УДК 796.07
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Василий Александрович Садовский, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщений (ДВГУПС)
г. Хабаровск
Аннотация
На деятельность центральной нервной системы работников локомотивных бригад, как одной из главных функциональных систем организма, оказывают влияние трудности производственного процесса и в частности сложности рельефного пути следования. В связи с этим в данной статье рассматривается возможность оптимизации управления двигательного компонента, профессиональной деятельности машинистов электровозов, посредством регулирования психофизического состояния.
Ключевые слова: условия профессиональная деятельность, средства прикладной физической культуры, функциональное состояние, физическая работоспособность, производительность труда, безопасность движения на железнодорожном транспорте.
OPTIMIZATION OF THE LOCOMOTIVE CREW’S PROFESSIONAL ACTIVITIES BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE
Vasiliy Alexandrovich Sadovskiy, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far East State University of Means of Communication,
Khabarovsk
Annotation
Difficulties of the production process and complexities of the tracks relief, in particular, exert influence on the central nervous system of the locomotive crew members. In this connection, the article deals with the possibility of optimizing the control of the motoring component, electric locomotion drivers' professional activities by regulating their psycho-physical state.
Keywords: conditions of professional activity, means of applied physical culture, functional state, physical working capacity, labor productivity, safety on railway transport.
ВВЕДЕНИЕ
Знание особенностей профессиональной деятельности, характера и условий производственных процессов является предпосылкой для рационального применения средств физической культуры в сфере труда. Учет же социальной и экономической значимости труда конкретного специалиста и динамика его изменения под воздействием направленных факторов физической культуры является залогом повышения производительности труда.
Труд, как источник благосостояния человека и общества давно находится под пристальным вниманием ученых. Различные стороны труда являются предметом изучения в социологии, физиологии, медицине, психологии, экономики и педагогике [18].
В настоящее время труд специалистов железнодорожных профессий рассматривается с позиции влияния «человеческого фактора» на оптимизацию жизнедеятельно -сти в физиолого-гигиенических и психолого-педагогических аспектах.
При решении задач оптимизации трудовой деятельности человека в условиях современных видов железнодорожного производства необходимо учитывать междисциплинарные связи. Такая связь позволит наиболее эффективно решать поставленную проблему.
В практике изучения профессиональной деятельности исследователи выделяют либо общие представления о сущности и структуре профессиональной деятельности, включая характер и условия современного труда в целом, либо специфические - отличительные характеристики, свойственные какой-то конкретной профессии, специаль-
lOl
ности или даже рабочему месту. В нашем случае преимущественный интерес представляют специфические особенности и отличительные характеристики профессиональной деятельности и условий труда, тенденции изменения и перспектива оптимизации а, следовательно, и пути повышения эффективности труда.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для получения таких данных обратимся к анализу имеющегося научнопрактического опыта и собственных исследовательских материалов конкретного вида труда: профессии машиниста и помощника машиниста электропоезда.
В последнее время в железнодорожной отрасли заметно возросло внимание к работоспособности (функциональному состоянию) и состоянию здоровья работников локомотивных бригад. Это объясняется ужесточением критериев профессионального медицинского отбора во врачебно-экспертных комиссиях, в связи с усложнением условий труда, интенсификацией перевозочного процесса и частотой несчастных случаев по причине «человеческого фактора». Кроме того, машинист и помощник машиниста это наиболее массовые профессии на железнодорожном транспорте и от них в немалой степени зависит безопасность движения поездов. Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется вопросам оптимизации профессиональной деятельности данной категории работников с позиции повышения работоспособности.
В ходе контрольных поездок с локомотивными бригадами, проведения хронометража основных двигательных действий и реакции организма по показателям ЧСС мы обратили внимание на весьма частые нештатные ситуации и факторы, которые вызывали изменения функционального состояния машиниста и его помощника:
1. Частичная неисправность электровоза (неисправность электропроводки подвижного состава, не срабатывание тормозов);
2. Неустойчивая работа двигателя электровоза;
3. Подъемы и спуски электровоза на сложных участках рельефного пути следования в сложных метеорологических условиях грузоперевозок;
4. Движение электровоза по переломному профилю пути, налегания хвостовой части состава и в последствии оттяжка головной части поезда с угрозой обрыва поезда;
5. Экстренное торможение при предотвращении наезда на железнодорожных переездах в населенных пунктах;
6. Мелкие (субъективные) нарушения: неправильное торможение на спусках, несвоевременный отпуск тормозов, незначительное (допустимое) превышение скорости движения поезда, монотонный шум двигателя, отсутствие вентиляции, напряжение шумовыми эффектами рации, изнурительная жара при отсутствии кондиционеров, отсутствие светофильтров от солнечных бликов и т.д.;
7. Суммарное накопление утомления и как следствие этого снижение работоспособности.
Знание общих причин, вызывающих нештатные ситуации, могут быть полезны при разработке рекомендаций по оптимизации труда данной категории работников железнодорожного транспорта.
Однако, более качественными могут оказаться инструкции по применению физических нагрузок до времени наступления неадекватных психофизиологических состояний в процессе труда, при прохождении предрейсового медицинского осмотра. Поэтому мы, рассмотрели контрольные поездки по одному маршруту, в качестве примера, приводим частный вариант.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Машинист электропоезда 2ВЛ-80С (т), 26 августа 2004 года на участке дистанции Хабаровск-2 - Ружино - Хабаровск-2 осуществлял провод поезда по рельефному пути в соответствии с режимной картой для служебного пользования, разработанной
профессором кафедры ЭПС ДВГУПС, В.В. Кравчуком при согласовании с руководителями ТЧ-3 и ТЧ-2, В.Г. Повисю и В.В. Бычек (2004).
До начала движения у машиниста возникало субъективное ощущение трудной рабочей смены по причине направления движения поезда - маршрута (в восточном направлении имеются более сложные участки пути, чем на западном направлении).
Функциональное состояние машиниста по показателям ЧСС на начало работы имеет различия с его помощником, которые выражаются в значениях 82 и 88 уд/мин, соответственно, при исходном пульсе 62 и 60 уд/мин (см. рис. 1).
Рис. 1. Зависимость ЧСС машиниста и его помощника от сложности рельефа пути на
перегоне ст. Хабаровск-2 - ст. Ружено
Начало движения поезда, набор скорости при движении по населенному пункту и проверка состояния электровоза, сопровождается повышенным психологоэмоциональным состоянием и функционированием сердечно-сосудистой системы. Так на отрезке дистанции 6-8-го км от станции Хабаровск-2, у машиниста наблюдается повышение ЧСС до 89 уд/мин, а у помощника наоборот, понижение пульса до 80 уд/мин. Это указывает на то, что машинист несет полную материальную и моральную ответственность за безопасность движения, тогда как помощник успокаивается при мысли «наконец-то поехали». Машинист же в свою очередь сосредотачивает свое внимание на наборе скорости до допустимых значений, состоянии электровоза и общем состояние поезда, выбирает необходимую позицию рычага управления при прохождении поворотов с минимальным радиусом.
На прохождении дистанции пути от ст. Хабаровск-2 до ст. Красная речка машинист находится в состоянии повышенного функционального напряжения до максимальной стоимости пульса - 88 уд/мин. Тогда как у помощника машиниста наблюдается минимальное значение пульса - 74 уд/мин.
На участке затяжного подъема дистанции (12-го км от ст. Хбаровск-2), ЧСС у машиниста постепенно снижается до 76 уд/мин.
Подобная кривая наблюдается и у помощника машиниста с некоторыми колебаниями до участка 8553-8554 км, где начинается опасный участок пути со сложным профилем и возможностью наступления обрывного места состава поезда (набегание хвостовой части поезда и впоследствии оттяжки головной части поезда), когда возникает необходимость удержания накатной скорости поезда. На данном участке движения наблюдается максимальное напряжение рабочего состояния машиниста до показателей ЧСС равных 87 уд/мин. Тогда как у помощника машиниста кривая функционального состояния значительно меньше и характеризуется с запаздыванием на 4-6 мин, что выражается в показателях ЧСС равных 80 уд/мин. на участке 8566-8567 км пути.
Подобный пик функционального состояния по показателям ЧСС у машиниста наблюдается и на участке сложного пути 8576-8584 км, где ЧСС составляет максимальные значения до 90 уд/ мин. У помощника машиниста - 84 уд/мин.
Таким образом, исследуя закономерности влияния сложности профильного пути следования на функциональное состояния бригады грузового состава электропоезда, можно сделать предварительный вывод о том, что сложный участок рельефного пути накладывает больший отпечаток на психолого-эмоциональное напряжение и ССС машиниста, чем помощника машиниста. Этот факт заставляет задуматься о причинах и сроках адаптации молодого специалиста к особенностям профессиональной деятельности машиниста электропоезда и процесса его подготовки. В свою очередь, возникающий дисбаланс между физической работоспособностью и повышенной пси-холого-эмоциональной ответственностью труда машиниста заставляет ставить вопрос «Какими средствами и методами можно избежать этого дисбаланса и снизить повышенное эмоциональное возбуждение?», т.е. привести в оптимальное рабочее состояние работников локомотивных бригад.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, предвидя по рельефной карте сложность пути и функциональную реакцию организма на его прохождение, становится возможным ее регулирование - повышая нагрузку физическими упражнениями (приседание, повороты головой, сгибание и разгибание рук в упоре стоя, выполняя элементы зрительной гимнастики и т.д.), передавая управление поездом помощнику машиниста и наоборот.
Для этого необходимо: обучить рабочий состав локомотивных бригад приемам саморегулирования функционального состояния средствами физической культуры; оптимизировать режим труда и активного отдыха с использованием нормированной физической нагрузки во время следования поезда; проводить консультаций по применению и использованию средств физической культуры во время прохождения медицинского контроля до начала поездки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вовк, А. А. Анализ динамики изменения производительности рабочего дня и рабочего периода : организация и нормирование труда // Экономика железных дорог. -2005. - № 4. - С. 74-79.
2. Вовк, А.А. Анализ динамики изменения производительной силы и интенсивности труда : организация и нормирование труда // Экономика железных дорог. -2005. - № 3. - С. 48-55.
3. Вовк, А. А. Анализ динамики изменения производительности труда работников и производительности коллектива дороги (структурных подразделений) // Экономика железных дорог. - 2005. - № 5. - С. 69-78.
4. Руководство по физиологии труда / под ред. З.М. Золиной, Н.Ф. Измерова. -М. : Медицина, 1983. - 528 с.
5. Жидких, В.П. Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов-строителей : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Жидких Виктор Петрович ; [Сибирская гос. акад. физ. культуры]. - Омск, 2000. - 324 с.
6. Колиненко, Е.А. Повышение уровня физического состояния работников железнодорожного транспорта средствами физической культуры : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Колиненко Елена Александровна ; [Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры]. - Хабаровск, 2001. - 170 с.
7. Садовский, В. А. Психолого-педагогические условия профессиональной физической подготовки студентов железнодорожных вузов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 79-84.
8. Садовский, В.А. Концепция профессионально-отраслевой физической культуры специалистов железнодорожного транспорта // Ученые записки университета
имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 73-79.
Контактная информация: [email protected] УДК 796:338.28; 796.078
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ
МНОГОУРОВНЕГО ПОДХОДА
Марианна Михайловна Таишева, преподаватель,
Дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 98, Санкт-Петербург Алла Ивановна Яковлева, преподаватель,
Дошкольное отделение ГОУ школы № 619, Санкт-Петербург,
Татьяна Владимировна Горбунова, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье приведены данные педагогического эксперимента сравнительного анализа результатов физической подготовленности детей дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах, занимающихся по разным программам физического воспитания.
Ключевые слова: многуровневый подход, специфические двигательные качества, воспитание, дети дошкольного возраста, уровни информационного насыщения.
DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL CAPACITY OF PRESCHOOL CHILDREN ON THE BASIS OF MULTILEVEL APPROACH
Marianna Mihailovna Taisheva, the teacher,
Preschool Educational institution kindergarten № 98,
Alla Ivanovna Yakovleva, the teacher,
Preschool Branch of school № 619,
Tatyana Vladimirovna Gorbunova, the senior teacher,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The present article contains the data of the pedagogical experiment connected with the comparative analysis of the physical fitness of pre-scholars. Children were divided into two groups, namely, the control group and experimental group with the different programs of physical education.
Keywords: multilevel approach, particular motor skills, upbringing, children of the preschool age, levels of informational saturation.
В процессе работы по учебной программе дополнительного образования детей дошкольного возраста «От здоровья через развитие к совершенству» мы пришли к пониманию, что многоуровневое развитие двигательных действий - есть процесс информационного насыщения, который включает в себя систематизацию средств и метод преподавания. Двигательная деятельность требует создания тесных и точных ассоциаций между поставленными двигательными задачами, сообщаемой информацией о действии и имеющимся двигательным опытом [5]. Для чего необходимо сочетание точного образа объяснения решающих моментов действия, доходчивой демонстрации и их направленного "прочувствования" в специально созданных условиях. В дополнение используются и другие методы, актуализирующие комплексные представления о движениях (зрительно-двигательные, психомоторные и т. д.) наряду с мобилизацией познавательных способностей занимающихся [3]. Данный подход позволяет детям экспериментальной группы в процессе занятий получить многообразный двигатель-