Научная статья на тему 'Влияние самостоятельной учебной работы на качество подготовки специалистов'

Влияние самостоятельной учебной работы на качество подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жирнова Е. А.

Обоснована значимость развития навыков самостоятельной учебной деятельности студентов как метода подготовки активного инновационного специалиста. Проанализированы профессиональные, командно-ролевые и коммуникативные компетенции, формируемые в процессе самостоятельной учебной работы студентов. Показана роль организационно-творческого взаимодействия студентов с преподавателем в обеспечении эффективности организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов как метод интеграция образования науки и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EFFECT OF SELF-LEARNING WORK FOR QUALITY TRAINING

The author substantiates the importance of developing skills of independent learning activities of students as a preparation method of active innovation expert. Analyzed by a professional, team-role and communicative competence generated by independent academic work of students. The role of organizational and creative interaction of students and teacher in ensuring the effectiveness of the organization of independent work of students. Self-study students as a method of integration of education, science and industry.

Текст научной работы на тему «Влияние самостоятельной учебной работы на качество подготовки специалистов»

Решетневскце чтения

УДК 658.56

Е. А. Жирнова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ВЛИЯНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Обоснована значимость развития навыков самостоятельной учебной деятельности студентов как метода подготовки активного инновационного специалиста. Проанализированы профессиональные, командно-ролевые и коммуникативные компетенции, формируемые в процессе самостоятельной учебной работы студентов. Показана роль организационно-творческого взаимодействия студентов с преподавателем в обеспечении эффективности организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов как метод интеграция образования науки и производства.

Современный этап развития российского общества и образования выдвинул на первый план задачу всесторонней подготовки высококвалифицированных специалистов в различных областях знания, именно высшая школа закладывает фундамент профессии, формирует менталитет специалиста, расширяет профессиональный профиль, развивает творческие способности, обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность.

По данным социологического исследования все работодатели согласны с необходимостью формирования умений и развития навыков самостоятельной учебной деятельности студентов, что является основой для развития практических знаний и умений будущих специалистов, воспитания самоорганизации, дальнейшего послевузовского самообразования и саморазвития.

Организация самостоятельной работы студентов -это сложный и многомерный процесс, который включает в себя формирование мотивации, профессиональной позиции будущего специалиста, органичное включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин, интеграцию самостоятельной работы с опытом использования современных педагогических, информационных технологий, выбор форм контроля за результатами (см. рисунок). Так в процессе самостоятельной работы формируется профессиональные, коммуникативные и командно-ролевые компетенции студентов, необходимые будущему специалисту для дальнейшей профессиональной деятельности.

Неотъемлемым условием формирования вышеперечисленных компетенций является организационно-творческое взаимодействие с преподавателем. Несмотря на внедрение современных информационных технологий, разработку современной структуры учебных дисциплин, процесс обучения был и остается результатом непосредственного взаимодействия между обучаемым и обучающимися на личностном уровне.

Для подготовки инновационного специалиста необходимо, чтобы каждый студент в процессе обучения профессиональным знаниям получал успешный опыт самостоятельного решения творческих задач. Решение поставленной задачи возможно, если приме-

нять проблемное или эвристическое обучение, результатами которого становится мотивация студентов к самостоятельному поиску недостающих знаний при решении выявленных профессионально или социально значимых проблем.

' / Профессиональные компетенции С\

Командно ролевые компетенции / N. ( Самостоя- * тельная работа студента Коммуникативные компетенции

Модель формирования компетенций в процессе самостоятельной учебной работы студентов

Эффективная организация самостоятельной работы позволит сделать существенным аспектом в профессиональной подготовке студентов процесс созда-ния общественно-значимой интеллектуальной продукции в виде изобретений и других объектов интеллектуальной собственности, обеспечит активное участие обучающихся в научных программах грантов, направленных на развитие и модернизацию существующих производственных систем и технологий. Высшее учебное заведение при таких условиях приобретает характеристики интеллектуального наукоемкого производства, в котором объединяются образовательные, изобретательские и производственные процессы. А студенты становятся субъектами выполнения важнейшей задачи по развитию науки и техники, модернизации производства и экономики страны.

Подготовка специалистов для авиакосмической отрасли

Е. А. Zhirnova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk AN EFFECT OF SELF-LEARNING WORK FOR QUALITY TRAINING

The author substantiates the importance of developing skills of independent learning activities of students as a preparation method of active innovation expert. Analyzed by a professional, team-role and communicative competence generated by independent academic work of students. The role of organizational and creative interaction of students and teacher in ensuring the effectiveness of the organization of independent work of students. Self-study students as a method of integration of education, science and industry.

© ^HpHOBa E. A., 2011

УДК 378.101:001

Н. А. Князев

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ КУРСОВ

ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Предметная структура философии техники впервые представлена в аспекте взаимодействия ее философской и общенаучной составляющих. Формулируются методологические принципы соотношения категорий и общенаучных понятий, составляющих основу развития философии техники.

В современных университетских курсах для магистрантов инженерно-технического профиля широко представлены дисциплины, включающие в себя раздел по философии науки и техники. В этой связи вопросы, касающиеся исследований предметной и методологической структуры философии техники, имеют большое значение для совершенствования преподаваемых курсов.

В рамках исторического процесса развития классических философских идей концепция техники создавалась на основе принципов, законов и категорий определенной философской (как правило, классической) системы. Законы и категории философии выступали в качестве доминирующего знания, т. е. единственного вида знания, которое способно раскрыть сущность техники. Сущность техники представлялась как ее философская сущность, тогда как специфические общенаучные законы существования техники выступали в качестве ее акцидентальных свойств. Такое направление в понимании предмета философии техники не может отразить целый ряд существенных сторон, обращенных к выявлению и раскрытию новых общетехнических закономерностей развития. Так, например, оно не может воспроизвести проблемную картину, связанную с изучением механизмов взаимодействия философского и общенаучного видов знаний в ходе тех или иных предметных исследований техники. Вне его компетенции находится также и вопрос о зависимости предметного содержания тех или иных исследовательских проектов в области философии техники от выбираемой ученым общенаучной методологии. С раскрытием и решением этих важных для исследовательских проектов проблем как раз и связано другое направление представ-

лений о ее предметной области. На наш взгляд, это другое направление обеспечивает изучение предметной специфики философии техники не только в аспекте мирового историко-философского процесса, но и в аспекте раскрытия современного состояния многогранной общенаучной исследовательской деятельности в области целостного изучения техники. И это современное состояние «философии техники» как раз и стало тем направлением, которое утвердилось в качестве самостоятельной отрасли философии и которое призвано целенаправленно обеспечивать исследование актуальных общетехнических проблем современного мира.

В рамках «философии техники» как относительно самостоятельной отрасли познания техника исследуется не только со стороны классических философских систем знания, но еще и в аспекте собственных, общенаучных и общетехнических законов своего развития. Таким образом, в «философии техники» пересекаются, взаимодействуя друг с другом, два вида знаний, два суверенных источника сущностного знания о технике - философский и общенаучный. В данной связи возникают, на наш взгляд, три принципиальных методологических вопроса:

1. На основе какой исторически сложившейся традиции философского теоретизирования выстраивается предмет и содержание философии техники?

2. Какой круг общенаучных и общетехнических закономерностей развития техники требуется раскрыть, чтобы определить законы ее существования?

3. Какой комплекс общенаучных, науковедческих и специально-дисциплинарных методов должны использоваться в данных исследованиях?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.