Научная статья на тему 'СОЧЕТАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДИКА ПЛАНОМЕРНОГО И ПОЭТАПНОГО ПРИВИТИЯ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТАКТИКА»'

СОЧЕТАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДИКА ПЛАНОМЕРНОГО И ПОЭТАПНОГО ПРИВИТИЯ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТАКТИКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА / ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / НАВЫК / УМЕНИЕ / УРОВЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ / ГРУППОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ / ТАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / COMPETENCE / EDUCATIONAL AND TRAINING CARD / EDUCATIONAL FORM / EDUCATIONAL METHOD / EXPERIENCE / SKILL / EDUCATION LEVEL / GROUP EXERCISE / TACTICAL LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуркин Александр Иванович, Лагунов Александр Игоревич

В статье рассматриваются некоторые пути и методические приемы поэтапного привития знаний и навыков у курсантов при проведении основных видов занятий по тактике с помощью учебно-тренировочных карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBINATION OF TEACHING METHODS METHODOLOGY OF SYSTEMATIC AND GRADUAL IMPARTING OF KNOWLEDGE AND SKILLS IN TEACHING OF CFDETS OVER THE DISCIPLINE «TACTICS»

There are some ways and methodical techniques, discussed in the article, of gradual imparting of cadets knowledge and skills, during the basic types of lessons over the discipline «Tactics» with the help of educational and training cards.

Текст научной работы на тему «СОЧЕТАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДИКА ПЛАНОМЕРНОГО И ПОЭТАПНОГО ПРИВИТИЯ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТАКТИКА»»

А.И. ГУРКИН, А.И. ЛАГУНОВ

A.I. GURKIN, A.I. LAGUNOV

СОЧЕТАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

COMBINATION OF TEACHING METHODS

МЕТОДИКА ПЛАНОМЕРНОГО И ПОЭТАПНОГО ПРИВИТИЯ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТАКТИКА» METHODOLOGY OF SYSTEMATIC AND GRADUAL IMPARTING OF KNOWLEDGE AND SKILLS IN TEACHING OF CFDETS OVER THE DISCIPLINE «TACTICS»

Сведения об авторах: Гуркин Александр Иванович - доцент кафедры тактики Дальневосточного высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, до-цент(г. Благовещенск. E-mail: ip. gurkin@inbox. ru);

Лагунов Александр Игоревич - профессор кафедры тактики Дальневосточного высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского, полковник, кандидат военных наук, доцент, профессор Академии военных наук. (г. Благовещенск. E-mail: lagunov.69@mail. ru).

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые пути и методические приемы поэтапного привития знаний и навыков у курсантов при проведении основных видов занятий по тактике с помощью учебно-тренировочных карт.

Ключевые слова: компетенция, учебно-тренировочная карта, форма обучения, метод обучения, навык, умение, уровень обученности, групповое упражнение, тактическое занятие.

Information about the authors: Alexander Gurkin - the senior lecturer of chair of tactics of the Far East higher combined command school of a name of the Marshal of Soviet Union K. K. Rokossovsky, the colonel of a stock, the senior lecturer (Blagoveshchensk. E-mail: ip. gurkin@inbox. ru);

Alexander Lagunov - the professor of chair of tactics of the Far East higher combined command school of a name of the Marshal of Soviet Union K. K. Rokossovsky, the colonel, the candidate of military sciences, the senior lecturer, theprofessor of Academy of military sciences (Blagoveshchensk. E-mail: ip. gurkin@inbox. ru.).

Summary. There are some ways and methodical techniques, discussed in the article, of gradual imparting of cadets knowledge and skills, during the basic types of lessons over the discipline «Tactics» with the help of educational and training cards.

Keywords: competence, educational and training card, educational form, educational method, experience, skill, education level, group exercise, tactical lesson.

Одной из главных задач в образовательной деятельности преподавательского состава кафедры тактики ДВОКУ является повышение качества образовательного процесса и приведение его содержания в соответствие с современными требованиями

к подготовке военных кадров, освоение курсантами должностных обязанностей, в соответствии с формируемыми компетенциями, по организации и ведению действий (боя), в том числе в арктической зоне и районах Крайнего Севера, горной местности,

районах вооруженных конфликтов.

В разработке и внедрении новых перспективных форм обучения основной упор делается на внедрение инновационных технологий с использованием новейших разработок, различных

форм и способов представления информации, что является экономически целесообразным и позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса.

Профессиональный и методический уровень преподавательского состава кафедры, качественное состояние учебной материально-технической базы (УМТБ) позволяют достаточно широко использовать технологии активного обучения в ходе проведения основных видов занятий по тактике и, в частности, при проведении тактических занятий и групповых упражнений, цель которых - приобретение обучающимися практического опыта в планировании, организации действий (боя), на кафедре широко используются учебно-тренировочные карты (УТК).

Остановимся более подробно на проведении занятий с использованием учебно-тренировочных карт.

Между методами обучения существуют не только различия,но и тесная взаимосвязь: успешное применение одного метода обязательно предполагает сочетание его с другим. Методы обучения нельзя рассматривать также и в отрыве от форм обучения.

В обучении курсантов по дисциплине «Тактика» на кафедре применяется методика планомерного и поэтапного привития знаний и умений. В каждой форме

обучения эта методика позволяет объединить управляемый со стороны руководителя занятий процесс получения знаний и практических навыков последовательно и по этапам.

Первый этап - стремление обучающегося к овладению данной специальностью. Это весьма важный этап, содержанием которого является формирование у обучающихся желания и стремления овладеть конкретной специальностью. Главное заключается в том, чтобы возбудить у обучающихся желание освоить данную специальность. В этом случае он будет проявлять целеустремленность и готовность к овладению ею. Это обстоятельство играет не только мобилизующую роль, но и ориентирует обучающегося в его будущей специальности. Обучающийся знакомится со специальностью, и у него складывается полное представление о ней, что делает процесс овладения ею более устойчивым.

Овладение специальностью начинается с самых первых занятий - рассказа о виде, роде Вооруженных Сил, об истории училища, о важности осваиваемой специальности для службы в Вооруженных Силах и т.д.

Второй этап - знакомство обучающегося с содержанием изучаемой дисциплины. Усвоение знаний и формирование определенных навыков и умений у курсантов рас-

сматривается как единый процесс овладения действием с определенными показателями, вследствие чего обучение выступает уже не как заучивание знаний с последующим их применением, а как овладение обучающимися непосредственно самим содержанием дисциплины. Отражение в умственном плане условий, на которые обучающиеся фактически ориентируются при выполнении действия, называется ориентировочной основой действий.

Ориентировочная основа действий представляет собой систему знаний, которая во многом определяет эффективность обучения. Она составляет основу при подготовке курсанта и проходит в процессе обучения соответствующие формы сокращения до постановки выполняемого действия на автоматизированный контроль. Когда же действие освоено обучающимся до автоматизма, ориентировочная основа действий в умственном плане сворачивается и принимает формы, которые не всегда поддаются самонаблюдению. В зависимости от того, учитываются или не учитываются в процессе освоения специальности все те существенные условия, которые определяют его безошибочность, сформированная ориентировочная основа действий может быть полной и неполной.

Цель данного этапа достигается последовательным переходом обучающихся от одного указания к другому, с первого раза безошибочно выполняя каждую операцию и действие в целом. Это возможно при использовании учебно-тренировочных карт.

Знакомство обучающихся с учебно-тренировочными картами необходимо для их уверенного чтения, понимания смысла и соотношения элементов карты с изучаемым объектом, при этом оно заключается не в том, чтобы просто читать и тем самым знакомиться с УТК, руководитель занятия должен объяснить, почему те или

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА «ОТДАЧА БОЕВОГО ПРИКАЗА КОМАНДИРОМ МСВ НА ОБОРОНУ»

Взвод, слушай боевой приказ:

1. Ориентиры: первый_______,__м; второй______,___м; третий_____,___м; четвертый

,___м; пятый (он же основной)_____,__м (указать на местности местоположение и расстояние до них).

2. Противник, прорвав оборону наших войск в_____(показывает на местности), развивает наступление

в южном направлении. Подход его передовых подразделений к переднему краю нашей обороны возможен

к_____, главных сил к______(указать время), а действия разведки и авиации возможны в любое время.

Атака ротной тактической группы, имеющей в первом эшелоне два мотопехотных и танковых взвода при поддержке огня минометов и артиллерии, возможна с рубежа_____(указать на местности).

3. 1 мсв с го обороняет опорный пункт_______(указать на местности тремя точками) с задачей отразить атаку танков и пехоты противника, нанести ему максимальные потери и не допустить его прорыва в

направлении_____(указать на местности). Полоса огня: справа -_______; слева -_________(указать

на местности двумя точками), дополнительный сектор обстрела влево в направлении___(указать на местности одной точкой).

Участок сосредоточенного огня взвода -____(указать на местности). На выполнение задачи выделяется:

к стрелковому оружию и БМП - 0,6 бк, к ПТРК - 0,8 бк.

4. В период выдвижения, развертывания и с переходом в атаку противнику наносится поражение ударами

авиацией, сосредоточенным огнем_______(указать на местности участки с центрами СО) и неподвижным

заградительным_______(указать наименование НЗО и рубеж на местности) огнем артиллерии.

Справа 2 мсв роты переходит к обороне опорного пункта_____(указать на местности тремя точками)

с задачей отразить наступление противника, нанести ему максимальные потери и не допустить прорыва

в направлении_____(указать на местности). Левая граница полосы огня:______(указать на местности

двумя точками).

Слева 2 мсв 2 мср переходит к обороне опорного пункта_____(указать на местности тремя точками) с

задачей нанести противнику максимальные потери и не допустить его прорыва_______(указать на местности направление).

5. Приказываю:

1 мсо оборонять боевую позицию______(указать на местности не менее чем двумя точками). Полоса

огня: справа -______; слева -_____(указать на местности двумя точками); дополнительный сектор обстрела вправо в направлении____(указать на местности одной точкой).

Огневые позиции БМП: основная -_______(указать на местности); основной сектор обстрела: справа -________; слева -______; дополнительный сектор обстрела вправо в направлении_____(указать

направление одной точкой); запасная -____; основной сектор обстрела: справа -____; слева -_____;

дополнительный сектор обстрела вправо_______(указать направление одной точкой).

Задача отделения: огнем БМП, начиная с______(указать на местности рубеж), нанести поражение

танкам и БМП противника в колонне, заставить развернуться в боевой порядок, спешиться и наступать в

пешем порядке. При выходе____(указать на местности рубеж) пуском ракет по танкам и БМП нанести им

поражение, а огнем пушек по пехоте и не допустить организованного выхода на рубежи атаки и преодоление

минного поля. С рубежа_______(указать на местности) огнем стрелкового оружия, РПГ-7В и БМП нанести

максимальные потери, отразить атаку и не допустить прорыва противника в направлении______(указать

на местности направление).

Место отделения в участке сосредоточенного огня взвода -___(указать в центре, справа, слева). Промежуток со 2 мсо обеспечить огнем ручного пулемета.

2 мсо оборонять боевую позицию______(указать на местности не менее чем двумя точками). Полоса огня:

справа -______; слева -_____(указать на местности двумя точками); дополнительный сектор обстрела

вправо в направлении___(указать на местности одной точкой). Огневые позиции БМП: основная - __

(указать на местности место); основной сектор обстрела: справа -___; слева -___; дополнительный сектор

обстрела вправо в направлении___(указать на местности одной точкой); запасная -_____; основной сектор обстрела: справа - _____ , слева - ____ ; дополнительный сектор обстрела вправо в направлении ___

(указать на местности одной точкой). Место отделения в участке сосредоточенного огня взвода - ______

(указать в центре, справа, слева).

Задача отделения: огнем БМП, начиная____(указать на местности рубеж), нанести поражение

танкам и БМП противника в колонне_____, заставить их развернуться в боевой порядок, спешиться

и наступать в пешем порядке. При преодолении заболоченного участка пуском ракет и огнем из пушки нанести поражение танкам, БМП и пехоте противника и не допустить организованного его выхода на рубеж перехода в атаку и преодоления заграждений с ходу.

С выходом противника на рубеж______(указать на местности рубеж) довести до наивысшего напряжения, нанести поражение противнику в живой силе и военной технике, отразить его атаку и не допустить его прорыва в направлении_____(указать на местности направление).

При обходе опорного пункта справа частью сил занять позицию вдоль дороги и во взаимодействии с соседом справа (3 мсо 2 мсв) уничтожить противника и восстановить положение. Правый фланг прикрыть огнем БМП.

3 мсо оборонять боевую позицию_____(указать на местности не менее чем двумя точками). Полоса

огня: справа -____; слева -______(указать на местности двумя точками); дополнительный сектор

обстрела влево в направлении_____(указать на местности одной точкой). Место отделения в участке

сосредоточенного огня взвода_____(указать в центре, справа, слева).

Огневые позиции БМП: основная -_____(указать на местности); сектор обстрела: справа -___;

слева -____; дополнительный сектор обстрела влево___(указать на местности двумя точками). Запасная -_____(указать на местности место); основной сектор обстрела: справа -______; слева -______;

дополнительный сектор обстрела________(указать на местности направление одной точкой).

Задача отделения: огнем БМП с выходом противника на_______(указать на местности рубеж) нанести поражение его танкам и БМП, действующим вдоль асфальтной дороги, заставить их развернуться в боевой порядок, спешиться и действовать в пешем порядке. Не допустить обхода озера слева по дамбе и организованного выхода на рубеж атаки.

С выходом противника на рубеж______(указать на местности рубеж) огонь довести до наивысшего

напряжения, отсечь пехоту от танков, огнем БМП и РПГ нанести им потери, отразить атаку и не допустить прорыва противника. Левый фланг прикрыть огнем пулемета и БМП.

Частью сил отделения и огнем БМП во взаимодействии с соседом слева пресечь попытку противника обойти опорный пункт вдоль асфальтной дороги.

Группе управления - состав: командир - командир взвода, заместитель - заместитель командира

взвода. Место группы на КНП взвода, развернутого в_____(указать место). Заместитель командира

взвода БМП_____мсо (указать номер БМП).

Группе огневой поддержки - командир группы - командир гранатометного отделения. Огневая позиция: основная -_____(указать на местности место). Полоса огня: справа -______; слева - __

(указать на местности двумя точками); дополнительный сектор обстрела -_______(указать на местности одной точкой). Запасная -______(указать на местности); полоса огня: справа -_________;

слева -______(указать на местности двумя точками); дополнительный сектор обстрела влево в направлении _____(указать на местности). Сосредоточенный огонь подготовить по участкам: №1 -____;

№2 -_____; №3 -____(указать места на местности). Заградительный огонь: №1 -______; №2 -

__; №3 -_______(указать рубежи на местности); быть в готовности к ведению огня по отдельным

целям.

Задача отделения: огнем БМП во взаимодействии с БМП 1 и 3 мсо нанести поражение танкам и БМП противника и не допустить их организованного выхода к переднему краю опорного пункта, а огнем гранатометов уничтожить пехоту и огневые средства противника. Прикрыть 1 и 3 мсо при отражении атаки противника перед передним краем, а 2 мсо - при уничтожении вклинившегося противника на правом фланге взвода.

Заместителю командира взвода - место в БМП____мсо. Управлять огнем и маневром боевых

машин 1, 2, 3 мсо и го самостоятельно и по моей команде. Поражение противника начать с выходом на _____ (указать на местности рубеж) и осуществлять по мере подходов его танков и БМП к переднему краю обороны, при преодолении минно-взрывных заграждений, отражении их атаки и бое в глубине.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Командно-наблюдательный пункт взвода с_____у_____. Заместители - штатный и командир

1 мсо.

7. Оборону занять к_______(указать время и дату), готовность системы огня в______(указать время

и дату), инженерные работы первой очереди выполнить к_____, второй к_____(указать время и дату).

Готовность обороны -_____(указать время и дату).

иные элементы, ориентиры, указания о порядке выполнения отдельных операций и по их контролю вошли в состав УТК. Обучающимся показывают, как и в каком порядке выполняется действие и как строится весь процесс овладения им с использованием УТК.

Это, по сути дела, тот же рассказ или показ при традиционном обучении. Но при этом данные методы применяются более целенаправленно, а именно для предварительного ознакомления с логикой осваиваемого действия и его ориентировочной основой.

Заданное таким образом руководителем занятия содержание УТК служит обучающимся пособием в дальнейших действиях при непосредственном освоении учебной дисциплины.

Третий этап - обучение непосредственно на местности или ее макете.

Обучение на этом этапе является основной формой для освоения любой специальности. При этом необходимо различать два фактора: обучение непосредственно на местности или ее макете; наличие УТК, с помощью которых обучающийся познает и приобретает необходимые знания и навыки.

По мере овладения действием на местности (макете) руководитель занятий постепенно сокращает количество указаний, содержащихся в УТК, доводя обучающихся до такого положения, когда они могут работать уже без УТК, но с обязательным произношением вслух выполняемых действий. Это свидетельствует о том, что обучающиеся перешли на следующий этап.

Четвертый этап - выполнение действия в форме громкой речи характеризуется тем, что в процессе выполнения каждая операция громко проговаривается и объясняется обучающимся, что является обязательным условием данного этапа обучения.

Кроме того, этот метод позволяет руководителю занятий или

любому другому лицу контролировать выполнение обучающимся каждой операции нового действия. В этом плане громкость речи является неформальным требованием, поскольку она позволяет передать в понятной форме содержание выполняемого действия другому человеку. Тем самым формируемому действию придается свойство осознанности и обеспечивается непроизвольное перенесение содержания действия в умственный план. Кроме того, необходимость в громкой речи вырабатывает у обучающихся умение подавать команды, принимать доклады. Как показала практика обучения, громкая речь способствует развитию ее у личного состава, слабо владеющего русским языком (иностранные военные специалисты).

По мере освоения действия быстрота выполнения возрастает, и громкое проговаривание каждой отдельной операции становится ненужным, так как начинает тормозить процесс. Поэтому обучающийся перестает громко проговаривать отдельные этапы организации боя, (действий) и непроизвольно переходит к их про-говариванию про себя.

Пятый этап - формирование действия во «внешней речи про себя».

Этот этап характеризуется тем, что речь как последняя явная предметная опора исключается, но ориентировка обучающе-

гося в выполняемом действии еще полностью существует. После выполнения каждой операции обучающийся, как правило, на какое-то время останавливается и, проговаривая про себя содержание последующей операции, ориентируется в особенностях ее выполнения. В этом случае правильность выполнения операции можно контролировать только по конечному результату и по тем докладам, которые время от времени производит обучающийся согласно действующим уставам.

В дальнейшем все операции обучающийся выполняет слитно, не проговаривая каждую из них в отдельности, а начинает проговаривать про себя более крупные операции. Затем такое прогова-ривание прекращается совсем. Членораздельность речи, проговариваемой про себя, начинает мешать обучающемуся быстро выполнять действия. Это последний, завершающий, этап освоения действия.

Шестой этап - формирование действия во внутренней речи.

Достижение этого этапа означает, что ранее незнакомое действие, выполнявшееся сначала медленно, с использованием дополнительных разъяснений, постепенно оказалось освоенным, в результате чего у обучающегося появилось знание об этом действии. Причем знание сфор-

мировалось не в результате предварительного заучивания, а непосредственно в процессе тренировок.

Каждой форме занятия присущи несколько методов обучения, но один из них будет основным.

В свою очередь, применяемые методы или приемы обучения оказывают влияние на форму обучения, обогащают ее содержание. Так, при проведении группового упражнения, тактического занятия используются методы тренировки, объяснения и показа (демонстрации). Но главное внимание должно быть уделено тренировке, а не объяснению и показу, иначе у обучающихся не будут выработаны необходимые навыки и умения, т.е. основное содержание этой формы обучения будет обеднено и занятие не достигнет своей цели.

Формы и методы обучения следует применять творчески. Умелое их сочетание позволяет успешнее достигать поставленные учебные цели, открывает широкие возможности для осуществления принципа единства обучения и воспитания. Поэтому и при планировании занятий по тактике руководитель занятия для достижения поставленных целей должен правильно определить, какие применить приемы и методы обучения, чтобы выработать у обучающихся навыки и умения действовать на поле боя, в какой последовательности проводить занятия, чтобы постепенно усложнять условия обучения, переходить от простого к более сложному.

В ходе занятий по тактике большое значение имеет выработка у обучающихся умения применять знания на практике. Поэтому в процессе обучения следует в большей степени применять методы, связанные с практической деятельностью самих обучающихся, т.е. тренировки и практической работы.

Формы и методы обучения не являются незыблемыми и постоян-

ными. На их развитие непрерывное влияние оказывают изменения в содержании тактики как предмета обучения.

В приобретении курсантами необходимых знаний и умений, выработке и закреплении практических навыков большую роль играет методическое мастерство преподавателей - руководителей занятий, их способность комплексно использовать наиболее эффективные методы и приемы обучения. Мастерство руководителя занятий заключается в том, чтобы определить главное звено в обучении, основной элемент или прием, конкретную сумму знаний, усвоение которых ведет к повышению уровня практических умений и навыков. Это мастерство приобретается кропотливым трудом, творческим поиском новых, более совершенных форм и методов обучения личного состава, внедрением в практику обучения всего нового и полезного, что рождается лучшими методистами.

Основными путями повышения уровня подготовки курсантов следует считать совершенствование профессионального и методического мастерства преподавательского состава, улучшение содержания, организации и методики проведения занятий, дальнейшее приближение условий обучения к боевой действительности, распространение передового опыта организации и проведения занятий.

Метод проведения занятия с использованием учебно-тренировочных карт наиболее эффективен при отработке последовательности и содержания работы командира подразделения по организации действий (боя), когда обучающиеся действуют по определенной схеме, приведенной в учебно-тренировочной карте.

УТК представляет собой последовательность действий обучающегося по организации различных видов действий (боя).

Разрабатывая УТК, следует иметь в виду уровень подготовки курсантов, знание ими материала пройденных тем, наличие учебно-материальной базы. УТК могут быть полные и сокращенные. В полных УТК подробно описаны все действия обучающихся по организации действий (боя), а в сокращенных указываются лишь последовательность и названия выполняемых действий, которые дополняются в виде тактических схем-понятий. Сокращенные УТК играют роль своеобразных «опорных сигналов», содержание которых курсанты усваивают раньше, еще при изучении действий по полным УТК. Обучение с помощью УТК осуществляется в несколько этапов по схеме: «прочитал - подумал - сделал».

Таким образом, применение УТК в ходе проведения различных видов занятий по тактике позволяет значительно повысить качество и эффективность их проведения, активность, самостоятельность и творчество курсантов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотов, Г. П., Калинин, А.П., Переверзев, ЕА. Тактическая подготовка курсантов - командиров мотострелковых отделений: учебно-методическое пособие. - М.: Во-ениздат, 2004. 184 с.

2. Шаталов, Б. Ф. Технология интенсификации обучения на основе съемных и знаковых моделей учебного материала: Энциклопедия образовательных технологий. - М.: 2006. Т. 1. С. 287-297.

3. Якушкин, В., Гудов, Д. Информационные технологии в учебном процессе// Военный вестник, 2007. № 4. С. 69-74.

4. Брагин, С., Юрченко, Н. Применение инновационных технологий в образовательном процессе//Войсковой вестник, 2003. № 5. С. 61-66.

5. Тихомирова, А.И. Внедрение информационных технологий в процессы военного обучения //Военная мысль, 2009. № 10. С. 45-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.