топливного комплекса приходится еще около 7%.
Анализ структуры материальных затрат показывает, что поставки металла в отрасли ОПК занимают почти четверть всех материальных издержек в комплексе. При этом на долю промышленности межотраслевых производств, специализирующейся на выпуске литейных, кузнечных и иных заготовок, приходится затрат почти в 3 раза меньше. Это говорит о том, что подавляющую долю потребного литья и иных заготовок оборонные предприятия производят у себя, отказываясь от услуг специализированных предприятий. Отсюда и высокая энергоемкость производства, свойственная вообще металлургическому переделу.
Высокая зависимость производства в отраслях ОПК от поставок импортных комплектующих складывалась на протяжении 1990-х г. В настоящее время этот процесс продолжается. Импорт распространяется прежде всего на авионику, авиационные двигатели, электронные схемы и другие виды электронной продукции, композиты новых поколений. Особенно важны связи с Украиной, Беларусью и Казахстаном.
Известно, что конкурентоспособность и качество оборонной продукции изначально формируются на уровне используемых базовых технологических достижений. По оценке Министерства обороны России, существуют 10 важнейших технологических направлений, имеющих решающее значение для обеспечения современного уровня выпускаемой оборонной продукции и ее конкурентоспособности. К ним относятся: технологии новых материалов; микро- и наноэлектронные; радиоэлектронные; лазерные; оптикоэлектронные; компьютерные; двигательные установки; промышленное оборудование; уникальная и экспериментальная испытательная база; ядерная технология. Среди этих технологий Россия только по двум (лазерные и ядерная технологии) находится на уровне США.
Все процессы, происходящие сегодня в оборонно-промышленном комплексе, носят организационно-экономический характер, т.е. имеют как организационную сущность, так и экономическую. В целом их можно объединить в следующие группы:
^ процесс дальнейшего «ухода» государства от управления оборонно -промышленным комплексом;
^ процессы интеграции оборонных предприятий, заключающиеся в формировании более крупных интегрированных структур;
^ приватизация и акционирование, обеспечивающие процессы интеграции;
^ конверсия оборонного производства;
^ диверсификация оборонного производства, по сути ставшая результирующим процессом в ОПК.
Роль государства формально остается высокой, о чем свидетельствуют принятые на государственном уровне нормативные правовые документы.
Так, в «Основах политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса» отмечено, что развитие ОПК относится к числу высших приоритетов политики государства. Это обусловлено ключевой, системообразующей ролью оборонно-промышленного комплекса в решении оборонных, политических, внешнеэкономических, социальных и других задач государственного строительства.
Однако на практике функционирование оборонных предприятий в большей степени ориентировано на их саморазвитие, так как государство проводит политику обеспечения свободной конкуренции во всех секторах российской экономики.
Вместе с тем развитие оборонно-промышленного комплекса в отличие от других секторов экономики, самостоятельных в выборе источников финансирования своей деятельности, напрямую определяется, прежде всего, размерами ассигнований на обеспечение оборонной безопасности (в части закупок вооружения и военной техники, а также при проведении соответствующих НИОКР) и объемами заключенных экспортных контрактов.
Рост значений отдельных макроэкономических показателей, прежде всего валового внутреннего продукта, не привел к существенному увеличению расходов на обеспечение оборонной безопасности - основного источника финансирования военного производства ОПК. Тем более, как уже отмечалось, современное состояние оборонно-промышленного комплекса таково, что простое увеличение объемов финансирования не сопровождается мерами по повышению эффективности его функционирования.
Исходя из существующих реалий, решение проблем технологического отставания России по средством использования достижений ОПК должно быть основано на следующих принципах:
- сохранение передовых позиций там, где они достигнуты;
- самостоятельное развитие только жизненно важных для безопасности страны технологий (ядерных, ракетных, информационных);
- международное сотрудничество в области тех перспективных военных технологий, где отставание России не критично;
- отказ от развития тех технологий, где Россия имеет критическое отставание, и закупка их за рубежом.
Пути совершенствования финансово-экономического обеспечения
Вооруженных Сил Российской Федерации
С 2000 г. в стране осуществлены и продолжают осуществляться ряд системных преобразований, направленных на повышение эффективности использования государственных и в первую очередь бюджетных средств. Ряд таких изменений неразрывно связан с вопросами финансово-экономического обеспечения оборонной безопасности России.
Завершено формирование системы Федерального казначейства, осуществляющего в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Это в частности увеличило степень сохранности бюджетных средств. Обеспечена прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджетов, повысились оперативность предоставления и достоверность бюджетной отчетности. Появились возможности для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств.
Внедрена основанная на международных стандартах система бюджетной классификации и бюджетного учета, существенно повысившая прозрачность и управленческую значимость бюджетной отчетности.
На федеральном уровне осуществлен переход к формированию годового бюджета как составной части 3-летнего перспективного финансового плана.
Началось практическое внедрение бюджетирования, ориентированного на ре-
зультаты, и современных методов финансового менеджмента.
Новые процедуры закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд способствовали повышению эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств.
Тем не менее, в повестке дня остается ряд существенных проблем управления государственными финансами.
Наряду с этим имеется необходимость поиска путей по совершенствованию финансово-экономического обеспечения оборонной безопасности страны.
Использование метода программно-целевого планирования в условиях непрерывного совершенствования и роста номенклатуры средств и способов вооруженной борьбы в условиях бюджетных ограничений является объективной необходимостью, поскольку оно позволяет:
- органично увязать стратегическое, организационное, материальнотехническое и финансовое планирование военного строительства;
- обеспечить распределение ограниченных ресурсов в интересах сбалансированного развития Вооруженных Сил;
- сбалансировать структуру, состав, обеспеченность и подготовку Вооруженных Сил с поставленными задачами и экономическими возможностями государства;
- обеспечить максимальную прозрачность военных расходов и возможность как целевого использования бюджетных средств, так и предметного контроля конечных результатов;
- значительно повысить эффективность бюджетных расходов.
Потребности Вооруженных Сил в материальных средствах, энергетических ресурсах и услугах, необходимых для боевой подготовки, повседневной жизнедеятельности и поддержания соответствующего уровня боевой готовности, должны быть профинансированы в полном объеме. С этой целью Правительству Российской Федерации необходимо установить материальные и денежные нормы расходов на обеспечение мероприятий, связанных с поддержанием боевой готовности и повседневной деятельности войск на гарантированном уровне, подлежащем полному обеспечению за счет средств федерального бюджета. Министерству обороны Рос-
сийской Федерации необходимо обеспечить координацию процесса программно -целевого планирования, повысить качество целевых бюджетных программ и концентрацию средств на приоритетных направлениях строительства Вооруженных Сил. Это предполагает создание в рамках Министерства обороны РФ центра координации программно-целевого планирования, на который необходимо возложить:
- разработку комплексной многоуровневой системы целевых программ и организацию их разработки;
- осуществление контроля за своевременностью разработки целевых бюджетных программ и их экспертизой;
- централизованный учет федеральных и ведомственных целевых бюджетных программ;
- проведение ежегодного мониторинга реализации целевых бюджетных программ и военно-экономического анализа эффективности их реализации;
- привлечение для разработки научно-методического обеспечения программноцелевого планирования высококвалифицированных специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабакин А. Войскам требуются тренажеры // Независимое военное обозрение. 2005. № 45.
2. Безменов А., Борисов Т. Под Ростовом-на-Дону разбились два истребителя // Российская газета. 2007. 22 марта.
3. Военно-экономический анализ в экономике военного строительства: современные проблемы и тенденции развития / под общ. ред. С.Ф. Викулова. Москва; Ярославль, 2007. 284 с.;
4. Воробьев В.В. Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения. СПб., 2003. 415 с.
5. Иванов В. Военные пилоты летают на честном слове и одном крыле // Независимое военное обозрение. 2011. №1.
6. Коновалов Ю.Ф. Экономическое обеспечение обороны страны в условиях перехода на программно-целевое планирование: Автореф. дис. канд. экон. наук: 20. 01. 07/М., 2008. -24 с.
7. Михайлов А. Отступление от летных законов... // Независимое военное обозрение. 2009. № 6.
8. Мясников В. Из лидеров - в догоняющие: Правительство признало, что ракетно-космическая отрасль теряет технологии и неконкурентоспособна // Независимое военное обозрение. 2010. № 24.
9. Ответы на обращения граждан, подготовленные Управлением начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, размещенные на сайте Министерства обороны в сети Интернет.
10. Роботы идут на смену танкам будущего // Военно-промышленный курьер.-2011.- № 35.
11. Роковое сближение // Российская газета. 2012. 23 марта.
12. Трифонов Н. Полет вслепую: Ежегодный ущерб от потерь воздушных судов в России превышает три миллиарда рублей // Военно-промышленный курьер. 2011. № 46.
13. Шенк В. Пока удается быть сапером: Идеальные боевые роботы - дело будущего // Военно-промышленный курьер. 2012. № 35.