Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты подготовки обучающихся к единому государственному экзамену в системе непрерывного математического образования'

Теоретические и практические аспекты подготовки обучающихся к единому государственному экзамену в системе непрерывного математического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты подготовки обучающихся к единому государственному экзамену в системе непрерывного математического образования»

В результате математической обработки данных мониторинга выявлены достоверные изменения в ходьбе 10 м с изменением условий выполнения движения в ГБДОУ №59 в 2 тестах, с ограничением слуха и в ходьбе спиной <0,01 и <0,001 соответственно.

В ГБДОУ №70 - в трёх тестах в ходьбе по скамейке, в ходьбе спиной и в ходьбе с сохранением ритма (<0,01). В ГБДОУ №70 инструктор по ФК ведет ритмику и обращает внимание на удержане позы.

Экспериментальная группа ГБДОУ №98 наблюдается положительная динамика в в 2 тестах: ходьба после просмотра видеозаписи и в ходьбе с сохранением ритма. В ГБДОУ №98 исходные показатели в начале учебного года были высокими. Этим объясняется незначительный прирост результатов в тестах (<0,01).

В экспериментальной группе ГБОУ СОШ №619 наблюдаются достоверные различия в 10 тестах в ходьбе с изменением условий выполнения движения (<0,01, <0,001).

Выводы:

1. В контрольных группах не наблюдается систематической работы по фазам движения (ходьба 10 м). Педагог обучает детей опираясь на свой опыт работы и интуицию.

2. Педагоги контрольных групп не ставят перед собой задачу качественного формирование движения, которое происходит благодаря многократному

выполнению одного и того же движения в изменяющихся условиях. Очень мало уделяется времени ходьбе, она используется только в качестве разминки.

3. Применение различных двигательных заданий с изменением условий выполнения упражнений способствует развитию координационных способностей дошкольника на основе ощущений, умений контролировать свои действия, изменять их последовательность в соответствии с заданием.

Литература

4. Лескова Г.П., Ноткина Н.А. Оценка физической подготовленности дошкольников / Г.П. Лескова., Н. Ноткина //Дошкольное воспитание №9. - М., 1989. - С. 35-43.).

5. Петренкина Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного

возраста. Дис.... канд. пед. наук / Н.Л. Петренкиной.

- Спб., 2004. - 200 с.

6. Таишева М.М., Яковлева А.И., Горбунова Т.В. Развитие двигательных действий на основе многоуровневого подхода. Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» №12 (70); НГУ им. П.Ф. Лесгафта. -Спб., 2010 г. - С.105-108.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО

МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реализация непрерывного математического образования в системе «школа-вуз» в рамках деятельности муниципальных учреждений дополнительного образования детей и центров довузовского или дополнительного образования, созданных при вузах, предоставляют реальную возможность проявить личностные качества, определить особенности познавательной деятельности, тип активности субъекта, создать дидактические и психологические условия осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне интеллектуальной, личностной и социальной активности.

Математика как учебный предмет обладает большими возможностями с точки зрения создания условий для интеллектуального и личностного становления обучающихся [1].

Непрерывность и преемственность процесса образования должны обеспечиваться на любом этапе обучения в рамках реализации цепочки «школа - довузовское образование - вуз - послевузовское образование, самообразование» с учетом требований компетентностного и лич-ностно-ориентированного подходов.

Преподавание математики в старшей школе встречается со многими проблемами, из которых выделим две.

Жидова Любовь Александровна

Канд. пед. наук, доцент каф. матем. анализа ТГПУ, г. Томск

Первая - низкая мотивация учащихся, снижение общественной ценности получения качественного общего образования, отсутствие у старшеклассников навыка самостоятельной работы и опыта восприятия серьезных математических идей, самостоятельного применения и осмысления математического аппарата. Вторая - дефицит педагогических кадров, не позволяющий провести комплектование школ квалифицированными специалистами, и сокращение аудиторных часов по математике, которое произошло по многим, в основном объективным, причинам. На сегодняшний день данные проблемы распространены очень широко, и их решением вынуждены заниматься преподаватели вузов на базе школ, муниципальных учреждений и вузовских центров дополнительного образования детей.

Создание в системе «школа - довузовское образование - вуз - послевузовское образование, самообразование» специальной образовательной среды, включающей профильные классы, проведение подготовительных курсов по подготовке к вступительным экзаменам в вузы и ЕГЭ, мастер-классов, проектных исследований, профориентации и карьерного консультирования, репетиционного

(пробного) тестирования в формате ЕГЭ, проведение ежегодных математических олимпиад, научно-практических конференций и т. п., содействует общему интеллектуальному развитию учащихся, формированию универсальных учебных действий, реализации целей математического образования с точки зрения компетентностного подхода.

Опыт показывает, что выпускники школ не имеют уровень знаний, достаточный для поступления в вуз. Поступающие нуждаются в дополнительной подготовке. Такую подготовку, учитывающую требования как единого государственного экзамена, так и вступительных экзаменов в вузы можно получить на подготовительных курсах - еженедельных занятиях, которые ведут вузовские преподаватели и сотрудники, авторитетные специалисты и ученые, имеющие многолетний опыт работы с абитуриентами, на базе муниципальных учреждений дополнительного образования детей и центров довузовского или дополнительного образования, созданных при вузах.

Курсы направлены на систематизацию знаний, накопленных за годы учебы в школе, углубленное изучение наиболее сложных тем, знакомство со специальностями и специализациями вуза, психологическую готовность к вступительным испытаниям. В ходе курсов обучающиеся получают опыт написания ЕГЭ в реальных условиях и оценки своих знаний и навыков, анализируют работы и разбирают типичные ошибки, в том числе и технические, овладевают техниками, позволяющими лучше усваивать учебный материал, различными подходами к планированию времени и оценке собственных возможностей и др.

С педагогической точки зрения отечественный единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой тест успеваемости. Отметим, что сегодня в задания ЕГЭ стали включать содержательные (а не только одноходо-вые или однотипные) задачи, в том числе задачи по геометрии.

Тестовая форма проверки знаний является трудной для учащихся, поскольку традиционно в школах знания по математике проверяются проведением контрольных работ, и у учеников недостаточно сформирован опыт выполнения тестовых заданий [3].

По результатам ЕГЭ проверяется не только умение обучающегося решать содержательные задания по математике, но и его умение подбирать наиболее разумный ответ, применять свои знания в нестандартных ситуациях. У учащихся возникает необходимость применять рациональные приемы счета, выполнять преобразования в уме, оценивать правильность получившегося ответа.

Учитывая опыт проведения занятий по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике, предлагаются следующие рекомендации для реализации подобных занятий:

1. Осуществлять психологическую подготовку к ЕГЭ. Необходимо формировать у учащихся твердое убеждение в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл.

2. Следует учить школьников технике сдачи теста. Эта техника включает следующие моменты:

а) обучение постоянному жесткому самоконтролю времени;

б) обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий;

в) обучение прикидке границ результатов;

• Методическая подготовка к ЕГЭ заключается в том, что учащиеся должны выполнять сначала тематические тесты, которые построены по принципу «от простых к сложным». И только в конце подготовки предлагать ученикам комплексные тесты. Все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени. Нужно учить использовать личный запас знаний, учить учащихся общим универсальным приемам и подходам к решению, нестандартному мышлению, применять различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.

Анализ заданий ЕГЭ по математике, а также, проводимая нами на начальном этапе подготовки к ЕГЭ диагностика знаний учащихся позволили сделать вывод о тех темах, на которые нужно обратить особое внимание при подготовке обучающихся к единому государственному экзамену:

1. Задачи на проценты. Нужно обратить внимание учащихся, что процент зависит от величины, от которой он исчисляется.

2. Дробно-рациональные уравнения и неравенства. При решении уравнений учащиеся не учитывают область допустимых значений. А при решении неравенств не учитывают знак знаменателя.

3. Иррациональные уравнения. Необходимо обратить внимание на определение арифметического квадратного корня, на область допустимых значений и на посторонние корни.

4. Уравнения и неравенства с модулем. Учащиеся не всегда знают алгебраическое понятие модуля, и графическое представление функций, содержащих модуль.

5. Текстовые задачи на движение по прямой и по воде, на совместную работу, на сплавы и смеси. Изложенные выше рекомендации по подготовке

учащихся к ЕГЭ по математике применяются на практике в учреждениях дополнительного образования. При этом можно отметить, что все обучающиеся, прошедшие подготовку к ЕГЭ по математике, сдали экзамен, поступили и успешно обучаются на бюджетной основе в различных высших учебных заведениях.

Список литературы

1. Агаханов Н. Х. Средовый подход как условие развития математически одаренных школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 1 (129). С. 120-124.

2. Нейман Ю.М., Королёва Т.М., Маркарян Е.Г. Математика. ЕГЭ. Учебно-справочные материалы. М.: Просвещение, 2011. 287 с.

3. http://www.fipi.ru/ Web-сайт Федерального института педагогических измерений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.