Научная статья на тему 'Оценка физического развития детей дошкольного возраста по средним значениям коэффициента выносливости'

Оценка физического развития детей дошкольного возраста по средним значениям коэффициента выносливости Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
374
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЭФФИЦИЕНТ ВЫНОСЛИВОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ENDURANCE FACTOR / PHYSICAL ACTIVITY / CHILDREN IN PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Таишева Марианна Михайловна, Яковлева Алла Ивановна, Мосунова Мария Дмитриевна

В статье приведены данные коэффициента выносливости относительно предложенной физической нагрузки детей дошкольного возраста, занимающихся по разным программам физического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Таишева Марианна Михайловна, Яковлева Алла Ивановна, Мосунова Мария Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the assessment of physical development of children in preschool age by average values of endurance factor

The article gives the data of factor of endurance to offered physical activity of children in preschool age that are engaged in different programs of physical development.

Текст научной работы на тему «Оценка физического развития детей дошкольного возраста по средним значениям коэффициента выносливости»

хологии / В.В. Довгуша, И.Д. Кудрин, А.И. Кудрин, А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин. -СПб. : Изд-во ГУП НИИ ПММ, 2003. - 105 с.

Контактная информация: sjuris@yandex.ru

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДНИМ ЗНАЧЕНИЯМ КОЭФФИЦИЕНТА ВЫНОСЛИВОСТИ

Марианна Михайловна Таишева, преподаватель,

Дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 98

Санкт-Петербург,

Алла Ивановна Яковлева, преподаватель,

Дошкольное отделение школы № 619 Санкт-Петербург,

Мария Дмитриевна Мосунова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье приведены данные коэффициента выносливости относительно предложенной физической нагрузки детей дошкольного возраста, занимающихся по разным программам физического развития.

Ключевые слова: коэффициент выносливости, физическая нагрузка, дети дошкольного возраста.

THE ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN IN PRESCHOOL AGE BY AVERAGE VALUES OF ENDURANCE FACTOR

Maryanna Mihajlovna Taisheva, the teacher,

Preschool educational kindergarten institution № 98 St.-Petersburg,

Alla Ivanovna Jakovleva, the teacher,

Preschool branch of school № 619 St.-Petersburg,

Maria Dmitrievna Mosunova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The article gives the data of factor of endurance to offered physical activity of children in preschool age that are engaged in different programs of physical development.

Keywords: endurance factor, physical activity, children in preschool age.

Исследование многоуровневого подхода в формировании двигательных действий прошло в три этапа: первый, создание учебной программы; второй, ее апробация на практике; третий, подтверждение значимости результатов исследования. Приведенное в статье исследование является частью эксперимента.

Цель исследования: проверить адаптацию организма ребенка к предъявляемой физической нагрузке.

Задача: сравнить статистические характеристики по каждому виду физической нагрузки в контрольной и экспериментальной группах.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ

Было обследовано две контрольные и две экспериментальные группы в начале и в конце учебного года. Контрольная группа занималась по программе «Детство», три занятия. Количество детей - 14 человек. Экспериментальные группы занимались по программе «От здоровья через развитие к совершенству». Причем, занятия проводи-

лись в двух дошкольных учреждениях, разными педагогами. В ДОУ №98 - 10 человек, в ДО школы №619 - 13 человек. Возраст детей - 5-6 лет.

Диагностика функциональных показателей выносится за рамки обычного занятия по общефизической подготовке (ОФП). Длительность занятия - 30 минут. Оно проводится по методу круговой тренировки. В диагностике участвуют два педагога по ОФП. В одном занятии обследуется четыре ребенка.

В начале занятия показатели измеряют в покое. Затем выполняется 6 видов физической нагрузки:

1) упражнения на месте и в ходьбе;

2) бег с изменением пространственных и временных параметров;

3) передвижения и перекаты;

4) общеразвивающие упражнения (ОРУ) в разных исходных положениях (ИП);

5) игровые задания;

6) упражнения на расслабление, в статическом и динамическом режимах.

После пяти минут измеряются частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД).

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для оценки функционального состояния организма используют показатели сердечно-сосудистой системы: систолическое, диастолическое и пульсовое давление (ПД). По частоте пульса (П) и пульсовому давлению (ПД) по формуле [1] рассчитывался коэффициент выносливости КВ [1]:

КВ=—х 100%.

ПД

Для выявления тенденции в изменении качественных и количественных показателей основных движений вычислялись среднее значение X и среднее квадратичное отклонение о по каждому параметру в обследуемой группе детей (табл. 1).

Таблица 1

Коэффициент выносливости (X + а)

Дата ДОУ В покое Виды упражнений

1 2 3 4 5 6

ноябрь 2008 №41 гр. А, Б 333±135 360±217 309±105 314±80,09 459±466 302±136 355±76

апрель 2009 313±72 335±193 332±202 260±40,25 283±91,7 253±65 386±193

ноябрь 2008 №98 гр. 7,8 287±65 262±49 272±73 239±38 273±43 381±184 352±163

апрель 2009 315±103 346±90 294±83 283±99 287±525 271±76 303±113

ноябрь 2008 №619 гр. 6 276±84 274±93 276±73 346±99 352±156 350±135 297±74

апрель 2009 335±96 294±86 291±103 378±202 294±92 344±213 322±103

ВЫВОДЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Контрольная группа:

Рис. 1 Рис. 2

ДОУ №41, объединенная группа А, Б. В начале учебного года анализ коэффициента выносливости по средним показателям дает следующую тенденцию (рис. 1). Скачок значения коэффициента выносливости не в самой активной части занятия (ОРУ) показывает слабую адаптацию к предложенной физической нагрузке. При уменьшении нагрузки в конце занятия значение коэффициента возвращается к первоначальному состоянию.

В конце учебного года самое высокое значение коэффициента выносливости приходится на начало занятия, затем его значение опускается ниже первоначального (рис. 2). Происходит увеличение нагрузки, а реакция организма не адекватна, коэффициент выносливости понижается. В конце занятия он повышается и становится выше исходного уровня. Это может говорить о накоплении утомления. Подобная реакция не соответствует оптимальной реакции организма на нагрузку.

Экспериментальные группы

ДОУ №98, объединенная группа 7, 8. Плавная реакция на предъявленную нагрузку: в начале года с пиком в конце занятия (рис. 3), в конце года среднее значение коэффициента выносливости практически не менялось, находилось на достаточно низком уровне в течение всего занятия (рис. 4). Разброс значений небольшой, особенно в конце года.

Рис. 3 Рис. 4

ДО школы №619, группа 6. Плавное повышение нагрузки во второй половине занятия в начале года (рис. 5). Появились признаки утомления к четвертому виду нагрузки, но к концу занятия среднее значение коэффициента выносливости приняло первоначальное значение. В конце года так же появились признаки утомления к четвертому виду нагрузки, но к следующему виду нагрузки средние показатели коэффициента выносливости стали адекватны предъявляемой нагрузке (рис. 6).

Рис. 5 Рис. 6

В экспериментальных группах работали два педагога по одной программе. Эффективность применяемого метода иллюстрирует тот факт, что в двух группах графики средних значений коэффициента выносливости похожи. Не наблюдается резких

колебаний значений при переходе от одного вида нагрузки к другому в течение всего занятия, что может говорить о том, что дети в экспериментальных группах адекватно реагируют на предъявляемую нагрузку. Следовательно, они адаптировались к данной физической нагрузке, которая предусмотрена экспериментальной программой на занятиях ОФП.

РЕЗЮМЕ

Оздоровительный эффект экспериментальной программы проявился в реакции организма на предъявляемую физическую нагрузку. При адаптации организма ребенка к определенной физической нагрузке график значений коэффициента выносливости имеет более плавную картину, без резких колебаний, и небольшой разброс значений в выборке. В контрольной группе наблюдаются резкие колебания коэффициента выносливости, которые не соответствуют интенсивности предложенной физической нагрузки, и большой разброс значений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и школьного возраста./Сост. Н. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. - СПб.: "Акци-дент",1995 - 32 с.

Контактная информация: alla vakovleva@pochta.ru

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК МЕТОД РАННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ БОРЬБОЙ

Николай Викторович Тычинин, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Первый сенситивный период развития основных физических способностей приходится на дошкольный возраст (4-7 лет). Поэтому более раннюю, чем 10 лет, подготовку мальчиков для занятий борьбой можно начинать игровым методом.

Ключевые слова: спортивная борьба, дети дошкольного возраста, подвижная игра, тренеры.

THE MOBILE GAME AS A METHOD OF EARLY PHYSICAL TRANING OF PRE '

SCHOOL CHILDREN IN WRESLING

Nikolaj Viktorovich Tychinin, the competitor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

4-7 years preschool period is a first sensitive period of development of the main physical abilities. Due to it the earlier than 10 years training period is possible to begin by game method

Keywords: wrestling, pre'school children, mobile games, coaches.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемная ситуация исследования определяется тем, что в педагогической практике традиционный подход детских тренеров ведет к упущению первого сенситивного периода (4-7 лет) для развития основных физических качеств (сила, быстрота, гибкость, ловкость). Связано это со строго регламентированным возрастным допуском к спортивным тренировкам. Альтернативой может быть ранняя физическая (предтре-нировочная) подготовка дошкольников игровым методом. В этой связи и существует необходимость разработки методики формирования структуры двигательных способ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.