Научная статья на тему 'Диагностика восприятия учебной информации, представленной разными способами'

Диагностика восприятия учебной информации, представленной разными способами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысых Я. А., Пак Н. И.

Представлены результаты диагностики восприятия учениками учебной информации, представленной в текстовой и аудиальной формах. Приводятся обоснованные рекомендации к представлению аудиальной информации в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика восприятия учебной информации, представленной разными способами»

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

периферия. Разработка «уровня сложности» позволит постепенно добавлять усложнения в процесс обучения. Создание проблемы, с дальнейшим усложнением, и поиск пути решения, самый эффективный метод подготовки к реальным ситуациям. Внедрение тренажера с начальных классов и использование в даль-

нейшем во всем курсе обучения, постоянное углубление изучения архитектуры ПК, позволит работать в знакомой уже для всех среде.

© Коленчук Ф. В., 2012

УДК 37.02

Я. А. Лысых Научный руководитель - Н. И. Пак Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Красноярск

ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ

Представлены результаты диагностики восприятия учениками учебной информации, представленной в текстовой и аудиальной формах. Приводятся обоснованные рекомендации к представлению аудиальной информации в учебном процессе.

Во многих случаях в процессе обучения доминирует звуковая информация, восприятие которой в значительной мере зависит от звуковой памяти [1].

Целью настоящей работы была разработка и диагностика качества восприятия учебной информации, представленной разными видами.

Восприятие - это поистине сложный «психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя» [2].

Сложное слуховое восприятие представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторные компоненты. Отличие слухового восприятия от осязательного и зрительного заключается в том, что если в осязательном и зрительном восприятии двигательные компоненты включены в ту же систему анализаторов, в слуховом восприятии они отделены от слуховой системы и выделены в особую систему про-певания голосом для музыкального слуха и прогова-ривания для речевого слуха [1].

Специфика восприятия аудиальной информации связана с возникновением шумов, которые препятствуют правильному считыванию информации, что ведет к искажению ее значения и формированию неправильного отношения. Человек воспринимая объективную реальность вокруг себя, воспринимает ее субъективно, опираясь на свой жизненный опыт и знания, поэтому если в коммуникации возникают шумы, которые еще больше искажают воспринимаемую информацию, это ведет к полному искажению картины мира и неверной оценке реальности вокруг индивида.

Шумы, которые обычно мешают правильно воспринять аудиальную информацию - это:

- окружающие шумы;

- семантические;

- синтаксические;

- социальные.

Данный процесс приводит к формированию преимущественно негативного отношения к восприни-

маемой информации и ее полному или частичному отторжению. Именно поэтому аудиальная составляющая учебного процесса должна быть информативной и не вызывать раздражения.

Нами было проведено исследование качества восприятия учебной информации, представленной в трех видах: текст, чтение текста, аудиоинструкция. На уроке информатики учащимся НПО было предложено выполнить учебный элемент по теме «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». Ученики были разделены на три группы, приблизительно по 10 чел. Качество восприятия информации определялось по времени выполнения задания.

5040-

время 30" выполнения 20'

10-0-Н

2 3 группа

□ текст

□ чтение текста

□ аудиоинструкция

Качество восприятия разных видов информации

На рисунке представлены результаты эксперимента:

1-я подгруппа выполнила задание за 45 минут, 2-я подгруппа за 40 минут, 3-я подгруппа за 30 минут.

Выводы:

Первая и вторая группа часто отвлекались на посторонние шумы;

Третья группа выполняла задание в наушниках более сосредоточенно.

При этом более высокая скорость аудио сообщения затрудняет восприятие информации, более медленное сообщение воспринимается как тягучее и занудное.

Нужно также учитывать инерционность восприятия - нередко обучающиеся соображают о том, что информация представляет для них интерес, только

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

тогда, когда интересующее их сообщение уже закончилось. Поэтому нужно дважды повторять важные определения, формулы, даты и т. п. - с целью их лучшей запоминаемости.

Поэтому сложные логические аргументы воспринимаются плохо, рассказ должен быть максимально простым и эмоциональным. Эмоциональность речи нужна для того, чтобы между мнимым коммуникатором и слушателем на эмоциональном уровне установился положительный межличностный контакт. Тогда

происходит психологический эффект переноса симпатии к коммуникатору и на то, что он говорит.

Библиографические ссылки

1. Пак Н. И. Информационное моделирование : учеб. пособие ; КГПУ. Красноярск, 2010.

2. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М. : Владос, 1997.

© Лысых Я. А., 2012

УДК 37.022

Т. А. Полынцева, Н. В. Рукосуева Научный руководитель - Н. И. Пак Красноярский государственный педагогический университет имени В. П.Астафьева, Красноярск

ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Работа посвящена обоснованию рекурсивного подхода к разработке трехмерных текстов в виде динамического алгоритма. Представлены этапы разработки электронных учебников.

В настоящее время роль электронных учебных материалов в образовательном процессе существенно возрастает. Электронные учебники получили распространение не только в дистанционных, но и в традиционных очно-заочных формах обучения. Если раньше к цифровым образовательным ресурсам относились как к вспомогательным информационным источникам, дополняющим бумажные учебные материалы, то теперь они приобретают характер основных средств обучения и познания. Однако многие из них обладают низкими дидактическими качествами, несмотря на высокий потенциал современных информационно-коммуникационных технологий [1]. Это связано с возникшим противоречием между возможностями компьютерной техники и слабой проработкой теории и практики создания электронных учебников для образовательных целей, что актуализирует проблему поиска способов экранного представления учебных текстов.

В настоящее время актуальным становится проблема разработки электронных учебников с помощью гипертекстовых технологий, обеспечивающих качественное усвоение учебного материала.

Цель настоящей работы - развитие теории трехмерных текстов на основе рекурсивного подхода.

Под рекурсией понимают такой способ организации системы, при котором она в отдельные моменты своего развития, определяемые ее правилами, может создавать (вызывать) собственные измененные копии, взаимодействовать с ними и включать их в свою структуру.

В условиях профессиональной педагогической подготовки, процесс обучения информационным коммуникационными технологиям на основе метода системной динамики [1] целесообразно строить путем моделирования профессиональной деятельности по овладению этими технологиями, организации процесса учебного познания (обучение методам и способам добывания знаний). Получение теоретических знаний

и практических умений при этом основывается на использовании средств ИКТ для создания разнообразных дидактических элементов, которые в дальнейшем используются при изучении курса. Процесс обучения в этом случае приобретает рекурсивный характер. Обучаюсь курсу путем разработки обучающих дидактических элементов (создаю электронный учебник, по которому сам обучаюсь, или использую материалы в создаваемых обучающих системах (электронные учебники, тесты и др.), которые сам изучаю).

Например, разработанный нами электронный учебник позволяет самостоятельно научиться создавать электронный учебник. Для создания электронного учебника основополагающим является проектирование модели понятий, выделение главных частей учебного текста и построение связей между ними. Сама модель также является «меню», по которой пользователь может перемещаться по страницам электронного учебника.

Изучение проходит по алгоритму, который мы определили сами, но пользователю не обязательно ему следовать. Блок «базовые понятия» служит опорой для дальнейшего изучения, данного электронного учебника. В этом блоке находиться теоретическая основа. Главным в нашей модели является блок «этапы построения электронного учебника», где мы выделяем три основных этапа, по которым проходит обязательное изучение, а остальные пользователь выбирает для себя сам.

I ЭТАП. Построение модели понятий.

На этом этапе необходимо выполнение следующих действий:

1. Выделить из общего текста группы понятий в виде ключевых слов, отражающих основной смысл текста;

2. Представить себе некоторый основной путь чтения текста и расставить, соответственно, связи, ведущие читателя от темы к теме по этому основному пути;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.