Научная статья на тему 'Развитие двигательных действий дошкольников на основе многоуровнего подхода'

Развитие двигательных действий дошкольников на основе многоуровнего подхода Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
314
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / УРОВНИ ИНФОРМАЦИОННОГО НАСЫЩЕНИЯ / MULTILEVEL APPROACH / PARTICULAR MOTOR SKILLS / UPBRINGING / CHILDREN OF THE PRESCHOOL AGE / LEVELS OF INFORMATIONAL SATURATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Таишева Марианна Михайловна, Яковлева Алла Ивановна, Горбунова Татьяна Владимировна

В статье приведены данные педагогического эксперимента сравнительного анализа результатов физической подготовленности детей дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах, занимающихся по разным программам физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Таишева Марианна Михайловна, Яковлева Алла Ивановна, Горбунова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the physical capacity of preschool children on the basis of multilevel approach

The present article contains the data of the pedagogical experiment connected with the comparative analysis of the physical fitness of pre-scholars. Children were divided into two groups, namely, the control group and experimental group with the different programs of physical education.

Текст научной работы на тему «Развитие двигательных действий дошкольников на основе многоуровнего подхода»

имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 73-79.

Контактная информация: [email protected] УДК 796:338.28; 796.078 РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МНОГОУРОВНЕГО ПОДХОДА

Марианна Михайловна Таишева, преподаватель,

Дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 98, Санкт-Петербург Алла Ивановна Яковлева, преподаватель,

Дошкольное отделение ГОУ школы № 619, Санкт-Петербург,

Татьяна Владимировна Горбунова, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье приведены данные педагогического эксперимента сравнительного анализа результатов физической подготовленности детей дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах, занимающихся по разным программам физического воспитания.

Ключевые слова: многуровневый подход, специфические двигательные качества, воспитание, дети дошкольного возраста, уровни информационного насыщения.

DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL CAPACITY OF PRESCHOOL CHILDREN ON THE BASIS OF MULTILEVEL APPROACH

Marianna Mihailovna Taisheva, the teacher,

Preschool Educational institution kindergarten № 98,

Alla Ivanovna Yakovleva, the teacher,

Preschool Branch of school № 619,

Tatyana Vladimirovna Gorbunova, the senior teacher,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The present article contains the data of the pedagogical experiment connected with the comparative analysis of the physical fitness of pre-scholars. Children were divided into two groups, namely, the control group and experimental group with the different programs of physical education.

Keywords: multilevel approach, particular motor skills, upbringing, children of the preschool age, levels of informational saturation.

В процессе работы по учебной программе дополнительного образования детей дошкольного возраста «От здоровья через развитие к совершенству» мы пришли к пониманию, что многоуровневое развитие двигательных действий - есть процесс информационного насыщения, который включает в себя систематизацию средств и метод преподавания. Двигательная деятельность требует создания тесных и точных ассоциаций между поставленными двигательными задачами, сообщаемой информацией

о действии и имеющимся двигательным опытом [5]. Для чего необходимо сочетание точного образа объяснения решающих моментов действия, доходчивой демонстрации и их направленного "прочувствования" в специально созданных условиях. В дополнение используются и другие методы, актуализирующие комплексные представления о движениях (зрительно-двигательные, психомоторные и т. д.) наряду с мобилизацией познавательных способностей занимающихся [3]. Данный подход позволяет детям экспериментальной группы в процессе занятий получить многообразный двигатель-

ный опыт, который дает возможность, с одной стороны раскрыть психомоторные способности, с другой, осмыслить структуру движений. Ребенку можно задать алгоритм движения, и оперируя имеющимся двигательным опытом, он выполнит его самостоятельно. Предлагаемый подход помогает повысить качество обучения двигательным действиям.

Цель исследования: обосновать методику развития двигательных действий на основе многоуровневого подхода.

Задача: Сравнить показатели физической подготовленности детей 5-6 лет контрольной и экспериментальной групп с учетом уровней информационного насыщения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 83 дошкольника. В контрольной группе был 31 ребенок, в экспериментальной - 44 ребенка. Исследование проводилось в начале и в конце учебного года с промежутком 5 месяцев. На базе ДОУ №41 контрольная группа занималась по программе «Детство», физкультурой два раза в неделю. Экспериментальная группа занимались по авторской программе «От здоровья через развитие к совершенству» также два раза в неделю. Занятия проводились в двух дошкольных учреждениях, с одной группой в ДОУ №98 и с другой в ДО ГОУ школы №619. Возраст детей 5-6 лет.

В исследовании использованы тесты для оценки показателей физического развития, физической подготовленности. Также были разработаны тесты, позволяющие определить качество обучения основным движениям по уровням информационного насыщения двигательных действий, положенным в основу методики, используемой в эксперименте:

Предлагаемые уровни информационного насыщения двигательных действий:

I уровень - удержание позы. Оценка осанки на основе плечевого индекса.

II уровень - сенсомоторный: контрольные упражнения для оценки развития воспринимающих систем (зрительной, слуховой, тактильной).

III уровень - двигательный: основные движения. Количественная и качественная оценка основных движений [4].

VI уровень образов: тестировалась способность удерживать образ и воспроизводить движения, после демонстрации задания и при усложнении условий его выполнения.

V уровень - речемыслительный. а) Конкретное мышление: (ходьба 8 м), тесты для оценки скорости и качества каждой фазы ходьбы (проговаривание); б) Абстрактное мышление: в тесте «придумай свой способ ходьбы», оценивалось время обдумывания, отмечался уровень информационного насыщения двигательных действий, который наиболее активно проявился, во время выполнения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Статистическая обработка экспериментальных данных осуществлялась с использованием пакета статистической обработки 8Р88 15.0 в три этапа. На первом этапе рассчитывались числовые характеристики выборки для всех переменных. На втором этапе с помощью критерия Манна-Уитни оценивалась однородность показателей контрольной и экспериментальной групп до эксперимента и достоверность различий их показателей после эксперимента. На третьем этапе рассчитывался критерий Вил-коксона для определения изменений показателей в каждой группе между первым и вторым замерами. В таблице 1 представлены результаты сравнительного анализа групп в ходьбе по скамейке. Фазы ходьбы представлены по Д.В. Хухлаевой [4].

ВЫВОДЫ

1. По удержанию позы (осанка) в контрольной группе наметилась тенденция к ухудшению (сутулость), в экспериментальной осанка приблизилась к норме (р<0,05).

2. В заданиях с ограничением контроля сенсорного восприятия в экспериментальной группе качество выполнения заданий лучше, что позволяет говорить о сформированном образе двигательного действия (р<0,01, р<0,001).

3. В естественном выполнении движения нет достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами, а при усложнении условий выполнения тестовых заданий достоверных различий наблюдается больше (р<0,01, р<0,001).

4. Речемыслительный уровень. В скорости прохождения дистанции с прогова-риванием наблюдается достоверное различие, экспериментальная группа проходит дистанцию быстрее. При усложнении условий, полном или частичном ограничении дети экспериментальной группы лучше выполняют движение в основной фазе (р<0,01, р<0,001).

5. Разработанная и апробированная методика развития двигательных действий на основе многоуровневого подхода позволяет эффективно обучать основным движениям, что показывают результаты эксперимента.

Таблица 1

Сравнительные анализ показателей в ходьбе контрольной и экспериментальной

группы до и после эксперимента

№ Тест Ходьба по скамейке (8 м) Контрольная группа (п=31) Экспериментальная группа (п=44)

До После Р До После Р

1 Время прохождения дистанции с проговариванием «Голова и туловище прямо!», секунды 12,3±0,9 9,9±0,4 <0,01 9,4±0,6 8,2±0,4 <0,05

2 Фаза положения головы и туловища, баллы 2,2±0,1 2,7±0,1 <0,01 2,3±0,1 2,8±0,1 <0,01

3 Время прохождения дистанции с проговариванием «Держу равновесие!», секунды 13,2±1,0 14,5±4,0 <0,01 9,3±0,3 7,8±0,3 <0,01

4 Фаза удержания равновесия, баллы 2,1±0,1 2,7±0,1 <0,01 2,6±0,1 2,9±0,1 <0,01

5 Время прохождения дистанции с проговариванием «Меняю, меняю!», секунды 10,5±0,6 9,3±0,3 >0,05 8,8±0,3 7,5±0,2 <0,01

6 Фаза согласованности движений рук и ног, баллы 1,6±0,1 2,2±0,1 <0,01 1,9±0,1 2,6±0,1 <0,01

7 Время прохождения дистанции с проговариванием «Стопа прямо!», секунды 10,8±0,5 9,1±0,4 <0,05 10,8±0,5 7,4±0,2 <0,01

8 Фаза положения стопы, баллы 2,3±0,1 2,6±0,1 >0,05 2,3±0,1 2,9±0,1 <0,01

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.

2. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М. : Наука, 1980. - 278 с.

3. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) : учебник для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

4. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях : учеб. пособие для уч-ся пед. училищ по спец. № 2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях" и по спец. № 2002 "Дошкольное воспитание" / Д.В. Хухлаева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1984. - 208 с.

5. Таишева, М.М. Оценка физического развития детей дошкольного возраста по средним значениям коэффициента выносливости / М.М. Таишева, А.И. Яковлева, М.Д. Мосунова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 114-117.

Контактная информация: alla [email protected]

УДК 796.83

ИЗУЧЕНИЕ ВКЛАДА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В УСПЕШНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В РУКОПАШНОМ БОЕ

Михаил Александрович Факеев, аспирант,

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

(РГПУ им. А.И. Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье описывается алгоритм определения вклада показателей психомоторных функций в успешность освоения технических приемов в рукопашном бое на основе дискриминантного анализа.

Ключевые слова: психомоторные функции, дискриминантный анализ.

RESEARCH OF THE CONTRIBUTION OF INDICATORS OF PSYCHOMOTOR FUNCTIONS OF YOUNG ATHLETES TO SUCCESS OF MASTERING OF THE TECHNIQUES IN HAND-TO-HAND FIGHT

Michael Aleksandrovich Fakeev, the post-graduate student,

The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg

Annotation

The article depicts the algorithm of definition of the contribution of indicators of psychomotor functions to success of development of techniques in hand-to-hand fight on the basis of the discriminate analysis.

Keywords: psychomotor functions, discriminate analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ литературы показал, что в педагогической науке и практике все чаще применяются современные статистические методы обработки информации с целью принятия управленческих решений, в частности кластерный анализ данных [2 и др.].

Задачей исследования являлось определение вклада показателей психомоторных функций в успешность освоения технических приемов в рукопашном бое с применением дискриминантного анализа.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Тосненской районной детско-юношеской спортивной школы №1 и отделения Тосненской районной детско-юношеской спортивной школы №1 по рукопашному бою в поселке Сельцо Ленинградской области, а также государственного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 2» г. Тосно Ленинградской области. Всего к исследованию было привлечено 62 юных спортсмена, занимающиеся в спортивно-оздоровительной группе (9-10 лет, 21 чел.), в группе начальной подготовки (11-13 лет, 21 чел.) и в учебно-тренировочной группе (14-15 лет, 20 чел.).

Методика исследования заключалась в следующем. Изучались показатели психомоторных функций: точность воспроизведения мышечного усилия (методика дина-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.