Научная статья на тему 'Изучение вклада показателей психомоторных функций юных спортсменов в успешность освоения технических приемов в рукопашном бое'

Изучение вклада показателей психомоторных функций юных спортсменов в успешность освоения технических приемов в рукопашном бое Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
130
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психомоторные функции / дискриминантный анализ / psychomotor functions / discriminate analysis

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

В статье описывается алгоритм определения вклада показателей психомоторных функций в успешность освоения технических приемов в рукопашном бое на основе дискриминантного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article depicts the algorithm of definition of the contribution of indicators of psychomotor functions to success of development of techniques in hand-to-hand fight on the basis of the discriminate analysis.

Текст научной работы на тему «Изучение вклада показателей психомоторных функций юных спортсменов в успешность освоения технических приемов в рукопашном бое»

5. Таишева, М.М. Оценка физического развития детей дошкольного возраста по средним значениям коэффициента выносливости / М.М. Таишева, А.И. Яковлева, М.Д. Мосунова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 114-117.

Контактная информация: alla vakovleva@pochta.ru

УДК 796.83

ИЗУЧЕНИЕ ВКЛАДА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В УСПЕШНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В РУКОПАШНОМ БОЕ

Михаил Александрович Факеев, аспирант,

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

(РГПУ им. А.И. Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье описывается алгоритм определения вклада показателей психомоторных функций в успешность освоения технических приемов в рукопашном бое на основе дискриминантного анализа.

Ключевые слова: психомоторные функции, дискриминантный анализ.

RESEARCH OF THE CONTRIBUTION OF INDICATORS OF PSYCHOMOTOR FUNCTIONS OF YOUNG ATHLETES TO SUCCESS OF MASTERING OF THE TECHNIQUES IN HAND-TO-HAND FIGHT

Michael Aleksandrovich Fakeev, the post-graduate student,

The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg

Annotation

The article depicts the algorithm of definition of the contribution of indicators of psychomotor functions to success of development of techniques in hand-to-hand fight on the basis of the discriminate analysis.

Keywords: psychomotor functions, discriminate analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ литературы показал, что в педагогической науке и практике все чаще применяются современные статистические методы обработки информации с целью принятия управленческих решений, в частности кластерный анализ данных [2 и др.].

Задачей исследования являлось определение вклада показателей психомоторных функций в успешность освоения технических приемов в рукопашном бое с применением дискриминантного анализа.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Тосненской районной детско-юношеской спортивной школы №1 и отделения Тосненской районной детско-юношеской спортивной школы №1 по рукопашному бою в поселке Сельцо Ленинградской области, а также государственного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 2» г. Тосно Ленинградской области. Всего к исследованию было привлечено 62 юных спортсмена, занимающиеся в спортивно-оздоровительной группе (9-10 лет, 21 чел.), в группе начальной подготовки (11-13 лет, 21 чел.) и в учебно-тренировочной группе (14-15 лет, 20 чел.).

Методика исследования заключалась в следующем. Изучались показатели психомоторных функций: точность воспроизведения мышечного усилия (методика дина-

мометрии), быстрота сенсомоторного реагирования (методика РДО), частота движения в лучезапястном суставе, как показатель быстроты действий в заданном промежутке времени и способность распределять усилия во времени (методика теппинг-тест за 10 и 60 с), вестибулярная устойчивость (проба Ромберга) [1]. Проводилось также спортивно-педагогическое тестирование по специальной физической подготовке, включающей технику выполнения приемов рукопашного боя [3].

На основе суммы рангов, полученных на каждого спортсмена, в соответствии с правилами математической статистики (х±0,67о) были определены границы показателей для каждой группы. В спортивно-оздоровительной группе в 1 подгруппу были определены юные спортсмены, суммы рангов которых находилась в границах от 24,1 и менее; во 2 подгруппу - от 24,2 - 42,2 и в 3 подгруппу - 42,3 и более. В группе начальной подготовки в 1 подгруппу были включены юные спортсмены, суммы рангов которых находилась в границах от 24,3 и менее; во 2 подгруппу - от 24,4 - 44,5 и в 3 подгруппу - 44,6 и более. В учебно-тренировочной группе в 1 подгруппу были введены юные спортсмены, суммы рангов которых находилась в границах от 24,5 и менее; во 2 подгруппу - от 24,6 - 41,3 и в 3 подгруппу - 41,4 и более.

В результате проделанной работы в каждой группе юные спортсмены были разделены на подгруппы: 1 подгруппа - успешно осваивающие технические приемы по рукопашному бою; 2 подгруппа - недостаточно успешно осваивающие технические приемы по рукопашному бою; 3 подгруппа - неуспешно осваивающие технические приемы по рукопашному бою.

Для определения вклада каждого из исследуемых показателей в успешность освоения технических приемов проведен дискриминантный анализ, который позволил найти их средние значения в каждой группе по трем подгруппам. Дискриминантный анализ осуществлялся по методу введения всех независимых переменных вместе. Возможная принадлежность юных спортсменов к той или иной подгруппе устанавливалась в статистическом пакете SPSS for Windows, v. 13.0. В качестве группирующей переменной были включены юные спортсмены, распределенные на подгруппы. В исходную совокупность дискриминантных переменных были введены показатели исследуемых психомоторных функций.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты дискриминантного анализа, выраженные балльной оценкой исследуемых показателей по всем группам представлены на рисунках 1-3.

Мышечное чувство

□ 1 подгруппа □ 2 подгруппа □ 3 подгруппа

Рис. 1. Профили показателей психомоторных функций у детей спортивнооздоровительной группы (п = 21)

Анализ данных на рисунке 1 показывает, что в спортивно-оздоровительной группе показатели психомоторных функций оказывают значительное влияние на результативность выполнения юными спортсменами технических приемов, включенных в раздел специальной физической подготовки. Наблюдаются также существенные отличия между первой подгруппой и второй и третьей подгруппами по показателям способности распределять усилия во времени (теппинг-тест за 60с), быстроте сенсомо-торного реагирования (РДО), вестибулярной устойчивости (Ромберг-4 и Ромберг-5). Выявлено, что у юных спортсменов этой группы наибольший вклад в успешность освоения техники, входящую в специальную физическую подготовку, вносит вестибулярная устойчивость, как показатель развития функции равновесия. Точность прогнозирования полученной модели в спортивно-оздоровительной группе составила 81,0%.

В группе начальной подготовки результаты представлены на рисунке 2.

Мышечное чувство

| □ 1 подгруппа □ 2 подгруппа □ 3 подгруппа)

Рис. 2. Профили показателей психомоторных функций у детей группы начальной подготовки (п = 21)

Их анализ позволяет говорить о том, что в группе начальной подготовки показатели психомоторных функций также оказывают значительное влияние на результативность выполнения технических приемов, включенных в раздел специальной физической подготовки. Между подгруппами существенные отличия наблюдаются по показателям вестибулярной устойчивости (Ромберг-4), частоте движения в лучезапястном суставе, как показателе быстроты действий в заданном промежутке времени (теп-пинг-тест за 10с), способности распределять усилия во времени (теппинг-тест за 60с). В этой группе наибольший вклад в успешность освоения техники, входящую в специальную физическую подготовку, вносят частота движения в лучезапястном суставе за 10 секунд, как показатель быстроты действий в заданном промежутке времени и вестибулярная устойчивость. Точность прогнозирования полученной модели в группе начальной подготовки составила 95,2%.

В учебно-тренировочной группе наблюдается несколько иная картина различий исследуемых показателей в разных подгруппах, чем в спортивно-оздоровительной группе и группе начальной подготовки (рис. 3).

В данной группе показатели психомоторных функций значительно меньше оказывают влияние на результативность выполнения технических приемов, включенных в раздел специальной физической подготовки. По большинству показателей между второй и третьей подгруппами нет значительных различий, а показатели первой подгруппы незначительно лучше показателей второй и третьей подгрупп. В тоже время нами выявлено, что наибольшие отличия наблюдаются по показателю способности распре-

делять усилия во времени (теппинг-тест за 60с).

Мышечное чувство

| □ 1 подгруппа □ 2 подгруппа □ 3 подгруппа)

Рис. 3. Профили показателей психомоторных функций у детей учебно-тренировочной группы (п = 20)

Из исследуемых показателей в этой группе значимым остается только частота движения в лучезапястном суставе за 60 секунд, как показатель способности распределять усилия во времени. Нам представляется, что при подготовке юных спортсменов в возрасте 14-15 лет начинают преобладать другие виды подготовки, такие как тактическая и психологическая, а техническая уходит как бы на второй план. Точность прогнозирования полученной модели в учебно-тренировочной группе составила 89,5%.

Таким образом, в процессе проведения дискриминантного анализа получены высокие результаты прогнозирования изучаемых показателей (спортивнооздоровительная группа 81,0%; группа начальной подготовки - 95,2%; учебнотренировочная группа - 89,5%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате пошагового дискриминантного анализа в каждой возрастной группе юных спортсменов выявились наиболее значимые и характерные индивидуальные показатели, которые имеют определенную дифференцирующую способность в отношении конкретных типических групп.

Наиболее важным результатом проведенного нами дискриминантного анализа следует считать выделение в каждой возрастной группе юных спортсменов тех показателей психомоторных функций, которые имеют высокую значимость в специальной физической подготовке при освоении техники рукопашного боя.

В методическом отношении полученный фактический материал означает, что для создания базы технической подготовки в рукопашном бое в разном возрасте, особое внимание необходимо уделять разработке таких средств и методов тренировки, которые могли бы обеспечить развитие наиболее сильных сторон подготовленности и специфических показателей психомоторных функций. Все это не учитывается в процессе тренировки и вносит дополнительные трудности в работу тренеров детско-юношеских спортивных школ и секций по рукопашному бою.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландин, В.И. Функциональная готовность спортсменов и методы ее оценки : методические рекомендации / В.И. Баландин. - Л. : Изд-во Комитет по ФКиС, 1991. - 27 с.

2. Романов, Д.А. Научно-методические основы математизации педагогической науки и практики // Гуманизация образования. - 2009. - № 3. - С. 83-88.

3. Рукопашный бой : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М. : Советский спорт, 2004. - 116 с.

Контактная информация: mitin_evgenii@mail.ru

УДК 796.42

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СОРЕВНОВАНИЮ МЕТАТЕЛЕЙ КОПЬЯ

Хань Чао, аспирант,

Хао Цзюнь, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Оптимизация состояния готовности атлетов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям является актуальной задачей теории и практики спорта. Результатам экспериментальной проверки технологии формирования готовности метателей копья посвящена данная статья.

Ключевые слова: подготовленность, реализация подготовленности, общая готовность, специальная готовность.

FORMATION OF THE READINESS FOR COMPETITION OF SPEAR THROWERS

Han Chao, the post-graduate student,

Hao Tszjun, the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The optimization of readiness state of athletes at a stage of direct preparation for competitions is an actual problem of the theory and sports practice. The given article is devoted to the results of experimental check of technology of readiness formation among the spear throwers.

Keywords: readiness, readiness realization, general readiness, special readiness.

Реализация подготовленности в главных соревнованиях сезона является системообразующим фактором процесса подготовки в спорте. Анализ выступлений сильнейших спортсменов мира на главных соревнованиях сезона (Олимпийские игры, первенства Мира, Европы и т.п.) показывает, что только 20-25% их них показывают лучшие результаты на главных для себя соревнованиях. Разрешение вопросов оптимизации состояния готовности атлетов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям является актуальной задачей теории и практики спорта.

Для понимания сущности готовности спортсмена к соревнованию необходимо различать готовность и подготовленность. Подготовленность достигается в процессе многолетней спортивной подготовки [3]. Подготовленность в скоростно-силовых видах спорта определяется уровнем сформированности таких двигательных качеств, как сочетание силы и скорости движений, двигательных навыков точного, быстрого и сильного осуществления броска, равновесие, гибкость, выносливость, [4-8]. Готовность к соревнованиям - это оперативное состояние спортсмена, способствующее полному проявлению его подготовленности, то есть реализации всех его способностей в конкретном соревновании.

Особое значение решение проблемы формирования соревновательной готовно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.