На начальном этапе на основе Положения о подразделении была формализована структура управления деканатом, определены ее недостатки (проблемы соподчиненности уровней управления). Также для моделирования бизнес-процессов подразделения создали дерево функций деканата.
Анализ реальной и идеальной моделей бизнес-процессов деканата ИЭФ позволил выявить функции деканата, которые в полной мере соответствуют реальной модели, частично ее повторяют или отсутствуют в подразделении. В итоге была разработана идеальная модель бизнес-процессов предприятия в стандарте ГОЕР0.
В идеальной модели бизнес-процессов предложены изменения организационной структуры деканата (согласующиеся с существующим Положением о деканате).
В рамках научно-инновационного проекта была использована методика междисциплинарного проектирования на основе активных методов обучения. В результате, помимо совершенствования деятельности структурного подразделения вуза, была получен не менее важный результат: формирование навыков командной работы участников проекта, являющихся основой будущей квалификации выпускников вуза по специальности «Менеджмент организации» и «Логистика и управление цепями поставок».
Развитием студенческого научно-инновационного проекта «моделирование бизнес-процессов подразделений СибГАУ» явился ряд публикаций в сборниках научно-практических конференций.
Материал и тематика данного научно-исследовательского стала основой будущих выпускных квалификационных работ по специальностям 080507 «Менеджмент организации» и 080506 «Логистика и управление цепями поставок» в рамках сквозного дипломного проектирования.
Результаты реализованного научно-инновационного проекта предлагается использовать в рамках деятельности структурных подразделений университета (создание системы должностных инструкций), отдела управления качеством (сертификация по системе ISO 9000, управление системой менеджмента качества университета), учебных курсах «Управление бизнес-процессами», «Процессный подход к управлению организацией», «Реинжиниринг логистических бизнес-процессов промышленных предприятий».
Изложенная в статье методика обучения была неоднократно апробирована на факультете и в рамках хоздоговорных работ, и в рамках учебного курса, и в рамках НИП. За несколько лет были получены положительные отзывы о результатах проектов со стороны службы управления качеством вуза, базовых предприятий, деканов, зав. Кафедрами, профессорско-преподавательским составом, студентами. Методика междисциплинарного проектирования доказала свою эффективность в приобретении ключевых навыков менеджера.
Библиографическая ссылка
1. Кузнецова В. А., Голубицкая Н. Г. Междисциплинарный проектно-ориентированный метод командного обучения : метод. руководство для преподавателей ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2007. 45 с.
Reference
1. Kuznetsova V. A., Golubitskaja N. G. Mezhdistsiplinarny proektno-orientirovannij metod komandnogo obuchenija : metodicheskoe rukovodstvo dlja prepodavatelej (Cross-disciplinary project-oriented method of command teaching: methodical instruction for teachers). Krasnoyarsk, SibSAU, 2007, 45 p.
© Кукарцев А. В., 2014
УДК 37.02
АУДИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНЫХ СРЕДСТВ
Я. А. Лысых
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89 E-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы оптимального аудиального сопровождения электронных учебных средств. Представлены результаты диагностики восприятия учениками учебной информации, представленной в текстовой и аудиальной формах. В статье впервые дается аргументация уровня аудиации для текстов разной сложности и информационной нагрузки.
Ключевые слова: восприятие, аудиальные средства обучения, коэффициент понимания.
AUDIO SUPPORT TRAINING TOOLS
Y. A. Lysykh
Krasnoyarsk State Pedagogical University name after V. P. Astafiev 89, Ada Lebedeva str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article discusses the use of auditory resources in the educational process. Results of diagnostics of perception are presented by pupils of the educational information presented in text and audio forms. Reasonable recommendations are provided to submission of audio information in educational process. The article first gives a reasoning level audio for texts of varying complexity and information load.
Keywords: perception, auditory learning tools, the coefficient of understanding.
Актуальность темы исследования настоящей статьи обусловлена тем, что современные технологии мультимедиа позволяют создавать качественные средства обучения, использующие презентации, звук и видео. Распространение подобных средств обучения заставляет критически взглянуть на их дидактические качества, как с точки зрения психологии восприятия, так и с образовательных позиций. Между возможностью аудиального сопровождения учебной электронной информации и отсутствием теоретических и практических технологий аудиального сопровождения возникает главное противоречие, которое определяет проблему - какой должна быть технология ау-диации учебного электронного текста. При использовании средств мультимедиа возникает проблема, связанная с некомфортностью восприятия. Данные средства, улучшая наглядность, провоцируют трудности с их восприятием. Кроме того, можно констатировать, что в научной литературе мало внимания уделяется вопросам использования аудиальных средств в учебном процессе.
Цель работы - выявить зависимость качества восприятия от степени аудиации текста.
Восприятие - это поистине сложный «психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя» [1].
Аудиальные средства обучения - это комплекс аппаратуры, обеспечивающий запись и воспроизведение звука. В этом комплексе носителями информации являются: грампластинки, магнитофонные записи на кассетах, магнитная лента, гибкие магнитные диски, лазерные диски, жесткие диски и флеш-накопители [3].
Доля аудиальных средств в процессе обучения все время увеличивается. Происходит это благодаря прогрессу техники и связанному с ним развитию стереофонии, позволяющему использовать как в классной, так и во внеклассной работе с учащимися проигрыватели, радио и магнитофоны, а также персональные компьютеры, т. е. средства, которые имеют безусловные дидактические достоинства. Эти средства оказывают учителю неоценимую помощь на уроках по различным предметам [2].
Для диагностики качества восприятия учебной информации в рамках данного исследования были отобраны 4 группы школьников по 6 человек в воз-
расте 13-14 лет, гомогенных по успеваемости и восприятию. Двое в каждой группе были аудиалами, двое визуалами и двое - кинестетиками.
Каждой группе предоставлялись разные по стилю тексты:
1. Учебный текст из учебника информатики за 8 класс, тема «Кодирование информации».
2. Инструкция по технике безопасности в кабинете биологии.
3. Художественный текст В. Шекспир «Гамлет».
Первая группа получила текстовый распечатанный
формат.
У второй группы также был распечатанный текст, но озвучивались только основные моменты и идеи (20 % аудиации).
У третьей группы был распечатанный текст и зачитывался основной материал, формулы, понятия, определения с пояснениями (50 % аудиации).
Четвертой группе полностью зачитывался текст (100 % аудиации).
После изучения текстов каждой группе был выдан тест на понимание основных идей, понятий, терминов.
Для обработки результатов было введено понятие «коэффициент понимания». Для определения коэффициента понимания необходимо по результату представленной информации провести ряд тестов. К будет равно отношению правильных ответов к количеству вопросов.
Лпр. ответов
К =-
Лвопросов
Для распределения данного коэффициента по уровню понимания было принято, что:
- если К находится в промежутке от 0,8 до 1, то можно констатировать высокий коэффициент понимания;
- если К находится в промежутке от 0,5 до 0,8, то можно констатировать средний коэффициент понимания;
- если К находится в промежутке от 0,3 до 0,5, то можно констатировать низкий коэффициент понимания;
- если К ниже 0,3, то можно констатировать очень низкий коэффициент понимания.
По итогу проведения диагностических процедур были получены следующие результаты:
При ознакомлении с учебным текстом у первой группы был диагностирован К равный 0,4, что соответствует низкому коэффициенту понимания. У второй группы К находился на уровне 0,6, что релевантно среднему коэффициенту понимания. У третьей группы К был выявлен на уровне 0,8, что соответствует высокому коэффициенту понимания. У последней группы, К находился на уровне 0,3, что позволяет говорить о очень низком коэффициенте понимания.
Необходимо отметить, что во время исследования в тексте встречались новые понятия, формулы и поэтому частичное озвучивание с пояснениями дало более высокий коэффициент понимания. Кроме того, можно констатировать, что сложным в восприятии оказалось полное отсутствие аудиации и 100 % ау-диация без наглядного текста. Полученные результаты наглядно продемонстрированы на рис. 1.
При знакомстве с инструкцией по технике безопасности у первой группы был выявлен средний К = 0,3, что соответствует очень низкому коэффициенту понимания. У второй группы К находился на уровне 0,9, что позволяет говорить о высоком коэффициенте понимания. У третьей группы К был выявлен на уровне 0,6, что соответствует среднему коэффициенту понимания. У четвертой был диагностирован К, равный 0,5, то есть низкий коэффициент понимания.
Таким образом, на данном этапе диагностики высокий коэффициент понимания выявлен у второй группы, в которой из текста озвучивались только основные моменты техники безопасности. Низкий коэффициент был у первой группы при полном отсутствии аудиации. Полученные результаты наглядно продемонстрированы на рис. 2.
5 0,8 I 0,6
I 0,4 0,2
о
* 0
0% 50% 100%
%аудиации
150%
Рис. 1. Результаты диагностики коэффициента понимания учебного текста
1 0,8 0,6 0,4 0,2 0
о о
0% 50% 100%
%аудиации
150%
Данные рисунка позволяют сделать вывод, что доля аудиации каких-либо инструкции должна быть в диапазоне от 15 до 25 %. Это обусловлено тем, что инструкции часто несут в себе излишнюю, расширенную информацию, которая плохо усваивается при полном аудировании. Выделение же основных моментов увеличивает коэффициент понимания.
При изучении художественного теста у первой группы был выявлен средний К на уровне 0,5, что соответствует низкому коэффициенту понимания. У второй группы К находился на уровне 0,6, что позволяет констатировать средний коэффициент понимания. У третьей группы К был равен 0,4, что соответствует низкому коэффициенту понимания. У четвертой К был диагностирован на уровне 0,9, что релевантно высокому коэффициенту понимания.
Таким образом, можно утверждать, что самый высокий коэффициент понимания показала 4 группа, в которой была 100 % аудиация. Художественный текст несет в себе яркую эмоциональную и интонационную нагрузку, при озвучивании которого передается не только смысл, но и настроение автора. Полученные результаты наглядно продемонстрированы на рис. 3.
0% 50% 100%
%аудиации
150%
Рис. 2. Результаты диагностики коэффициента понимания техники безопасности
Рис. 3. Результаты диагностики коэффициента понимания художественного текста
Результаты исследования позволяют утверждать, что при совместном применении аудиозаписей и текстовых средств желательно, чтобы текст и аудиозапись не дублировали друг друга полностью. Для наибольшего эффекта аудиозаписи необходимо связывать с текстовыми приложениями посредством специальных ссылок, что позволит наиболее эффективно использовать оба источника.
Такой метод удобен в первую очередь при индивидуальном обучении вне школы (заочное обучение, интернат, домашняя работа и т. д.), так как обучающийся сам может решать какой фрагмент записи он уже усвоил, и пропустить его, тогда как некоторые другие фрагменты повторить ещё раз.
Учитывая специфику учащихся, которые являются «визуалами», то есть, людьми, у которых лучше всего развито именно зрительное восприятие, необходимо дополнять аудиальные материалы наглядными элементами для лучшего восприятия и запоминания информации.
Выводы. В данной статье была описана диагностика восприятия учениками учебной информации, представленной в текстовой и аудиальной формах. Таким образом, на основе проведенного исследования
1
можно сделать следующий вывод: для текстов разной сложности и информационной нагрузки нужно подбирать определенный уровень аудизации. Например для учебного текста рекомендуемый уровень аудиза-ции 50-60 %. Для различного рода инструкций ауди-зация должна быть 15-25 %. А для художественного текста рекомендуется 100 % аудиация текста.
Таким образом, применение аудиальных средств в учебном процессе имеет, помимо педагогического, также психологический аспект. Так, для учащихся использование таких средств будет представляться оригинальным инструментом обучения, который позволит разбавить рутинный процесс изучения материалов.
Библиографические ссылки
1. Васильева О. П. Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе // Классный руководитель. 2008. № 5. С. 115-120.
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для высших педагогических учебных заведений. М. : Академия, 2011. 188 с.
3. Чекушина В. Е. Технические аудиовизуальные средства обучения : учеб.-метод. комплекс. Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2010. 16 с.
References
1. Vasilyeva O. P. Application of information technologies in teaching and educational process // the Class teacher. 2008, no. 5, р. 115-120.
2. Zakharova I. G. Information technologies in education : manual for the highest pedagogical educational institutions. M. : Academy, 2011, 188 p.
3. Chekushina V. E. Technical audiovisual tutorials: an educational and methodical complex. Yelabuga : Publishing house of EGPU, 2010, 16 p.
© Лысых Я. А., 2014
УДК 37.013.75
ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
О. В. Маслова, Т. Е. Медведева, А. Г. Пятков
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-таП: [email protected]
Рассмотрена технология онлайн-тестирования, получающая все более широкое применение в педагогической практике при обучении такому предмету междисциплинарного цикла как иностранный язык. Выявлены преимущества и недостатки этого способа обучения и контроля знаний студентов. Представлен анализ и исследованы уязвимости современных систем онлайн-тестирования.
Ключевые слова: онлайн-тестирование, Интернет-ресурс, контроль знаний, уязвимости, телекоммуникационные технологии.
ONLINE-TESTING AS A FORM OF FOREIGN LANGUAGE ELECTRONIC TEACHING
AND KNOWLEDGE CONTROL
O. V. Maslova, T. E. Medvedeva, A. G. Piatkov
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation Е-mail: [email protected]
Modern technology of on-line testing is becoming more widely used in practical application in teaching such a subject of interdisciplinary cycle as a foreign language. The advantages and disadvantages of this method of teaching and knowledge control are discussed. The analysis of vulnerabilities of testing procedure is given.
Keywords: online-testing, Internet resource, knowledge control, vulnerability, telecommunication technologies.
Работа включает в себя оценку прочности на композитов при низких температурах и оценку создания микротрещин в композитах при криогенных температурах Микротрещины увеличивают проницаемость композитов. Также для изучения роста проницаемо-
сти из-за микротрещин измеряется проницаемость композита в низкотемпературной жидкости [1].
В настоящее время в практике преподавания иностранного языка такая компьютерная технология как тестирование, является одной из наиболее часто