Инновационные образовательные технологии в вузе
УДК 378.147
РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИБГАУ
А. В. Кукарцев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Представлен опыт использования проектных методов обучения на основе технологии междисциплинарного проектирования кафедрой «Менеджмент» Инженерно-экономического факультета СибГАУ.
Ключевые слова: активные методы обучения, проектное обучение, междисциплинарный метод.
REALIZATION OF RESEARCH AND DEVELOPMENT PROJECTS USING THE ACTIVE TEACHING METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN SibSAU
А. V. Kukartsev
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The experience of using ofproject teaching methods, basing on the cross-disciplinary method by Management Chair of Engineering-Economical Faculty of SibSA U.
Keywords: active teaching methods, project teaching, cross-disciplinary method.
Повышенный интерес к активным методам обучения обусловлен реальной диалектикой современного социального развития. Как известно, появившаяся общественная потребность двигает науку вперед быстрее, чем университеты. Поэтому интерес к методам активного обучения как никогда высок и разнообразен. Использование современных обучающих методов в образовательном процессе университета является необходимым условием подготовки высокопрофессиональных специалистов.
Проектное обучение - это модель в большей степени внеаудиторного обучения, исключающая практику коротких, изолированных уроков, с акцентом на междисциплинарном, долговременном обучении, в центре которого находятся сами обучаемые, а решаемые проблемы являются реальными.
Одним из важных преимуществ проектного обучения является мотивация студентов при их вовлечении в обучение. Ведь студенты сами определяют вопросы, свои интересы и принимают решения по поводу того, как найти ответы на поставленные задачи и решить проблему. Проектное обучение также использует преимущества междисциплинарного обучения, поскольку студенты применяют и интегрируют знания, полученные в разных учебных дисциплинах [1].
Успешное применение метода проектного обучения возможно при условии качественной методической подготовки инструктора-преподавателя, которая включает:
- знание принципов и требований к подбору объектов проектной деятельности студентов;
- знание методики и организации учебного проектирования;
- умение планировать деятельность студентов в процессе проектного обучения;
- умение организовать систематический контроль работы студентов;
- подготовка необходимых методических и дидактических материалов.
Решение групповых задач научно-инновационного проекта в контексте менеджмента предполагает ознакомление не только с основными принципами управления организацией, но и формирование специальных навыков менеджера. Анализ структур управления организацией, умение детализировать деятельность предприятия, «видеть» и описывать работу структурных подразделений, формировать зоны ответственности руководителей и исполнителей бизнес-процессов - эти и другие прикладные задачи были успешно решены в ходе выполнения научно-инновационных проектов.
Начиная с 2008 года кафедрой «Менеджмент» ИЭФ СибГАУ реализуются проектно-ориентирован-ные технологии командного обучения. В проектах была использована методика междисциплинарного проектного метода командного обучения. Студенты специальностей 080507 «Менеджмент организации» и 080506 «Логистика и управление цепями поставок» под руководством куратора - доцента кафедры менеджмента составили рабочую группу проекта. При этом учитывался ряд ограничивающих факторов: выбор студенческой аудитории, учебный план и др.
Помимо этого необходимо обеспечить интеграцию учебных дисциплин в один проект, максимально приблизить знания теоретического материала к реальности и заинтересовать студентов в выполнении проекта.
Было определено, что проект будет итоговым (освоение студентами учебного материала оценивается по результатам выполнения проекта в целом), практи-ко-ориентированным, с непосредственной координацией руководителя рабочей группы.
Проект начался с определения сроков его проведения и установления контрольных дат. Был разработан график Гантта с указанием этапов выполнения проекта по месяцам (см. таблицу).
Для реализации проекта необходима группа студентов, желающих участвовать в проекте и получить новые знания и навыки. Также потребовалась учебная аудитория для проведения групповых еженедельных встреч. Для презентации готового проекта потребовалась аудитория, оборудованная компьютером и мультимедийным проектором.
В сентябре был объявлен набор в рабочую группу проекта. Для обеспечения студентов необходимыми материалами были проанализированы возможности доступа к информационным источникам в университете СибГАУ (интернет-классы, информационные базы, библиотечные ресурсы). Для проведения презентации была заключена договорённость с ответственными за оборудование работниками вуза.
На подбор методического материала было запланировано 10 дней. Для обеспечения поддержки НИП со стороны ведущих преподавателей и решения вопроса по обеспечению необходимым оборудованием планировалась одна неделя.
Планирование работы команды включало разработку этапов выполнения проекта студентами (см. рисунок). В свою очередь этап выполнения проекта был разбит на несколько промежуточных процессов:
- интервью сотрудников деканата ИЭФ;
- анализ деятельности деканата ИЭФ на основе нормативных актов;
- построение реальной модели бизнес-процессов деканата ИЭФ;
- определение реальной нагрузки и ответственности сотрудников деканата ИЭФ;
- совершенствование реальной модели бизнес-процессов деканата ИЭФ;
- определение нагрузки и ответственности сотрудников деканата ИЭФ идеальной модели бизнес-процессов;
- стажировка рабочей группы в деканате ИЭФ;
- разработка идеальной модели бизнес-процессов деканата ИЭФ;
- разработка предложений по совершенствованию бизнес-процессов деканата ИЭФ.
В зависимости от решений, принимаемых проектной группой в ходе выполнения проекта, график работы можно было гибко изменять, но в заданных временных рамках.
Документирование процесса обучения заключалось в подготовке секретарём команды еженедельных планов проведения встреч и еженедельных протоколов совещанийпо проделанной работе. Также планировалась подготовка и сдача финального отчёта.
Публичная защита проекта началась с его презентации, которая должна подготовлена в программе Power PointPresentation длительностью 15 минут.
Комиссия, состоящая из декана и сотрудников де-
каната ИЭФ, заведующих кафедрами менеджмента и логистики, представителя отдела управления качеством, уполномочена задавать вопросы по представленной теме НИП. На защиту приглашаются преподаватели и студенты ИЭФ.
Работа над проектом началась с вводного занятия, на котором студентам было рассказано о методе проектного обучения, целях научно-инновационного проекта, его содержании и графике работы. На этой же встрече студенты распределили функциональные роли (лидер, секретарь, аналитики, презентатор, генератор идей). Роли периодически перераспределялись. Так, каждый студент мог выполнять функции и лидера, и секретаря, и аналитика. При этом учитывалось желание каждого студента и мнение команды в целом о наиболее эффективном распределении ролей.
Под цели проекта был открыт электронный ящик, на который отсылались материалы проекта и актуальная информация, объявления и пр. Также через Интернет постоянно осуществлялась связь преподавателей со студентами и членов команды друг с другом.
Каждую неделю лидер и секретарь команды готовили отчёты о проделанной работе за неделю, которые в протоколах прилагались к финальному отчету проекта. Кроме того, в обязанности секретаря входили подготовка и предоставление руководителю проекта повестки следующей встречи, а также ведение протоколов заседаний рабочей группы.
В качестве основных задач проекта были определены: моделирование существующих бизнес-процессов подразделения вуза, определение существующей нагрузки его персонала методом РАЗУ, а также совершенствование бизнес-процессов, в том числе путем перераспределения нагрузки.
В результате выполнения проекта получены следующие результаты:
- в программной среде AllFusion Process Modeler создана IDEFO-модель существующих бизнес-процессов деканата ИЭФ СибГАУ, позволяющая определить взаимодействие персонала и его функциональную нагрузку;
- с помощью матрицы разделения административных задач управления (метод РАЗУ) исследована трудоемкость функций и задач сотрудников деканата, проведен расчет нагрузки штатных сотрудников деканата;
- разработана идеальная модель бизнес-процессов деканата ИЭФ СибГАУ (в AllFusionProcessModeler) с учетом результатов интервью сотрудников деканата и расчетов матрицы РАЗУ.
Таким образом, были получены модели бизнес-процессов деканата ИЭФ, объединив которые в единую систему, мы получили общую модель бизнес-процессов подразделения университета в формате IDEFO. На основе достоверной информации о деятельности деканата ИЭФ была создана реальная модель бизнес-процессов в стандарте IDEF0. С использованием матрицы РАЗУ определены слабые места бизнес-процессов и предложена модель с равномерной нагрузкой персонала деканата. На основе разработанных моделей предложены мероприятия по совершенствованию бизнес-процессов структурного подразделения университета - деканата ИЭФ.
График Ганта реализации студенческого научно-инновационного проекта
№ Деятельность команды Календа рный срок выполнения (мес.)
Сен. Окт. Ноя. Дек. Янв. Фев.
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Организационное планирование работы
2 Формирование методического обеспечения проекта
3 Разработка методики оценки результатов
4 Формирование команды, распределение ролей и функциональных обязанностей
5 Уточнение организационных вопросов*
6 Постановка целей и задач проектной группы и разработка студентами плана работы над проектом
7 Изучение теории и методов управления бизнес-процессами
8 Интервью сотрудников деканата ИЭФ
9 Анализ деятельности деканата ИЭФ на основе нормативных актов
10 Построение реальной модели бизнес-процессов деканата ИЭФ
11 Определение реальной нагрузки и ответственности сотрудников деканата ИЭФ
12 Совершенствование реальной модели бизнес-процессов деканата ИЭФ
13 Определение нагрузки и ответственности сотрудников деканата ИЭФ идеальной модели бизнес-процессов
14 Стажировка рабочей группы в деканате ИЭФ
15 Разработка идеальной модели бизнес-процессов деканата ИЭФ
16 Разработка предложений по совершенствованию бизнес-процессов деканата ИЭФ
17 Презентация проекта
18 Анализ выполненной работы
19 Подготовка финального отчета
20 Подготовка публикации в сборнике научно-практической конференции
План работ НИП
Инновационные образовательные технологии в вузе
На начальном этапе на основе Положения о подразделении была формализована структура управления деканатом, определены ее недостатки (проблемы соподчиненности уровней управления). Также для моделирования бизнес-процессов подразделения создали дерево функций деканата.
Анализ реальной и идеальной моделей бизнес-процессов деканата ИЭФ позволил выявить функции деканата, которые в полной мере соответствуют реальной модели, частично ее повторяют или отсутствуют в подразделении. В итоге была разработана идеальная модель бизнес-процессов предприятия в стандарте ГОБР0.
В идеальной модели бизнес-процессов предложены изменения организационной структуры деканата (согласующиеся с существующим Положением о деканате).
В рамках научно-инновационного проекта была использована методика междисциплинарного проектирования на основе активных методов обучения. В результате, помимо совершенствования деятельности структурного подразделения вуза, была получен не менее важный результат: формирование навыков командной работы участников проекта, являющихся основой будущей квалификации выпускников вуза по специальности «Менеджмент организации» и «Логистика и управление цепями поставок».
Развитием студенческого научно-инновационного проекта «моделирование бизнес-процессов подразделений СибГАУ» явился ряд публикаций в сборниках научно-практических конференций.
Материал и тематика данного научно-исследовательского стала основой будущих выпускных квалификационных работ по специальностям 080507 «Менеджмент организации» и 080506 «Логистика и управление цепями поставок» в рамках сквозного дипломного проектирования.
Результаты реализованного научно-инновационного проекта предлагается использовать в рамках деятельности структурных подразделений университета (создание системы должностных инструкций), отдела управления качеством (сертификация по системе ISO 9000, управление системой менеджмента качества университета), учебных курсах «Управление бизнес-процессами», «Процессный подход к управлению организацией», «Реинжиниринг логистических бизнес-процессов промышленных предприятий».
Изложенная в статье методика обучения была неоднократно апробирована на факультете и в рамках хоздоговорных работ, и в рамках учебного курса, и в рамках НИП. За несколько лет были получены положительные отзывы о результатах проектов со стороны службы управления качеством вуза, базовых предприятий, деканов, зав. Кафедрами, профессорско-преподавательским составом, студентами. Методика междисциплинарного проектирования доказала свою эффективность в приобретении ключевых навыков менеджера.
Библиографическая ссылка
1. Кузнецова В. А., Голубицкая Н. Г. Междисциплинарный проектно-ориентированный метод командного обучения : метод. руководство для преподавателей ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2007. 45 с.
Reference
1. Kuznetsova V. A., Golubitskaja N. G. Mezhdistsiplinarny proektno-orientirovannij metod komandnogo obuchenija : metodicheskoe rukovodstvo dlja prepodavatelej (Cross-disciplinary project-oriented method of command teaching: methodical instruction for teachers). Krasnoyarsk, SibSAU, 2007, 45 p.
© Кукарцев А. В., 2014
УДК 37.02
АУДИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНЫХ СРЕДСТВ
Я. А. Лысых
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89 E-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы оптимального аудиального сопровождения электронных учебных средств. Представлены результаты диагностики восприятия учениками учебной информации, представленной в текстовой и аудиальной формах. В статье впервые дается аргументация уровня аудиации для текстов разной сложности и информационной нагрузки.
Ключевые слова: восприятие, аудиальные средства обучения, коэффициент понимания.