Научная статья на тему 'Опыт внедрения проектного подхода в процесс подготовки выпускников вуза'

Опыт внедрения проектного подхода в процесс подготовки выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Ю. Б., Липинский Л. В., Золотарев В. В., Гуменникова А. В.

Рассматривается внедрение проектного подхода в процесс подготовки специалистов. Приводятся результаты опыта уже успешно реализованных локальных и глобальных проектов в институте информатики и телекоммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE PROJECT APPROACH IMPLEMENTATION IN THE GRADUATES TRAINING PROCESS

The implementation of the project approach in the training process is considered. The experience results of local and global projects that has already been successfully implemented at the Institute of Informatics and Telecommunications are presented.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения проектного подхода в процесс подготовки выпускников вуза»

Решетневскце чтения

Очевидно, что здесь предмет «философии техники» получает принципиально иной статус. Во-первых, исследовательский акцент переносится на теоретическое обобщение наиболее характерных свойств, сторон техники исходя из внутренней логики ее целостного развития и во взаимодействии ее с окружающим миром социальных явлений. Предмет получает возможность быть исследованным с самых различных точек зрения (в противоположность его изучения только в аспекте какой-либо классической философской системы). Во-вторых, выбор тех или иных философских средств исследования техники подчинен познавательным целям общенаучной природы предмета, т. е. целям, определяемым раскрытием социального статуса, функций и тенденций развития техники с учетом внутренней логики ее развития. В-третьих, становится возможным исследовать вопрос о системном взаимодействии друг с другом философской группы категорий и группы общенаучных понятий. При этом создается особая категориально-понятийная система, отраслевые рамки которой определяют характер всеобщности аппарата ее понятий и категорий. И эти рамки всеобщности уже не адекватны нормам всеобщности категорий какой-либо отдельно выбранной классической философской системы. Например, утверждение об одинаковой всеобщности понятий «информация» и «материя» в рамках «философии

техники» не некорректно, хотя исследователю такое утверждение может показаться абсолютно верным.

Обычно в литературе используется следующее определение: «Философии техники - это установившееся название одного из направлений современной философской науки, призванного исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также место их в человеческой культуре вообще в современном обществе в частности, отношения человека и техники, техники и природы, эстетические, глобальные и другие проблемы современной техники и технологии» [1, с. 5-6]. На наш взгляд, при всей корректности приведенного определения по поводу предмета философии техники, к нему все же требуются существенное дополнение. Учитывая сформулированные нами дополнения к пониманию предмета «философии техники», предлагаем следующую дефиницию. Предметом философии техники являются наиболее общие стороны и закономерности развития (и создания) техники как относительно самостоятельного элемента в общественной системе, представленные в аспекте одной из основных традиций философского теоретизирования.

Библиографическая ссылка

1. Горохов В. Г. Основы философии техники и технических наук : учебник. М. : Гардарики, 2007.

N. A. Knyazev

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

METHODOLOGICAL PROBLEMS OF THE IMPROVEMENT OF MAGISTERICAL COURSES IN PHILOSOPHY OF SCIENCE AND TECHNIQUE

Philosophical technique object structure is represented in the aspect of the interconnection for the first time. Methodological principles of correlation between philosophical and scientific notions which are the basis of the philosophical technique development are formulated.

© Князев Н. А., 2011

УДК 378.14

Ю. Б. Козлова, Л. В. Липинский, В. В. Золотарев, А. В. Гуменникова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

Рассматривается внедрение проектного подхода в процесс подготовки специалистов. Приводятся результаты опыта уже успешно реализованных локальных и глобальных проектов в институте информатики и телекоммуникаций.

Проектный подход в обучении, несомненно, повышает потенциал развития личности по категориям ответственности, сознательности, креативности. Стараясь внедрить методики проектного подхода в учеб -ный процесс при подготовке выпускников института

информатики и телекоммуникаций (ИИТК, СибГАУ), ставится цель за счет решения скрытых задач пробудить в студентах как организаторские, так и творческие способности. Под скрытой задачей в данном случае подразумевается то, что конкретно обозначен-

Подготовка специалистов для авиакосмической отрасли

ная тематика любого проекта является лишь вектором, определяющим область знаний, а методики реализации того или иного проекта как раз и являются важным механизмом развития, способным в результате обеспечить формирование конкурентоспособного на рынке труда специалиста.

Опыт внедрения проектного подхода в образова-тельный процесс студентов ИИТК позволяет на данном этапе выделить его локальные и глобальные формы. Под локальной формой проекта подразумевается то, что на фоне общей организации учебного процесса организация проекта не требует дополнительного финансирования, участниками проекта являются сами студенты, руководителем и/или координатором проекта выступает преподаватель, закрепленный за определенной дисциплиной, при этом проведение организационных мероприятий проекта осуществляется в аудиториях университета, а время, затрачиваемое руководителем на организацию мероприятий проекта, входит в часы его общей нагрузки.

В качестве примера приведем проекты, которые уже имеют опыт успешной реализации в рамках изучения студентами дисциплины «Проектирование сложных систем». Само проведение занятий изначально адаптируется под проектную деятельность. На вводных занятиях преподаватель определяет общую цель и роли участников проекта: назначает администратора, разделяет численный состав группы на аналитиков, программистов, тестировщиков. На администратора проекта возлагается разработка плана работ, распределение задач и определение конечных сроков сдачи той или иной формы отчетности. Среди уже состоявшихся проектов отметим следующие: «Модель трафика движения автотранспорта на кольце Предмостной площади г. Красноярска», «Оптимизация транспортной сети в городе Красноярске», «Выявление потенциально полезных закономерностей при диагностике диабетической полинейропатии у больных сахарным диабетом». Последний проект в результате вышел за рамки локального по критерию состава участников, в нем дополнительно приняли участие исследователи из Красноярского государственного медицинского университета во главе с доктором медицинских наук профессором Н. А. Шнайдер. Полученные результаты работы отражены в [1]. Стоит отметить, что в данном случае обучение по методике проектного подхода внедрено в рамках курсового проектирования по соответствующей дисциплине (академическая отчетность - дифференцированный зачет), а область знаний (предметную область) определяют структурные методы анализа систем.

Еще один локальный проект, который сейчас только находится на стадии реализации, ориентирован на производственную практику. Студентам бакалавриата по направлению «Информационные системы» была поставлена задача анализа востребованных компетенций 1Т-специалистов на тех предприятиях,

где они закреплены для прохождения производственной практики. По классической схеме студенты разделены по ролям и сейчас занимаются обработкой собранной ими информации. В качестве результирующего мероприятия по рассматриваемому проекту предполагается семинар на тему «Современные компетенции IT-специалиста». Планируется, что участниками семинара станут студенты-бакалавры ИИТК, преподаватели кафедры ИВТ СибГАУ, а также, возможно, работодатели, заинтересованные в молодых IT-специалистах. На семинаре планируется определить актуальность сущностного содержания изучаемых студентами дисциплин в рамках бакалавриата по соответствующему направлению и необходимость его возможной корректировки согласно современной востребованности в том или ином наборе знаний.

Что касается глобальных проектов, реализуемых в ИИТК, то основным их отличием от локальных является привлечение внешнего финансирования.

Среди уже реализованных проектов необходимо особо отметить работы в области оптимизации и моделирования сложных систем, технологий анализа защищенности информационных систем [2], разработки компонентов бортовых систем малых космических аппаратов. В глобальных проектах студенты, как правило, выполняют отдельные модули работ, что позволяет использовать образовательный потенциал проекта и интегрировать научные и практические результаты в учебный процесс.

Необходимо также отметить формирование существенного задела в части интеллектуальной собственности. Стратегия накопления реализованных научных результатов привела в настоящий момент к возможности применения в смежных проектах уже готовых разработок, постоянного совершенствования и обсуждения ранее пройденных этапов. Такой задел позволяет уверенно двигаться в заранее выбранном направлении и легче осуществлять поиск внешнего финансирования.

В настоящий момент глобальные проекты ИИТК поддержаны Фондом содействия развитию малого инновационного предпринимательства (конкурсы «У. М. Н. И. К.», «С. Т. А. Р. Т.»), Федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., лабораторией Касперского, грантами Президента молодым кандидатам наук.

Библиографические ссылки

1. Relation of computer esthesiometry and symptom scores in diagnosis of diabetic polyneuropathy / O. Kurumchina, N. Shnayder, M. Petrova et al. // Medical and Health Science Journal. 2010. Vol. 4. P. 101-112.

2. Система поддержки принятия решений по защите информации «ОАЗИС» / И. В. Бондарь, В. В. Золотарев, А. В. Гуменникова, А. М. Попов // Программные продукты и системы. Вып. 3. Тверь : Изд-во ЗАО НИИ ЦПС, 2011. С. 186-189.

Решетневские чтения

Y. B. Kozlova, L. V. Lipinskiy, V. V. Zolotarev, A. V. Gumennikova Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

EXPERIENCE OF THE PROJECT APPROACH IMPLEMENTATION IN THE GRADUATES TRAINING PROCESS

The implementation of the project approach in the training process is considered. The experience results of local and global projects that has already been successfully implemented at the Institute of Informatics and Telecommunications are presented.

© Козлова Ю. Б., Липинский Л. В., Золотарев В. В., Гуменникова А. В., 2011

УДК 378

Е. П. Кунстман, Е. Ю. Слугина, Т. Ю. Сидоркина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается проблема формирования социально-личностных компетенций, являющихся результатом профессионального самоопределения учащегося.

Понятие «ключевые компетенции» прочно вошло в оборот в конце XX в. Оно появилось не как результат теоретических исследований в рамках педагогической науки, а как формулировка социального заказа к системе образования. Задача системы образования всегда состояла в формировании у выпускника тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен учебного заведения. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках, уметь выбирать и принимать решения. Таким образом, идея компетентностно-ориентированного образования стала ответом на новые запросы мира труда [1].

Существуют различные классификации ключевых компетенций, однако, несмотря на плюрализм мнений, одно из главных мест в любой классификации отводится группе так называемых социально-личностных компетенций.

В докладе международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище» Ж. Делор сформулировал основные, глобальные компетенции, определив их как «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.

Ж. Делор предлагает следующую классификацию ключевых компетенций:

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как к личности, субъекту деятельности и общения.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека.

В данном случае к группе социально-личностных компетенций могут быть отнесены: компетенции, относящиеся к самому человеку как к личности, субъекту деятельности и общения и компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы. Данные компетенции включают в себя:

- коммуникативную компетенцию - готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к мнению других;

- готовность к социальному взаимодействию -способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с людьми;

- компетенции самосовершенствования, саморазвития и личностной рефлексии - способность понимать смысл жизни, анализировать свое профессиональное развитие;

- готовность к разрешению проблем - способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.