Научная статья на тему 'Организация продовольственного обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации на современном этапе'

Организация продовольственного обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6174
757
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АРМИИ / АУТСОРСИНГ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РФ / ДЕПАРТАМЕНТ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталев Е.Ю., Колеухо Д.С.

В 2013 г. в Министерстве обороны РФ практически полностью завершился процесс перевода Сухопутных войск на аутсорсинг (передача несвойственных функций специализированным организациям) в части организации питания. Тем самым функция продовольственного обеспечения практически в полном объеме была передана в ведение коммерческих организаций. В статье проведен анализ возможностей современной системы продовольственного обеспечения Вооруженных сил РФ по организации продовольственного обеспечения армии в условиях локальных войн. Сделан вывод о нецелесообразности использования аутсорсинга в специальных операциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация продовольственного обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации на современном этапе»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

23 (260) - 2014

УДК 338.245.2

организация продовольственного

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННыХ СИЛ

российской федерации на современном этапе*

е.ю. хрусталев,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi.rssi.ru

Центральный экономико-математический институт РАН

д.С. КОЛЕУХО,

майор внутренней службы,

заместитель начальника отделения

продовольственного снабжения

E-mail: koleukho2013@yandex.ru

Главный клинический госпиталь МВд России

В 2013 г. в Министерстве обороны РФ практически полностью завершился процесс перевода Сухопутных войск на аутсорсинг (передача несвойственных функций специализированным организациям) в части организации питания. Тем самым функция продовольственного обеспечения практически в полном объеме была передана в ведение коммерческих организаций. В статье проведен анализ возможностей современной системы продовольственного обеспечения Вооруженных сил РФ по организации продовольственного обеспечения армии в условиях локальных войн. Сделан вывод о нецелесообразности использования аутсорсинга в специальных операциях.

Ключевые слова: Министерство обороны РФ, продовольственная служба, продовольственное обеспечение армии, аутсорсинг, Вооруженные силы РФ, департамент ресурсного обеспечения

Со сменой руководства Минобороны России наблюдается повышение активности проверок боеготовности войск путем поднятия их по тревоге

* Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 12-06-00209-а).

и переброски в указанные районы сосредоточения с последующим проведением стрельб и полевых учений. Российское руководство стало, наконец, ясно понимать, что в современных условиях существования государства для сохранения его позиций на международной арене и надежной защиты национальных интересов современная армия должна быть мобильной, обеспеченной высокотехнологичными средствами вооруженной борьбы, ее соединения и воинские части должны быть хорошо слаженными и боеспособными [3, 4, 7-9]. Однако даже самая сильная армия в мире, снабженная самым современным оружием, не сможет реализовать свои основные цели и выполнить стоящие перед ней задачи, если ее солдаты будут голодными.

В конце 2000-х гг. было принято и в настоящее время полностью реализовано решение руководства Минобороны России о передаче функций по организации питания военнослужащих сторонним организациям. Организация питания — это конечное звено в сложном процессе продовольственного обеспечения. От качества продовольственного обеспечения армии напрямую зависит ее боеготовность,

поэтому важность продовольственного обеспечения армии во все времена была и остается бесспорным фактом. Для наглядности этого можно привести цифры из истории, например, в 1802-1803 гг. продовольствие армии поглощало 16-18% общегосударственных доходов и 37-38% бюджета военного ведомства [2].

Организация (франц. — organisation, от поздне-лат. organizo — сообщаю стройный вид, устраиваю) в научной литературе определяется как [1]:

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Понятие «организация» применительно к продовольственному обеспечению предполагает совокупность процессов и действий, направленных на реализацию задач продовольственного обеспечения и достижение его главной цели. Организацией продовольственного обеспечения в Вооруженных силах РФ (ВС РФ) занимается продовольственная служба (ПС), которая включает органы управления и материально-техническую базу, состоящую из различных учреждений и запасов материальных средств. Цели и задачи ПС представлены в табл. 1.

Органам управления ПС присущи распорядительные функции. Они распоряжаются и обес-

печивают войска материальными и денежными средствами в пределах предоставленных им прав, отдают распоряжения подчиненным органам, учреждениям и войскам по вопросам продовольственного обеспечения, контролируют и направляют их деятельность. Вышестоящий орган управления ПС по отношению к нижестоящему принято называть обеспечивающим органом.

К органам управления ПС относятся: в центре — Управление (продовольственное) департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны РФ; в видах Вооруженных сил РФ, в военных округах, группах войск, в армиях, соединениях и в воинских частях — ПС.

Обеспечение войск материальными средствами осуществляется по схеме: центр — военный округ — армия — соединение — воинская часть — подразделение — военнослужащий.

Для выполнения задач, возложенных на ПС, в распоряжении органов управления имеются: продовольственные филиалы комплексных баз материально-технического обеспечения с запасами ПТИ (созданные на базе существовавших ранее окружных продовольственных складов); военные хлебозаводы (хлебопекарни); военные школы младших специалистов; материально-техническая база воинских частей.

Продовольственная служба входит в состав Тыла Вооруженных сил РФ, который подразделяется на 3 эшелона: стратегический, оперативный и войсковой. Стратегический эшелон является связующим звеном между ВС РФ и экономикой страны, к нему относится центральный орган управления продовольственной службы, на который возложена

Таблица 1

Цели и задачи продовольственной службы Вооруженных сил РФ

Показатель Содержание целей и задач продовольственной службы

Цели Обеспечение органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций ВС РФ продовольствием, фуражом, техникой и имуществом продовольственной службы (ПТИ), а также организация питания военнослужащих по установленным нормам

Задачи Разработка и проведение организационно-мобилизационных мероприятий по продовольственной службе. Исчисление потребности, истребование объемов закупок, заготовка, хранение ПТИ. Планирование и обеспечение войск ПТИ, а также организация производства и ремонта техники и имущества. Организация питания личного состава и хлебопечения. Планирование денежных средств на расходы по продовольственному обеспечению ВС РФ. Разработка норм продовольственных пайков для военнослужащих и других контингентов ВС РФ и норм обеспечения войск и сил флота техникой и имуществом. Разработка норм кормления штатных животных воинских частей. Организация и руководство подготовкой офицерских кадров и младших специалистов ПС. Организация и ведение учета, отчетности по ПС и контроль за ее хозяйственной деятельностью

ответственность за продовольственное обеспечение всех ВС.

Оперативный эшелон — это уровень округа, армии. Основными элементами системы продовольственного обеспечения (СПО) оперативного уровня являются продовольственная служба округа, армии, продовольственные филиалы комплексных баз материаль но-технического обеспечения, военные хлебозаводы, военные школы поваров.

К войсковому эшелону относятся продовольственные службы воинских частей и соединений, дислоцирующихся на территории округа.

В воинской части организуется обеспечение продовольствием и питание личного состава. Выполнение всего комплекса задач продовольственной службы воинской части организует начальник службы, который руководит работой продовольственного склада и столовой. Свою работу ПС воинской части выполняет при тесном взаимодействии со штабом части, медицинской, вещевой, горючего, автомобильной, инженерной, квартирно-эксплуатацион-ной и другими службами.

Материально-техническая база ПС (МТБ ПС) воинской части (см. рисунок) включает в себя: продовольственный склад, столовую, столовую офицерского состава (если предусмотрена штатом); хлебопекарню (если предусмотрена штатом).

Продовольственный склад предназначен для организации приема, учета, хранения, выдачи продовольствия, техники и имущества номенклатуры продовольственной службы, поступающих для обеспечения личного состава воинской части.

Столовая воинской части организуется в каждой части, ведущей самостоятельное войсковое хозяйство, и предназначена для приготовления пищи и организации питания личного состава по действующим нормам продовольственных пайков.

В ряде случаев, например в авиационных частях, штатами могут быть предусмотрены офицерские столовые, в которых готовится пища для летного и наземного состава авиации.

Основной задачей продовольственной службы воинской части является обеспечение части продовольствием, техническими средствами и имуществом номенклатуры ПС, а также организация питания военнослужащих по установленным нормам продовольственных пайков.

Примерный состав материально-технической базы продовольственной службы воинской части:

— элементы МТБ, выполняющие функцию снабжения; ¥р — элементы МТБ, выполняющие функцию производства; (----) — элементы

МТБ, предусмотренные штатом в отдельных случаях

Анализ войсковой практики и руководящих документов по продовольственному обеспечению показал, что в настоящее время организация питания военнослужащих по установленным нормам продовольственных пайков осуществляется двумя способами: своими силами и при организации питания с привлечением сторонних организаций (аутсорсинг). При этом дальнейшее развитие СПО предусматривает полный переход на аутсорсинг до 2015 г. Сравнительный анализ основных функций ПС воинской части в первом и во втором случаях приведен в табл. 2.

Отечественными военными специалистами в военной литературе в приказах и руководствах продовольственное обеспечение рассматривается применительно к следующим условиям обстановки: в мирное время, в период перехода с мирного на военное время и непосредственно в военное время. В мирное время, когда осуществляется повседневная деятельность войск, организация питания военнослужащих организовывается в пунктах постоянной дислокации и в полевых условиях, в настоящее время эта функция практически повсеместно передана сторонним организациям.

Существующая практика показывает, что при должном контроле со стороны получателей услуг организация питания военнослужащих после привлечения предприятий общественного питания улучшилась: повысилось качество приготовленной пищи, стал более разнообразен ассортимент приготовленных блюд и используемых для их приготовления продуктов1. Анализ государственных контрактов на 2012-2015 гг. и войсковой практики показал, что с 2012 г. уже предусмотрена и осуществляется

1 Хороший аппетит бойцу не повредит // Газета МВО «Красный воин», № 8 от 02.04.2010.

Таблица 2

Сравнительный анализ основных функций продовольственной службы воинской части

Организатор питания Реализация основных функций продовольственного обеспечения

Продовольственная служба воинской части Исчисление потребности в продовольствии, технике и имуществе (ПТИ), истребование и получение их с продовольственных филиалов комплексных баз материально-технического обеспечения Минобороны России. Приемка, переработка и закладка на длительное хранение продуктов сезонной заготовки. Организация хранения ПТИ и своевременное освежение запасов длительного хранения. Организация правильной эксплуатации и своевременного ремонта техники и имущества ПС. Организация доброкачественного питания и войскового хлебопечения. Полное доведение положенных норм продовольственных пайков до каждого военнослужащего. Исчисление потребности и истребование денежных средств для нужд ПС. Учет ПТИ и представление установленной отчетности. Планирование и контроль за хозяйственной деятельностью ПС. Подготовка младших специалистов, совершенствование их квалификации

Привлеченная сторонняя организация (аутсорсинг) Исчисление потребности в технике и имуществе, истребование и получение их с продовольственных филиалов комплексных баз материально-технического обеспечения Минобороны России. Организация хранения техники и имущества. Передача объектов материально-технической базы ПС, укомплектованных имуществом и оборудованием согласно установленным нормам снабжения, предприятиям общественного питания на период оказания услуг (по госконтракту) на безвозмездной основе. Контроль качества оказания услуг по организации питания личного состава (полнота и качество приготовленной пищи, соблюдение технологии приготовления пищи, соблюдение условий хранения продуктов питания и их первичной обработки). Контроль за правильной эксплуатацией переданного технологического и холодильного оборудования, его капитальный ремонт или замена. Учет ПТИ и представление установленной отчетности. Планирование и контроль за хозяйственной деятельностью ПС

организация питания военнослужащих сторонними организациями в полевых условиях. Для подготовки персонала в военных школах поваров осуществляется обучение гражданских специалистов работе с техническими средствами приготовления пищи в полевых условиях2 [6]. В то же время необходимо помнить, что армия предназначена в первую очередь для ведения войны, поэтому организация питания в мирное время — это только часть дела.

Важнейшим условием боеготовности Вооруженных сил РФ является мобилизационная составляющая. В отношении продовольственного обеспечения ВС РФ мобилизационная готовность прежде всего предполагает качественное планирование перехода с мирного на военное время и наличие установленных запасов продовольствия на всех уровнях снабжения для организации продовольственного обеспечения в начальном периоде войны вплоть до перевода экономики страны на военное время.

2 Колеухо Д.А. Основные перспективы развития технических средств приготовления пищи в полевых условиях войскового звена // Тематический научный сборник № 41. М.: Общевойсковая академия Вооруженных сил РФ, 2010. С. 137-145.

В рамках данного исследования для периода перехода с мирного на военное время нас интересует порядок содержания неприкосновенных запасов (НЗ) продовольствия уровня военного округа.

При организации продовольственного обеспечения силами и средствами продовольственной службы до начала реформирования в Вооруженных силах РФ осуществлялось эшелонированное хранение запасов продовольствия НЗ. В каждом звене снабжения (округ, соединение, воинская часть) предполагалось содержать определенное количество запасов продовольствия, которые в сумме обеспечивали потребности войск штатов военного времени на определенное количество дней до того времени, пока промышленность страны не перестроится на военный лад. Составлением соответствующих расчетов и проведением организационных мероприятий по мобилизационной готовности занимались офицеры продовольственной службы, имеющие мобилизационную подготовку и допуск к сведениям, содержащим государственную тайну.

Освежение продовольствия проходило в плановом порядке на всех уровнях снабжения согласно

графикам освежения и предусматривало следующий порядок: закупаемое свежее продовольствие закладывалось на хранение, а изъятое из хранения продовольствие, остаточный срок годности которого должен был быть не менее месяца, шло на довольствие личному составу. При этом на закладку в НЗ шло продовольствие только длительного хранения (крупы, консервы, мука, рационы питания), расчет объемов которого проводился на основании норм пайков военного времени с учетом замен. Минимальный срок хранения закладываемого в НЗ продовольствия составлял не менее одного года (например, молоко сгущенное).

О размерах продовольствия НЗ можно судить по примеру мотострелковой бригады численностью 3 000 чел. (табл. 3), на продовольственное обеспечение которой ежемесячно расходуется около 234 т различного продовольствия или 6 товарных вагонов грузоподъемностью 40 т (с учетом объема вмещаемого продовольствия).

Соответственно, на армию численностью 1 млн военнослужащих в день расходуется порядка 2,6 тыс. т различного продовольствия, что составляет 65 товарных вагонов. В месяц эта цифра составляет порядка 78 тыс. т, или 1 950 вагонов. Приведенные цифры позволяют представить колоссальность объемов продовольствия, необходимых для удовлетворения потребности армии.

Наличие запасов продовольствия, их эшелонированное содержание и размещение на территории РФ в соответствии с планом мобилизационного развертывания являются гарантом боевой и мобилизационной готовности армии, позволяют осуществить переход ВС РФ с мирного на военное время.

На данном этапе развития СПО ВС РФ в связи с переходом на аутсорсинг такой порядок содержания запасов продовольствия НЗ оказался нарушен, поскольку хранение установленных запасов в том порядке, как это осуществлялось ранее, стало невозможно главным образом из-за невозможности освежения продовольствия НЗ, хранимого на складах Минобороны России. До перехода на аутсорсинг логистический поток продовольствия, проходивший ранее через склады Минобороны

России, за счет чего осуществлялось своевременное освежение, в настоящее время уже не проходит через них, поскольку поставка продовольствия осуществляется сторонними организациями общественного питания. Это делает невозможным освежение хранящегося на складах Минобороны России продовольствия.

Альтернативным вариантом содержания запасов НЗ руководством Минобороны России предусмотрено содержание установленных запасов продовольствия организациями, оказывающими услуги по организации питания.

Как показал анализ государственного контракта на оказание услуг по организации питания военнослужащих между Минобороны России и ОАО «Военторг» на 2012-2015 гг., в целях недопущения снижения боевой готовности данным документом ответственность за содержание необходимых запасов продовольствия возложена на ОАО «Военторг». Также данным документом определена ответственность командиров частей (как получателей услуг согласно контракту) за проведение расчетов потребности запасов продовольствия, доведения необходимых объемов содержания запасов продовольствия до исполнителя услуг и организацию ежемесячных проверок хранимых запасов (контроля).

Все это позволяет сделать вывод, что проблема продовольственного обеспечения в период перехода с мирного на военное время имеет решение (в случае полного перехода в мирное время на аутсорсинг).

Таким образом, полный переход на аутсорсинг позволяет осуществлять продовольственное обеспечение Вооруженных сил РФ в мирное время и в период перехода с мирного на военное время, а также теоретически позволяет иметь ресурсы для организации продовольственного обеспечения в военное время.

В современных реалиях с учетом политики государства и существующих геополитических угроз, угроз терроризма, возникновения вокруг наших границ локальных очагов конфликта, помимо мирного времени, военного времени, периода перехода с мирного на военное время, необходимо

Таблица 3

Расчет массы одной сутодачи общевойскового пайка на мотострелковую бригаду численностью 3 000 чел.

Вес пайка по норме № 1, кг Возможности по грузоподъемности товарного вагона, т Вес одной сутодачи Вес на 1 мес. Вес на 1 год

т вагонов т вагонов т вагонов

2,6 40 7,8 0,2 234 6 2 847 72

выделить особые условия обстановки — возникновение локальных войн и военных конфликтов на территории или вблизи границ российского государства [10]. В условиях локальной войны или военного конфликта будет применяться ограниченный контингент военнослужащих на ограниченной территории, при этом всеобщей мобилизации и перехода экономики страны на военный лад не предвидится. В то же время в регионе конфликта будут вестись боевые действия, будет высокий риск для жизни. В связи с этим, поскольку в настоящее время функция по организации питания передана сторонним организациям, целесообразно провести анализ возможности применения аутсорсинга в боевых условиях [4, 11, 12].

Анализ возможности применения аутсорсинга в боевых условиях показывает следующее. Во-первых, выполнение сторонними организациями функций по организации питания повлечет за собой значительное повышение стоимости услуг. Возникнет необходимость повышения оплаты труда специалистов, занятых в организации питания, а также страхования их жизни и здоровья в зоне боевых действий, возникнут расходы, связанные с транспортировкой продовольствия в зону ведения боевых действий и последующим его хранением и охраной.

Во-вторых, высока вероятность утечки информации. Организация питания войск предполагает знание информации о количестве питающихся, об их перемещении. Пребывание гражданских лиц, занятых в приготовлении и раздаче пищи на территории воинских частей, не дававших присяги, имеющих возможности по передвижению из расположения воинских частей и пользования средствами связи, позволит беспрепятственно получать и передавать различную разведывательную информацию.

В-третьих, организация питания с привлечением предприятий общественного питания накладывает ограничения на принятие решений командиром по организации питания подчиненного личного состава. Внезапно возникающие боевые задачи, требующие нестандартных решений при организации питания, невозможно предусмотреть заранее. Это потребует внесения в государственный контракт дополнений, что займет время, являющееся крайне важным для выполнения боевых задач, что самым негативным образом отразится на их выполнении.

В-четвертых, у ОАО «Военторг» как исполнителя услуг по контракту нет собственных ресурсов для организации продовольственного обеспечения войск в боевых условиях, а фирма — соисполнитель контракта может просто отказаться от исполнения своих обязательств. В таком случае решить вопрос по организации питания военнослужащих можно будет только с помощью сухих пайков, применение которых для организации питания, согласно руководящим документам, ограничено 7 сутками. Отказ выполнять условия контракта в боевой обстановке ставит под угрозу организацию продовольственного обеспечения.

Таким образом, нецелесообразность применения аутсорсинга в зоне боевых действий обусловлена следующими основными причинами: экономической неэффективностью, высокой вероятностью утечки информации, накладываемыми на командира ограничениями в принятии решений по организации питания подчиненных подразделений, низкой надежностью.

Войсковая практика показывает, что за период реформы в структуре СПО округа произошли существенные изменения (табл. 4).

Из анализа данных табл. 4 видно, что за время реформы произошло существенное сокращение

Таблица 4

Изменения в элементной базе системы продовольственного обеспечения военного округа

Наименование элементов в структуре СПО округа Изменения в ходе реформы

Продовольственная служба округа Объединены округа, количество офицерского состава сокращено

Окружные продовольственные склады Часть сокращена, остальные переименованы в продовольственные филиалы комплексных баз материально-технического обеспечения. Военные должности сокращены, введены гражданские. Запасы продовольствия отсутствуют

Продовольственная служба соединений и воинских частей, входящих в состав соединений Изменения штатов: количество офицерских должностей в структуре соединений снижено до одной (начальник службы), сокращена категория прапорщиков, занимавших должности начальников складов, начальников столовых, введены должности сержантов. В мирное время допускается некомплект штата поварского состава

офицерских должностей в СПО округа. Если управление продовольственной службы округа и не подверглось существенному сокращению, то при объединении округов объем работы управления увеличился, особенно в части, касающейся рассматриваемого вопроса мобилизационной и боевой готовности.

Продовольственные филиалы комплексных баз материально-технического обеспечения (бывшие окружные продовольственные склады), на основе которых создается система снабжения военного времени, также подверглись сокращению как в количественном, так и в качественном отношении. До реформирования в штате каждого склада была предусмотрена офицерская должность для мобилизационной работы. На такую должность назначался офицер, обладающий необходимыми знаниями. В круг его обязанностей входили вопросы разработки планов мобилизационной и боевой готовности склада, содержания и своевременного освежения необходимых объемов запасов продовольствия, техники и имущества номенклатуры продовольственной службы, взаимодействия с продовольственной службой округа и ряд других, связанных с боевой и мобилизационной готовностью.

В случае войны при незначительном доукомплектовании рядовым и сержантским составом без изменения управленческого состава склад был готов к использованию в системе снабжения военного времени. В ходе реформы военные должности были сокращены, введены гражданские, а запасы продовольствия на филиалах комплексных баз материально-технического обеспечения были ликвидированы. Теперь для использования окружных складов в случае войны первоначально необходимо их перевести на штат военного времени, для чего необходимо призвать из запаса командование склада и создать необходимые запасы, что потребует довольно значительных усилий, а самое главное — продолжительного времени, которого никто реально не сможет предоставить.

Все это позволяет сделать вывод, что организация продовольственного обеспечения ВС РФ с применением метода аутсорсинга наряду с улучшением качества организации питания военнослужащих в пунктах постоянной дислокации негативно повлияла на эффективность системы продовольственного обеспечения военного округа при переходе с мирного на военное время, а также в военное время. В связи с отсутствием запасов продовольствия на

филиалах комплексных баз боевая и мобилизационная готовность продовольственной службы округа и боеготовность войск в целом на сегодняшний день во многом зависят от должного исполнения подрядными организациями условий государственного контракта в части содержания необходимых объемов запасов продовольствия НЗ.

В то же время продовольственное обеспечение войск в локальных войнах и военных конфликтах имеет свои специфические особенности. Так, анализ организации продовольственного обеспечения объединенной группировки войск при проведении контртеррористической операции в Чечне показал следующее. Для организации продовольственного обеспечения создаваемой группировки войск на основе продовольственной службы Северо-Кавказского военного округа была создана система управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе военных складов округа была создана сеть военно-полевых складов, к которым по территориальному принципу приписывались воинские части создаваемой группировки, прибывающие из пунктов постоянной дислокации и имевшие выгрузочные запасы продовольствия. Было организовано трехразовое питание с приготовлением горячей пищи, а в незначительных случаях организовывалось двухразовое горячее приготовление пищи с выдачей промежуточного питания. Для обеспечения войск хлебом использовались хлебопекарные предприятия местной экономической базы. Надежность продовольственного обеспечения обеспечивалась в первую очередь поддержанием необходимых запасов продовольствия и совершенствованием системы управления.

Основные условия, влияющие на эффективность продовольственного обеспечения в локальной войне, отражены в табл. 5, где также проведена оценка возможностей современной СПО ВС РФ по каждому из таких условий.

Из анализа данных табл. 5 следует, что возможности ВС РФ по развертываю СПО группировки войск в случае начала локальной войны на сегодняшний день крайне ограничены.

В контракте на организацию питания военнослужащих воинских частей, учреждений и организаций ВС РФ при переходе на аутсорсинг продовольственное обеспечение войск в локальных войнах и военных конфликтах просто не предусмотрено, а анализ возможностей применения аутсорсинга показывает, что его использование в

Таблица 5

Основные условия эффективности продовольственного обеспечения в локальной войне с оценкой возможностей современной системы продовольственного обеспечения

Наименование условия Оценка возможностей существующей СПО ВС РФ

Возможности по развертыванию системы снабжения создаваемой группировки войск В связи с отсутствием военных должностей в продовольственных филиалах комплексных баз материально-технического обеспечения использование филиалов со штатом мирного времени (гражданский персонал) в боевой обстановке невозможно, в связи с чем создание системы снабжения в локальной войне на базе существующей СПО не представляется возможным

Заблаговременно созданные запасы продовольствия (в том числе запасы сухих пайков) Участвующие в специальной операции воинские части при убытии в указанные районы теоретически могут взять у обслуживающих коммерческих организаций запасы на путь следования и выгрузочные. По прибытии же в указанный район и окончании выгрузочных запасов без создания в регионе военного конфликта сети продовольственных складов пополнять запасы будет неоткуда. Для создания такой сети в рамках существующей СПО ресурсов нет, а контрактом на организацию питания они также не предусмотрены

Укомплектованность создаваемой СПО группировки войск личным составом и его квалификация, возможности по созданию эффективной системы управления Современный незначительный штат ПС округа, незначительное количество округов, отсутствие военных специалистов в продовольственных филиалах комплексных баз материально-технического обеспечения ставят под сомнение возможность создания эффективной системы управления продовольственным обеспечением в локальной войне. Квалификация младших специалистов (поваров) в воинских частях при отсутствии практики приготовления пищи в связи с применением аутсорсинга не может находиться на высоком уровне

Полнота, достоверность и своевременность информации о состоянии продовольственного обеспечения войск О состоянии продовольственного обеспечения могут знать специалисты, знающие порядок планирования питания, определения потребности в продовольствии, возможности по приготовлению пищи, порядок содержания, хранения и пополнения запасов продовольствия и многое другое. Недостаток специалистов продовольственной службы в системе не позволяет иметь полную, достоверную и своевременную информацию

Достаточная регламентация по продовольственному обеспечению войск в различных условиях обстановки В связи с сокращением научных подразделений продовольственной службы (научно-технический комитет в Центральном продовольственном управлении Минобороны России) в СПО не уделяется должного внимания анализу опыта продовольственного обеспечения и эксплуатации технических средств продовольственной службы во время боевых действий, в полевых условиях, а также модернизации и разработкам новых образцов. Соответственно, регламентация по продовольственному обеспечению в различных условиях обстановки не разрабатывается

Укомплектованность частей и подразделений службы техническими средствами продовольственной службы согласно нормам табелизации и характеру предстоящих задач (например, применительно к горной или пустынной местности) Имеющиеся типовые штаты бригад ориентированы прежде всего на крупномасштабные боевые действия, в связи с чем бригады укомплектованы такими техническими средствами, которые рассчитаны на приготовление пищи для большого количества военнослужащих. Таким образом, специфичные технические средства продовольственной службы (для малого количества питающихся, для особых условий местности) в современных табелях к штатам не предусмотрены и отсутствуют не только в воинских частях и соединениях, но и на окружных складах

боевых условиях нецелесообразно. Рассчитывать только на сухие пайки нельзя, поскольку питание ими разрешено не более 7 суток, а создать за короткий срок систему снабжения продовольствием без заранее подготовленной базы и при отсутствии опытных специалистов невозможно. Таким образом, получается, что современная СПО ВС РФ не имеет возможности своими силами и средствами организовать продовольственное обеспечение войск в локальной войне, а использование метода организации питания войск с привлечением сторонних

организаций в локальных войнах, во-первых, не предусмотрено, во-вторых, нецелесообразно.

Все это позволяет сделать вывод, что в современных условиях существующая система продовольственного обеспечения не позволяет в полном объеме, своевременно и качественно выполнить свою основную цель, а ее возможности не отвечают сложившимся на сегодняшний день требованиям. В связи с этим целесообразно в кратчайшие сроки пересмотреть существующий порядок продовольственного обеспечения Вооруженных сил РФ и

постараться максимально необременительно для военного бюджета и без существенной перестройки существующей системы повысить ее возможности по улучшению надежности, качества и полноты продовольственного обеспечения войск в условиях возможных локальных войн и военных конфликтов.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия в 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

2. Вещиков П.И. Военное хозяйство — Тыл Вооруженных Сил России (ХУШ-ХХ вв). М.: ИВИ МО РФ, 2003. С. 102.

3. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е.Ю. Военно-экономический анализ современных оборонных проблем России // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 12. С. 2-9.

4. Викулов С.Ф., Хрусталёв Е.Ю. Методологические основы и специфика военно-экономического анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 7. С. 2-11.

5. Викулов С.Ф., Хрусталёв Е.Ю. Экономические основы военной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 7. С. 2-9.

6. КолеухоД.А. Инновационные системы продовольственного обеспечения военной организации //

Материалы I Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие экономики». М.: МЭСИ, 2008. С. 215-217.

7. Лавринов Г.А., Хрусталёв Е.Ю. Методы прогнозирования цен на продукцию военного назначения // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1. С. 87-96.

8. Рассадин В.Н., Хрусталёв Е.Ю. Социально-экономическая устойчивость и национальная безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 23. С. 8-13.

9. Ткачев В.Н., Хрусталёв Е.Ю., Рассадин В.Н. Оборонная достаточность и боеспособность армии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 15. С. 70-78.

10. Хрусталёв Е.Ю. Геополитические и экономические основы военной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 28. С. 2-15.

11. Хрусталёв Е.Ю. Финансовый анализ социальных и военно-промышленных факторов национальной безопасности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 3. С. 187-192.

12. Хрусталёв Е.Ю. Финансовый анализ механизма формирования военной инфраструктуры // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 32. С. 2-9.

Priorities of Russia

SUBSISTENCE SUPPORT OF ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PREZENT STAGE

Evgenii Iu. KHRUSTALEV, Dmitrii S. KOLEUKHO

Abstract

The article notes that the Ministry of Defense of the Russian Federation almost completed translation process outsourcing Land Forces (transmission unusual functions to specialized organizations) in terms of catering in 2013. The authors show a function of food supply has been almost entirely transferred to commercial organizations. The paper analyzes the possibilities of the modern food system of Armed Forces of the Russian Federation on the organization of food supply the army and navy in the conditions of local wars. The work concludes on inexpediency of outsourcing in special operations.

Keywords: Ministry of Defense, food service, supply, army, navy, outsourcing, Armed Forces of Russian Federation, department, resource provision

References

1. Great Soviet Encyclopedia in 30 vol. Moscow, Soviet encyclopedia Publ., 1969-1978.

2. Veshchikov P.I. Voennoe khoziaistvo — Tyl Vooruzhennykh Sil Rossii (XVIII-XX vv). [War economy — Rear of Russian Armed Forces (XVIII-XX cc)]. Moscow, Institute of Military History of RF Ministry of Defense Publ., 2003, pp. 102.

3. Vikulov S.F., Khrustalev E.Iu. Voenno-ekonom-icheskii analiz sovremennykh oboronnykh problem Rossii [Military-economic analysis of contemporary Russian defense problems]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2012, no. 12, pp. 2-9.

4. Vikulov S.F., Khrustalev E.Iu. Metodolog-icheskie osnovy i spetsifika voenno-ekonomicheskogo analiza [Methodological bases and specificity of military-economic analysis]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2014, no. 7, pp. 2-11.

5. Vikulov S.F., Khrustalev E.Iu. Ekonomicheskie osnovy voennoi bezopasnosti Rossii [Economic bases of Russia's military security]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'—National interests: priorities and security, 2014, no. 7, pp. 2-9.

6. Koleukho D.A. [Innovative food system of military organization]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki [Proc. Sci. Conf. "Innovation development of economy"]. Moscow, Moscow State Institute of Economics, Statistics and Informatics Publ., 2008, pp. 215-217.

7. Lavrinov G.A., Khrustalev E.Iu. Metody prog-nozirovaniia tsen na produktsiiu voennogo naznacheni-ia [Methods of forecasting prices of military products]. Problemy prognozirovaniia—Problems of forecasting, 2006, no. 1, pp. 87-96.

8. Rassadin V.N., Khrustalev E.Iu. Sotsial'no-eko-nomicheskaia ustoichivost' i natsional'naia bezopasnost' [Socio-economic stability and national security]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'—National interests: priorities and security, 2010, no. 23, pp. 8-13.

9. Tkachev V.N., Khrustalev E.Iu., Rassadin V.N. Oboronnaia dostatochnost' i boesposobnost' armii [Defense sufficiency and combat effectiveness of the army]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' — National interests: priorities and security, 2009, no. 15, pp.70-78.

10. Khrustalev E.Iu. Geopoliticheskie i ekonom-icheskie osnovy voennoi bezopasnosti [Geopolitical and economic foundations ofmilitary security]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interests: priorities and security, 2013, no. 28, pp. 2-15.

11. Khrustalev E.Iu. Finansovyi analiz sotsial'nykh i voenno-promyshlennykh faktorov natsional'noi bezopasnosti [Financial analysis of the social and military-industrial factors of national security]. Audit i finansovyi analiz—Audit and financial analysis, 2011, no.3,pp.187-192.

12. Khrustalev E.Iu. Finansovyi analiz mekha-nizma formirovaniia voennoi infrastruktury [Financial analysis of the mechanism of formation of the military infrastructure]. Finansovaia analitika: problemy i resh-eniia — Financial analytics: science and experience, 2011, no. 32, pp. 2-9.

Evgenii Iu. KHRUSTALEV

Central Economics and Mathematical Institute of RAS, Moscow, Russian Federation stalev@cemi.rssi.ru Dmitrii S. KOLEUKHO Clinical Hospital of RF MIA, Moscow, Russian Federation koleukho2013@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.