разрешении - главное в процессе обучения математике. Проблема может быть поставлена и решена на различных этапах урока [2].
Довольно-таки часто учитель не предоставляет свободы ученику, пытающемуся ответить на вопрос. Он задает другой, наводящий вопрос, не дожидаясь ответа. Можно ли обучать так, чтобы каждый ребёнок искал свои пути разрешения проблемы, но при необходимости смог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками? Да, можно. Создание проблемных ситуаций на уроке помогает ученику раскрыться и лучше использовать свой творческий потенциал.
Список литературы / References
1. Давыдов, В.В. (1996), Теория развивающего обучения, Ассоциация развивающего обучения, Москва, Россия.
2. Могилев А.В. (2011), ''Новые образовательные стандарты: давай разберёмся! ", Народное образование, № 5, с. 32-39.
3. Селевко, Г.К. (2008), Современные образовательные технологии: учебное пособие, Феникс, Москва, Россия.
4. СластенинВ.А., ИсаевИ.Ф., ШияновЕ.Н. (2014), Педагогика, Академия, Москва, Россия.
5. Телегаева В.Ю. (2015), ''Основы проблемного обучения
математике",URL:https://infourok.ru/statya_po_teme_osnovy_problemnogo_obucheniya_mate
matiki-470027.htm (дата обращения: 29.04.2019)
АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИМИСЯ Перцева А.С. Email: [email protected]
Перцева Анастасия Сергеевна — магистрант, кафедра документоведения и стилистики русского языка, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, г. Тула
Аннотация: данная статья посвящена описанию аудиально-визуального способа интерпретации информации и его особенностям, описываются направления аудиального восприятия и фазы визуального восприятия материала. Также рассматриваются методы передачи звуковой и визуальной информации для учащихся посредством различных особенностей языка. Среди этих явлений особенно выделяются такие способы интерпретации информации, как использование звукописи, которую можно встретить в художественных произведениях, и креолизованных текстов, именуемых также аудиовизуальными, в процессе обучения.
Ключевые слова: аудиальное восприятие, зрительное восприятие, способы восприятия информации, методика обучения, способы предоставления информации, креолизованные тексты.
STUDENTS AUDIOVISUAL INFORMATION PERCEPTION
Pertseva A.S.
Pertseva Anastasiya Sergeevna - Master's Degree Student, DOCUMENTATION AND RUSSIAN LANGUAGE STYLISTICS DEPARTMENT, TULA STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY OF L.N. TOLSTOY, TULA
Abstract: this article is devoted to the description of the audiovisual information perception and its features, branches of the audio perception and phases of visual perception are also described. Moreover, the methods of such information transfer with the help of different language features are considered in this work. Using of phonetic devices and creolized texts, which are also called audiovisual ones, are pointed out among such peculiarities in educational process; such peculiarities as various phonetic devices can be found in fiction.
Keywords: audio perception, visual perception, ways of information perception, teaching methods, ways of information transfer, creolized texts.
УДК 37.022
Восприятие информации является ключевым фактором овладения определенным спектром навыков и умений при изучении любого материала. Необходимая для приобретения знаний информация воспринимается учащимися различными способами. Сюда относятся в первую очередь визуальное, звуковое и тактильное восприятие.
Стоит отметить, что любой из приведенных способов подходит для понимания и интерпретации разных видов информационных сообщений, среди которых можно выделить по способу предоставления материала, следующие виды:
- текстовая;
- числовая;
- звуковая;
- графическая.
Однако при выборе варианта подачи данных необходимо учитывать специфику каждого отдельного параметра, ввиду того, что восприятие и интерпретация информации неразрывно связаны друг с другом. Так, например, восприятие звуковое направленно в первую очередь на понимание устной речи посредством аудиоматериала.
Рассмотрим подробнее репрезентативные системы, направленные на аудиальное и зрительное восприятие информации. В аудиальном восприятии можно выделить 2 направления:
- аудиально-тональное восприятие, при котором звуки и тональные последовательности воспринимаются систематически (то есть звук видится как физическое явление, общая способность улавливать звук в чистом виде);
- аудиально-дигитальное - интерпретация звука в виде слов и их сочетаний (то есть производятся логическая и смысловая обработка услышанного звука).
Аудиальное восприятие направлено преимущественно на слуховые образы и предполагает высокую способность учащихся к запоминанию материала.
Визуальное восприятие информации у учащихся ориентировано на зрительные образы. Эти образы могут быть негомогенными, то есть выражаться через вербальную и невербальную знаковые системы. Выделяются несколько фаз подобного типа интерпретации информации:
1. различение общих пропорций и положений какого-либо объекта;
2. конкретизация формы объекта;
3. различение отдельных элементов, основных деталей;
4. общее восприятие формы объекта без различения специфичных, четких структур;
5. итоговое оптимальное восприятие представленного объекта [1, с. 13].
На основе ощущений и восприятий субъекта создается сложная форма чувственного отражения, именуемая представлением. Данное понятие предполагает собой процесс отражения тех предметов и явлений, которые в какой-либо конкретный момент не оказывают влияния на органы чувств.
Специфика представлений выражается через два свойственных этому понятию критерия: собирательность и обобщенность. Данные параметры означают, что в представлениях отображаются не только особенности единичного предмета, но также и характерные свойства большой группы предметов.
В учебном процессе аудиовизуальная информация нужна для обеспечения эффективного представления об окружающей действительности и структурирования разнообразных видов учебно-познавательной деятельности учащихся.
Процесс обучения на основе использования аудиовизуальных технологий делает возможным выполнение первого этап принципиальной схемы познания - «от чувственного (живого) созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», - которая определяет систему процесса усвоения знания. Получение информации осуществляется через органы чувств человека, где в первую очередь включаются в работу ощущения и восприятие, и только затем опознание, запоминание, установление ассоциаций, осмысление, представление.
Таким образом, для формирования правильного представления в процессе обучения важно учитывать особенности аудиального и визуального восприятия человека. Связь между зрительными образами и словесными структурами наиболее точно передает информацию.
Так, например, часто в художественных произведениях можно встретить использование звукописи. Отрывок из произведения К.Д. Бальмонта «Камыши» «Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши» демонстрирует использование согласных звуков, имитирующих реальное звучание представленных растений. Данное явление помогает объединить аудиальное и зрительное восприятие. Это достигается посредством создания определенных визуальных образов на основе услышанного звукового ряда.
Другим методом воздействия на оба канала восприятия является использование аудиовизуальных текстов, которые также называют креолизованными текстами. Данная категория текстов представляет собой объединение двух негомогенных частей, вербальной и невербальной [2, с. 180-181].
К креолизованным единицам относятся видеоряды, плакаты, комиксы. Они позволяют воздействовать как на зрительный аспект восприятия, так и на аудиальный, так как изобразительная составляющая позволяет в совокупности с текстовой воздействовать на формирование зрительной информации, а текст в отдельности направлен на определенные слуховые образы.
Особенно важно принимать данные факты во внимание при обучении детей. Использование подобных явлений помогает лучше сформировать представления об изучаемом предмете и систематизировать знания о нем. Формирование аудиовизуального взгляда на информацию позволяет лучше понять и запомнить получаемый материал различного генезиса.
Список литературы / References
1. Костевич А.Г. Зрительно-слуховое восприятие аудиовизуальных программ: учебное пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2006. 230 с.
2. Сорокин Ю.А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. С. 180-187.
РЕЗОНАНСНОЕ ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ И ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА Павлова С.Г. Email: [email protected]
Павлова Светлана Геннадьевна — магистрант, Институт социально-гуманитарных инноваций и массмедиа, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Аннотация: в статье анализируются возможности взаимодействующего сотрудничества образовательного учреждения, СМИ и семьи как уникального инновационного инструмента в формировании ценностных и созидательных ориентиров в менталитете как одной ячейки общества, так и перспективах нравственного и духовного роста гражданского общества. В исследовании разбирается опыт совместной деятельности и культурного контакта представителей лучших культурных институтов с дошкольными и средними общеобразовательными учреждениями в городе Орске Оренбургской области и обязательное освещение материалов в СМИ - новостных городских сайтах, газетах, всероссийских и региональных научно-методических площадках. Рассмотрены апробированные на практике варианты эффективных мероприятий, когда механизм социального партнёрства трёх и более участников образовательного и воспитательного процесса через союз СМИ, педагогического и семейного сообщества воспитанников и обучающихся даёт мотивационный толчок к прогрессивному самосовершенствованию субъектов, укреплению института семейных ценностей и развитию будущего гражданского общества.
Ключевые слова: социальное партнёрство, СМИ и образовательное учреждение, семья, воспитание и образование.
THE RESONANT IMPACT OF THE MECHANISM OF SOCIAL PARTNERSHIP OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION AND MEDIA ON THE FORMATION OF THE DEVELOPMENT OF THE FAMILY AND
CIVIL SOCIETY Pavlova S.G.
Pavlova Svetlana Gennadyevna — Undergraduate, INSTITUTE OF SOCIAL AND HUMANITARIAN INNOVATIONS AND MASSMEDIA,
ORENBURG STATE UNIVERSITY, ORENBURG