ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ НА ФИЗИЧЕСКИЕ, ПСИХИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И УРОВЕНЬ ПСИХОМОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
А. А. НИКИТИН
В статье раскрывается сущность, специфика и средства адаптивной физической рекреации как внеклассной формы, а также исследуется ее влияние на дошкольников с задержкой психического развития на физические и психические способности, а также уровень психомоторики.
Ключевые слова: адаптивная физическая рекреация, дошкольники с задержкой психического развития, психические нарушения, двигательные нарушения, внеклассная работа.
Повышенное внимание к проблеме дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) обусловлено тем, что они составляют значительную часть контингента неуспевающих детей [4; 5; 8]. По данным МО РФ (2007), среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35 % составляют те, у кого еще в младших группах детского сада были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической сферы.
По прогнозам ученых здоровье детей будет и дальше ухудшаться, что не минуемо отразиться и на следующих поколениях: от больных родителей вряд ли следует ожидать здоровое потомство.
В настоящее время в России обучение и воспитание дошкольников с ЗПР осуществляется в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях VII вида [3; 6; 10; 11].
Внеклассная работа является неотъемлемой частью целостного процесса физического воспитания и организуется во внеурочное время, обеспечивая решение ряда актуальных образовательных, оздоровительных и воспитательных задач [4].
Анализ внеклассной работы в звене дошкольного коррекционного образовательного учреждения выявил, что она представлена такой формой организации, как секция общей физической с оздоровительной направленностью.
В результате их реализации расширяется объем двигательной активности, осуществляется коррекция двигательных нарушений, возрастает уровень физической подготовки, обеспечивается
разумный отдых и ознакомление учащихся с разнообразием доступных средств физической культуры, которые должны способствовать созданию предпосылок полноценной общественной социализации и интеграции дошкольников с задержкой психического развития [7; 8].
Учитывая существующие психофизические особенности контингента учащихся, внеклассная работа строится на основе их заинтересованности, добровольности, самодеятельности при определяющей и регламентирующей роли педагога [11].
Привлечение дошкольников с ЗПР в секции общей физической подготовки подчинено задачам улучшения состояния их здоровья, коррекции недостатков физического развития, достижения в процессе воспитания оптимального уровня физических качеств или поддержания его на жизненно необходимом уровне. Жесткой регламентации к контингенту дошкольников с ЗПР, посещающих секцию, нет. Определяющим фактором служит желание ребенка заниматься. Занятия имеют выраженную оздоровительно-рекреативную направленность. Их содержанием являются все доступные средства физической культуры, основными из которых являются общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами и без них, разнообразные подвижные игры.
Однако до настоящего времени государственные программы по физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений недостаточно учитывают психофизические особенности детей с ЗПР. Не в полной мере разработанными остаются вопросы, связанные
с содержанием, формами, средствами и методами коррекционной работы, направленной на развитие двигательных способностей детей с ЗПР в процессе их физического воспитания.
В связи с недостаточной изученностью двигательной и психофизической сферы детей с ЗПР, отсутствием комплексных исследований по проблеме физического воспитания дошкольников с ЗПР, а также в связи с существующим противоречием между реальным состоянием процесса физического воспитания, недостаточно учитывающим особенности психофизического состояния этих детей, и необходимостью коррекционного воздействия, направленного на развитие их двигательных и психических способностей, а также уровня психомоторики, сформулирована проблема исследования.
Проблема дошкольного воспитания заключается в обосновании оптимальных путей положительного влияния на двигательные, психические и психофизические нарушения дошкольников с ЗПР в процессе их физического воспитания.
Адаптивная физическая рекреация могла бы стать прекрасной внеклассной формой физического воспитания для дошкольников с ЗПР, так как она строится на основе заинтересованности, добровольности, самодеятельности при определяющей и регламентирующей роли педагога.
В соответствии с биологическими закономерностями функционирования организма, педагогической логикой построения коррекционно-обра-
На втором этапе происходило постепенное усложнение заданий и расширение применения средств физической культуры, т. е. включение в процесс заданий средств для коррекции наруше-
зовательного процесса и психофизическими особенностями детей с ЗПР занятие по адаптивной физической рекреации состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Структура занятия может изменяться в зависимости от его задач и состава участников, однако основные педагогические требования - обучающая и коррекционная направленность - остаются неизменными.
В соответствии со спецификой данного заболевания и принципами адаптивного физического воспитания коррекционно-развивающую работу мы предлагаем организовывать в три этапа:
- адаптационный;
- коррекционно-развивающий;
- поддерживающий.
На первом, адаптационном, этапе проходило знакомство с детьми, освоение упражнений, обучение играм. Особенность данного этапа прослеживалась в низкой интенсивности физической и эмоциональной нагрузки (ЧСС до 100 уд./мин.), обеспечивая, тем самым, втягивание в коррекционно-развивающий процесс. Игры и упражнения проводились преимущественно лежа или сидя с локальным воздействием на мелкую моторику («пальчиковые игры»), активизацию дыхания, координацию, точность движений. Амплитуда небольшая, продолжительность занятий составляла 25 мин. на первых занятиях, постепенно увеличивалась и к концу первого этапа составила 30 мин. (табл. 1).
ний психического развития, нарушений ОДА. Физическая и эмоциональная нагрузка достигла тонизирующей зоны (ЧСС 120-140 уд./мин.) (табл. 2).
Таблица 1
Структура занятий комплексной методики адаптивной физической рекреации на первом этапе
Часть Задача Средства Время
Вводная 1. Организовать занимающихся для занятий 2. Подготовить нервно--мышечный аппарат к предстоящей двигательной нагрузке - общеразвивающие упражнения; - малоподвижные игры; - дыхательные упражнения
Основная 1. Создание условий, которые важны для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника дошкольного учреждения 2. Обучение дошкольников с ЗПР способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода - дыхательные упражнения; - пальчиковые игры; - занятия, упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности, малоподвижные игры 15-20 мин.
Заключи- тельная 1. Способствовать снятию психологического и физического напряжения. 2. Подготовить дошкольников с ЗПР к дальнейшей деятельности - растягивающие упражнения 5 мин.
Таблица 2
Структура занятий комплексной методики адаптивной физической рекреации на втором этапе
Часть Задача Средства Время
Вводная 1. Организовать занимающихся для занятий 2. Подготовить нервно-мышечный аппарат к предстоящей двигательной нагрузке - общеразвивающие упражнения; - малоподвижные игры; - дыхательные упражнения 5-10 мин.
Основная 1. Развитие компенсаторных механизмов формирования психики и деятельности аномального ребенка и для исправления и профилактики сопутствующих или вторичных отклонений 2. Создание условий, которые важны для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника дошкольного учреждения 3. Обучение дошкольников с ЗПР способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода 4. Решение проблем социализации, увеличения самостоятельности и автономии ребенка, формирования нравственных ориентиров, а также для благотворного влияния на положительные личностные качества - игры для коррекции психического и эмоционального фона; - дыхательные упражнения; - пальчиковые игры; - занятия, упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности; - подвижные игры; - коррекционные упражнения; - специальные физические упражнения 20-25 мин
Заключи- тельная 1. Способствовать снятию психологического и физического напряжения. 2. Подготовить дошкольников с ЗПР к дальнейшей деятельности - самомассаж тригерных точек; - растягивающие упражнения 5 мин.
Основная работа направлена на повышение функциональных возможностей, развитие основных физических и психических способностей.
Двигательная активность в этой зоне, способствующая тонизирующей нагрузке, является наиболее типичной для многих подвижных игр.
Продолжительность одной игры 2-3 мин., но повторяются такие игры многократно для их прочного усвоения. Чтобы не допустить психического и физического утомления, одно занятие включало 2-3 хорошо освоенные задания и 1-2 новых.
Тренирующее воздействие достигается за счет суммарной величины нагрузки.
В процессе каждой подвижной игры организм приспосабливается к небольшому утомлению и восстанавливается во время отдыха между играми. Подвижные игры и эстафеты включают самые разнообразные движения: бег, прыжки, метание, лазанье, упражнения с предметами, имитацию движений животных, упражнения на воде и т. п. Подвижные игры с тонизирующей нагрузкой оказывают широкое оздоровительное действие на все функции организма и в зависимости от их содержания требуют внимания, ловкости, быстроты реакции, равновесия, умения ориентироваться в пространстве.
Продолжительность занятий составляла 30 мин. на первых занятиях, постепенно увеличивалась и к концу второго этапа составила 45 мин.
Задачей третьего этапа было сохранение достигнутого уровня физической и психической подготовки.
Опираясь на психическое состояние дошкольников с ЗПР, следует более гибко подходить к подбору используемых средств. Иногда тщательно и логически отобранные физические упражнения оказываются им не по силам, поэтому во время занятия в рамках поставленных задач уместна оперативная корректировка его содержания. Важно, чтобы занятие не было монотонным и скучным. Повышение эмоционального тонуса возможно через четкую его организацию, применение упражнений на осанку, упражнений в равновесии, на точность выполнения задания в сочетании с частой сменой исходных положений, использования подвижных игр [3].
Для реализации задачи были выбраны те же средства, что и на втором этапе. Данный этап характеризовался снижением нагрузки до зоны умеренной интенсивности (ЧСС 100-120 уд./мин.), обеспечивая, тем самым, поддержание оптимального уровня физической и психической подготовки. На каждом этапе внеклассные занятия проходили два раза в неделю.
Для проверки эффективности комплексной методики занятий по адаптивной физической рекреации был проведен педагогический эксперимент на базе государственного образовательного учрежде-
ния для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» г. Тамбова.
Основная задача эксперимента - разработать экспериментальную методику, положительно влияющую на физические, психические и психофизические способности дошкольников 5-7 лет с ЗПР.
В нем приняли участие 14 дошкольников (мальчики и девочки) 5-7 лет с ЗПР.
В соответствии с условиями эксперимента были сформированы экспериментальная (заминающая по комплексной методики адаптивной физической рекреации) и контрольная группа (занимающая в секции общей физической подготовки с оздоровительной направленностью).
Ряд авторов считают, что детям с ЗПР свойственны психические (нарушение внимания, мышления, памяти, восприятия, представления), физические (нарушение координации, плохая работоспособность, отставание в развитии основных физических качеств) и психофизические (замедленность и недостаточная координированность движений, трудности переключения с одного движения на другое, недоразвитие произвольных движений) нарушения [1; 2; 3; 4; 9]. Исходя из выше сказанного целесообразно протестировать уровень их развития.
Тестирование физической подготовленности необходимо для выявления динамики развития физических качеств дошкольника с ЗПР.
Для исследования эффективности методики использовались следующие тесты:
- тест «аист» - равновесие на правой или левой ноге;
- тест «ловля мяча» - определение координационных способностей;
- тест «метание на дальность - оценка скоростно-силовых способностей;
- тест «перестукивание» - для тестирования скоростных способностей;
- измерение собственно силовых способностей ведущей руки производится детским ручным динамометром в положении сидя с выпрямленной и поднятой в сторону рукой.
Психологическое тестирование предназначено для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях психики дошкольников с ЗПР.
Мы для диагностики психического развития использовали следующие апробированные десятилетиями методики:
- «вырежи фигуры» - исследование интеллектуальных способностей;
- «нарисуй что-нибудь» - диагностика восприятия;
- «найди и вычеркни» - оценка внимания;
- «узнай что это» - тестирование восприятия;
- «узнай фигуры» - определение уровня памяти.
Тестирование психофизических способностей, т. е. совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Они показывают уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания, также является важным критерием оценки психического статуса, необходимым для диагностики заболевания.
Основываясь на литературных данных, были отобраны следующие тесты для диагностики психомоторики:
- Проба Хеда - исследование зрительнопространственной организации движений.
- Праксис позы - оценивание кинетических ощущений.
- Перебор пальцев - показывает состояние динамической организации двигательного акта.
- Змейка Озерецкого - выявляет зрительномоторную координацию.
В процессе эксперимента для оценки достоверности результата мы использовали критерий Стьюдента для исследования однородности групп.
Согласно ему, мы сформулировали нулевую и альтернативную гипотезу.
А) Нулевая гипотеза - между экспериментальной и контрольной группой нет различий.
Б). Альтернативная гипотеза - между экспериментальной и контрольной группой существуют существенные различия.
Результаты тестирования до и после эксперимента представлены в таблице 3.
В таблице мы видим, что на начало эксперимента группы однородны по всем способностям, так как 1эмп.<1;кр., в результате чего подтверждается нулевая гипотеза.
Однако после педагогического эксперимента обнаруживается, что группы не однородны по 8 показателям, таких как воображение, восприятие, сохранение равновесия, координационным и скоростно-силовым способностям, кинестетическим ощущениям, динамической организации движений, зрительно-моторной координации, так как ^эмп>"^кр., в результате чего подтверждается альтернативная гипотеза, а различия в средних значениях контрольной и экспериментальной групп обусловлены действием комплексной методики адаптивной физической рекреации.
Таблица 3
Однородность экспериментальной и контрольной группы до и после педагогического эксперимента
До эксперимента
Способность Хср 1 t критерий Стьюдента k Р- уровень
экс кон экс кон ^мп tкр
психические интеллектуальные 1,9 2,7 1,7 1,7 1 2,179 12 p<0,05
воображение 2,3 2,9 1,4 1,5 0,8 2,179 12 p<0,05
внимание 7,4 6,9 1,5 1,8 0,6 2,179 12 p<0,05
восприятие 3 2,5 0,8 1,0 0,9 2,179 12 p<0,05
память 3 2,9 0,8 0,4 1,6 2,179 12 p<0,05
физические координационные 4,4 4,1 1,1 0,6 0,6 2,179 12 p<0,05
к сохранению равновесия 5,9 5,4 3,1 2,0 0,3 2,179 12 p<0,05
скоростно-силовые 0,8 0,7 0,3 0,2 1,1 2,179 12 p<0,05
соб. силовые 0,4 0,5 0,2 0,1 0,8 2,179 12 p<0,05
скоростные 1,7 2,8 1,4 1,3 1,6 2,306 8 p<0,05
психо физические зрительнопространственная организация движений 9,1 9,7 4,2 1,4 0,3 2,179 12 p<0,05
кинестетические ощущения 2,7 3,1 0,8 0,7 1,2 2,179 12 p<0,05
динамическая организация движений 2,7 2,1 0,5 0,7 1,8 2,179 12 p<0,05
зрительно-моторная координация 2,5 2,9 0,5 0,4 1,2 2,179 12 p<0,05
После эксперимента
психические интеллектуальные 4 3,7 0,8 1,8 0,4 2,306 8 p<0,05
воображение 4,7 3,4 1 0,8 2,8 2,179 12 р<0,05
внимание 8,6 7,9 1,5 1,5 0,9 2,179 12 p<0,05
восприятие 5,7 3,7 1,4 0,8 3,4 2,179 12 р<0,05
память 4,9 3,9 1,2 1,6 1,3 2,179 12 p<0,05
физические координационные 7 5,6 1,4 1 2,2 2,179 12 р<0,05
к сохранению равновесия 11 6,7 4,3 2,2 2,3 2,179 12 р<0,05
скоростно-силовые 1,3 0,9 0,4 0,2 2,4 2,306 8 р<0,05
соб. силовые 0,8 0,7 0,3 0,7 0,7 2,179 12 p<0,05
скоростные 3,7 4,6 1,4 1,5 1,2 2,179 12 p<0,05
психо физические зрительнопространственная организация движений 2,3 2,9 0,5 0,7 1,8 2,179 12 p<0,05
кинестетические ощущения 1,6 2,6 0,5 0,5 3,5 2,179 12 р<0,05
динамическая организация движений 1,4 2,9 0,5 0,7 4,3 2,179 12 р<0,05
зрительно-моторная координация 1,7 3,6 0,5 0,5 6,8 2,179 12 р<0,05
По остальным шести показателям (интеллект, внимание, память, собственно-силовые, скоростные, зрительно-пространственная организация движений) группы однородны, а различия в средних значениях контрольной и экспериментальной групп обусловлены за счет действия случайностей. Годовой прирост и гис-
Годовой прирост способностей в ко1
тограмма показателей представлены в таблицах 4 и 5.
Глядя на гистограмму можно сказать, что прирост по всем показателям наблюдается и в контрольной группе, что говорит о положительной годовой динамике, однако в экспериментальной группе значения выше (рис. 1).
Таблица 4
ьной и экспериментальной группах
Способности Прирост экс. группа Прирост кон. группа Разница прироста Единица измерения
координационные 2,6 1,5 1,1 Метр
к сохранению равновесия 5,1 1,3 3,8 Секунд
скоростно-силовые 0,5 0,2 0,3 Метр
силовая 2 1,8 0,2 Ньютон
скоростная 2,8 2 0,8 Количество раз
интеллектуальные 2,1 1 1,1 Балл
воображение 2,4 0,5 1,9 Балл
внимание 1,2 1 0,2 Балл
восприятие 2,7 1,2 1,5 Балл
память 1,9 1 0,9 Балл
зрительно-пространственная организация движений 1,3 0,5 0,8 Балл
кинестетические ощущения 1,1 0,5 0,6 Балл
динамическая организация движений 1,3 0,8 0,5 Балл
зрительно-моторная координация 0,8 0,7 0,1 Балл
> экспериментальная группа ■ контрольная группа
5.1
2.6
ІІ
2.4
2,7
МІІІ її I. и її її 1.1. її її
Г ,/ /
сР+
4г # ^ 4Г
/ / / о/
^ ^ ^
^ ^ ^ у / ^ у
Рис. 1. Гистограмма годового прироста контрольной и экспериментальной группы
Таким образом, комплексная методика адап- на развитие воображения (+1,9), восприятия (+1,5),
тивной физической рекреации дошкольников с ЗПР сохранение равновесия (+3,8), координационной
пяти - семи лет оказывает положительное влияние (+1,1) и скоростно-силовой (+0,3) способности, ки-
нестетических ощущений (+0,6), динамической организации движений (+0,5), зрительно-моторной координации (+0,1).
Литература
1. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997.
2. Дерябина Г. И., Мукина Е. Ю. Использование системного подхода в изучении физиологических механизмов компенсации нарушенных функций // Культура физическая и здоровье. 2009. № 1. С. 74-75.
3. Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие. М., 2000.
4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционноразвивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2005.
5. Екжанова Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 1.
6. Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие. М., 2002.
7. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.
8. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Л. М. Шипицына, Е. С. Иванов, Л. А. Данилова, И. А. Смирнов. СПб., 1995
9. Певзнер М. С. [и др.] Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М., 1985.
10. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л. В. Шапковой. М., 2003.
11. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее
обучение: организационно-педагогические аспекты:
метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М., 1999.
* * *
INFLUENCE OF THE TECHNIQUE OF THE ADAPTIVE PHYSICAL RECREATION ON PHYSICAL, MENTAL ABILITIES AND LEVEL OF THE PSYCHOMOTOR SYSTEM OF 5-7
YEARS OLD PRESCHOOL CHILDREN HAVING THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT
A. A. Nikitin
In article the essence, specifics and means of an adaptive physical recreation as out-of-class form are revealed, and also its influence on preschool children with a delay of mental development on physical and mental abilities, and also psychomotility level is investigated.
Key words: adaptive physical recreation, preschool children with delay of mental development, mental violations, motive violations, out-of-class work.