АУДИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
AUDIABILITY OF COMPUTER TRAINING TOOLS
Я.А. Лысых Y.A. Lysykh
Восприятие, аудиальность, средства обучения, коэффициент понимания.
В статье рассматриваются вопросы оптимальной ау-диальности сопровождения электронных учебных средств. Представлены результаты диагностики восприятия учениками учебной информации, представленной в текстовой и аудиальной формах. Введены уровни аудиальности для текстов разной сложности и информационной нагрузки.
Perception, audiability, training tools, understanding rate.
This paper discusses the issues of the optimal audiability of the support for e-learning tools. It presents the results of the diagnostics of students perception of learning information presented in text and audio forms. Besides, the paper introduces audiability levels for texts of different complexity and information load.
Актуальность темы исследования настоящей статьи обусловлена тем, что современные технологии мультимедиа позволяют создавать качественные средства обучения, использующие презентации, звук и видео. Распространение подобных средств обучения заставляет критически взглянуть на их дидактические качества как с точки зрения психологии восприятия, так и с образовательных позиций. Между возможностью аудиального сопровождения учебной электронной информации и отсутствием теоретических и практических технологий аудиального сопровождения возникает главное противоречие, которое определяет проблему - какой должна быть технология аудиации учебного электронного текста. При использовании средств мультимедиа возникает проблема, связанная с некомфортностью восприятия. Данные средства, улучшая наглядность, провоцируют трудности с их восприятием. Кроме того, можно констатировать, что в научной литературе мало внимания уделяется вопросам использования аудиальных средств в учебном процессе.
Цель работы - выявить зависимость качества восприятия от степени аудиации текста.
Восприятие - это поистине сложный «психический процесс, приводящий к порождению
чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя» [Васильева, 2008, с.115].
Аудиальные образы слов являются первичными, они формируются раньше зрительных с младенческого возраста (согласно эволюционному процессу). На их основе происходят сцепки и ассоциативные связи с текстовыми словами. Поэтому слова для восприятия мы озвучиваем про себя (или вслух) как при написании текста, так и при его чтении [Пак, 2011, с. 94].
Аудиальные средства обучения - это комплекс аппаратуры, обеспечивающий запись и воспроизведение звука. В этом комплексе носителями информации являются: грампластинки, магнитофонные записи на кассетах, магнитная лента, гибкие магнитные диски, лазерные диски, жесткие диски и флеш-накопители [Чеку-шина, 2010, с. 16].
Доля аудиальных средств в процессе обучения все время увеличивается. Происходит это благодаря прогрессу техники и связанному с ним развитию стереофонии, позволяющему использовать как в классной, так и во внеклассной работе с учащимися проигрыватели, радио и магнитофоны, а также персональные компью-
я.а. лысых. аудиальное сопровождение компьютерных средств обучения
теры, т.е. средства, которые имеют безусловные дидактические достоинства. Эти средства оказывают учителю неоценимую помощь на уроках по различным предметам [Захарова, 2011, с.188].
Для диагностики качества восприятия учебной информации в рамках данного исследования были отобраны 4 группы школьников по 6 человек в возрасте 13-14 лет, гомогенных по успеваемости и восприятию. Двое в каждой группе были аудиалами, двое - визуалами и двое - ки-нестетиками.
Каждой группе предоставлялись разные по стилю тексты.
1. Учебный текст из учебника информатики за 8 класс, тема «Кодирование информации».
2. Инструкция по технике безопасности в кабинете биологии.
3. Художественный текст - В. Шекспир «Гамлет».
Первая группа получила текстовый распечатанный формат.
У второй группы также был распечатанный текст, но озвучивались только основные моменты и идеи (20 % аудиации).
У третьей группы был распечатанный текст, зачитывались основной материал, формулы, понятия, определения с пояснениями (50 % аудиации).
Четвертой группе полностью зачитывался текст (100 % аудиации).
После изучения текстов каждой группе был выдан тест на понимание основных идей, понятий, терминов.
Для обработки результатов было введено понятие «коэффициент понимания». Для определения коэффициента понимания необходимо по результату представленной информации провести ряд тестов. К будет равно отношению правильных ответов к количеству вопросов:
К =
Шр.ответов
- если К находится в промежутке от 0,5 до 0,8, то можно констатировать средний коэффициент понимания;
- если К находится в промежутке от 0,3 до 0,5, то можно констатировать низкий коэффициент понимания;
- если К ниже 0,3, то можно констатировать очень низкий коэффициент понимания.
По итогу проведения диагностических процедур были получены следующие результаты.
При ознакомлении с учебным текстом у первой группы был диагностирован К, равный 0,4, что соответствует низкому коэффициенту понимания. У второй группы К находился на уровне 0,6, что релевантно среднему коэффициенту понимания. У третьей группы К был выявлен на уровне 0,8, что соответствует высокому коэффициенту понимания. У последней группы К находился на уровне 0,3, что позволяет говорить об очень низком коэффициенте понимания.
Ывопросов
Для распределения данного коэффициента по уровню понимания было принято, что:
- если К находится в промежутке от 0,8 до 1, то можно констатировать высокий коэффициент понимания;
I аудиации
Рис. 1. Результаты диагностики коэффициента понимания учебного текста
Необходимо отметить, что во время исследования в тексте встречались новые понятия, формулы и поэтому частичное озвучивание с пояснениями дало более высокий коэффициент понимания. Кроме того, можно констатировать, что сложным в восприятии оказалось полное отсутствие аудиации и 100 %-ная аудиация без наглядного текста. Полученные результаты наглядно продемонстрированы на рис. 1.
При знакомстве с инструкцией по технике безопасности у первой группы был выявлен средний К=0,3, что соответствует очень низко-
му коэффициенту понимания. У второй группы К находился на уровне 0,9, что позволяет говорить о высоком коэффициенте понимания. У третьей группы К был выявлен на уровне 0,6, что соответствует среднему коэффициенту понимания. У четвертой был диагностирован К, равный 0,5, то есть низкий коэффициент понимания.
Таким образом, на данном этапе диагностики высокий коэффициент понимания выявлен у второй группы, в которой из текста озвучивались только основные моменты техники безопасности. Низкий коэффициент был у первой группы при полном отсутствии аудиации. Полученные результаты наглядно продемонстрированы на рис. 2.
аудиации
Рис. 2. Результаты диагностики коэффициента понимания техники безопасности
Данные рис. 2 позволяют сделать вывод, что доля аудиации каких-либо инструкций должна быть в диапазоне от 15 до 25 %. Это обусловлено тем, что инструкции часто несут в себе излишнюю, расширенную информацию, которая плохо усваивается при полном аудировании. Выделение же основных моментов увеличивает коэффициент понимания.
При изучении художественного теста у первой группы был выявлен средний К на уровне 0,5, что соответствует низкому коэффициенту понимания. У второй группы К находился на уровне 0,6, что позволяет констатировать средний коэффициент понимания. У третьей группы К был равен 0,4, что соответствует низкому коэффициенту понимания. У четвертой К был диагностирован на уровне 0,9, что релевантно высокому коэффициенту понимания.
Рис. 3. Результаты диагностики коэффициента понимания художественного текста
Таким образом, можно утверждать, что самый высокий коэффициент понимания показала 4 группа, в которой была 100 %-ная аудиация. Художественный текст несет в себе яркую эмоциональную и интонационную нагрузку, при его озвучивании передается не только смысл, но и настроение автора. Полученные результаты наглядно продемонстрированы на рис. 3.
Результаты исследования позволяют утверждать, что при совместном применении аудиозаписей и текстовых средств желательно, чтобы текст и аудиозапись не дублировали друг друга полностью. Для наибольшего эффекта аудиозаписи необходимо связывать с текстовыми приложениями посредством специальных ссылок, что позволит наиболее эффективно использовать оба источника.
Такой метод удобен в первую очередь при индивидуальном обучении вне школы (заочное обучение, интернат, домашняя работа и т.д.), так как обучающийся сам может решать, какой фрагмент записи он уже усвоил, и пропустить его, тогда как некоторые другие фрагменты повторить ещё раз.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующий вывод: для текстов разной сложности и информационной нагрузки нужно подбирать определенный уровень аудизации. Например, для учебного текста рекомендуемый уровень аудизации 50-60 %. Для различного рода инструкций аудизация должна быть 15-25 %. А для художественного текста рекомендуется 100 %-ная аудиация текста.
Я.А. ЛЫСЫХ. АУДИАЛьНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОМПьЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Таким образом, применение аудиальных средств в учебном процессе имеет, помимо педагогического, также психологический аспект. Для учащихся использование таких средств будет представляться оригинальным инструментом обучения, который позволит разбавить рутинный процесс изучения материалов.
Библиографический список
1. Васильева О.П. Применение информационных технологий в учебно-воспитательном
процессе // Классный руководитель. 2008. № 5. С. 115-120.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для высш. пе-дагогич. учеб. завед. М.: Академия, 2011.
3. Пак Н.И. О концепции информационного подхода в обучении // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 1. С. 91-97.
4. Чекушина В.Е. Технические аудиовизуальные средства обучения: учеб.-метод. комплекс. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2010.
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
О
рч
м
13
и
1 к
а
«
о
м ^
ь
и
<с «
м с
д
н и
м