Научная статья на тему 'Теоретические основы визуального обучения'

Теоретические основы визуального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5213
609
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
восприятие / перцепция / модальность / многосенсорное восприятие / визуализация информации / perception / modality / multi-sensor perception / information visualization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долженкова Владлена Игоревна

B статье анализируются типы восприятия информации, связь восприятия и памяти, особенности визуального восприятия информации, основание внедрения визуальных средств обучения в урочную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the types of information perception, the relationship of perception and memory, especially visual perception, the basis of introduction of visual learning tools in the lesson activity.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы визуального обучения»

Теоретические основы визуального обучения Долженкова В. И.

Долженкова Владлена Игоревна / Dolzhenkova Vladlena Igorevna - учитель информатики и ИКТ, Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 924,

Южный административный округ Департамента образования города Москвы, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются типы восприятия информации, связь восприятия и памяти, особенности визуального восприятия информации, основание внедрения визуальных средств обучения в урочную деятельность.

Abstract: the article analyzes the types of information perception, the relationship of perception and memory, especially visual perception, the basis of introduction of visual learning tools in the lesson activity.

Ключевые слова: восприятие, перцепция, модальность, многосенсорное восприятие, визуализация информации.

Keywords: perception, modality, multi-sensor perception, information visualization.

Визуализация информации поможет определить глазу без особого труда именно ту информацию, которую необходимо донести до слушателя.

Визуализация - это полезная методика, которая скажет всему миру, что вы профессионал и позволяете слушателю отдыхать и не думать. Вы за него это сделали сами.

Александр Кравцов

Типы восприятия информации. Связь восприятия и памяти

«Восприятие - процесс отражения действительности в форме чувств, образа объекта. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства вещей, восприятие даёт информацию об объекте в его целостности при непосредственном воздействии объекта на органы чувств» [ 3 ] .

Научно доказано, что всех собеседников и слушателей по типу восприятия информации можно условно разделить на 4 типа: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. Это обусловлено уровнем развития той или иной сенсорной системы: зрительная, слуховая, двигательная или мыслительная.

Подсознательно человек использует ту систему в приоритете, которая у него развита лучше. Чаще всего, до 5-7 лет (а реже до 14), подавляющее большинство людей в равной степени используют визуальную, аудиальную и кинестическую системы восприятия информации. Поэтому, как правило, детские воспоминания указанного периода не стираются на протяжении всей жизни. Далее у каждого человека развивается переизбыток одного из каналов воспоминания: либо визуальный, либо аудиальный и т. д., влияющий на последующее развитие вида восприятия.

Визуалы - люди, которые воспринимают информацию посредством зрения. Они способны мыслить образно, любят видеосюжеты, ярко оценивают предметы искусства, хорошо разбираются в оттенках. Язык их общения воплощается в словах: «видимо», «видите ли», «на мой взгляд», «мне кажется», «представьте себе», «постарайтесь увидеть», «вы не представляете», «если взглянуть». Даже тоска у визуалов приобретает зеленую окраску, а путь во мраке неизбежно имеет черный цвет. В процессе обучения им более удобны различные схемы, таблицы, картины. Они основываются на принципе «лучше один раз увидеть». Визуалы хорошо себя чувствуют в детском социуме (дошкольные учреждения, школа) потому, что подавляющее большинство воспитателей и учителей - визуалы.

Аудиалы - люди, воспринимающие окружающий мир на слух. Предпочитают музыку, литературу, звуки природы, общение по телефону. В паузах между фразами издают звуки: «Э...», «М...». В их речи мы часто встречаем фразы: «послушайте», «я вам скажу», «скажите еще раз», «нечего тут больше говорить», «это у всех на слуху». Радость аудиала звенящая, кричащая (чаще с воспроизведением соответствующих звуков на пике эмоций), а тоска - глухая (глухо, как в танке). В учебной деятельности их принцип: «Повторение - мать учения».

Кинестетики - это активные, чувственные, ощущающие окружающую действительность люди. Как правило, живут в чувственном, движущемся мире, где царствуют формы, объемы, сравнения. Положение тела в пространстве, позы, движения для них очень важны. Сами практически всегда принимают выразительную позу, активно жестикулируют. Расстояние до собеседника им очень важно (предпочитают находиться на близком расстоянии). В речи кинестетиков часто встречаются следующие слова и фразы: «объем», «плоскость», «углубить», «расширить», «не чувствуете», «широта взглядов», «глубина чувств», «мягче», «плотно», «не давите на меня», «волосы дыбом», «куда тебя понесло»,

«голова кругом». Испуг у них вызывает «дрожь в коленях», волнение воспринимают с «замиранием сердца». Для достижения учебных и иных целей требуют «показать все на пальцах».

Дигиталы. Такое название обусловлено английским словом «digital» — число. Мировосприятие у них реализуется совершенно особым образом, когда написанное, либо проговоренное и есть реальность. Даже опыт для них состоит из слов, каждое из которых стоит на своем месте. Повзрослевшие дигиталы при знакомстве с тем или иным предметом в первую очередь попросят показать инструкцию, затем, подробно изучив, сделают собственный вывод о его функциональности, рациональности приобретения и использования. Слова, которые они любят употреблять: «интересно», «понимаю», «следовательно», «знаю». На любом этапе обучения дигиталу интересны различные инструкции, алгоритмы применения, документы, технические характеристики, которые упростят систематизацию полученных знаний и позволят сделать собственный вывод.

Для равно успешного для всех процесса обучения педагогу необходимо учитывать особенности сенсорного восприятия каждого обучающегося и владеть знаниями о межполушарной асимметрии, так подробно описанной в 1982 году американским психонейрохирургом Р. Сперри, что принесло ему Нобелевскую премию [ 7 ] . Главный вывод, который для себя может сделать из работы Р. Сперри учитель - это подход к ученику, основанному, в том числе, на признаке предпочитаемой модальности: правополушарных школьников можно разделить на визуалов и кинестетиков, а левополушарных - на аудиалов и дигиталов.

Л. М. Митина, транслируя экспериментальные данные [ 6 ] , подтверждает значительное улучшение качественных и количественных показателей внимания (на 20,3 %) и памяти (на 19,7 %) в условиях учета модальностей [ 4] учащихся.

На уроке это можно реализовать так:

♦♦♦ визуалам показать видеоролик;

♦♦♦ аудиала попросить воспроизвести только что полученные знания у тематического плаката, задавая наводящие вопросы, изложить собственные рассуждения;

♦♦♦ кинестетику дать разборный анатомический муляж с просьбой собрать воедино его составляющие;

♦♦♦ дигиталу предоставить возможность выполнить подобное предыдущему задание у смарт доски.

Учитывая, что в современном мире разработано огромное количество электронных образовательных ресурсов, то и плакат можно представить вниманию учащихся в электронном виде, и муляж или макет в режиме 3D графики, и лабораторная работа может быть виртуальной, что, по сути своей, и будет являться визуализацией обучения средствами ИКТ.

Думаю, что компетентный учитель в силах представить информацию на уроке в многосенсорном варианте, что позволит учащимся не только получать ее через приоритетный для каждого канал восприятия, но и развивать остальные сенсорные каналы. Это откроет новые возможности для качественного усвоения материала, прочного запоминания с последующим незатруднительным воспроизведением.

Какой бы способ восприятия ни преобладал, оно не является пассивным копированием воздействия на сенсорные системы, происходящего здесь и сейчас, а представляется как живой, творческий процесс познания. Неразвитость, прежде всего зрительного восприятия, значительно замедляет течение мыслительных процессов и запоминания. Так как в коре больших полушарий головного мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, создающие возможность повторного возникновения возбуждения в отсутствие вызывавшего его раздражителя, все то, что человек когда-то воспринимал, не исчезает бесследно. Именно благодаря этой особенности, человек может запомнить, сохранить, а впоследствии и воспроизвести образ отсутствующего предмета, явления или ранее усвоенные знания. Для решения любых познавательных задач деятельность памяти необходима. Это обусловлено тем, что в основе всех психических явлений лежит именно память, без включения которой в акт познания постижение окружающего мира станет невозможным, так как все ощущения и восприятия будут восприниматься как впервые возникшие.

Можно много рассуждать о том, какой способ восприятия информации является приоритетным относительно других и ярче фиксирует в памяти только что увиденное, услышанное или почувствованное иным способом. Для успешного запоминания воспринятой информации необходим ряд условий:

■S осознание цели, задачи и смысла воспринимаемой информации;

■S наличие установки на запоминание;

■S уяснение значения приобретаемых знаний;

■S сила воздействия запоминаемого материала;

■S опора на рациональные приемы запоминания;

■S интерес к отражаемым воздействиям;

■S контроль и самоконтроль, сочетание запоминания с воспроизведением;

■S включение нового знания в деятельность (для уменьшения забывания).

Все вышеперечисленные условия должны находить свое отражение в правильной методической конструкции урока.

Особенности визуального восприятия информации. Основание внедрения визуальных средств обучения в урочную деятельность.

Окружающий мир и информацию, из него исходящую, человек воспринимает при помощи различных органов чувств: зрение (глаза), слух (уши), обоняние (нос), осязание (язык), тактильные ощущения (кожа), каждый из которых играет существенную роль в освоении внешнего мира. И все-таки, зрение и слух являются наиболее важными анализаторами, так как при их помощи воспринимается основная часть информации.

Практически около 90 % информации человек получает при помощи органа зрения, примерно 8 - 9 % - при помощи органа слуха и только 1 - 2 % при помощи остальных органов чувств (обоняния, осязания, тактильных ощущений). Итак, перцепция - процесс, построенный на биологических и психических функциях организма, включающий, в том числе, опыт индивидуума в виде знаний, базирующихся на запоминании ранее воспринятого, качественный показатель которых является основополагающим фактором успешности обучения [ 3 ] .

По результатам исследований, всего лишь 15 % информации, получаемой в речевой форме, запомнится, порядка 20 % утрачивается потому, что мысли человека текут в 8 -10 раз быстрее, нежели речь. Помимо этого существуют и отвлекающие факторы - дополнительные внешние раздражители, мешающие в полном объеме воспринимать целевую информацию. Необходимо учесть и то, что через каждые 5 - 10 секунд на доли секунды мозг утрачивает канал связи, поэтому требуется повторение одной и той же информации различными способами, словарными оборотами и другими терминами лексических средств выразительности. Даже чтение (визуально воспринимаемые буквы, сложенные в слова и предложения) воспринимается человеком лучше, чем текст на слух. В работах психолога Б. Г.

Ананьева отмечается, что

вое- приятие через

зрительную систему идет

на трех уровнях: ощущение,

восприятие и

представление, а через слуховую систему — только на уровне представления [ 2 ] .

Рис.1.

Визуально воспринимаемая информация запоминается лучше, чем поступающая через орган слуха (25 % против 15 %), так как «Зрительное восприятие — активный, динамический процесс. В то же время это высокоизбирательный процесс не только в смысле концентрации на том, что привлекает внимание, но и в смысле способа рассматривания объекта и обращения с ним» [ 1 ] . Данное высказывание Р. Арнхейма наглядно иллюстрирует ставший классикой психологии восприятия рисунок изображения закономерности в движениях глаз при осмотре объекта.

«Записи движения глаз показывают, что в процессе рассматривания взор наблюдателя обычно задерживается лишь на тех элементах, которые несут сведения, позволяющие раскрыть содержание изображения. В зависимости от содержания объекта и зрительных задач, которые стоят перед человеком в момент восприятия, происходит распределение точек фиксации на объекте,

последовательность, в которой взор переходит от одной точки фиксации к другой, и продолжительность фиксаций...» [ 5 ] . Отсюда следует вывод, что при одновременной подаче аудиально и визуально воспринимаемой информации, человек может воспринять до 65 % ее содержания, что обосновывает эффективность применения аудиовизуальных методов обучения (видеосюжеты, плакаты, электронные пособия, презентации, цифровые образовательные ресурсы и т. п.). Очевидно, что визуализация в чистом виде в урочной деятельности учителя - ученика практически исключена, так как в использовании визуальных средств обучения, как правило, всегда присутствует речь учителя или ученика, либо видеосюжет, внедренный в урок, имеет звуковое сопровождение. Виртуальная лабораторная работа или практическая работа, проводимая, например, с использованием цифрового микроскопа и транслируемая с центрального компьютера (ПК учителя) на смарт доску, несомненно, будет иметь речевые комментарии либо учителя, либо ученика, ее проводящего.

Следовательно, повышение качества усвоения учебного материала может быть достигнуто при сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. Фактически, это более полно позволяют реализовывать мультимедиа технологии, которые влияют на процесс усвоения знаний. Важно и то, что информация, воспринятая сенсорной системой, после логической обработки попадает в сферу, так называемого, абстрактного мышления, где, в итоге, трансформированные образы используются в суждениях и умозаключениях. Итак, если более полно использовать зрение и слух для восприятия информации учащимися, то можно создать базис для успешного начала и реализации следующего процесса познания - осмысления. Применение наглядности в момент осмысливания повлияет на усвоение процессов и явлений, понятий и формулировок, суждений и умозаключений, их доказательности и обоснованности, потому что посредством мультимедиа создаются оптимальные условий восприятия, необходимые для процесса мышления, лежащего в основе осмысливания.

Ян Амос Коменский еще в XVII веке говорил о наглядности, как об одном из принципов дидактики (дидактические принципы: наглядность, постепенность, подражание, упражнение), требовавшем

осмысленного познания законов природы и рационально построенного закрепления знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, их чувственного восприятия. Наглядность, по мнению Коменского, «золотое правило дидактики (обучения)» [ 3 ] .

Комплектация современных школ техническими средствами обучения позволяет реализовывать различные визуальные способы представления учебной информации, от умелого применения которых зависит уровень активизации мыслительной и познавательной деятельности обучающихся.

При подаче зрительно воспринимаемого материала педагогу необходимо учитывать, например, что при рассмотрении какого-либо предмета сначала воспринимаются самые заметные, крупные детали -неоднородность и цвет фона, а затем более мелкие - текст на объекте, детали на рисунках и т. д. Вот ряд особенностей, играющих роль при выборе или создании визуального объекта:

1. Зрительное восприятие текста:

a) Текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем тот, который расположен по ширине страницы.

b) Печатный текст читается на треть быстрее рукописного такого же размера.

c) Использование черного текста на светлом фоне более удачно (или белого на темном), нежели цветного.

d) Короткий и выразительный текст лучше читается и запоминается.

e) Выделение цветным шрифтом текста даст больше шансов зафиксироваться ему в долговременной памяти.

2. При подборе цветного фона, например, презентации или графического объекта, необходимо учитывать влияние цвета на психику:

a) теплые тона бодрят и ускоряют течение процессов в организме;

b) красный в больших количествах способен вызвать агрессию;

c) розовый создает легкость, игривость в настроении;

d) желтый - усиливает умственную активность, но сложно воспринимается с экрана или доски;

e) холодные тона уравновешивают, помогают сконцентрироваться, собраться с мыслями;

f) зеленый - успокаивает, позитивно воздействует на напряженные мышцы глаз;

g) голубой цвет позволяет удерживать внимание и не отвлекаться по пустякам;

h) синий и фиолетовый в больших количествах угнетают психику и могут вызвать депрессию;

i) белый цвет нейтрален, а серый - не раздражает даже в больших количествах.

3. При внедрении графических примитивов и геометрических фигур на лист или слайд необходимо учитывать, что:

a) Фигуры, сходные по цвету, форме, размеру и т. п. объединяются в восприятии.

b) Замкнутые линии, превращенные в фигуры, лучше воспринимаются.

c) Отдельно стоящие фигуры не группируются в восприятии.

d) Из многообразия линий лучше воспринимаются те, которые имеют меньшую кривизну.

e) Линии, с резко выраженными углами, считываются глазом в три раза быстрее, чем линии с плавно закругленными краями.

При восприятии информации учащимися с доски или экрана важно учитывать ее распределение. Американские ученые, проводившие в 20-е годы прошлого столетия исследования относительно особенностей зрительного восприятия, выяснили, что лучше всего запоминается информация, расположенная в правом верхнем углу плоскости. Она притягивает 33 % нашего внимания. Далее следуют левый верхний угол, правый нижний и левый нижний углы.

Как мы видим, успешность образовательного процесса в преподаваемой дисциплине зависит от учителя, совмещающего в себе профессиональные компетентности, знания психологии, психофизиологии перцепции обучающихся, владея которыми он сможет оптимально организовать учебно-познавательную деятельность. Таким образом, правильно организованная (с учетом особенностей подачи) визуализация процесса обучения помогает школьникам преодолевать предметно -тематические сложности восприятия, усвоения и ретрансляции изучаемого материала, способствует развитию познавательной деятельности и углублению интереса к изучаемому предмету.

Литература

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 386 с.

2. БаданинаЛ. П. Психология познавательных процессов. М.: Флинта. 2012. - 240 с.

3. Ильичёв Л. Ф., Ковалёв С. М., Панов В. Г., Федосеев П. Н. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983. 840 с.

4. Павленков Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. С.-Пб.: Типография Ю. Н. Эрлих. 1907. 370 с.

5. Прокопенко В. Т., Трофимов В. А., Шарок Л. П. Психология зрительного восприятия. / Учебное пособие. СПб: СПбГУИТМО, 2006. - 73 с.

6. Митина Л. М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся. // Вопросы психологии. — 1991. — № 5. — С. 28—35.

7. Сиротюк А. Л. Природосообразность обучения: дифференцированный или холистический подходы? // Народное образование. № 1. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.