Научная статья на тему 'О компьютерном моделировании информационных процессов и технологий'

О компьютерном моделировании информационных процессов и технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Ю. Б., Золотарев В. В., Тюрина О. Н.

Рассматривается вопрос эффективного применения компьютерного моделирования в образовательной деятельности. Показан способ стимулирования проектной деятельности за счет компьютерного моделирования и внедрения компьютерных тренажеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON Computer modeling of Information Processes and Technology

The issue of effective use of computer modeling in the educational activity is contemplated. A way to stimulate the project activities through computer simulation and the introduction of computer simulators is described.

Текст научной работы на тему «О компьютерном моделировании информационных процессов и технологий»

(Решетневскце чтения

УДК 632:004.9

Ю. Б. Козлова, В. В. Золотарев, О. Н. Тюрина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

О КОМПЬЮТЕРНОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ТЕХНОЛОГИЙ*

Рассматривается вопрос эффективного применения компьютерного моделирования в образовательной деятельности. Показан способ стимулирования проектной деятельности за счет компьютерного моделирования и внедрения компьютерных тренажеров.

Роль вузов в современных условиях становится гораздо шире просто профессиональной подготовки специалистов. Прошел этап стабильных производственных и технологических отношении, и сегодня преподаватель как никто другой понимает актуальность проблем дидактики: кого, чему и как учить.

Конечно, в общем учебном процессе существует ряд дисциплин, которые развивают общие знания в классической форме. Модификация преподавания в рамках этих дисциплин - сложная задача, для решения которой требуется привлечение уникальных технологий полипарадигмального подхода [1].

Однако преподаватели специальных дисциплин, формирующих направление подготовки, проектируя учебный процесс, должны тонко чувствовать и быстро реагировать на новые теории, технологии и востребованность знаний. С этой точки зрения, преподаватель находится в социальном слое, потенциально способном повлиять на формирование технологий произ-водственных процессов и отношений (см. рисунок).

Итак, цель работы преподавателя - повысить эффективность учебного процесса, реализуя без потери качества образования тесную связь с производственными и научными процессами. Подобная технология реализуется в рамках деятельности преподавателя путем развития специальных технологий компьютерного моделирования изучаемых объектов: научных, производственных, учебных.

В 2008-2012 гг. в институте информатики и телекоммуникаций Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решет-нева был проведен эксперимент, направленный на повышение эффективности научно-исследовательской работы студентов некоторых специальностей и связанный с практической реализацией проектов различных научных фондов и программ группами студентов и аспирантов.

В качестве примера перечислим некоторые из этих проектов:

- проект программы «Старт» Фонда Бортника «Система анализа уязвимостей программного кода» развился из разработок, набора средств, иллюстрирующих процесс анализа кода на учебно-научных примерах [2];

- проект ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» «Моделирование и управление рисками космических телекоммуникационных систем» основан на разработках студентов и аспирантов инициативной группы, иллюстрирующих процесс изменения показателей надежности системы в учебных и научных целях [3];

- проект Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-педагогической деятельности «Интерактивная образовательная технология управления информационной безопасностью» создавался из разработок студентов, иллюстрирующих процесс выбора средств защиты информации в условиях случайно возникающих негативных факторов в учебных и научных целях [4].

В этой связи можно отметить, что процесс получения и внедрения научных результатов в виде средств компьютерного моделирования стимулирует и развитие студенческой науки. К примеру, за 2008-2009 гг. количество публикаций студентов института информатики и телекоммуникаций выросло на 40 %, а за период с 2008 по 2012 гг. - на 400 %.

Очевидно положительное влияние такой деятельности и на развитие предпринимательских компетенций технических специалистов. За период с 2007 по 2010 гг. в институте информатики и телекоммуникаций не было зарегистрировано ни одного сколько-нибудь значимого стартапа, поддержанного специализированными фондами.

Формирование технологий производственных процессов и отношений в учебном процессе

Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.».

Подготовка специалистов для авиакосмической отрасли

За 2011-2012 гг. таких стартапов было уже четыре, причем достигнутые результаты позволили одному из малых инновационных предприятий получить статус резидента Сколково.

Таким образом, новое применение компьютерного моделирования - развитие связи между наукой и производством в контексте современных образовательных технологий - имеет высокий потенциал положительного воздействия на результаты образовательной деятельности.

Библиографические ссылки

1. Шершнева В. А. Формирование математической компетентности студентов инженерных вузов на ос-

нове полипарадигмального подхода : монография / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011.

2. Золотарев В. В. Метод исследования программных средств защиты информации на основе компонентной модели информационной среды // Изв. Юж. федер. ун-та. Техн. науки. 2008. Вып. 8. С. 87-94.

3. Анализ надежности и риска специальных систем : монография / М. Н. Жукова, В. В. Золотарев, И. А. Панфилов и др. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011.

4. Гавриленко П. В., Котляр Е. В., Тахтуева К. В. Разработка образовательной технологии имитационного моделирования процесса обеспечения информационной безопасности // Соврем. пробл. науки и образования. 2012. № 4. С. 245-249.

Yu. B. Kozlova, V. V. Zolotarev, O. N. Tyurina Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

ON COMPUTER MODELING OF INFORMATION PROCESSES AND TECHNOLOGY

The issue of effective use of computer modeling in the educational activity is contemplated. A way to stimulate the project activities through computer simulation and the introduction of computer simulators is described.

© Козлова Ю. Б., Золотарев В. В., Тюрина О. Н., 2012

УДК 004.45

А. В. Кукарцев, Е. А. Галушкова, Е. И. Савина, А. В. Самарцева, Н. С. Чернякова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Представлены преимущества проектного метода обучения, условия его успешной реализации, а также результаты реализации проекта по инжинирингу бизнес-процессов подразделения на основе данного метода.

В образовательном процессе российских вузов используются классические (традиционные) и современные (инновационные) методы и формы обучения. При этом их назначение, а также получаемые результаты будут различными. В условиях глобализации, интеграции образовательных систем главной задачей образовательного процесса становится формирование навыков будущего специалиста. В связи с этим акцент в обучении смещается от трансляции материала в виде лекций на проектную работу.

Метод проектного обучения заставляет учащегося задавать себе вопрос, ставить проблему и решать ее самостоятельно или в группе, работая с материалами различного рода. Этот метод позволяет студенту пересмотреть свои оценки и убеждения учащегося без какого-либо навязывания извне. При этом он перестает быть пассивным объектом педагогического воздействия.

Успешное применение метода проектного обучения возможно при условии качественной методической подготовки инструктора-преподавателя, которая включает в себя:

- знание принципов и требований к подбору объектов проектной деятельности студентов;

- знание методики и организации учебного проектирования;

- умение планировать деятельность студентов в процессе проектного обучения;

- умение организовать систематический контроль работы студентов;

- подготовку необходимых методических и ди-дактических материалов.

Описываемый метод был выбран для реализации проекта по моделированию бизнес-процессов одного из подразделений Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ). Данный проект носит междисциплинарный характер в связи с участием студентов 4-го курса специальностей 080507 «Менеджмент организации» и 080506 «Логистика и управление цепями поставок» под руководством куратора - доцента кафедры менеджмента, которые и составили рабочую группу проекта. При этом учитывался ряд ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.