Научная статья на тему 'Врачебный контроль за состоянием физической подготовленности детей дошкольного и начального школьного возраста, занимающихся мини-питербаскетом'

Врачебный контроль за состоянием физической подготовленности детей дошкольного и начального школьного возраста, занимающихся мини-питербаскетом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
716
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка детей дошкольного и младшего школьного возраста / врачебный контроль / питербаскет.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фетисова С. Л., Фокин А. М., Несмеянов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Врачебный контроль за состоянием физической подготовленности детей дошкольного и начального школьного возраста, занимающихся мини-питербаскетом»

Фетисова С.Л.

к.п.н., профессор факультета физической культуры и спорта РГПУ, Санкт-Петербург

fctset@bk.ru

Фокин А.М.

к.п.н., преподаватель факультета физической культуры и спорта РГПУ studio_grand@list.ru

Несмеянов А.А.

д.м.н., профессор, академик РАЕН, директор клиники «НОРДМЕД», Санкт-Петербург

org@piterbasket.com

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МИНИ-ПИТЕРБАСКЕТОМ

Ключевые слова: физическая подготовка детей дошкольного и младшего школьного возраста, врачебный контроль, питербаскет.

В процессе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста двигательным умениям необходимо опираться на особенности физиологии и основополагающие морфобиомеханические закономерности, знание которых позволяет совершенствовать этот процесс. Формирование жизненно-важных органов и систем, двигательных навыков в процессе занятий физическими упражнениями может быть успешным при наличии научного подхода к реализации различных средств и методов физической культуры. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей на различных этапах их развития. Особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам связаны с уровнем морфофункционального созревания их организма (6).

У детей дошкольного и младшего школьного возраста нервные центры характеризуются высокой возбудимостью, относительно слабым развитием процессов торможения. Дети отличаются быстрой утомляемостью, недостаточным развитием произвольного внимания и сильно выраженным ориентировочными реакциями.

К основным этапам развития моторных функций и совершенствования управления движениями у детей относятся:

• Первый год жизни - формирование основных поз.

• До 3-х лет - создание основного фонда движений.

• В возрасте 3-6 лет - созревание механизма кольцевого рефлекторного регулирования с ведущей ролью зрительных обратных связей.

• В возрасте 7-9 лет - усовершенствование кольцевого рефлекторного механизма с ведущей ролью проприо-цептивных обратных связей.

• В 10-11 лет - созревание механизма центральных команд (программного управления).

Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически. На протяжении дошкольного и младшего школьного возраста происходит постепенное нарастание физиологической лабильности нервных центров и подвижности нервных процессов. Основное ускорение развития быстроты начинается с 10-летнего возраста. Время простой двигательной реакции на свет в 2-3 года составляет 0,6-0,8 с., к возрасту 5-7 лет это время сокращается до 0,3-0,4 с., но еще вдвое превышает величины взрослых.

Возрастная динамика развития физических качеств у мальчиков (по Бальсевич В.К., 2000)

Возраст, лет Время реакции, мс Теппинг-тест, дв./10 с Скорость бега, м/с Высота прыжка, см

5-6 286,0 47,8 4,07 25,6

7-8 219,7 53,9 4,83 30,6

9-10 207,0 55,8 5,09 35.1

Широко распространен в практике теппинг-тест - количество постукиваний кистью в максимальном темпе за 10 сек. За период с 5 до 11 лет этот показатель нарастает в среднем у мальчиков от 47,8 до 62,4 движения. Скорость бега увеличивается и за этот период нарастает у мальчиков примерно в 1,5 раза.

Абсолютная мышечная сила в дошкольном и младшем школьном возрасте нарастает умеренно. Относительная сила почти не изменяется, так как прирост мышечной силы не превышает прироста массы тела. Лишь с 6-7 лет, когда скорость прироста силы начинает опережать прирост веса, относительная сила ребенка начинает увеличиваться. За период от 4 до 7 лет сила различных мышц увеличивается примерно в 1,5-2 раза.

Скоростно-силовые возможности ребенка развиваются постепенно. Дети 5-6 лет осваивают лишь около половины прыжковых упражнений. Основной прирост происходит лишь после 11 лет. Средние показатели прыжка в длину с места в 4 года составляют 47 см, в 7 лет - 116 см; прыжка в высоту в 4 г. - 14 см, в 7 лет - 26 см.

Общая выносливость начинает увеличиваться в младшем школьном возрасте, когда достаточного развития достигают сердечно-сосудистая и дыхательная системы, и увеличивается МПК. В возрасте 7-11 лет заметно увеличивается выносливость к аэробной работе, но не растет выносливость к анаэробной работе.

В дошкольном возрасте быстро растет точность метания в цель, точность прыжка. В структуре основных двигательных способностей у детей 3-6 лет ловкость составляет 52-57%. Наибольшие сдвиги координационных способностей обнаруживаются после 7 лет. Показатели координации и точности движений у 7-8 летних детей в 1,5-2 раза хуже, чем у 14-15 летних. Они резко ухудшаются при малейшей недостаточности зрительной информации. На 30-50% они менее стабильны, чем у 11-12 летних детей.

Гибкость одно из самых ранних по развитию качеств. Начиная с 4 лет, она быстро совершенствуется на всем протяжении дошкольного и младшего школьного возраста благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон и связочного аппарата у детей.

Физическое развитие в дошкольном возрасте обусловливается непрерывным изменением основных антропометрических показателей: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. Так анализ развития детей, занимающихся теннисом на протяжении трех лет (см. 9) показал прирост всех физических качеств:

• По показателям физического развития: прибавка в росте в среднем на 16,6 см (16%), в весе - на 6,7 кг (45%), окружности грудной клетки: при вдохе - на 5,8 см (11%), выдохе - на 6,9 см (12,5%);

• По показателям физической подготовленности: в метании теннисного мяча - на 940 см (254%), в метании набивного мяча - на 230 см (176%), в прыжках с места вперед - на 64,4 см (90%), в гибкости - на 5,9 см, в висе на руках -на 40 сек (159%).

Влияние физических упражнений положительно сказывается на уровне физического развития детей и на улучшении пропорций телосложения.

Опорно-двигательная система ребенка продолжает свое развитие к моменту окончания ДОУ. Формирование скелета тесно связано с интенсивным развитием мускулатуры, сухожилий и связочно-суставного аппарата.

В дошкольном периоде происходит интенсивная перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на более экономичный и эффективный уровень работы, в связи с чем возрастает потенциал детей при выполнении мышечной деятельности.

Согласно исследованиям Г.П. Юрко, на протяжении дошкольного возраста выделяют третий, пятый и седьмой год жизни, когда происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. При этом перестройка деятельности основных энергообеспечивающих систем предшествует таковой в двигательной функции, что создает предпосылки для последовательного воздействия в эти критические периоды средствами физического воспитания. Также выявлено, что возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью развития.

Правильное дозирование физических нагрузок является одной из самых сложных задач в деятельности специалиста по физической культуре. В дошкольном учреждении при оценке двигательной активности объем движений определяется количеством шагов в сутки (7; 8). Количество шагов в сутки должно составлять: дети 3 лет - 9-9,5 тыс., 4 лет - 10-10,5 тыс., 5 лет - 11-12 тыс., 6 лет - 13-13,5 тыс. Большое значение на занятиях физическими упражнениями имеет интенсивность применяемых нагрузок. Так, в пробах на велоэргометре наибольший прирост объема выполняемой работы наблюдался лишь при выполнении нагрузок умеренной мощности (50% от максимального темпа педалирования). Самый большой прирост выносливости наблюдается в период от 7-8 лет до 9-10 лет (6). Об интенсивности двигательной деятельности судят по характеру пульса. Частота сердечных сокращений характеризует физиологическую стоимость различных упражнений.

Колебания частоты сердечных сокращений при выполнении различных физических упражнений

у детей 5-7 лет (в мин.)

Виды физических упражнений Частота сердечных сокращений Время восстановления (мин)

Общеразвивающие упражнения 100- 140 1-2

Умеренная ходьба 120- -150 1-2

Осложненная ходьба, ходьба по лестнице 130- -160 3

Бег на месте 130- -170 3

Бег средней интенсивности 150- -180 3-4

Медленный бег трусцой 150- -170 2-3

Прыжки в длину 130- -165 1-2

Прыжки со скакалкой 140- 170 3

Подскоки 130- -160 2-3

Равновесие 120- -150 1

Езда на велосипеде 130- -160 3

Игра в мяч 145- -195 3

Таблица приводится по кн.: Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации / М-во здравоохранения СССР. - М., 1982.

Систематические занятия физическими упражнениями совершенно необходимы растущему организму. Повышенный двигательный режим у дошкольников увеличивает темпы созревания всех органов и систем организма. Ускоряет развитие физических качеств.

Увеличение моторной плотности физкультурных занятий в дошкольных учреждениях на 20-25% за счет введения элементов различных игр и эстафет в течение года дает заметный прирост силы и скоростно-силовых возможностей, особенно у мальчиков, повышая дальность прыжка по сравнению с обычным режимом при низкой моторной плотности занятий.

Младший школьный возраст является благоприятным для разучивания новых движений. Считают, что с 5 до 10 лет ребенок усваивает примерно 90% общего объёма приобретаемых в жизни двигательных навыков. При систематических занятиях физическими упражнениями в период от 7-8 до 10-11 лет существенно увеличиваются аэробные возможности организма, особенно при работе 70-80% мощности от максимальной.

Для определения оценки работоспособности используется адаптированный тест PWC170.

Возрастная динамика показателей физической работоспособности у мальчиков, занимающихся

мини-питербаскетом (Зузик Ю.А.)

Возраст, лет Пульс в покое, уд./мин Физическая работоспособность при пульсе 170, кгм/мин Относительная работоспособность при пульсе 170, кгм/мин

3-4 100-102 127-149 8.1-8.9

4-5 96-102 195-237 10.5-11.7

6.5 107 307 12,0

7 107 296 10,9

8 102 313 10,7

9 99 392 12,2

10 89 398 12,4

Многолетние исследования показали, что укрепление здоровья, повышение работоспособности детей наиболее эффективно совершенствуется в подвижных играх и эстафетах. Направленные подвижные игры могут развивать любые двигательные качества детей в зависимости от организации. Систематическое использование физических упражнений с использованием игрового и соревновательного метода, помогает качественно совершенствовать физические качества, активизирует работоспособность нервной системы. В игровой деятельности ребенку отводится определенная роль, где он самостоятельно воспроизводит движения, характерные для игровой ситуации. Таким образом, игра создаёт оптимальные условия для двигательных действий ребенка.

Таким образом, сведения о возрастных особенностях морфофункционального развития дошкольников являются основой для более эффективного использования средств физического воспитания, повышения их умственной и физической работоспособности.

В последние годы существенно расширились возможности проведения исследований по проблемам физической культуры дошкольников. Благодаря интеграции России в мировое научно-педагогическое сообщество, отечественным ученым открываются новые возможности, новые инструментарии, доступные для использования в научных исследованиях в области физической культуры (2).

Одним из наиболее перспективных направлений можно считать использование мониторов сердечного ритма для оценки реакции организма детей на различные физические нагрузки и выполнение физических упражнений разной степени сложности.

Целью исследования являлось выявление реакции ЧСС детей 5-6 лет на различные виды физических нагрузок при выполнении ими физических упражнений, разрешенных общеобразовательной программой для детей дошкольного и начального школьного возраста, занимающихся мини-питербаскетом, с использованием аппарата POLAR.

Для достижения цели были проставлены следующие задачи:

1. Определить реакцию ЧСС мальчиков и девочек 5-6 лет при выполнении ими различных физических упражнений;

2. Выявить зависимость между показателями ЧСС и физической подготовленностью детей, их состоянием здоровья и другими факторами.

3. Рассчитать параметры для построения балльной системы оценки результатов ЧСС на различные виды физических нагрузок отдельно для мальчиков и девочек 5-6 лет.

Для решения поставленных задач нами было проведено предварительное исследование, в котором приняли участие руководители физического воспитания и более 130 детей 5-6 лет ГБДОУ г. Санкт-Петербурга (2).

При проведении исследования учитывались сведения (портфолио) об анамнезе ребенка, группа здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность.

Во время занятий детям предлагалось выполнить различные упражнения с использованием основных видов движений в течение 30-35 минут. Данное занятие включало в себя такие физические упражнения, как ходьба со средней скоростью (в темпе 2 шага в сек, 1,6 м/с, бег в течение 3-х мин со скоростью 2,2 м/с; полоса препятствий, включающая упражнения скоростно-силового и силового характера, дриблинг, упражнения на пресс, сит-тест, упражнения на равновесие).

В результате проведенных занятий были получены данные ЧСС детей (56 мальчиков и 56 девочек) на различные виды физических упражнений. После проведения необходимых вычислений были получены данные, с помощью

которых стал возможен дальнейший расчет балльных «коридоров» по 9-ти бальной шкале, который позволяет привести к единой оценке результаты, измеренные в разных метрических системах (метрах, секундах).

Полученные предварительные данные позволили рассчитать параметры балльной системы оценки результатов ЧСС для мальчиков и девочек на различные физические упражнения.

Сравнительный анализ результатов мальчиков, занимающихся по 9-тибалльной системе

ФИО Ходьба /балл Бег/балл Полоса/балл Отбивание мяча/балл Пресс/балл

Фадеев Влад 8 6 7 7 7

Тимофеев Александр 6 6 7 8 6

Гросс Андрей 5 6 6-7 8 5

Петунин Артем 3 5 3 5 4

Исмаилов Рамин 9 7 8 8 8

Красов Дима 6-7 8 7 7 6

Рудаков Сева 6 7 7 9 6

Сравнительный анализ результатов девочек, занимающихся по 9-тибалльной системе

ФИО Ходьба/балл Бег/балл Полоса/балл Отбивание мяча/балл Пресс/балл

Галактионова Лиза 4 6 5 5 7

Мурзина Илона 4 7 7 6 4

Рыбакова Яна 5 5 6 5 3

Зыкова Лиза 4 5 2 6 3

Результаты ЧСС у девочек оказались несколько лучше, чем у мальчиков.

На наш взгляд это может быть связано с тем, что девочки лучше физически подготовлены, меньше отвлекались при выполнении упражнений на внешние факторы, у них хорошо сформированы навыки в предложенных видах движений.

Шкала оценок показателей ЧСС в основных движениях мальчиков 5-6 лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ходьба Отбивание мяча от пола 2 мин в движении

Балл Интервал результатов Балл Интервал результатов

9 134,9 9 186,96

8 131,086 - 134,83 8 180,639 - 186,837

7 127,26 - 131,01 7 174,31 - 180,51

6 123,44 - 127,19 6 167,99 - 174,18

5 123,37 - 119,55 5 161,54 - 167,86

4 119,48 - 115,73 4 155,22 - 161,41

3 115,66 - 111,91 3 148,89 - 155,09

2 111,83 - -108,09 2 142,56 - 148,76

1 108,02 1 142,44

Бег Пресс 30 движений за 1,5 мин

Балл Интервал результатов Балл Интервал результатов

9 196,08 9 160,45

8 185,01 - 195,87 8 153,5 - 160,3

7 175,55 - 185,61 7 146,57 - 153,38

6 165,28 - 175,347 6 139,63 - 146,44

5 154,82 - 165,08 5 132,56 - 139,5

4 144,55 - 154,613 4 125,62 - 132,43

3 134,29 - 144,35 3 118,68 - 125,482

2 124,02 - 134,09 2 111,74 - 118,55

1 123,82 1 111,602

Полоса препятствий Сит-тест 3 мин

Балл Интервал результатов Балл Интервал результатов

9 184,835 9 148,36

8 177,55 - 184,69 8 143,52 - 148,267

7 170,27 - 177,41 7 138,67 - 143,42

6 162,99 - 170,13 6 133,83 - 138,57

5 155,57 - 162,85 5 128,89 - 133,73

4 148,29 - 155,425 4 124,04 - 128,79

3 141,01 - 148,15 3 119,2 - 123,95

2 133,73 - 140,865 2 114,35 - 119,1

1 133,585 1 114,26

Шкала оценок показателей ЧСС в основных движениях девочек 5-6 лет

Ходьба Отбивание мяча от пола 2 мин в движении

Балл Интервал результатов Балл Интервал результатов

9 152,4 9 194,16

8 145,76 - 151,9 8 186,76 - 194,02

7 139,5 - 145,63 7 179,35 - 186,61

6 133,17 - 139,3 6 171,95 - 179,2

5 126,75 - 133,04 5 164,4 - 171,8

4 126,63 - 120,46 4 157,0 - 164,25

3 120,34 - 114,2 3 149,59 - 156,85

2 114,04 - 107,87 2 142,18 - 149,44

1 107,75 1 142,04

Бег Пресс 30 движений за 1,5 мин

Балл Интервал результатов Балл Интервал результатов

9 196,9 9 156,73

8 186,7-196,7 8 151,64 - 156,63

7 176,6-186,5 7 146,54 - 151,54

6 166,4-176,4 6 141,45 - 146,44

5 156,13-166,2 5 136,25 - 141,35

4 146,0 - 155,9 4 131,16 - 136,15

3 135,9 - 145,8 3 126,06 - 131,06

2 125,7 - 135,7 2 120,97 - 125,96

1 125,5 1 120,87

Полоса препятствий Сит-тест 3 мин

Балл Интервал результатов Балл Интервал результатов

9 192,35 9 153,39

8 183,84 - 192,19 8 147,49 - 153,285

7 175,34 - 183,675 7 142,494 - 147,835

6 166,825 - 175,165 6 137,04 - 142,385

5 158,145 - 166,65 5 131,485 - 136,935

4 149,635 - 157,975 4 126,035 - 131,376

3 141,125 - 149,46 3 126,035 - 131,376

2 132,615 - 140,96 2 120,585 - 125,92

1 132,45 1 115,026

Корреляционный анализ, показал наибольшее количество разнообразных по силе достоверных связей между показателями частоты сердечных сокращений при разных видах физических упражнений и отсутствие зависимостей между показателями анамнеза и показателями реакции ЧСС на физическую нагрузку. Это указывает на невозможность использования данных анамнеза при прогнозировании реакции ЧСС на физическую нагрузку у детей 5-7 лет.

Дискриминантный анализ показал, что невозможно выделить факторы или группу факторов, которые могли бы прогнозировать принадлежность ребенка к той или иной группе. В этой связи был сделан вывод о том, что невозможно упростить процедуру оценки уровня реакции ЧСС ребенка на физическую нагрузку при помощи использования косвенных показателей, логически связанных с состоянием ЧСС ребенка. Поэтому для корректной оценки уровня реакции ЧСС ребенка на физическую нагрузку необходимо использование инструментальных способов - функциональных проб, мониторинга реакции ЧСС при помощи мониторов сердечного ритма. Необходимо отметить, что, несмотря на логическую связь рассматриваемых нами косвенных показателей оценки реакции ЧСС на физическую нагрузку, экспериментально статистически достоверных взаимосвязей обнаружено не было. Объяснений тому может быть несколько:

1) Данные об анамнезе ребенка в ДОУ ведутся не достаточно корректно и не отражают все полноты необходимой информации.

2) Выбранные нами косвенные показатели (группа здоровья, диагноз и др.) не имеют достоверных связей с реакцией ЧСС на физическую нагрузку.

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Вегера А.И., Петренкина Н.Л., Соловьева Т.В. // Современное состояние проблемы подготовки специалистов по физической культуре и перспективы развития: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции «Герценовские чтения» / Под общ. ред. Г.Н. Пономарева, Р.М Кадырова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. 209-214.

3. Власов А.М. Комплексный контроль физической подготовленности и морфофункционального состояния юных баскетболистов 12-15 лет дис. канд. пед. наук. - М., 2004. - 143 с.

4. Гайдадина И.И. Повышение уровня физической культуры детей 5-6 лет на основе интенсификации совместной с родителями физкультурно-спортивной деятельности дис. канд. пед. наук. - Краснодар, 2010. - 227 с.

5. Губа В.П. Основы распознания раннего спортивного таланта: Учеб. Пособие для высших учебных заведений физической культуры. - М.: Терра-Спорт, 2003. - 208 с.

6. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Возрастная физиология: Учебное пособие / СПбГАФК им. П.Ф. Легафта. - СПб., 2001. - 187 с.

7. Филиппова С.О., Волосникова Т.В., Петренкина Н.Л., Лукина Г.Г., Бауэр О.П. // Развитие физической культуры и физкультурного образования в новых социокультурных условиях: матер. Науч.-практ. Конф. «Герценские чтения». - СПб.: Стратегия будущего, 2007. - С. 63-67.

8. Филиппова С.О., Пономарев Г.Н. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры педагогических вузов. - СПб.: Детство-Пресс; М.: Сфера, 2010. - 615 с.

9. Журавина А.Ю. Комплексная методика обучения дошкольников 3-6 лет основам тенниса дис. канд. пед. наук. - М., 2014. - 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.