Научная статья на тему 'Реализация новых технологий мониторинга пути совершенствования в них'

Реализация новых технологий мониторинга пути совершенствования в них Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Алла Ивановна, Таишева Марианна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация новых технологий мониторинга пути совершенствования в них»

занятий по иностранному языку): автореф. дис...канд. пед. наук. Саратов, 2005. 22 с.

2. Воронова Е.Н. Формы организации самостоятельной работы студентов, изучающих английский язык, с использованием информационно-коммуникационных технологий // Электронный научно-практический журнал «Культура и образование» (Рязань). Декабрь 2014. № 12. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2675 (дата обращения: 23.12.2014).

3. Гаврилюк О.А. Педагогические условия формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2006. 226 с.

4. Гаврилюк О.А. Развитие автономности субъектов образовательного процесса при обучении иностранному языку в вузе // Иностранные языки в школе. 2013. № 10. С. 8-13.

5. Ермаков А. Стань полиглотом, или Секреты успешного изучения языков. СПб.: Питер, 2004. 128 с.

6. Милютинская Н.Ю., Брим Н.Е., Бекк М.А., Вартанова В.В., Мифтахутдинова А.Н.. Автономная учебная деятельность в иноязычном образовании (теория и практика). Монография / Под ред. Н.М. Платоненко. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. 266 с.

7. Путистина О. В. Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студентов на продвинутом этапе обучения иностранному языку через использование интерактивных форм работы: дисс... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2008. 206 с.

8. Сергеева О.А. Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов: автореф. дисс. канд. психол. наук. Астрахань, 2007. 25 с.

9. Соловова Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // Иностранные языки в школе. 2004. № 2. С.11-17.

10. Стрелкова Е.В. Реализация концепции автономии студентов в учебной деятельности как способ повышения продуктивности образовательного процесса // Альманах «Продуктивное образование»: индивидуальные образовательные траектории: Материалы международной научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 2. Вып. 8. М.: Экшэн, 2006. 172 с. С.67-70.

11. Тамбовкина Т.Ю.. Самообучение иностранным языкам в языковом вузе: Концепция учебного курса // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С.77-84.

12. Тарева Е.Г. Самостоятельность и/или автономия при овладении студентами иноязычным общением // Преподавание иностранных языков и культур: теоретические и прикладные аспекты: Материалы Лемпертовских чтений - VI международного научно-методического симпозиума (Пятигорск 1819 мая 2004 г.). Пятигорск: ПГЛУ, 2004. 255 с. С.7-9.

13. Шарапкина Г.П. Формирование автономии как фактора профессионального становления личности // Преподавание иностранных языков и культур: теоретические и прикладные аспекты: Материалы Лемпертовских чтений - VI международного научно-методического симпозиума (Пятигорск 1819 мая 2004 г.). Пятигорск: ПГЛУ, 2004. 255 с. С.146-148.

14. Sandra Tompson Issa. An Approach to Teaching Organizational Skills to Adults. In Forum. Volume 47, Number 2, 2009.

РЕАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МОНИТОРИНГА ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В НИХ

Яковлева Алла Ивановна,

преподаватель, Дошкольное отделение ГБОУ СОШ№ 619, Санкт-Петербург,

Таишева Марианна Михайловна,

преподаватель, Дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 30, Санкт-Петербург

IMPLEMENTATION OF NEW MONITORING TECHNOLOGIES AND WAYS OF IMPROVING THEM Alla Ivanovna Yakovleva, teacher, Preschool Branch of school № 619,

Marianna Mihailovna Taisheva, teacher, Preschool Educational Establishment kindergarten № 30 АННОТАЦИЯ

В статье приведены данные педагогического эксперимента сравнительного анализа результатов мониторинга качественного и количественного освоения в тесте ходьбы 10 м с изменением условий выполнения движения детьми дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах, занимающихся по разным программам физического воспитания.

Ключевые слова: многуровневый подход, качество освоения двигательных действий, многократное выполнение одного и того же движения в изменяющихся условиях, дети дошкольного возраста, уровни информационного насыщения, мониторинг.

ANNOTATION

The present article contains data of the pedagogical experiment. The experiment is connected with comparative analysis of monitoring of qualitative and quantitative mastering during 10 m walk test with changing conditions of movement fulfilled by preschoolers of preschoolers. Children were devided into two groups, namely, the control group and the experimental group. These groups had different programs ofphysical education.

Key words: multilevel approach, the quality of mastering motor actions, multiple fulfillment of one and the same movement in changing conditions, children of the preschool age, levels of informational saturation, monitoring.

В качестве теоретической основы стандарта дошкольного образования положена идея признания неповторимости и своеобразия развития дошкольников, понимания дошкольного возраста как периода начальной социализации ребенка, отношения к дошкольному возрасту как важному этапу становления готовности ребенка к школьному обучению (Закон Российской Федерации «Об образовании», вышедшим в июне 1996 г).

Всё это должно регулировать уровень дошкольного образования и стимулировать его развитие в условиях многообразия общеобразовательных программ.

В настоящее время дошкольные учреждения работают по различным образовательным программам. С 1983 по 2011 г.г создано более 20-ти программ по физическому воспитанию, каждая из которых предусматривает необходимость контроля физической подготовленности детей.

Внедрение в практику физического воспитания дошкольников системы тестирования физической подготовленности оказало положительное влияние на формирование у педагогов умений планирования и контроля педагогического процесса (Петренкина Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Дис.... канд. пед. наук / Н.Л. Петрен-киной. - Спб., 2004. - 200 с.).

Однако при всем значении использования тестов оказалось, что они не в полной мере позволяют объективно оценить готовность детей к освоению программного материала по физической культуре.

Данная форма тестирования не фиксирует качество освоения основных движений по фазам выполнения, работу педагога по приобретению детьми дошкольного возраста разнообразного двигательного опыта, достаточность физической нагрузки на занятиях.

Цель, задача и методика реализации исследования

В процессе работы по учебной программе дополнительного образования детей дошкольного возраста «От здоровья через развитие к совершенству» мы пришли к пониманию, что многоуровневое развитие двигательных действий - есть процесс информационного насыщения, который включает в себя систематизацию средств и методику преподавания.

Что предполагает погружение в разнообразные двигательные действия и получение моторного, сенсорного и двигательного опыта. Это позволяет, с одной стороны, раскрыть психомоторные способности ребёнка, с другой, осмыслить структуру движений. Данный подход положительно влияет на качество обучения двигательным действиям.

Цель исследования: обосновать методику мониторинга качественного и количественного освоения двигательных действий на основе многоуровневого подхода.

Задача: Сравнить показатели в тесте ходьба 10 м с изменением условий выполнения движения детей 5-6 лет контрольной и экспериментальной групп

Организация исследования

Физкультурные занятия у дошкольников проводились по трём разным программам физического воспитания: по программе М. А. Васильевой «Физическое воспитание детей 2-7 лет» с элементами программы В. Г. Алямовской "Здоровье" ( ГБДОУ №59), по программе А. И. Бурениной "Ритмическая мозаика" (ГБДОУ №70) и по экспериментальной программе многоуровневого подхода в формировании двигательных действий «От здоровья через развитие к совершенству» (ГБДОУ №98, №619). В

экспериментальной программе «От здоровья через развитие к совершенству», основное внимание уделяется информационному насыщению двигательных действий. Что позволяет, погрузить ребёнка в мир разнообразия движений через его моторный, сенсорный и двигательный опыт. Это повышает уровень физической подготовленности и качество освоения двигательных действий у детей дошкольного возраста.

Предлагаемые уровни информационного насыщения двигательных действий (10 тестов):

II уровень - ориентировка в пространстве и во времени, III уровень - координация движений:

- ходьба 10 с ограничением слуха, оценивается активизация зрительного восприятия и координации;

- ходьба 10 м с ограничением зрения, оценивается активизация слухового восприятия и координации;

- ходьба 10 м с ограничением слуха и зрения, оценивается активизация тактильного восприятия и координации

- ходьба по скамейке, оценивается активизация вестибулярного восприятия и координации;

- ходьба 10 м спиной вперёд, оценивается активизация зрительного восприятия и координации;

- ходьба 10 м под заданный ритм: 5 шагов - 1 шаг в секунду, 5 шагов - 1 шаг в 2 секунды, оценивается активизация слухового восприятия и координации;

- ходьба по матам, оценивается активизация тактильного восприятия и координации;

VI уровень образов, III уровень - координация движений:

- ходьба 10 м после просмотра видеозаписи ходьбы, оценивается активизация образного восприятия и координации;

V речемыслительный уровень, III уровень - координация движений:

- ходьба 10 м после просмотра видеозаписи ходьбы, оценивается активизация образного восприятия и координации;

VI уровень абстрактного мышления, III уровень -координация движений:

- задание: придумай свой способ ходьбы, отмечался уровень информационного насыщения двигательных действий, который наиболее активно проявился, во время выполнения. А так же оценивается время обдумывания и время прохождения дистанции и кооординация.

Тестирование уровня физической подготовленности проводилось два раза в год (сентябрь, апрель). В исследовании приняли участие две контрольных и две экспериментальных группы детей в возрасте 5-6 лет. Контрольная группа ГБДОУ №70 количестве - 17 человек. Контрольная группа в ГБДОУ №59 количестве - 16 человек. Экспериментальные группы: ГБДОУ №98, количество -18 детей и в ГБОУ СОШ №619 ( ДО) количество -17 детей. Статистическая обработка результатов Статистическая обработка экспериментальных данных осуществлялась с использованием пакета статистической обработки SPSS 15.0, рассчитывался критерий Вил-коксона для определения изменений показателей в каждой группе между первым и вторым замерами. Сравнительный анализ результатов показателей физической подготовленности у дошкольников 5-6 лет, занимающихся по разным программам, представлен в таблицах 1 и 2.

Результаты исследования ходьбы представлены по Д.В. Хухлаевой (1984). V. Ре-

В таблице 1, 2 представлены результаты сравни- чемыслительный уровень. Конкретное мышление. тельного анализа групп в ходьбе с проговариванием. Фазы

Таблица 1

Динамика показателей физической подготовленности детей 5-6 лет в контрольных группах в начале и в конце года.

№ Тесты ГБДОУ №59 ГБДОУ №70

Р Р

1 Время, секунды 8,2±0,2 >0,05 7,2±0,4 >0,05

7,7±0,3 7,4±0,3

2 Положение головы и туловища, баллы 3,0±0,0 >0,05 3,0±0,0 >0,05

3,0±0,0 2,9±0,09

3 Время, секунды 8,2±0,3 >0,05 7,3±0,5 >0,05

7,6±0,4 7,3±1,0

4 Согласованность движений рук и ног, баллы 2,4±0,2 >0,05 1,9±0,3 >0,05

2,8±0,1 2,4±0,1

5 Время, секунды 8,5±0,4 >0,05 7,2±0,4 >0,05

7,8±0,4 7,5±0,3

6 Положение стопы, баллы 2,9±0,09 >0,05 2,8±0,1 >0,05

2,7±0,2 2,7±0,2

7 Время, секунды 7,9±0,4 >0,05 7,9±0,4 >0,05

7,9±0,3 6,9±0,2

8 Соблюдение направления, баллы 2,8±0,1 >0,05 2,9±0,06 >0,05

2,9±0,8 2,9±0,06

Таблица 2

Динамика показателей физической подготовленности детей 5-6 лет в экспериментальных группах в начале и в конце года._

№ Тесты ГБДОУ №98 ГБОУ СОШ №619 (ДО)

Р Р

1 Время, секунды 6,8±0,3 >0,05 8,4±0,4 <0,001

7,2±0,4 6,04±0,2

2 Положение головы и туловища, баллы 2,8±0,09 >0,05 3,0±0,0 >0,05

2,8±0,1 3,0±0,0

3 Время, секунды 7,4±0,5 >0,05 7,8±0,3 <0,001

7,2±0,3 5,7±0,3

4 Согласованность движений рук и ног, баллы 2,3±0,2 >0,05 2,4±0,2 <0,01

2,6±0,1 2,9±0,06

5 Время, секунды 6,9±0,3 >0,05 8,8±0,4 <0,001

7,3±0,3 6,3±0,3

6 Положение стопы, баллы 2,6±0,1 >0,05 2,5±0,2 <0,05

2,7±0,7 3,0±0,0

7 Время, секунды 7,0±0,3 >0,05 8,3±0,4 <0,001

6,7±0,2 6,3±0,3

8 Соблюдение направления, баллы 2,9±0,06 >0,05 3,0±0,0 >0,05

2,9±0,08 2,9±0,06

В результате математической обработки данных мониторинга выявлены достоверные изменения в ходьбе 10 м с изменением условий выполнения движения в ГБДОУ №59 в 2 тестах, с ограничением слуха и в ходьбе спиной <0,01 и <0,001 соответственно.

В ГБДОУ №70 - в трёх тестах в ходьбе по скамейке, в ходьбе спиной и в ходьбе с сохранением ритма (<0,01). В ГБДОУ №70 инструктор по ФК ведет ритмику и обращает внимание на удержане позы.

Экспериментальная группа ГБДОУ №98 наблюдается положительная динамика в в 2 тестах: ходьба после просмотра видеозаписи и в ходьбе с сохранением ритма. В ГБДОУ №98 исходные показатели в начале учебного года были высокими. Этим объясняется незначительный прирост результатов в тестах (<0,01).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В экспериментальной группе ГБОУ СОШ №619 наблюдаются достоверные различия в 10 тестах в ходьбе с изменением условий выполнения движения (<0,01, <0,001).

Выводы:

1. В контрольных группах не наблюдается систематической работы по фазам движения (ходьба 10 м). Педагог обучает детей опираясь на свой опыт работы и интуицию.

2. Педагоги контрольных групп не ставят перед собой задачу качественного формирование движения, которое происходит благодаря многократному

выполнению одного и того же движения в изменяющихся условиях. Очень мало уделяется времени ходьбе, она используется только в качестве разминки.

3. Применение различных двигательных заданий с изменением условий выполнения упражнений способствует развитию координационных способностей дошкольника на основе ощущений, умений контролировать свои действия, изменять их последовательность в соответствии с заданием.

Литература

4. Лескова Г.П., Ноткина Н.А. Оценка физической подготовленности дошкольников / Г.П. Лескова., Н. Ноткина //Дошкольное воспитание №9. - М., 1989. - С. 35-43.).

5. Петренкина Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного

возраста. Дис.... канд. пед. наук / Н.Л. Петренкиной.

- Спб., 2004. - 200 с.

6. Таишева М.М., Яковлева А.И., Горбунова Т.В. Развитие двигательных действий на основе многоуровневого подхода. Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» №12 (70); НГУ им. П.Ф. Лесгафта. -Спб., 2010 г. - С.105-108.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО

МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реализация непрерывного математического образования в системе «школа-вуз» в рамках деятельности муниципальных учреждений дополнительного образования детей и центров довузовского или дополнительного образования, созданных при вузах, предоставляют реальную возможность проявить личностные качества, определить особенности познавательной деятельности, тип активности субъекта, создать дидактические и психологические условия осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне интеллектуальной, личностной и социальной активности.

Математика как учебный предмет обладает большими возможностями с точки зрения создания условий для интеллектуального и личностного становления обучающихся [1].

Непрерывность и преемственность процесса образования должны обеспечиваться на любом этапе обучения в рамках реализации цепочки «школа - довузовское образование - вуз - послевузовское образование, самообразование» с учетом требований компетентностного и лич-ностно-ориентированного подходов.

Преподавание математики в старшей школе встречается со многими проблемами, из которых выделим две.

Жидова Любовь Александровна

Канд. пед. наук, доцент каф. матем. анализа ТГПУ, г. Томск

Первая - низкая мотивация учащихся, снижение общественной ценности получения качественного общего образования, отсутствие у старшеклассников навыка самостоятельной работы и опыта восприятия серьезных математических идей, самостоятельного применения и осмысления математического аппарата. Вторая - дефицит педагогических кадров, не позволяющий провести комплектование школ квалифицированными специалистами, и сокращение аудиторных часов по математике, которое произошло по многим, в основном объективным, причинам. На сегодняшний день данные проблемы распространены очень широко, и их решением вынуждены заниматься преподаватели вузов на базе школ, муниципальных учреждений и вузовских центров дополнительного образования детей.

Создание в системе «школа - довузовское образование - вуз - послевузовское образование, самообразование» специальной образовательной среды, включающей профильные классы, проведение подготовительных курсов по подготовке к вступительным экзаменам в вузы и ЕГЭ, мастер-классов, проектных исследований, профориентации и карьерного консультирования, репетиционного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.