Научная статья на тему 'Учет типологических особенностей личности при обучении'

Учет типологических особенностей личности при обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1110
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет типологических особенностей личности при обучении»

УЧЕТ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ

Л. В. Гуренко

преподаватель физики медицинского училища № 13 г. Москвы,

соискатель кафедры теории и методики обучения физике физического факультета МПГУ

Мир представляет собой бесконечное разнообразие всевозможных сенсорных проявлений, но человек способен воспринимать лишь очень малую часть этого разнообразия. И та часть, которую он воспринимает, фильтруется его уникальным опытом, интересами, ценностями, предположениями, убеждениями, культурой, языком. Каждый человек живет в реальности, построенной из его сенсорных впечатлений и индивидуального опыта жизни, и каждый действует, опираясь на то, что он воспринимает.

Человек использует свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним способом, чтобы «репрезентировать» (перепредставлять) переживания самому себе. Коммуникация начинается с наших мыслей, и мы используем слова, тон голоса и язык телодвижений для того, чтобы передать эти мысли другому человеку. Те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге - картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы -известны из НЛП как репрезентативные системы.

В зависимости от того, какая из систем у человека развита лучше: слуховая, зрительная, кинестетическая или мыслительная, людей можно разбить на 4 типа: ау-диалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов. Человек неосознанно старается использовать преимущественно ту систему, ту модальность восприятия, которая у него развита лучше: зрительная модальность восприятия (ученик прежде всего обращает внимание на зрительно представленную информацию); слуховая модальность восприятия (ученик преимущественно обращает внимание на информацию, предъявленную в виде звукового раздражителя); кинестетическая модальность восприятия (ученик отдает приоритеты всей двигательной активности). Имеются внешние индикаторы (признаки), указывающие, какую часть мозга (сенсорную систему) - аудиальную, визуальную, кинестетическую -использует ученик.

До 5-7 лет (иногда до 14), как установлено психологическими исследованиями, каждый человек способен к восприятию мира, используя в равной степени визуальную, аудиальную и кинестетическую системы. Поэтому детские воспоминания этого периода остаются на всю жизнь. В дальнейшем у каждого человека развивается свой избыточный канал восприятия - либо визуальный, либо аудиальный, либо кинестетический.

Поступая в первый класс, дети воспринимают реальность преимущественно как кинестетические создания. Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный. Ученики, которые не смогли адаптироваться к такому

переходу, попадают в спецклассы или в категорию слабоуспевающих.

По мере продвижения к старшим классам стиль преподнесения ученикам информации снова меняется и определяется преимущественно как визуальный. Содержание становится более абстрактным, символическим, графическим. Неспособные перестроиться на визуальную форму обучения ученики (это преимущественно аудиалы и кинестетики) выпадают из категории успешно обучающихся.

В обычном классе из 30-ти учеников в среднем у 20-22-х достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности, 2-3 ученика, испытывающие трудности обучения по причинам, не связанным с особенностями восприятия (психологическая ситуация, например), остальные 4-6 учащихся - это преимущественно визуалы, или аудиалы, или кинестетики, так называемые «трансляторы». Из опыта работы выявлено, что большинство из слабоуспевающих учеников составляют кинестетики.

Некоторое время ученики - трансляторы работают достаточно функционально, но часть времени им необходимо прилагать значительные усилия. Предпочитая одну репрезентативную систему, они очень слабы в другой. Любая информация, идущая через их нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную репрезентативную систему памяти, понимания. Когда информация, которую преподносит учитель, совпадает с их ведущей репрезентативной системой, они справляются прекрасно и хорошо запоминают эту часть урока. Но когда учитель переключается с ведущей репрезентативной системы «транслятора» на другую, ученик вынужден транслировать информацию обратно в свою репрезентативную систему. Такая трансляция требует временного отключения от реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у ученика появляется серия пробелов в информации, что выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах.

Имеются внешние признаки, указывающие, какую репрезентативную систему - аудиальную, визуальную, кинестетическую - использует ученик.

Визуальный (зрительный) тип характеризуется тем, что, беседуя, жестикулирует, как бы изображая то, о чем говорит. В разговоре визуал часто употребляет выражения: «представьте себе ...», «посмотрите», «обратите внимание», «это выглядит так». При этом часто заглядывает в глаза собеседнику.

Аудиальный (слуховой) тип любит употреблять вы-

ражения: «Это звучит так ...»; «послушайте ...». При воспоминании аудиал взор обращает влево. При разговоре часто поворачивается к собеседнику боком (ухом), в глаза смотрит достаточно редко.

Кинестетический (двигательный) тип часто употребляет слова и выражения, связанные с тяжестью - легкостью, с теплом - холодом. Например, «мороз по коже», «облился холодным потом», «тяжелая голова» и т.п. Вспоминая, кинестетик, смотрит прямо перед собой или вниз.

Дигитал - название происходит от англ. «digital» -число. Люди этого типа встречаются редко, проявляются словами, связанными с информацией, интересами, понятиями. Их любимые слова: «интересно», «понимаю», «знаю». Для них самым важным является внутренний диалог.

Поэтому, когда учителем делается акцент на содержании учебного материала, он должен использовать многосенсорные техники, чтобы каждый учащийся мог сам выбирать привычный для него процесс восприятия информации. Однако чаще всего учитель обучает в одной модальности (репрезентативной системе). Если данный канал восприятия не развит у отдельных учащихся, то соответственно, восприятие учебного материала будет неосознанным, неглубоким, некачественным. Так как в одном классе учатся дети с разными ведущими модальностями восприятия, учителю необходимо выстраивать взаимодействие с учащимися, опираясь на их ведущую модальность. Необходимо не только рассказывать, но и показывать изучаемый новый материал, активизируя ощущения, эмоции, чувства, движения. В процессе обучения учителю нужно для учеников-визуалов использовать слова, которые описывают цвет, размер, форму, схемы, таблицы, наглядные пособия. Для ученика-аудиала использовать модуляцию и тембр голоса. Для кинестети-ка - жесты, прикосновения, мимику, движения. Восприятие материала данным индивидуумом становится затруднительным, если информация поступает на непонятном для него "языке", ведь картина мира, как информационный конгломерат, значительно отличается у, например, аудиала и кинестетика. В одной и той же ситуации аудиал запомнит звуковые впечатления, кинестетика же заинтересует совершенно другой аспект получаемой информации - обоняемый, осязаемый и т.д. Нет смысла подавать визуалу значительный объем информации исключительно в речевом виде. Большая часть ее не воспримется, еще меньшая часть усвоится. А ведь именно в таком виде преподносится учащимся изучаемый материал, в то время как процентное представительство людей с ведущей аудиальной модальностью относительно невелико (по различным данным - от 25 до 30 %).

Следовательно, способность определить подходящий стиль обучения - основа успеха. А в свете личностно-ориентированного обучения учителю необходимо совершенно индивидуально подобрать нужный подход к каждому ученику.

Исходя из структуры процесса обучения, можно про-

следить, что учитель-профессионал на уроке опирается на все психические процессы: восприятие, ощущение, внимание, память, мышление, речь и т.д. Следовательно, для успешности усвоения учебного материала необходим высокий уровень развития всех психических процессов школьника. Так как восприятие является первой ступенью в овладении учащимися учебным материалом, то без полного, правильного восприятия, обучение успешным не будет. Поэтому для успешного освоения учебного материала учащимся необходимо полное осознание его восприятия. Чтобы достичь этого, необходимо опираться на тот канал восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический), который является ведущим у учащихся. Отсюда можно сделать вывод - чем больше информационных каналов используется, тем лучше и выше усвояемость, а графическая и акустическая подача информации должна обязательно закрепляться упражнениями.

Придавая главенствующее значение типологическим особенностям личности каждого ученика для его успешного обучения, необходимо придерживаться следующих положений:

- при объяснении нового материала держать фокус на классе как на целом и в тоже время фокус на отдельном учащемся;

- использовать многосенсорное обучение, а при индивидуальной работе с каждым учеником проводить обучение в его модальности;

- успех основан на технике подачи информации, на соответствии модальности восприятия и подачи информации.

Кроме того, следует особо отметить, что получение высокого уровня усвояемости предмета обеспечивается не механическим сочетанием способов подачи информации, а объединением способов подачи материала в единую технологию передачи знаний и приобретения умений.

Сенсорная типология, выделяющая визуальный, ауди-альный и кинестетический тип ведущей репрезентативной системы, должна быть положена в основу разработки дидактического материала для обучаемых - вариативных заданий, инструкций по выполнению лабораторных работ и т.д. При этом по возможности должны быть учтены индивидуальные особенности обучаемых, предложены разноуровневые задачи, рекомендованы различные пути достижения целей по усвоению учебного материала, разнообразно структурирован теоретический материал, учтены различные познавательные мотивы к изучению дисциплины. Реализация индивидуального подхода с учетом типологических особенностей личности учеников возможна через специальное конструирование текста учебного издания, дидактического материала, типов учебного диалога, форм контроля. При разработке методического пособия, дидактического материала следует опираться на достижения психологии, которая выделяет разные психо-социотипы, определяющие конкретный вид информационного обмена личности со средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.