Подготовка специалистов для авиакосмической отрасли
Е. А. Zhirnova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk AN EFFECT OF SELF-LEARNING WORK FOR QUALITY TRAINING
The author substantiates the importance of developing skills of independent learning activities of students as a preparation method of active innovation expert. Analyzed by a professional, team-role and communicative competence generated by independent academic work of students. The role of organizational and creative interaction of students and teacher in ensuring the effectiveness of the organization of independent work of students. Self-study students as a method of integration of education, science and industry.
© ^HpHOBa E. A., 2011
УДК 378.101:001
Н. А. Князев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ КУРСОВ
ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Предметная структура философии техники впервые представлена в аспекте взаимодействия ее философской и общенаучной составляющих. Формулируются методологические принципы соотношения категорий и общенаучных понятий, составляющих основу развития философии техники.
В современных университетских курсах для магистрантов инженерно-технического профиля широко представлены дисциплины, включающие в себя раздел по философии науки и техники. В этой связи вопросы, касающиеся исследований предметной и методологической структуры философии техники, имеют большое значение для совершенствования преподаваемых курсов.
В рамках исторического процесса развития классических философских идей концепция техники создавалась на основе принципов, законов и категорий определенной философской (как правило, классической) системы. Законы и категории философии выступали в качестве доминирующего знания, т. е. единственного вида знания, которое способно раскрыть сущность техники. Сущность техники представлялась как ее философская сущность, тогда как специфические общенаучные законы существования техники выступали в качестве ее акцидентальных свойств. Такое направление в понимании предмета философии техники не может отразить целый ряд существенных сторон, обращенных к выявлению и раскрытию новых общетехнических закономерностей развития. Так, например, оно не может воспроизвести проблемную картину, связанную с изучением механизмов взаимодействия философского и общенаучного видов знаний в ходе тех или иных предметных исследований техники. Вне его компетенции находится также и вопрос о зависимости предметного содержания тех или иных исследовательских проектов в области философии техники от выбираемой ученым общенаучной методологии. С раскрытием и решением этих важных для исследовательских проектов проблем как раз и связано другое направление представ-
лений о ее предметной области. На наш взгляд, это другое направление обеспечивает изучение предметной специфики философии техники не только в аспекте мирового историко-философского процесса, но и в аспекте раскрытия современного состояния многогранной общенаучной исследовательской деятельности в области целостного изучения техники. И это современное состояние «философии техники» как раз и стало тем направлением, которое утвердилось в качестве самостоятельной отрасли философии и которое призвано целенаправленно обеспечивать исследование актуальных общетехнических проблем современного мира.
В рамках «философии техники» как относительно самостоятельной отрасли познания техника исследуется не только со стороны классических философских систем знания, но еще и в аспекте собственных, общенаучных и общетехнических законов своего развития. Таким образом, в «философии техники» пересекаются, взаимодействуя друг с другом, два вида знаний, два суверенных источника сущностного знания о технике - философский и общенаучный. В данной связи возникают, на наш взгляд, три принципиальных методологических вопроса:
1. На основе какой исторически сложившейся традиции философского теоретизирования выстраивается предмет и содержание философии техники?
2. Какой круг общенаучных и общетехнических закономерностей развития техники требуется раскрыть, чтобы определить законы ее существования?
3. Какой комплекс общенаучных, науковедческих и специально-дисциплинарных методов должны использоваться в данных исследованиях?
Решетневскце чтения
Очевидно, что здесь предмет «философии техники» получает принципиально иной статус. Во-первых, исследовательский акцент переносится на теоретическое обобщение наиболее характерных свойств, сторон техники исходя из внутренней логики ее целостного развития и во взаимодействии ее с окружающим миром социальных явлений. Предмет получает возможность быть исследованным с самых различных точек зрения (в противоположность его изучения только в аспекте какой-либо классической философской системы). Во-вторых, выбор тех или иных философских средств исследования техники подчинен познавательным целям общенаучной природы предмета, т. е. целям, определяемым раскрытием социального статуса, функций и тенденций развития техники с учетом внутренней логики ее развития. В-третьих, становится возможным исследовать вопрос о системном взаимодействии друг с другом философской группы категорий и группы общенаучных понятий. При этом создается особая категориально-понятийная система, отраслевые рамки которой определяют характер всеобщности аппарата ее понятий и категорий. И эти рамки всеобщности уже не адекватны нормам всеобщности категорий какой-либо отдельно выбранной классической философской системы. Например, утверждение об одинаковой всеобщности понятий «информация» и «материя» в рамках «философии
техники» не некорректно, хотя исследователю такое утверждение может показаться абсолютно верным.
Обычно в литературе используется следующее определение: «Философии техники - это установившееся название одного из направлений современной философской науки, призванного исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также место их в человеческой культуре вообще в современном обществе в частности, отношения человека и техники, техники и природы, эстетические, глобальные и другие проблемы современной техники и технологии» [1, с. 5-6]. На наш взгляд, при всей корректности приведенного определения по поводу предмета философии техники, к нему все же требуются существенное дополнение. Учитывая сформулированные нами дополнения к пониманию предмета «философии техники», предлагаем следующую дефиницию. Предметом философии техники являются наиболее общие стороны и закономерности развития (и создания) техники как относительно самостоятельного элемента в общественной системе, представленные в аспекте одной из основных традиций философского теоретизирования.
Библиографическая ссылка
1. Горохов В. Г. Основы философии техники и технических наук : учебник. М. : Гардарики, 2007.
N. A. Knyazev
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
METHODOLOGICAL PROBLEMS OF THE IMPROVEMENT OF MAGISTERICAL COURSES IN PHILOSOPHY OF SCIENCE AND TECHNIQUE
Philosophical technique object structure is represented in the aspect of the interconnection for the first time. Methodological principles of correlation between philosophical and scientific notions which are the basis of the philosophical technique development are formulated.
© Князев Н. А., 2011
УДК 378.14
Ю. Б. Козлова, Л. В. Липинский, В. В. Золотарев, А. В. Гуменникова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
Рассматривается внедрение проектного подхода в процесс подготовки специалистов. Приводятся результаты опыта уже успешно реализованных локальных и глобальных проектов в институте информатики и телекоммуникаций.
Проектный подход в обучении, несомненно, повышает потенциал развития личности по категориям ответственности, сознательности, креативности. Стараясь внедрить методики проектного подхода в учеб -ный процесс при подготовке выпускников института
информатики и телекоммуникаций (ИИТК, СибГАУ), ставится цель за счет решения скрытых задач пробудить в студентах как организаторские, так и творческие способности. Под скрытой задачей в данном случае подразумевается то, что конкретно обозначен-