Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 14 (305).
Филология. Искусствоведение. Вып. 77. С. 38-44.
СТРУКТУРА АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ В УСЛОВИЯХ ДОМИНИРОВАНИЯ РАЗНЫХ МОДАЛЬНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ
Рассматриваются различия структуры ассоциативного поля в условиях доминирования каждой из модальностей восприятия (дигитальной, кинестетической, визуальной или аудиальной). Установлено, что в ассоциативном поле можно выделить шесть групп реакций (дигитальные, кинестетические, визуальные, аудиальные, полимодальные и нейтральные).
Ключевые слова: ассоциативное поле, модальность восприятия, дигитальный, кинестетический, визуальный, аудиальный.
Предметом нашего исследования служат ассоциативные поля (далее - АПП) дигиталов, кинестетиков, визуалов и аудиалов. Изучая АПП представителей четырех групп испытуемых (далее - ии.), мы пытаемся выявить различия ассоциативной структуры значения слова в зависимости от ведущей модальности восприятия (подробнее см.: [13; 9; 10]).
Понимание особенностей взаимодействия модальностей восприятия потребовало обращения к работам отечественных психологов и психофизиологов. В частности, исследования И. М. Сеченова, Б. Г. Ананьева, А. Р. Лурии, Л. М. Веккера, Ф. Е. Василюка подтверждают существование особых видов взаимодействия различных ощущений в процессе восприятия. Авторы описывают явления интрамодально-сти, интермодальности, полимодальности и синестезии.
Б. Г. Ананьев основывает некоторые свои положения на концепции ассоциации ощущений И. М. Сеченова [14]. Необходимо отметить, что под ассоциацией в работах обоих авторов понимается определенная группировка ощущений. Б. Г. Ананьев пришел к выводу о необходимости выделения двух классов взаимосвязанных групп ощущений: 1) интра-модальных (например, зрительно-зрительных, тактильно-тактильных и так далее) и 2) интермодальных (например, зрительно-тактильных, обонятельно-вкусовых и так далее) [1. С. 54]. Автором было показано, что среди взаимосвязанных групп ощущений особое значение имеют интермодальные ассоциации ощущений, выражающие «не только целостность чувственного отражения человеком объективной действительности, единства материального мира, но и активность этого отражения, начиная с самых общих и элементарных сенсор-
ных процессов» [1]. Механизм взаимодействия ощущений разных модальностей объясняется автором существованием временных межана-лизаторных связей [1. С. 39]. Отмечается, что «в процессе развития именно интермодальные ассоциации играют ведущую роль и на каждой его ступени подготавливают условия для образования и преобразования интрамодальных ассоциаций. Вместе с тем интермодальные связи становятся механизмом сложных стереотипов поведения» [1. С. 54]. Б. Г. Ананьев, выделяя существование определенных связей, отмечает, что непосредственное влияние на информационную структуру и содержание образа оказывают информирующие связи. Ассоциации (группы) «ощущений различных модальностей и переключения (из одной сенсорной системы в другие), синтезирование образов в сложные наглядные образования и так далее -все это вносит новые потоки информации об определенных объектах и их свойствах, ориентируя человека в разнообразных отношениях. К информационным связям могут относиться и сложные функциональные системы перцептивных действий (визуального наблюдения, активного осязания и пр.), объединяющих несколько сенсорных систем при доминировании одной из них» [1. С. 53].
Основываясь на эмпирических данных, Л. М. Веккер подчеркивал, что явления полимодальности и интермодальности мысли возникают в процессе расширения и универсализации по мере продвижения по уровням обобщенности [4. С. 55]. При переходе к мышлению происходят определенные модификации модальности, связанные с тем, что происходит:
1) свободный перевод разных модальностей на язык каждой из них, что создает свойства полимодальности и интермодальности мысли;
2) объективация модальных характеристик, в основе которой лежит перевод информации на язык тех модальностей, которые сохраняют свойства источника информации в максимально инвариантном, а значит, объективном виде. Автор особо подчеркивал, что подобные модификации во многом зависят и от субъективных характеристик человека, отражающих эгоцентричность его индивидуальной системы отсчета. Отмечается, что чувственная ткань, пронизывающая мышление, несет отпечаток индивидуальных особенностей сенсорно-перцептивной организации каждого человека, что определяет вклад каждой модальности в создание полимодальных и интермодальных ментальных образований. В течение жизни у каждого человека складывается специфический баланс познавательных процессов, на основе которого вырабатывается специальная система субъективных «кодов» (средств субъективного представления действительности) [4].
Рассматривая крупные блоки сенсорной организации человека, Б. Г. Ананьев отмечает, что одним из наиболее интересных явлений индивидуальной изменчивости сенсорной организации человека является синестезия, представляющая собой «комплексное полисенсор-ное образование слитности интермодальных образов и смешанных каналов связи (например, цветового слуха, кожного зрения, запахового вкуса и так далее)» [1. С. 55].
Ф. Е. Василюк, описывая чувственную ткань как пятую составляющую психосемиотического тетраэдра, отмечает ее несколько парадоксальное свойство: «она является чем-то единым, и в то же время вовсе не гомогенным, а достаточно дифференцированным, сгущаясь вблизи полюсов образа и получая здесь сильные, специфические для каждого полюса характеристики» [3. С. 18]. Автор предполагает наличие интерференции чувственных тканей, идущих от разных полюсов, вдали от зон сгущения. Ф. Е. Василюк утверждает, что зона «интерференции» выполняет функцию синестезии. Важным для нас является то, что под синестезией исследователь понимает «не только встречи, наложения и взаимные отображения разных перцептивных модальностей, но и интерференцию ощущений, идущих от разных полюсов образа» [3].
Изучая особенности взаимодействия ощущений и явление синестезии, А. Р. Лурия пришел к выводу, что отдельные органы чувств не всегда работают изолированно. По мнению
исследователя, взаимодействие органов чувств может принимать две формы. «С одной стороны, отдельные ощущения могут влиять друг на друга, причем работа одного органа чувств может стимулировать или угнетать работу другого органа чувств. С другой стороны, существуют более глубокие формы взаимодействия, при которых органы чувств работают вместе, обусловливая новый, материнский вид чувствительности, который в психологии получил название синестезии» [8]. Под синестезией А. Р. Лурия понимает совместную работу органов чувств, при которой происходит перенос качеств одной модальности на другую [8]. А. Р. Лурия подчеркивает наличие закономерных и объективных доказательств существования взаимовлияния органов чувств. Отмечается, что «психологии хорошо известны факты “окрашенного слуха”, который включается у многих людей и особенно отчетливо проявляется у некоторых музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как “светлые”, а низкие как “темные”. То же самое относится и к запахам: известно, что одни запахи оцениваются как “светлые”, а другие как “темные”» [8]. Важно то, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей и может возникать при определенных состояниях сознания.
Основываясь на идеях о существовании различных форм взаимовлияния модальностей восприятия, а также на трактовке ментального лексикона как многоуровневой структуры А. А. Залевской [6], динамическом подходе к изучению ассоциативного поля Т. М. Рогожни-ковой [12] и предположении Н. О. Золотовой о послойной организации ядра ментального лексикона [7], мы выделяем различные группы ассоциативных реакций (далее - ЯЯ).
Интрамодальныереакции RR представляют собой ЯЯ, характерные для каждой отдельной модальности восприятия. Они отражают особенности внутренней обработки информации человеком. Анализируя интрамодальные ЯЯ, можно выявить особенности ассоциирования, свойственные представителям каждой из 4 отдельных групп.
Дигитальные интрамодальные RR описывают логическую структуру значения слова. Они представляют собой объективные дефиниции, точные термины, научные и абстрактные понятия. Ассоциативная связь между стимулом (далее - S) и дигитальными интрамодальными
RR возникает по логическому, функциональному или структурному признакам. Например, ночь: день, время суток.
Кинестетические интрамодальные RR описывают вкусовые, обонятельные и тактильные ощущения и эмоциональные состояния. Они отражают особенности эмоционального или «телесного» восприятия окружающего мира. Ассоциативная связь между S и кинестетическими интрамодальными RR возникает по сенсорному или эмоциональному признакам. Например, ночь: романтика, теплая.
Визуальные интрамодальные RR описывают внешние свойства объекта. Ассоциативная связь между S и визуальными интрамодальны-ми RR возникает по сенсорному признаку и отражает особенности зрительного восприятия действительности. Например, ночь: темно, синий цвет.
Аудиальные интрамодальные RR описывают звуковые характеристики объекта. Ассоциативная связь между S и аудиальными ин-трамодальными RR возникает по сенсорному признаку и отражает особенности слухового восприятия действительности. Ночь: тишина, сверчки.
К полимодальным RR (или полимодальному блоку) относятся ответы, встречающиеся среди ответов в ассоциативных полях информантов всех 4 групп. Как правило, эти RR частотны. Полимодальные ассоциаты входят в зону пересечения всех 4 модальностей восприятия, отражая универсальные тенденции ассоциативного реагирования.
Выделение полимодального блока в ходе анализа экспериментального материала эмпирически подтверждается тезисами ряда авторов. А. А. Залевская говорит о том, что «специфика переработки человеком информации об окружающем его мире заключается, в частности, в том, что воспринимаемая информация интегрируется далее в едином универсальном коде, обеспечивающем перекрестную связь между разнокодовыми элементами единой информационной базы человека (памяти)» [6. С. 121]. Данное утверждение соотносится с предположением С. П. Бочаровой о единстве саморегулирующейся системы деятельности человека, когда «все сенсорные, интеллектуальные и моторно-речевые операции одновременно и поочередно связаны с мнемическим блоком, а посредством него и между собой в единый контур функциональной системы» [2]. Необходимо отметить, что В. Ф. Петренко
была обнаружена общность «психологического субстрата» как субъективного эквивалента содержания и вербального и изобразительного знака, на основании чего автор пришел к выводу о единстве языка восприятия и вербального языка на уровне глубинной семантики [11].
В процессе анализа было выявлено, что около половины ЯЯ, входящих в полимодальный блок, принадлежит числу единиц ядра ментального лексикона. Остальная часть поли-модального блока состоит из слов, имеющих высокую степень конкретности значений и узнаваемости, хорошо известных носителям русского языка. По-видимому, эта часть ЯЯ располагается в ближайшем к ядру слое ментального лексикона.
Помимо полимодального блока и четырех типов интрамодальных ЯЯ мы выделили также нейтральные RR (или нейтральную зону). Нейтральные RR не имеют какой-либо модальной окраски и располагаются в различных слоях ментального лексикона.
Обобщив полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что ассоциативное поле (далее - АП) представителя той или иной группы наших информантов является системой, располагающейся в пределах многих уровней ментального лексикона. Место пересечения четырех модальностей восприятия (полимодальный блок) находится в ядре ментального лексикона и ближайшем к нему слое ментального лексикона. Кроме того, каждая модальность восприятия имеет особые зоны пересечения с каждой отдельной из трех модальностей восприятия. К примеру, зона пересечения визуальной и аудиальной модальностей вычисляется путем определения того, какие из визуальных ЯЯ входят в состав аудиальных АПП и какие из ауди-альных ЯЯ входят в состав визуальных АПП.
В ходе эксперимента было получено и исследовано 6000 ассоциативных ЯЯ от 400 респондентов. Каждое АП включает 100 ЯЯ. В процессе качественного анализа экспериментального материала в 60 АПП, полученных от информантов, было выделено шесть групп RR (дигитальные, кинестетические, визуальные, аудиальные, полимодальные и нейтральные), подробное описание каждой из которых приводится выше. Рассмотрим распределение количества ЯЯ по шести группам в АПП существительного ВОДА в четырех группах ии.
Рассмотрим наполнение выделенных групп ЯЯ в АП существительного ВОДА в группе ди-гиталов.
Вода: дигитальные ЯЯ: жидкость (6м/ 5ж) 11; Н20 (3м/ 1ж) 4; время (1м/ 0ж); 1/3 земного шара (0м/ 1ж); 80 % человека (0м/ 1ж) 1;
кинестетические ЯЯ: пить (4м/ 1ж) 5; минеральная (3 м/ 1ж) 4; мокро (2м/ 0ж); питьевая (1м/ 1ж); теплая (2м/ 0ж); холодная (0м/ 2ж) 2; газированная (1м/ 1ж); жажда (0м/ 1ж); напиток (1м/ 0ж); охлаждающая (1м/ 0ж); пиво (1м/ 0ж); сила (0м/ 1ж) 1;
визуальные ЯЯ: голубая (1м/ 4ж) 5; кристальная (0м/ 1ж); прозрачная (0м/ 1ж) 1; аудиальные ЯЯ: 0;
полимодальные ЯЯ: чистая (5м/ 7ж) 13; жизнь (7м/ 3ж) 10;
нейтральные ЯЯ: море (0м/ 3ж) 3; водопад (0м/ 2ж); речка (1м/ 1ж); теплая (2м/ 0ж); течет (1м/ 0ж); без газа (1м/ 0ж); ванна (1м/ 0ж); дождь (0м/ 1ж); из колодца (0м/ 1ж); из под крана (0м/ 1ж); источник (0м/ 1ж); колонка (0м/ 1ж); кран (1м/ 0ж); Красноусольская (1м/ 0ж); огонь и медные трубы (1м/ 0ж); озеро (0м/ 1ж); океан (0м/ 1ж); отдых возле воды (0м/ 1ж); пузырьки (0м/ 1ж); река (0м/ 1ж); родник (0м /1ж); ручей (0м/ 1ж); стакан с водой (1м/ 0ж); фильтрованная (0м/ 1ж) (табл. 1).
Таблица 1
Распределение количества ЯЯ по выделенным группам в дигитальном АП существительного ВОДА (%)
дигитальные RR 18
кинестетические RR 23
визуальные RR 7
аудиальные RR 0
полимодальные RR 23
нейтральные RR 30
Подобным образом было подсчитано количество RR в шести группах слов во всех АПП дигиталов, полученных в ходе эксперимента (табл. 2).
Таблица 2
Среднее количество RR в выделенных группах слов во всех АПП дигиталов, полученных в ходе эксперимента (%)
дигитальные RR 17,3
кинестетические RR 3,4
визуальные RR 4,5
аудиальные RR 0,9
полимодальные RR 21,4
нейтральные RR 52,5
Рассмотрим наполнение шести групп RR в АП существительного ВОДА в группе кине-стетиков.
Вода: кинестетические ЯЯ: холодная
(6м/ 3ж) 9; вкусная (4м/ 1ж); жажда (2м/ 3ж); утоление жажды (3 м/ 2ж) 5; пить (2м/ 2ж); теплая (3 м/ 1ж) 4; купаться (1м/ 2ж) 3; живая и мертвая (1м/ 1ж); питьевая (1м/ 1ж); прохлада (1м/ 1ж); расслабиться (2м/ 0ж); свежесть (0м/ 2ж); энергия (2м/ 0ж) 2; без нее человеку тяжело (0м/ 1ж); в следующей жизни я буду водой (0м/ 1ж); вдохновение (1м/ 0ж); горячая (1м/ 0ж); компот (1м/ 0ж); ласка (0м/ 1ж); люблю воду (1м/ 0ж); мокрая (0м/ 1ж); наше большое озеро так и захотелось искупаться (1м/ 0ж); нежная (0м/ 1ж); плаванье (0м/ 1ж); при родах воды (0м/ 1ж); промокнуть (1м/ 0ж); рай (1м/ 0ж); релаксация (0м/ 1ж); ручей в моей деревне (1м/ 0ж); свобода (0м/ 1ж); слеза младенца (0м/ 1ж); слезы (1м/ 0ж); спокойствие (0м/ 1ж); удовлетворение (1м/ 0ж); успокоение (0м/ 1ж); чай (1м/ 0ж) 1;
дигитальные ЯЯ: 0;
визуальные ЯЯ: грязная (0м/ 1ж); прозрачность (1м/ 1ж) 2;
аудиальные ЯЯ: 0;
полимодальные ЯЯ: чистая (2м/ 4ж) 6; жизнь (0м/ 2ж) 2;
нейтральные ЯЯ: источник жизни (1м/ 1ж); лед (2м/ 0ж); стихия (2м/ 0ж); течет (1м/ 1ж) 2; без нее нет жизни (0м/ 1ж); без нее нет жизни на земле (1м/ 0ж); жизнь без нее никак (0м/ 1ж); лайф (1м/ 0ж); лечебная (0м/ 1ж); пар (1м/ 0ж); полезная (0м/ 1ж); река (1м/ 0ж); счастье (1м/ 0ж); только очищенная (0м/ 1ж); целебная (1м/ 0ж) 1 (табл. 3).
Таблица 3
Распределение количества RR по выделенным группам в кинестетическом АП существительного ВОДА (%)
кинестетические RR 70
дигитальные RR 0
визуальные RR 3
аудиальные RR 0
полимодальные RR 8
нейтральные RR 19
Подобным образом было подсчитано количество RR в шести группах слов во всех АПП кинестетиков, полученных в ходе эксперимента (табл. 4).
полимодальные RR 19
нейтральные RR 23
Таблица 4
Среднее количество RR в выделенных группах слов во всех АПП кинестетиков, полученных в ходе эксперимента (%)
кинестетические RR 45
дигитальные RR O,8
визуальные RR 1,9
аудиальные RR 1
полимодальные RR 1O,5
нейтральные RR 4O,8
Рассмотрим наполнение шести групп RR в АП существительного ВОДА в группе визуалов.
Вода: визуальные RR: прозрачная (5м/ 2ж) 7; голубая (1м/ 4ж) 5; голубого цвета (1м/ 2ж) 3; блестит (1м/ 1ж) 2; блестит на солнце (0м/ 1ж); грязная (1м/ 0ж); желтые рыбки с синими плавниками (1м/ 0ж); закат солнца (1м/ 0ж); застывшие капли дождя в воздухе (1м/ 0ж); зеленая трава (0м/ 1ж); Красное море (1м/ 0ж); кристальная (1м/ 0ж); лазурь (0м/ 1ж); мутная (1м/ 0ж); прозрачность (0м/ 1ж); прозрачные капли (0м/ 1ж); радуга (0м/ 1ж); сверкающая гладь (0м/ 1ж); светлая (0м/ 1ж); свое отражение (1м/ 0ж); синее (0м/ 1ж); синий (1м/ 0ж); сияние (1м/ 0ж); увидеть море (0м/ 1ж); чистое озеро (1м/ 0ж) 1;
дигитальные RR: жидкость (2м/ 2ж) 4; H2O (1м/ 1ж) 2; вещество (1м/ 0ж) 1;
кинестетические RR: горячая (2м/ 0ж) 2; вкусная (1м/ 0ж); газировка (1м/ 0ж); ледяная (0м/ 1ж); минералка (0м/ 1ж); мокро (1м/ 0ж); питьевая (0м/ 1ж); питьё (1м/ 0ж); с лимоном (0м/ 1ж); сырость (1м/ 0ж); холодная (1м/ 0ж); чистая, как душа ребенка (0м/ 1ж) 1; аудиальные RR: 0;
полимодальные RR: чистая (9м/ 6ж) 15; жизнь (4м/ 0ж) 4;
нейтральные RR: капля (0м/ 2ж) 2; аква минерале (0м/ 1ж); брызги (1м/ 0ж); в фонтане (1м/ 0ж); дождь (0м/ 1ж); океан (0м/ 1ж); отдых у моря (0м/ 1ж); река (1м/ 0ж); родник (1м/ 0ж); роса (1м/ 0ж); рыбы (1м/ 0ж); с пузырьками (1м/ 0ж); серебро (0м/ 1ж); сквозь пальцы (0м/ 1ж); струистая (0м/ 1ж); струя воды из под крана (1м/ 0ж) 1 (табл. 5).
Таблица 5
Распределение количества RR по выделенным группам в визуальном АП существи-
тельного ВОДА(%)
визуальные RR 38
дигитальные RR 7
кинестетические RR 13
аудиальные RR 0
Подобным образом было подсчитано количество RR в шести группах слов во всех АПП визуалов, полученных в ходе эксперимента (табл. 6).
Таблица 6
Среднее количество RR в выделенных группах слов во всех АПП визуалов, полученных в ходе эксперимента (%)
визуальные RR 31,6
дигитальные RR 1,9
кинестетические RR 3,5
аудиальные RR O,6
полимодальные RR 14,2
нейтральные RR 48,2
Рассмотрим наполнение шести групп RR в АП существительного ВОДА в группе аудиалов.
Вода: аудиальные RR: целотонный лад (2м/ 3ж) 5; журчит ручей (1м/ 2ж); капает (2м/ 0ж); музыка (1м/ 1ж); шум (0м/ 2ж) 2; дождь барабанит (1м/ 0ж); звуки природы (0м/ 1ж); кран капает (1м/ 0ж); мелодия (0м/ 1ж); морской прибой (1м/ 0ж); ночью слышно как капает (0м/ 1ж); прибой (1м/ 0ж); симфония (0м/ 1ж); напоминание тишины (1м/ 0ж); это журчание ручья (1м/ 0ж); I Прелюдия I Том Баха (0м/ 1ж) 1;
дигитальные RR: бесконечность (0м/ 1ж); живое существо состоит из воды (0м/ 1ж); жидкость (1м/ 1ж); один из главных источников жизни на Земле (пресная) (0м/ 1ж) 1;
кинестетические RR: без газа (1м/ 0ж); в Уфе ужасная (0м/ 1ж); вечная влажность в душе (1м/ 0ж); вкусная (1м/ 0ж); влага (1м/ 0ж); газированная вода (1м/ 0ж); жесткая (0м/ 1ж); живая (0м/ 2ж); купаться (0м/ 1ж); напиток (0м/ 1ж); пить (1м/ 0ж); питьевая (1м/ 0ж); расслабленность (1м/ 0ж); снять усталость (0м/ 1ж); святая (0м/ 1ж); сок (1м/ 0ж); спокойствие (1м/ 0ж); спокойство (1м/ 0ж); утоление жажды (0м/ 1ж); чудо (1м/ 0ж); щеки (1м/ 0ж) 1;
визуальные RR: кристальная (0м/ 1ж); небо (0м/ 1ж); облака (0м/ 1ж); прозрачная (1м/ 0ж); прозрачная вода (0м/ 1ж); рябь (1м/ 0ж); чистота (1м/ 1ж) 1;
полимодальные RR: жизнь (6м/ 2ж) 8; чистая (1м/ 2ж) 3;
нейтральные RR: брызги (1м/ 1ж); дождь (2м/ 0ж); капля (1м/ 1ж); музыка (1м/ 1ж); течет (2м/ 0ж); водоем (0м/ 1ж); водопад (0м/ 1ж);
волны (1м/ 0ж); далеко (0м/ 1ж); девушка (1м/ 0ж); девушки на берегу (1м/ 0ж); живой (0м/ 1ж); нести (0м/ 1ж); одна из главных вещей в жизни человека (1м/ 0ж); полезная (0м/ 1ж); раковина (0м/ 1ж); родники (0м/ 1ж); ручей (0м/ 1ж); рыбалка (1м/ 0ж); с хлором (1м/ 0ж); сильный дождь (0м/ 1ж) 1 (табл. 7).
Таблица 7
Распределение количества RR по выделенным группам в аудиальном АП существи-
тельного ВОДА (%)
аудиальные 25
дигитальные 4
кинестетические RR 21
визуальные RR 7
полимодальные RR 11
нейтральные RR 32
Подобным образом было подсчитано количество RR в шести группах слов во АПП полях аудиалов, полученных в ходе эксперимента (табл. 8).
Таблица 8
Среднее количество RR в выделенных группах слов во всех АПП аудиалов, полученных в ходе эксперимента (%)
аудиальные RR 24
дигитальные RR 1,6
кинестетические RR 5,5
визуальные RR 1,6
полимодальные RR 12,8
нейтральные RR 54,5
Количество полимодальных RR в АП диги-талов значительно больше, чем в АП кинесте-тиков, визуалов и аудиалов (табл. 9). Одна пятая часть RR АП дигиталов состоит из полимодальных На втором месте по содержанию
полимодальных АП визуалов, на третьем АП аудиалов. Наименьший процент полимодальных в АП кинестетиков. Лишь одна
десятая часть АП кинестетиков состоит из полимодальных ЯЯ. Как было установлено, полимодальный блок включает в себя единицы, входящие в ядро ментального лексикона и в ближайший к нему ярус. Можно предположить, что дигитальное АП имеет более тесную связь с ядром ментального лексикона, чем другие АПП. Визуальное, аудиальное и кинестетическое АПП меньше связаны с ядром ментального лексикона. Наименьшая связь с центром у кинестетического АП.
Таблица 9
Сводная таблица количества полимодальных RR в АПП 4 групп ии (%)
Дигиталы Кинестетики Визуалы Аудиалы
21,4 10,5 14,2 12,8
Представленные данные говорят о том, что количество нейтральных является примерно одинаковым у дигиталов, визуалов и аудиа-лов с небольшим перевесом в пользу аудиалов (табл. 10). Наименьшее число нейтральных в АПП кинестетиков, что подтверждает наибольшую модальную окрашенность полей ки-нестетиков.
Таблица 10
Сводная таблица количества нейтральных
RR в АПП 4 групп ии (%)
Дигиталы Кинестетики Визуалы Аудиалы
52,5 40,8 48,2 54,5
Модальные RR, присущие определенной модальности восприятия (например, визуальные RR в полях визуалов) можно назвать «своими». Меньше всего «своих» RR у дигиталов, а больше всего у кинестетиков (табл. 11).
Таблица 11
Сводная таблица количества «своих» RR в АПП 4 групп ии (%)
Дигиталы Кинестетики Визуалы Аудиалы
17,3 45,3 31,6 24
Модальные RR, присущие трем модальностям восприятия, но встречающимся в четвертой модальности (например, визуальные, дигитальные и кинестетические RR в полях аудиалов) можно назвать «чужими». Данный показатель говорит о степени влияния модальностей друг на друга (табл. 12). Меньше всего подвержена влиянию кинестетическая модальность. Больше всего прибегают к помощи других модальностей в процессе восприятия диги-тальная и аудиальная модальности.
Таблица 12
Сводная таблица количества «чужих» RR
в АПП 4 групп ии (%)
Дигиталы Кинестетики Визуалы Аудиалы
8,8 3,7 6 8,7
Данные таблиц 11 и 12 подтверждают наличие взаимодействия и взаимовлияния между модальностями восприятия.
Таким образом, результаты качественного анализа ассоциативного материала, с выделением полимодальных и интрамодальных реакций, позволяют сделать некоторые выводы:
1. Эксплицирован полимодальный блок (полимодальные RR), который представляет собой зону пересечения всех четырех модальностей восприятия. Он охватывает ядро ментального лексикона и ближайший к нему слой. В полимодальный блок входят RR универсальные для дигитальной, кинестетической, визуальной и аудиальной модальностей.
2. Выявлены уникальные для каждой модальности RR, которые отражают особенности ассоциативной структуры этих модальностей. Такие RR можно назвать интрамодальными RR. Они распространяются по разным уровням лексикона, включая периферию.
3. Определена довольно большая группа нейтральных RR (нейтральная зона), не относящихся к полимодальному блоку, а также не имеющих модальной окраски.
4. Всего выделено шесть групп RR (диги-тальные, кинестетические, визуальные, ауди-альные, полимодальные и нейтральные). Установлено, что каждая из четырех модальностей восприятия включает в себя слова из всех шести групп. Это подтверждает не только взаимосвязь и взаимовлияние всех модальностей, но и их связь с другими системами лексикона.
5. Наибольшее количество полимодальных RR - в АП дигиталов. Дигитальное поле находится в тесном взаимодействии с ядром ментального лексикона. Визуальное, аудиальное и кинестетическое АП меньше связаны с ядром ментального лексикона, чем дигитальное АП. Наименьшая связь с центром у кинестетического АП.
6. Кинестетическое АП является наиболее модально окрашенным полем. Оно наиболее самодостаточно (почти половина RR состоит из кинестетических RR) и наиболее независимо от других модальностей.
7. Дигитальное АП является наименее модально окрашенным и нейтральным. В процессе обработки информации дигитальной модальностью требует участия каналов других модальностей восприятия из-за отсутствия собственного канала у дигитальной модальности (что отражается в присутствии «чужих» RR в дигитальном АП).
8. Визуальное АП имеет среднюю степень модальной окрашенности, нейтральности и взаимосвязи с другими модальностями.
9. Аудиальное АП отличается средней степенью модальной окрашенности, содержит большое количество нейтральных RR и определенное количество «чужих» RR.
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001. 272 с.
2. Бочарова, С. П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека-оператора // Психолог. журн. 1981. Т. 2, № 3. С. 3-11.
3. Василюк, Ф. Е. Структура образа // Вопр. психологии. 1993.№ 5. С. 5-19.
4. Веккер, Л. М. Психические процессы. Мышление и интеллект. Л., 1976. Т. 2. 254 с.
5. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Электронный ресурс]. М., 1998. 685 с. URL: http:// www.twirpx.com/file/450543/.
6. Залевская, А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст : избр. тр. М., 2005. 543 с.
7. Золотова, Н. О. Ядро ментального лексикона человека как естественный метаязык : монография. Тверь, 2005. 204 с.
8. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии [Электронный ресурс]. СПб., 2004. 320 с. URL: http://www.twirpx.com/file/558597/.
9. Навалихина, А. И. Выявление особенностей взаимодействия репрезентативных систем по результатам анализа структуры ассоциативного поля // Мавлютовские чтения : материалы Всерос. молодеж. науч. конф. : сб. тр. в 5 т. Т. 5. Ч. 1. Уфа, 2012. С. 25-27.
10. Навалихина, А. И. Теоретические предпосылки группировки испытуемых в зависимости от ведущей модальности восприятия // Теория и практика языковой коммуникации : материалы IV Междунар. науч.-метод. конф. Уфа, 2012. C. 250-255.
11. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб., 2005. 480 с.
12. Рогожникова, Т. М. Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова : монография. Уфа, 2000. 242 с.
13. Рогожникова, Т. М. Доминантные модальности восприятия и их динамика / Т. М. Ро-гожникова, А. И. Навалихина // Вестн. Башкир. ун-та. Уфа, 2011. Т. 16, № 2. С. 469-473.
14. Сеченов, И. М. Избранные произведения. М., 1952. Т. 1. 774 с.