Подготовка специалистов для авиакосмической отрасли
За 2011-2012 гг. таких стартапов было уже четыре, причем достигнутые результаты позволили одному из малых инновационных предприятий получить статус резидента Сколково.
Таким образом, новое применение компьютерного моделирования - развитие связи между наукой и производством в контексте современных образовательных технологий - имеет высокий потенциал положительного воздействия на результаты образовательной деятельности.
Библиографические ссылки
1. Шершнева В. А. Формирование математической компетентности студентов инженерных вузов на ос-
нове полипарадигмального подхода : монография / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011.
2. Золотарев В. В. Метод исследования программных средств защиты информации на основе компонентной модели информационной среды // Изв. Юж. федер. ун-та. Техн. науки. 2008. Вып. 8. С. 87-94.
3. Анализ надежности и риска специальных систем : монография / М. Н. Жукова, В. В. Золотарев, И. А. Панфилов и др. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011.
4. Гавриленко П. В., Котляр Е. В., Тахтуева К. В. Разработка образовательной технологии имитационного моделирования процесса обеспечения информационной безопасности // Соврем. пробл. науки и образования. 2012. № 4. С. 245-249.
Yu. B. Kozlova, V. V. Zolotarev, O. N. Tyurina Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
ON COMPUTER MODELING OF INFORMATION PROCESSES AND TECHNOLOGY
The issue of effective use of computer modeling in the educational activity is contemplated. A way to stimulate the project activities through computer simulation and the introduction of computer simulators is described.
© Козлова Ю. Б., Золотарев В. В., Тюрина О. Н., 2012
УДК 004.45
А. В. Кукарцев, Е. А. Галушкова, Е. И. Савина, А. В. Самарцева, Н. С. Чернякова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
Представлены преимущества проектного метода обучения, условия его успешной реализации, а также результаты реализации проекта по инжинирингу бизнес-процессов подразделения на основе данного метода.
В образовательном процессе российских вузов используются классические (традиционные) и современные (инновационные) методы и формы обучения. При этом их назначение, а также получаемые результаты будут различными. В условиях глобализации, интеграции образовательных систем главной задачей образовательного процесса становится формирование навыков будущего специалиста. В связи с этим акцент в обучении смещается от трансляции материала в виде лекций на проектную работу.
Метод проектного обучения заставляет учащегося задавать себе вопрос, ставить проблему и решать ее самостоятельно или в группе, работая с материалами различного рода. Этот метод позволяет студенту пересмотреть свои оценки и убеждения учащегося без какого-либо навязывания извне. При этом он перестает быть пассивным объектом педагогического воздействия.
Успешное применение метода проектного обучения возможно при условии качественной методической подготовки инструктора-преподавателя, которая включает в себя:
- знание принципов и требований к подбору объектов проектной деятельности студентов;
- знание методики и организации учебного проектирования;
- умение планировать деятельность студентов в процессе проектного обучения;
- умение организовать систематический контроль работы студентов;
- подготовку необходимых методических и ди-дактических материалов.
Описываемый метод был выбран для реализации проекта по моделированию бизнес-процессов одного из подразделений Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ). Данный проект носит междисциплинарный характер в связи с участием студентов 4-го курса специальностей 080507 «Менеджмент организации» и 080506 «Логистика и управление цепями поставок» под руководством куратора - доцента кафедры менеджмента, которые и составили рабочую группу проекта. При этом учитывался ряд ограничений.
Решетневскце чтения
Первое ограничение касалось выбора студенческой аудитории, а именно учебного курса и семестра. Большинство дисциплин в рамках специализации согласно учебному плану изучается на 5-м курсе, который в СибГАУ является рабочим, т. е. студенты учатся по вечерней форме, а днем проходят практику на предприятиях. Поэтому выбор пал на седьмой семестр, т. е. 4-й курс специальности. В состав студенческой команды было решено отобрать 4-6 человек на добровольных началах по согласованию с ведущими преподавателями кафедр менеджмента и логистики.
Второе ограничение обусловлено учебным планом седьмого и восьмого семестра специальностей «Менеджмент организации» и «Логистика и управление цепями поставок», предусматривающим изучение следующих дисциплин:
- «Реинжиниринг логистических бизнес-процессов промышленных предприятий»;
- «Информационные технологии управления»;
- «Исследование систем управления»;
- «Компьютерные деловые игры»;
- «Стратегический менеджмент»;
- «Управление персоналом»;
- «Рынок ценных бумаг»;
- «Логистика».
При анализе рабочих программ было принято решение о выполнении научно-инновационного проекта «Моделирование бизнес-процессов подразделений СибГАУ» продолжительностью 4-6 месяцев, которое должно быть совмещено с изучением следующих дисциплин:
- «Реинжиниринг логистических бизнес-процессов промышленных предприятий» (цель дисциплины
- формирование теоретических знаний и навыков управления и совершенствования бизнес-процессов промышленных предприятий);
- «Процессный подход к управлению организацией» (цель дисциплины - дать студенту современные знания и сформировать основные практические навыки управления бизнес-процессами организации и их моделирования);
- «Антикризисное управление» (цель дисциплины
- изучение теоретических и практических положений управления организацией в условиях кризиса, управления рисками);
- «Логистика» (цель дисциплины - изучение современных методов организации и управления мате-
риальными, информационными и финансовыми потоками предприятия).
Было определено, что проект будет итоговым (освоение студентами учебного материала оценивается по результатам выполнения проекта в целом), практи-ко-ориентированным, с непосредственной координацией руководителя рабочей группы. Реализация проекта должна осуществляться с позиций процессного подхода, который рассматривает организацию как набор процессов, имеющих определенную цель и подлежащих управленческому воздействию по их совершенствованию.
В ходе работы над проектом была проанализирована нормативная база исследуемого подразделения СибГАУ, опрошены его сотрудники, построена реальная модель бизнес-процессов с использованием программного средства All Fusion Process Modeler (BPwin), которое широко используется для анализа, документирования и реорганизации сложных бизнес-процессов, после чего реальная модель была скорректирована с учетом результатов повторных интервью. Затем была разработана идеальная модель бизнес -процессов с использованием вышеупомянутого программного средства и произведен перерасчет нагрузки сотрудников. Для этой цели был выбран графоаналитический инструмент управления бизнес-процессами - матрица ответственности (РАЗУ). При создании реальной и идеальной моделей проводилась их проверка на корректность и адекватность реальным процессам.
В рамках научно-инновационного проекта была использована методика междисциплинарного проектирования на основе активных методов обучения. В результате, помимо совершенствования деятельности подразделения вуза, была достигнута не менее важная цель - формирование навыков командной работы участников проекта, которые должны быть основой будущей профессиональной деятельности выпускников вуза по специальностям «Менеджмент организации» и «Логистика и управление цепями поставок».
В процессе проектирования члены рабочей группы получили навыки и знания, заложенные в курсах «Реинжиниринг логистических бизнес-процессов промышленного предприятия», «Процессный подход к управлению организацией», «Антикризисное управление», «Логистика».
A. V. Kukartsev, E. A. Galushkova, E. I. Savina, A. V. Samartseva, N. S. Chernyakova Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
BUSINESS PROCESS MODELING WITHIN PROJECT WORK
The advantages of project method training, the conditions of its successful realization, as well as the results of engineering project of business processes in a department based on this technique, are presented.
© Кукарцев А. В., Галушкова Е. А., Савина Е. И., Самарцева А. В., Чернякова Н. С., 2012