Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ РЕМОНТНИКОВ'

К ВОПРОСУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ РЕМОНТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕСТЫ / СРЕДСТВА / КУРСАНТЫ / PROFESSIONALLY IMPORTANT MOTOR QUALITIES / PROFESSIONAL-APPLIED TRAINING / PHYSICAL FITNESS / PROFESSIONAL FITNESS / TESTS / MEANS / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеев С.А., Якубович Д.А., Лёвочкин А.Н., Кайсин А.С., Филатова Н.П.

В статье представлен анализ взаимосвязи показателей развития основных физических качеств с показателями профессиональной подготовленности курсантов филиала Военной академии материально - технического обеспечения при подготовки и проведении Всероссийского конкурса «Рембат». Выявлены средства физической подготовки, выраженной направленности, которыми целесообразно дополнить раздел профессионально - прикладной физической подготовки курсантов военно-инженерного вуза, для подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеев С.А., Якубович Д.А., Лёвочкин А.Н., Кайсин А.С., Филатова Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FIXED MEANS OFPROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF MILITARY ENGINEERING REPAIRS

The article presents the analysis of the relationship between the indicators of the development of basic physical qualities and the indicators of professional readiness of the cadets of the branch of the Military Academy of Logistics in the preparation and conduct of the All-Russian competition "Rembat". The means of physical training of the pronounced orientation were revealed, with which it is advisable to supplement the section of professional-applied physical training of cadets of the military engineering university, to prepare future specialists for professional activity.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ РЕМОНТНИКОВ»

4. Denikin, A.V. and Mishin, R.V (2016), "Analysis of experience in the prevention of suicides among soldiers in the armies of foreign countries", World of education - education in the world, No. 3 (63), pp. 92-97.

5. Fedak, E.I. (2004), Pedagogical rehabilitation of servicemen of the interior troops of the MIA of Russia, carrying out combat missions, dissertation, Moscow.

Контактная информация: polkovnikov6990@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.09.2020

УДК 796.011

К ВОПРОСУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ РЕМОНТНИКОВ

Станислав Александрович Моисеев, Дмитрий Александрович Якубович, Алексей Николаевич Лёвочкин, Александр Сергеевич Кайсин, Филиал Военной академии материально-технического обеспечения, Омск; Нина Петровна Филатова, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

В статье представлен анализ взаимосвязи показателей развития основных физических качеств с показателями профессиональной подготовленности курсантов филиала Военной академии материально - технического обеспечения при подготовки и проведении Всероссийского конкурса «Рембат». Выявлены средства физической подготовки, выраженной направленности, которыми целесообразно дополнить раздел профессионально - прикладной физической подготовки курсантов военно-инженерного вуза, для подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессионально важные двигательные качества, профессионально -прикладная подготовка, физическая подготовленность, профессиональная подготовленность, тесты, средства, курсанты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p266-271

TO THE QUESTION OF FIXED MEANS OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF MILITARY ENGINEERING REPAIRS

Stanislav Aleksandrovich Moiseev, Dmitry Alexandrovich Yakubovich, Alexey Nikolaevich Lyovochkin, Alexander Sergeevich Kaisin, Branch of the Military Academy of Material and Technical Support, Omsk; Nina Petrovna Filatova, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Abstract

The article presents the analysis of the relationship between the indicators of the development of basic physical qualities and the indicators of professional readiness of the cadets of the branch of the Military Academy of Logistics in the preparation and conduct of the All-Russian competition "Rembat". The means of physical training of the pronounced orientation were revealed, with which it is advisable to supplement the section of professional-applied physical training of cadets of the military engineering university, to prepare future specialists for professional activity.

Keywords: professionally important motor qualities, professional-applied training, physical fitness, professional fitness, tests, means, cadets.

ВВЕДЕНИЕ

Сложившаяся военно-политическая обстановка в мире требует от Вооруженных Сил Российской Федерации постоянного поиска новых направлений и модернизации имеющихся в вопросах повышения эффективности подготовки военных кадров [3, 5].

Профессиональная деятельность военных специалистов многогранна и зависит как от видов, родов войск, таки специфики выполняемых задач[1, 2, 3, 4, 5].

Анализ вооруженных конфликтов последних десятилетий свидетельствует, что повышение боевой готовности Вооруженных Сил зависит с одной стороны от уровня овладения образцами вооружения и военной техники (ВВТ), физической и психологической подготовленности военнослужащих, с другой от степени готовности ВВТ [4 ,5].

Подготовкой ВВТ к выполнению задач по назначению вне зависимости от видов и родов войск занимаются военные инженеры ремонтники[4,5].

Практика войск и анализ вооруженных конфликтов показали большую значимость специалистов данного профиля при решении как боевых, так и учебно-боевых задач.

Объект исследования: процесс профессионально - прикладной физической подготовки курсантов Военной академии материально - технического обеспечения.

Предмет исследования: средства воспитания профессионально важных двигательных качеств военных инженеров ремонтников.

Целью нашего исследования являлось совершенствование методики профессионально - прикладной физической подготовки курсантов Военной академии материально - технического обеспечения.

В исследовании решалась следующая задача: выявить средства профессионально-прикладной физической подготовки, позволяющие объективно оценить и эффективно развивать профессионально важные двигательные качества курсантов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании были использованы: педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, а также анализ документов и методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе филиала Военной академии материально-технического обеспечения (г. Омск) Омского автобронетанкового инженерного института (ОАБИИ).

В исследовании приняли участие курсанты, обучающиеся по специальностям «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», военной специализации «Эксплуатация, ремонт и хранение бронетанкового вооружения и техники» - среднее профессиональное образование (СПО), «Транспортные средства специального назначения» военной специализации «Танкотехническое обеспечение войск (ТТО)», «Танкотехническое обеспечение ВДВ», «Автотехническое обеспечение войск (АТО)», «Автотехническое обеспечение ВДВ» - высшее образование (ВО) в количестве 60 человек - участники Армейского конкурса «РЕМБАТ» (далее конкурс) 2017-2019. Тестирование осуществлялось в три этапа: первый этап - июнь 2017 года, второй этап - июнь 2018 года, третий этап - июнь 2019 года.

Уровень профессиональной подготовленности военнослужащих изучался по результатам одного из этапов конкурса «Рембат» - «Индивидуальная гонка».

Этап «Индивидуальная гонка» представлял собой маршрут протяженностью 4000 м оборудованный площадками для выполнения специальных работ и нормативов, таких как: подготовка мастерской к движению, разгрузка железнодорожного вагона, замена колеса (катка), грузоподъемные работы, постановка мастерской в укрытие, преодоление препятствий по маршруту движения на мастерской.

Уровень физической подготовленности участников конкурса «Рембат» изучался по результатам тестирования основных физических качеств.

Уровень развития силовых качеств определялся с помощью тестов - подъем силой на перекладине (упражнение № 7), подтягивание на перекладине (упражнение № 4), подъем переворотом на перекладине (упражнение № 6), жим штанги лежа (упражнение № 8), толчок двух гирь (упражнение № 12); скоростно-силовых качеств и координационных способностей - бег на 60 м (упражнение № 40), бег на 100 м (упражнение № 41),

челночный бег 10*10 м (упражнение № 42); скоростной и общей выносливости - бег на 1000 м (упражнение № 45), бег на 3000 м (упражнение № 46), бег на 400 м (упражнение № 43).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для решения задачи исследования нами были проанализированы показатели развития физических качеств и показатели профессиональной подготовленности военнослужащих. Широкий спектр тестов обусловлен поиском средств физической подготовки, необходимых специалистам данного профиля для решения задач по своему прямому предназначению.

Динамика показателей развития основных физических качеств (в баллах) и время, затраченное на выполнение заданий участниками конкурса, представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1 - Динамика среднегрупповых показателей (х±с) развития основных физических качеств участников конкурса_

Этап Физические качества (среднегрупповые показатели в баллах)

Силовые качества Скоростные качества Выносливость

Упр.№ 4 Упр.№ 6 Упр.№ 7 Упр.№ 8 Упр.№ 12 Упр.№ 40 Упр.№ 41 Упр.№ 42 Упр.№ 43 Упр.№ 45 Упр.№ 46

I этап (2017) 78±4 76±6 74±4 65±9 55±6 78±6 74±8 78±4 71±6 79±5 77±2

II этап (2018) 74±6 70±4 72±6 74±6 66±8 86±6 79±6 84±4 70±6 76±3 70±6

III этап (2019) 76±4 72±4 76±6 80±3 70±6 90±7 85±4 90±8 79±4 76±5 72±4

Достовер. Различий p >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05

Таблица 2 - Динамика среднегрупповых показателей (х±о) времени выполнения специальных заданий участниками конкурса_

Этап Время затраченное участниками на выполнение специальных заданий конкурса Общее время мин.,с

Подготовка к движению, с Разгрузка ж/д вагона, мин.,с Замена колеса (катка), мин.,с Вытаскивание застрявшего автомобиля (танка), мин.,с

I этап (2017) 10,3±0,5 6,32±2,35 5,45±0,25 5,34±4,11 27,21±4,05

II этап (2018) 8,9±0,5 5,56±1,47 5,25±0,31 5,15±3,53 25,58±3,42

III этап (2019) 7,1±0,3 5,20±0,59 4,42 ±0,20 4,45±3,23 22,20±2,50

Достовер. Различий p <0,05

Анализ результатов, представленных в таблице 2, позволил выявить достоверные (р<0,05) изменения показателей профессиональной подготовленности участников конкурса за три года наблюдений. Достоверные (р<0,05) изменения выявлены в упражнениях: «подготовка к движению машины» в 2019году выше на 31,1% чем в 2017 году; «разгрузка ж/д вагона» на 33%; «замена колеса (катка)» на 51,5% и «вытаскивание застрявшего автомобиля (танка)» на 37,8% соответственно. Аналогичная ситуация наблюдается при сравнении показателей развития силовых качеств в упражнениях со снарядом (жим штанги лежа - 65±9 баллов и 80±3 баллов; толчок двух гирь - 55±6 баллов и 70±6 баллов). При этом достоверных изменений в упражнениях на перекладине не выявлено. Показатели развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у участников конкурса в 2019году также имели положительную динамику.

Показатели теста на скоростную выносливость (бег на 400 м) достоверно (р<0,05) улучшились за наблюдаемый период.

Показатели развития общей выносливости существенных изменений не претерпели. В ранее проведенных нами исследованиях было выявлено, что профессиональную прикладность имеют силовая, скоростная выносливость, и скоростно-силовые качества.

Для определения взаимосвязи между показателями профессиональной деятельности военных инженеров ремонтников и показателями выполнения тестов на развитие основных физических качеств мы провели корреляционный анализ (рисунок 1).

Индивидуальная гонка

Упр. №4

Упр.

№6

~\Г

Упр. №7

Упр. №8

Упр. №12

Упр. №40

Упр. №41

Упр. №42

Упр. №43

Упр. №45

Упр. №46

Рисунок 1 - Взаимосвязь показателей развития основных физических качеств и профессиональной подготовленности военных инженеров ремонтников

Представленные (рисунок 1) данные позволяют констатировать, наличие взаимосвязи сильной степени (чем выше балл в данных тестах тем меньше времени военнослужащие затрачивают на выполнение специальных работ) между временем затраченным на выполнение всех видов специальных работ и результатом в тестах жим штанги лежа, толчок двух гирь, челночный бег10*10 м, бег на 60, 100, 400, 1000 м.

Взаимосвязь средней степени (г = 0.5-0.53) наблюдалась между временем, затраченным, на выполнение заданий конкурса, и оценкой упражнений «выход силой на перекладине», «бег на 3000 м». Таким образом, по результатам корреляционного анализа можно предположить, что с ростом показателей в тестах: жим штанги, лежа, толчок двух гирь, челночный бег10*10 м, бег на 60, 100,400 м, бег на 1000 м - могут быть улучшены показатели времени, затрачиваемом на выполнение специальных работ.

В результате анализа квалификационных требований и педагогического наблюдения за профессиональной деятельностью военных инженеров ремонтников мы пришли к выводу, что существуют средства физической подготовки, которые не применяются в наставлении по физической подготовке (НФП), но на наш взгляд, могли бы использоваться для формирования и развития профессионально важных двигательных качеств специалистов данного профиля.

Так, например, при замене аккумуляторной батареи (АКБ) на машине военнослужащему необходимо ее перенести от мастерской до объекта и установить. На наш взгляд тест «силовая прогулка» (где вес снаряда строго фиксирован и составляет 70 кг) позволил бы объективно оценить развитие силовых качеств в данном случае; упражнения, используемые в пауэрлифтинге (становая тяга и приседание со штангой), могли также, как и жим штанги, лежа, эффективно использоваться при проведении занятий по физической подготовке у военных инженеров-ремонтников ввиду их прикладности (разгрузка (загрузка) кузова машины, ж/д вагона, боекомплекта).

Для подтверждения данного предположения и разработки шкал дифференцированной оценки в 2019 году нами было дополнительно проведено педагогическое тестирование (таблица 3) и корреляционный анализ (рисунок 2) между показателями тестов: рывок гири, приседание со штангой, становая тяга, силовая прогулка, жим штанги, стоя и показателями профессиональной подготовленности военнослужащих. Таблица 3 - Среднегрупповые показатели (х±с) развития силовой выносливости и про-

Тесты

Тесты силовой подготовленности профессиональной

Команда подготовленности

Рывок гири, Приседание со штангой кол-во раз Становая тяга, Жим штанги стоя, кол-во раз Силовая «Индивидуальная

кол-во раз кол-во раз прогулка, сек гонка», мин.,с

ОАБИИ 69±4 21±5 24±3 18±4 25,3±0.4 16,05

ЦВО 57±6 18±4 19±5 15±6 25,9±0.7 16,58

ЗВО 63±3 16±7 18±5 12±4 26,5±0.4 17,05

ЮВО 55±5 12±5 15±6 8±3 26,9±0.5 18,29

Рисунок 2 - Взаимосвязь показателей силовой выносливости и профессиональной подготовленности участников конкурса

Результаты корреляционного анализа и результаты тестирования физических качеств позволили выявить наличие тесной взаимосвязи между показателями в данных тестах и временем затраченным на выполнение заданий конкурса (рисунок 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, опираясь на результаты, полученные в ходе исследования, можно говорить что:

- использование в физической подготовке курсантов представленных тестов (выполнение упражнений приседание со штангой, становая тяга, силовая прогулка, жим штанги стоя, жим штанги лежа, толчок двух гирь, челночный бег10*10 м, бег на 60, 100, 400, 1000 м) может способствовать улучшению показателей профессиональной подготовленности;

- целесообразно дополнение раздела профессионально - прикладной физической подготовки курсантов военно-инженерного вуза следующими средствами физической подготовки: приседания со штангой, жим штанги стоя, становая тяга, силовая прогулка (упражнения могут быть использованы для оценки физической подготовленности военных инженеров ремонтников);

- возможно использования данных средств с целью подготовки будущих специалистов данного профиля к профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зуев, С.Н. Система обшей и военно-прикладной физической подготовки молодежи допризывного и призывного возрастов : дис. ... канд. пед. наук / Зуев, Сергей Николаевич. - Москва, 1979. - 192 с.

2. Кузнецов, А.Ф. Требования к физической подготовленности выпускников автобронетанкового инженерного института в начальный период профессиональной деятельности / А.Ф. Кузнецов, А.С. Кайсин // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 3. - С. 124-130.

3. Мамонова О.В. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья / О.В. Мамонова, Т.Н. Шутова // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV международной научно.-практической заочной интернет-конференции / Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. - Москва, 2016. - С. 519-526.

4. Динамика показателей физической подготовленности курсантов Военной академии на протяжении всего периода обучения / С.А. Моисеев, А.Н. Лёвочкин, А.С. Кайсин, Н.П. Филатова // Известия Тульского государственного университета. - 2019. - №1. - С. 32-39.

5. К вопросу профессионально важных двигательных качеств военных инженеров ремонтников / С.А. Моисеев, А.Н. Лёвочкин, А.Ю. Асеева, Н.П. Филатова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 8. - С. 6-10.

REFERENCES

1. Zuev, S.N. (1979), The system of general and military-applied physical training of youth of pre-conscription and conscription ages, dissertation, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kuznetsov, A.F. and Kaysin, A.S. (2016), "Requirements for the physical fitness of graduates of the Automotive Armored Engineering Institute in the initial period of professional activity", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 3, pp. 124-130.

3. Mamonova, O.V. and Shutova, T.N. (2016), "Improvement of physical education of students in conditions of decreasing health status", Humanitarian education in an economic university: materials of the IV international, scientific-practical correspondence course internet conf., Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, pp. 519-526.

4. Moiseev, S.A., Lyovochkin, A.N., Kaisin, A.S. and Filatova N.P. (2019), "Dynamics of physical readiness indices of cadets of the Military Academy throughout the entire training period", Izvestiya of Tula State, University, No. 1, pp .32-39.

5. Moiseev, S.A., Lyovochkin, A.N., Aseeva, A.Yu., Filatova, N.P. (2020), "On the issue of professionally important motor qualities of military engineers, repairmen", International scientific research journal, No. 8, pp. 6-10.

Контактная информация: stasmoiseev120790@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2020

УДК 799.311.2

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО УТОМЛЕНИЯ НА КАЧЕСТВО СТРЕЛЬБЫ ИЗ

ПИСТОЛЕТА

Михаил Владимирович Мокеев, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва; Виталий Владимирович Шлепанов, кандидат педагогических наук, г. Москва; Ярослав Сергеевич Козиков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск; Николай Сергеевич Федюк, преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург; Александр Сергеевич Фадеев, кандидат педагогических наук, доцент, Михайловская Военная артиллерийская академия г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению влияния интенсивности физической нагрузки на качество стрельбы. Были проведены ступенчатые тесты с постепенным увеличением интенсивности и длительности физической нагрузки. Обнаружена тенденция к снижению точности стрельбы на фоне повышения интенсивности нагрузки и увеличения частоты сердечных сокращений. Важным фактом является то, что при стрельбе на фоне значительного физического утомления происходит увеличение разброса количества выбитых очков.

Ключевые слова: стрельба из пистолета, физическая нагрузка, ступенчатое увеличение нагрузки, длина траектории линии прицеливания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p271-275

EFFECT OF PHYSICAL FATIGUE ON THE QUALITY OF PISTOL SHOOTING

Mikhail Vladimirovich Mokeev, the post-graduate student, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow; Vtaly Vladimirovich Shlepanov, the candidate of pedagogical Sciences, Moscow; Yaroslav Sergeyevich Kozikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Railway Transport, Novosibirsk; Nikolay Sergeyevich Fedyuk, the teacher, Military Academy of Communications, St. Petersburg; Alexander Sergeyevich Fadeev, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, Mikhailovskaya Military Artillery Academy, St. Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.