Научная статья на тему 'Анализ процесса адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития'

Анализ процесса адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1002
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНИК / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / PHYSICAL EDUCATION / PRESCHOOL / MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Бадалова Марьяна Андреевна

В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения эффективности процесса адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Бадалова Марьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of adaptive physical education of preschool children with mental retardation

The article presents the results of the experimental study covering the effectiveness of the adaptive physical education process for the preschool children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «Анализ процесса адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития»

Контактная информация: [email protected] УДК 796.015

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук,

Марьяна Андреевна Бадалова, соискатель,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения эффективности процесса адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Ключевые слова: физическое воспитание, дошкольник, задержка психического развития.

ANALYSIS OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

WITH MENTAL RETARDATION

Svetlana Yurievna Maksimova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Mariana Andreyevna Badalova, the competitor,

Volgograd State Academy of Physical Training

Annotation

The article presents the results of the experimental study covering the effectiveness of the adaptive physical education process for the preschool children with mental retardation.

Keywords: physical education, preschool, mental retardation.

Адаптивное физическое воспитание в специальных дошкольных образовательных учреждениях представляет собой целенаправленно организованный педагогический процесс, главной целью которого является коррекция основного и сопутствующих заболеваний, компенсация утраченных функций, укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития детей. Однако необходимо отметить, что адаптивная физическая культура является достаточно молодым и интенсивно развивающимся научным направлением в области физического воспитания, и направление дошкольного детства является востребованным как на практическом, так и на теоретическом уровне.

В большинстве случаев процесс адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР заимствует содержательные и методологические компоненты общепринятой в дошкольном детстве программы по физической культуре, эффективность использования которой достаточно низка. Данный факт имеет научное основание и доказывается экспериментальными исследованиями в области адаптивного физического воспитания дошкольников с ЗПР [1,3,4,6]. Поэтому, проблемы технологического, методического сопровождения физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР являются актуальными.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При организации собственных направлений опытно-экспериментальной работы нам представлялось актуальным научное изучение методологического компонента современного процесса адаптивного физического воспитания, раскрывающего прежде всего его образовательные и развивающие возможности.

В числе первоочерёдных было определено общее время двигательной активности детей в условиях пребывания в ДОУ компенсирующего вида. В процессе регистрации времени целенаправленно и самостоятельно организованной двигательной деятельности

было выявлено, что двигательный режим детей с ЗПР не достаточно высок и составляет лишь 16,5% по отношению к 12-ти часовому бюджету времени в дошкольном учреждении. Тогда как рекомендуемые в методической литературе объемы организованной двигательной деятельности для детей в дошкольных учреждениях [2,7] варьируют от 10-12% до 35-42%. Сравнение должных и полученных в ходе экспериментального изучения параметров, указывает на явную недостаточность времени для двигательной активности у дошкольников с ЗПР. Необходимо отметить, что данное явление является закономерным, обусловленным превалированием коррекционных задач в функционировании специальных дошкольных учреждений. Много часов дети проводят на занятиях в статическом положении «сидя», их интеллектуальная нагрузка значительно превосходит физическую. В данных условиях обеспечение полноценного оздоровительного процесса весьма затруднено.

Проводя анализ резистентности организма дошкольников с ЗПР к простудным заболеваниям, мы не нашли в доступной нам научно-методической литературе адаптивной физической культуры соответствующих данных. Многие исследовательские работы затрагивали данный аспект лишь косвенно, указывая лишь на общую физическую ослаб-ленность детей [1,5,6].

Изучение динамики заболеваемости детей с ЗПР в течение года показало закономерную для детей дошкольного возраста картину (рис 1).

12 п

Рис. 1. Динамика заболеваемости дошкольников с ЗПР в течение года

Для данной категории детей характерны такие же вспышки сезонной заболеваемости, что и для их полноценно развивающихся сверстников. Наибольшие пики простудных заболеваний соответствуют периоду межсезонья и составляли не более 4 человек в критические периоды. Причём, наблюдается возрастное увеличение резистентности организма детей, младшая возрастная группа дошкольников показала большее количество заболеваний по сравнению со старшими группами детей с ЗПР.

Одним из главных вопросов, тесно связанных с физическим воспитанием детей, имеющих отклонения в развитии, является определение и рациональное распределение нагрузки во время проведения занятия.

Определение динамики работоспособности дошкольников с ЗПР в ходе занятия, позволило сделать выводы об общей работоспособности детей, реакции их организма на нагрузку, а так же об адекватности подобранных средств и методов и их соответствия решаемым задачам физического воспитания. Изучалась реакция сердечнососудистой системы на нагрузку у детей 4-6 лет данной нозологической группы и полученные результаты сравнивались с аналогичными показателями возрастной нормы. Необходимо отметить, что результаты пульсометрии снималась не единично, а сразу у всей группы занимающихся. В качестве контрольного, было выбрано физкультурное занятие, направленное на решение развивающих и закрепляющих задач, моторная плотность которого

составляла 80%.

Структура занятия, средства и методы соответствовали общепринятым в дошкольном физическом воспитании. Результаты исследования представлены в таблице.

Таблица

Сравнительные показатели реакции сердечнососудистой системы на нагрузку ____________у детей дошкольного возраста в ходе физкультурного занятия__________________

возрастные группы Этапы регистрации^^ ЧСС \ч Статистические показатели x ± m

4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

ЗПР (п =15) 5) к 7 (п ЗПР (п = 15) 5) К 7 (п ЗПР (п = 15) Н (п =16)

Достоверность различий

Покой 93,5±2,7 103,5±6,1 96,5±3,5 96 ± 3,4 80,1±2,4 88,8±3,8

1,5 0,1 1,9

После ходьбы и бега 138,5±8,5 138±9,4 108±8,4 135±7,1 108,4±4,5 139,1±6,2

0,03 2,7 4

После дыхательных упражнений 104,5±3,4 108,3±3,7 95,1±5,3 100,5±3,7 94,8±4,3 106,4±3,2

0,7 0,8 2,1

После ОРУ 122±4,6 133,5±3,04 113,1±5,4 131,5±6,1 102±3,2 129,7±4,1

2,1 2,1 5,3

После прыжковых заданий 134,5±4,6 148±4,3 126,8±4,6 157,5±6,9 116,5±4,2 147,4±4,5

2,1 3,2 4,4

После дыхательных упражнений 110,4±4,9 111 ±4,1 107,1±3,05 114,1±4,2 104,4±5,6 120,2±5,3

0,09 1,3 2,05

После игры 142±7,3 151,5±13,9 141,4±7,7 129±8,5 143,7±7,8 148,1±9,3

0,6 1,08 0,3

Восстановление 1 -я мин. 109,5±6,7 118,5±7,5 102±7,6 108,5±8,01 117,6±4,2 125,2±4,6

0,9 0,5 1,2

Восстановление 2-я мин. 103,5±4,1 112,5±8,2 95,1±7,6 103,5±7,8 100,1±3,9 105,5±3,2

0,9 0,84 1,07

Восстановление 3-я мин. 102±3,2 114±4,4 90,8±8,2 105,5±8,6 97,5±4,3 90,2±3,5

2,2 1,2 1,3

Сравнение данных показателей дошкольников с ЗПР с результатами детей массовых дошкольных учреждений позволило выявить их невысокую функциональную активность в процессе занятия и максимальное повышение ЧСС наблюдается лишь в ходе подвижных игр в конце основной части, которое по их окончании, достаточно быстро возвращается к исходному уровню. В ходе выполнения развивающих и закрепляющих физические качества упражнений, работоспособность детей была не высокой. Анализ возрастного изучения динамики ЧСС показал увеличение неблагоприятных характеристик от младшего возраста к старшему. Полученные экспериментальные данные ещё раз подчеркивают роль мыслительной деятельности, осознанности при выполнении физических упражнений. Низкий уровень сознательности и активности у дошкольников с ЗПР, вызванный задержкой познавательного, эмоционального развития у детей, и обуславливает более низкую их работоспособность в ходе физкультурных занятий, препятствует полноценному решению задач гармоничного физического развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализ процесса адаптивного физического воспитания дошкольников с ЗПР позволил сделать следующие заключения:

- при существующей постановке коррекционно-оздоровительного процесса дошкольников с ЗПР, значительно затруднено выполнение оздоровительной функции адаптивного физического воспитания, уровень интеллектуальной нагрузки у детей в условиях пребывания в ДОУ существенно превышает уровень их двигательной активности;

- невысокий уровень резистентности организма дошкольников изучаемой группы к простудным заболеваниям требует введения в программно - содержательный компонент физической культуры специальных средств оздоровления и закаливания организма детей;

- недостаточный уровень функциональной активности дошкольников с ЗПР в процессе физкультурных занятий указывает на необходимость подбора и разработки специальных методов организации детей.

Вышесказанное позволяет заключить, что существующий процесс адаптивного физического воспитания дошкольников с ЗПР нуждается в подборе и разработке средств и методов расширения двигательной активности детей, развития их двигательных способностей, обучения двигательным действиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, В. А. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детских домах для детей с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук / Ильин В.А. - М., 1992. - 123 с.

2. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : схемы и таблицы / Н. Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.

3. Корнев, А.В. Коррекция двигательных действий детей с умеренной умственной отсталостью на физкультурных занятиях в условиях детского дома : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / Корнев А.В., М.А. Правдов ; Шуйский гос. пед. ун-т. - Шуя, 2008. - 22 с.

4. Коровина, И.А. Методика коррекции основных видов движений у дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Коровина И.А. ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2010. - 25 с.

5. Малосаева, Т. А.Организация занятий спортивными и подвижными играми в режиме обучения младших школьников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Малосаева Т.А. ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 2003. - 22 с.

6. Решетняк, О.В. Программно-методическое обеспечение процесса физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук / Решетняк О.В. - Краснодар, 2004. - 23 с.

7. Седых, Н.В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях : автореф. дис. . д-ра пед. наук : 13.00.04 / Седых Н.В. ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2006. - 45 с.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.