Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 004.9, 37
Ф. В. Коленчук Научный руководитель - Д. Н. Буторин Филиал Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева, Ачинск
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СБОРКИ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА С ПОМОЩЬЮ ВИРТУАЛЬНОГО ТРЕНАЖЕРА
Рассматривается проблема развития навыков сборки персонального компьютера в условиях реального учебного процесса и ограниченного набора комплектующих. Для её решения разрабатывается виртуальный тренажер по сборке персонального компьютера на основе м>вЬ-технологий и свободного программного обеспечения.
На сегодняшний день, в процессе обучения проблемой является нехватка наглядного пособия. В данном докладе рассматривается такая проблема, как сборка и архитектура персонального компьютера (ПК). Из-за нехватки наглядного пособия, ученикам трудно представить все варианты конфигурации оборудования, возможные проблемы при сборке, а так же ремонте и улучшении (усовершенствовании) персонального компьютера. Теоретических знаний недостаточно для полного усвоения материала, необходима практика, так как она способствует более качественному усвоению материала. Основной проблемой является отсутствие аппаратного обеспечения, ведь существует множество вариантов сборки и приобрести все возможные варианты просто невозможно, из-за стоимости, а так же просто из-за отсутствия устаревших наборов компонентов.
Решить данную проблему можно путем создания виртуального тренажера и его дальнейшего развития, для использования не только в школьной информатике, но и в процессе обучения в техникумах и вузах. Виртуальный тренажер позволит наиболее наглядно и подробно предоставить информацию об аппаратном обеспечении.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности процесса обучения архитектуре ПК.
2. Изучить особенности сборки ПК и комплектующих.
3. Рассмотреть особенности разработки виртуальных тренажеров.
4. Разработать виртуальный тренажер на основе открытой платформы и СПО.
5. Разработать методические рекомендации по использованию тренажера.
6. Апробация виртуального тренажера.
Использование виртуального тренажера наиболее
простой и эффективный выход в проблеме развития навыков сборки ПК в условиях реального учебного процесса и ограниченного набора комплектующих. Сейчас в каждой школе РФ проведена сеть Интернет. Создание виртуального тренажера на основе web-технологий и свободного программного обеспечения, позволит использовать его на любом ПК с выходом в Интернет. Таким образом, учителю, необходимо просто зайти на веб-узел, загрузить тот или иной вариант конфигурации аппаратного обеспечения и наглядно показать весь процесс сборки и тестирования ПК, с помощью виртуального тренажера по сборке ПК.
Внедрение виртуального тренажера по сборке ПК решает проблемы практики и развития навыков сборки. Каждый ученик может собрать свой собственный вариант конфигурации аппаратного обеспечения.
Также необходимо учесть факт возникающих проблем при сборке. Поэтому в виртуальный тренажер по сборке ПК нужно внедрить проблемные случаи такие как:
• Бракованное оборудование.
• Несовместимость оборудования.
• Актуальность варианта конфигурации сборки (соответствие мощности аппаратного обеспечения).
• Изначальная цель сборки (то, для чего будет использоваться).
Виртуальный тренажер по сборке ПК является весомой мотивацией в изучении учебного материала. Ученик сможет наглядно представить архитектуру ПК, изучая материал с помощью виртуального тренажера по сборке ПК. Данный тренажер будет способствовать развитию творческих навыков ученика, а также развитию мышления.
Использование виртуального тренажера по сборке ПК позволит сократить время подготовки учителя к уроку, так как избавит от необходимости подготавливать проверочные задания. С помощью виртуального тренажера, возможно не только развитие навыков, а так же проверка результатов усвоения материалов. Для этого необходимо создать ряд проверочных заданий, с заданными параметрами конфигурации и предоставлением выбора аппаратного обеспечения. А так же, может иметь вид тестовых заданий, и использованием задач в которых необходимо будет найти проблему:
• поломку;
• несовместимость оборудования;
• поиск наиболее удачного улучшения конфигурации аппаратного обеспечения.
Это так же сократит время подготовки учителя к итоговым проверкам и даст возможность на месте поставить оценку, за выполненную работу.
Для создания, виртуального тренажера по сборке ПК, необходимо в первую очередь проанализировать особенности процесса обучения архитектуре ПК. Это нужно для определения уровня изучения материала. В профильном классе можно усложнить сборку конфигурации аппаратного обеспечения, добавив дополнительные трудности. Кроме того, предполагается создание вариантов тренажеров в зависимости от возраста учеников. Например, в начальных классах сделать это в игровой форме, где будет использована только
Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
периферия. Разработка «уровня сложности» позволит постепенно добавлять усложнения в процесс обучения. Создание проблемы, с дальнейшим усложнением, и поиск пути решения, самый эффективный метод подготовки к реальным ситуациям. Внедрение тренажера с начальных классов и использование в даль-
нейшем во всем курсе обучения, постоянное углубление изучения архитектуры ПК, позволит работать в знакомой уже для всех среде.
© Коленчук Ф. В., 2012
УДК 37.02
Я. А. Лысых Научный руководитель - Н. И. Пак Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Красноярск
ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ
Представлены результаты диагностики восприятия учениками учебной информации, представленной в текстовой и аудиальной формах. Приводятся обоснованные рекомендации к представлению аудиальной информации в учебном процессе.
Во многих случаях в процессе обучения доминирует звуковая информация, восприятие которой в значительной мере зависит от звуковой памяти [1].
Целью настоящей работы была разработка и диагностика качества восприятия учебной информации, представленной разными видами.
Восприятие - это поистине сложный «психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя» [2].
Сложное слуховое восприятие представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторные компоненты. Отличие слухового восприятия от осязательного и зрительного заключается в том, что если в осязательном и зрительном восприятии двигательные компоненты включены в ту же систему анализаторов, в слуховом восприятии они отделены от слуховой системы и выделены в особую систему про-певания голосом для музыкального слуха и прогова-ривания для речевого слуха [1].
Специфика восприятия аудиальной информации связана с возникновением шумов, которые препятствуют правильному считыванию информации, что ведет к искажению ее значения и формированию неправильного отношения. Человек воспринимая объективную реальность вокруг себя, воспринимает ее субъективно, опираясь на свой жизненный опыт и знания, поэтому если в коммуникации возникают шумы, которые еще больше искажают воспринимаемую информацию, это ведет к полному искажению картины мира и неверной оценке реальности вокруг индивида.
Шумы, которые обычно мешают правильно воспринять аудиальную информацию - это:
- окружающие шумы;
- семантические;
- синтаксические;
- социальные.
Данный процесс приводит к формированию преимущественно негативного отношения к восприни-
маемой информации и ее полному или частичному отторжению. Именно поэтому аудиальная составляющая учебного процесса должна быть информативной и не вызывать раздражения.
Нами было проведено исследование качества восприятия учебной информации, представленной в трех видах: текст, чтение текста, аудиоинструкция. На уроке информатики учащимся НПО было предложено выполнить учебный элемент по теме «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». Ученики были разделены на три группы, приблизительно по 10 чел. Качество восприятия информации определялось по времени выполнения задания.
5040-
время 30" выполнения 20'
10-0-Н
2 3 группа
□ текст
□ чтение текста
□ аудиоинструкция
Качество восприятия разных видов информации
На рисунке представлены результаты эксперимента:
1-я подгруппа выполнила задание за 45 минут, 2-я подгруппа за 40 минут, 3-я подгруппа за 30 минут.
Выводы:
Первая и вторая группа часто отвлекались на посторонние шумы;
Третья группа выполняла задание в наушниках более сосредоточенно.
При этом более высокая скорость аудио сообщения затрудняет восприятие информации, более медленное сообщение воспринимается как тягучее и занудное.
Нужно также учитывать инерционность восприятия - нередко обучающиеся соображают о том, что информация представляет для них интерес, только