Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы в системе подготовки студентов-бакалавров'

Организация самостоятельной работы в системе подготовки студентов-бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / GENERAL CULTURAL / PROFESSIONAL / PROFESSIONAL COMPETENCES / THE STRUCTURAL ELEMENTS OF COMPETENCES / METHODOLOGICAL CULTURE OF THE TEACHER / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкина А. Ю., Кирпичева Е. В.

Раскрыты методические особенности организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» профилю «Начальное образование». Особое внимание уделено изучению дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе», процесс изучения которой направлен на формирование элементов нескольких компетенций. Внимательное изучение структурных элементов компетенции ОК-б, ОПК-5, ПК-4 позволяет сделать вывод, что они предполагают становление методологической культуры будущего учителя. Наличие у студентов методологической культуры это высший уровень профессиональной готовности педагога. Методологическая культура учителя предполагает следующие составные звенья: побуждение студентов к попеку, определению, нахождению противоречий (определение проблемы исследования): поиск путей продуктивного разрешения проблемной ситуации. Самостоятельная работа это работа без помощи, но под наблюдением преподавателя. Это наблюдение (или руководство) преподавателя должно обеспечить успех самостоятельной работы как метода обучения. Роль и значимость самостоятельной работы несомненна. Именно в процессе коллективной или индивидуальной деятельности п воспитываются важнейшие качества личности, развиваются знания, способности к творческому изучению вопросов науки, умение ориентироваться в потоке научной информации. Становление базовых компетенций студентов определяется личной активностью и самостоятельностью, уровнем их самосознания, адекватностью самооценки, рефлексивностью мышления, умением планировать свои действия и т.д. В учебных планах бакалавриата очной формы обучения время, отводимое на самостоятельную работу студентов, составляет 31-46 % от всего времени изучения дисциплин, а по заочной форме обучения -82 %. К современным педагогическим технологиям относится модульное обучение, а также обучение в сотрудничестве. Для организации самостоятельной работы применяются разнообразные средства реальной и виртуальной образовательной среды в соответствии с конкретными задачами, уровнем подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишкина А. Ю., Кирпичева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of independent work in the training system undergraduate students

The article reveals the methodical peculiarities of organization of independent work of students enrolled in the direction "Pedagogical education" profile "Primary education". Special attention is paid to studying of the discipline "Methods of teaching Russian language and literature", the learning process which is aimed at formation of elements of several competences. A careful study of the structural elements of competences ОК-б, OPK-5, PC-4 leads to the conclusion that they involve the formation of methodological culture of a future teacher. The presence of students of a methodology to the ecological culture is the highest level of professional readiness of the teacher. Methodological culture of the teacher implies the following integral parts: the motivation of students to search, to define, to finding contradictions (definition of the research problem); search of productive ways of resolving a problem situation. Independent work this is work without assistance, but under supervision of the teacher. This observation (or guide) the teacher must ensure the success of independent work as a method of learning. The role and importance of independent work is undeniable. It is in the process of collective or individual activities and brought the most important qualities of a personality, develop knowledge, and ability for creative study of the science, the ability to navigate the flood of scientific information. The formation of basic competences of students defined personal activity and autonomy, level of consciousness, adequacy of self-assessment, re-flexivity of thinking, ability to plan their actions, etc. The curricula of undergraduate full-time tuition time for independent work of students is 31-46 % of the total time of the study subjects, and on the correspondence form of training 82 %. Modem educational technologies is a modular training and learning in cooperation. For the individual works use a variety of tools, real and virtual educational environment in accordance with specific tasks, level of training of students.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы в системе подготовки студентов-бакалавров»

промышленности

УДК 378.14.014.13

Организация самостоятельной работы в системе подготовки студентов-бакалавров

The organization of independent work in the training system

undergraduate students

Доцент А.Ю. Шишкина, зав. кафедрой Е.В. Кирпичева (Мичуринский государственный аграрный университет) кафедра теории и технологии дошкольного и начального образования, тел. 8-906-597-14-84 E-mail.ru: [email protected]

Associate Professor L.Y. Shishkina, Head of Department E.V. Kirpicheva (Michurinsk State Agrarian University) chair of theory and technology of preschool and primary education, tel. 8-906-597-14-84 E-mail.ru: [email protected]

Реферат. Раскрыты методические особенности организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» профилю «Начальное образование». Особое внимание уделено изучению дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе», процесс изучения которой направлен на формирование элементов нескольких компетенций. Внимательное изучение структурных элементов компетенций ОК-б, ОПК-5, ПК-4 позволяет сделать вывод, что они предполагают становление методологической культуры будущего учителя. Наличие у студентов методологической культуры - это высший уровень профессиональной готовности педагога. Методологическая культура учителя предполагает следующие составные звенья: побуждение студентов к попеку, определению, нахождению противоречий (определение проблемы исследования): поиск путей продуктивного разрешения проблемной ситуации. Самостоятельная работа - это работа без помощи, но под наблюдением преподавателя. Это наблюдение (или руководство) преподавателя должно обеспечить успех самостоятельной работы как метода обучения. Роль и значимость самостоятельной работы несомненна. Именно в процессе коллективной или индивидуальной деятельности п воспитываются важнейшие качества личности, развиваются знания, способности к творческому изучению вопросов науки, умение ориентироваться в потоке научной информации. Становление базовых компетенций студентов определяется личной активностью и самостоятельностью, уровнем их самосознания, адекватностью самооценки, рефлексивностью мышления, умением планировать свои действия и т.д. В учебных планах бакалавриата очной формы обучения время, отводимое на самостоятельную работу студентов, составляет 31-46 % от всего времени изучения дисциплин, а по заочной форме обучения -82 %. К современным педагогическим технологиям относится модульное обучение, а также обучение в сотрудничестве. Для организации самостоятельной работы применяются разнообразные средства реальной и виртуальной образовательной среды в соответствии с конкретными задачами, уровнем подготовки студентов.

Summary. The article reveals the methodical peculiarities of organization of independent work of students enrolled in the direction "Pedagogical education" profile "Primary education". Special attention is paid to studying of the discipline "Methods of teaching Russian language and literature", the learning process which is aimed at formation of elements of several competences. A careful study of the structural elements of competences ОК-б, OPK-5, PC-4 leads to the conclusion that they involve the formation of methodological culture of a future teacher. The presence of students of a methodology to the ecological culture is the highest level of professional readiness of the teacher. Methodological culture of the teacher implies the following integral parts: the motivation of students to search, to define, to finding contradictions (definition of the research problem); search of productive ways of resolving a problem situation. Independent work - this is work without assistance, but under supervision of the teacher. This observation (or guide) the teacher must ensure the success of independent work as a method of learning. The role and importance of independent work is undeniable. It is in the process of collective or individual activities and brought the most important qualities of a personality, develop knowledge, and ability for creative study of the science, the ability to navigate the flood of scientific information. The formation of basic competences of students defined personal activity and autonomy, level of consciousness, adequacy of self-assessment, re-flexivity of thinking, ability to plan their actions, etc. The curricula of undergraduate full-time tuition time for independent work of students is 31-46 % of the total time of the study subjects, and on the correspondence form of training - 82 %. Modern educational technologies is a modular training and learning in cooperation. For the individual works use a variety of tools, real and virtual educational environment in accordance with specific tasks, level of training of students.

с Шишкина Л.Ю., Кирпичева E.B., 2017

Ключевые слова: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, структурные элементы компетенций, методологическая культура учителя, самостоятельная работа.

Keywords: general cultural, professional, professional competences, the structural elements of competences, methodological culture of the teacher, independent work.

Формирование методологической культуры будущего педагога является важнейшей задачей образовательного процесса в высших учебных заведениях педагогического профиля. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) по уровню высшего образования «бакалавриат» направлению подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование» представлен раздел V «Требования к результатам освоения программы бакалавриата», гласящий: «В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы обще культурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции».

Процесс изучения дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе» (профиль «Начальное образование») направлен на формирование элементов нескольких компетенций: ОК-6, ОПК-5, ПК-4, ПК-11, ПСК-2, ПСК-3.

Внимательное изучение структурных элементов компетенций ОК-6, ОПК-5, ПК-4 позволяет сделать вывод, что они (компетенции) предполагают становление методологической культуры будущего учителя.

В ходе формирования общекультурной компетенции ОК-6 «Способность к самоорганизации и самообразованию» студент должен:

- знать содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности;

- уметь самостоятельно строить процесс овладения информацией, отобранной и структурированной для выполнения профессиональной деятельности;

- владеть технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности.

В ходе формирования общепрофессиональной компетенции ОПК-5 «Владение основами профессиональной этики и речевой культуры» студент должен:

- знать этические основы профессиональной деятельности в сфере образования; стратегии, тактики и приемы различных видов профессионального общения; нормы русского литературного языка, основы речевой профессиональной культуры;

- уметь общаться, вести гармоничный диалог, добиваться успеха в процессе коммуникации; создавать оптимальные модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество профессионального общения; осуществлять речевое общение в письменной и устной формах в социально и профессионально значимых сферах;

- владеть нормами поведения и речевой культуры в профессиональной и других сферах общения; различными средствами коммуникации в профессиональной (педагогической) деятельности.

В ходе формирования профессиональной компетенции ПК-4 - «Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета» студент должен:

- знать педагогическую сущность феномена «образовательная среда»; типы, структурные компоненты, параметры образовательной среды; принципы, методы, средства, формы организации обучения;

промышленности

- уметь оценивать современные модели обучения и воспитания и их развивающий эффект; определять цели и задачи образования, планировать, проводить, анализировать уроки/занятия; применять предметные, психолого-педагогические и методические знания в профессиональной деятельности;

- владеть навыками организации учебно-воспитательного процесса с использованием современных образовательных технологий; современными методиками диагностики и оценивания качества образовательного процесса; разнообразными формами и методами педагогического общения с учащимися, родителями, коллегами в различных жизненных ситуациях.

Наличие у студентов методологической культуры - это высший уровень профессиональной готовности педагога. Как известно, методолоПгия - учение о методах, методиках, способах и средствах познания.

Методологическая культура учителя предполагает следующие составные звенья:

- побуждение студентов к поиску, определению, нахождению противоречий (определение проблемы исследования);

- поиск путей продуктивного разрешения проблемной ситуации (будь то русский язык, иностранный язык, биология, химия, педагогика или психология).

И.В. Зайченко указывает на четыре уровня методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический [1].

Содержание философского уровня - общие принципы познания и категорий-ный строй науки (у каждой науки свои категории). Содержание общенаучного уровня - теоретические концепции, применяемые ко всем научным дисциплинам. Говоря о дисциплинах, изучаемых в Социально-педагогическом институте Мичуринского ГАУ, отмечаем характерную общую «педагогизацию» учебного процесса. Третий уровень (конкретно-научный) подразумевает совокупность методов, принципов исследования, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Содержание технологического уровня - это методика и технология исследований. Всеми этими уровнями методологического знания студенты должны овладеть.

Известны и признаки методологической культуры:

- понимание перехода от абстрактного к конкретному;

- установка на преобразование педагогической теории в методику познавательной деятельности;

- осознание студентами результатов собственной познавательной деятельности и других участников педагогического процесса.

Самостоятельная работа - это, как известно, работа без помощи, но под наблюдением преподавателя. Это наблюдение (или руководство) преподавателя должно обеспечить успех самостоятельной работы как метода обучения. Роль и значимость самостоятельной работы несомненна. Именно в процессе коллективной или индивидуальной самостоятельной деятельности и воспитываются важнейшие качества личности, развиваются знания, способности к творческому изучению вопросов науки, умение ориентироваться в потоке научной информации.

В ходе организации самостоятельной работы студентов преподаватель ставит определенные задачи:

- углублять и расширять профессиональные знания студентов;

- формировать у студентов интерес к учебно-познавательной деятельности;

- научить студентов овладевать приемами процесса познания;

- развивать у студентов самостоятельность, активность, ответственность;

- развивать познавательные способности студентов (будущих педагогов).

Становление базовых компетенций студентов определяется личной активностью и самостоятельностью, уровнем их самосознания, адекватностью самооценки, рефлексивностью мышления, умением планировать свои действия и т.д. К современным педагогическим технологиям, которые используются преподавателями пединститута, относится модульное обучение, а также обучение в сотрудничестве.

В учебных планах бакалавриата очной формы обучения время, отводимое на самостоятельную работу студентов, составляет 31-46 % от всего времени изучения дисциплин, а по заочной форме обучения - 82 %. Для организации самостоятельной работы применяются разнообразные средства реальной и виртуальной образовательной среды в соответствии с конкретными задачами, уровнем подготовки студентов.

В целях оптимизации самостоятельной работы студентов преподавателями социально-педагогического института Мичуринского ГАУ разработаны различные дидактические средства. Так, например, во всех учебно-методических комплексах дисциплин имеется раздел по методической организации самостоятельной работы для изучения проблем, связанных с тематикой лекций, семинарских и лабораторных занятий, где сформулированы дискуссионные вопросы, ответы на которые студенты получают в процессе работы с учебниками, справочной литературой или первоисточниками.

Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов:

- работа с библиотечным каталогом;

- обзор научной, публицистической, художественной литературы;

- подготовка мультимедийных презентаций (как для студентов, так и для школьников);

- разработка творческих проектов;

- реферирование учебно-научной и методической литературы;

- конспектирование учебно-научной и методической литературы;

- аннотирование учебно-научной и методической литературы;

- написание докладов, сочинений, эссе на заданные темы;

- анализ компонентов школьных учебников по традиционным и альтернативным программам;

- выполнение заданий продуктивного характера для школьников (подбор дидактического материала и заданий разных типов; разработка творческих заданий, составление тестовых заданий, изготовление наглядных пособий, разработка конспектов уроков и фрагментов уроков);

- заучивание наизусть поэтических и прозаических текстов;

- тренинги (заучивание чистоговорок, скороговорок с целью работы над дикцией);

- создание личных блогов и блогов учебной группы;

- выполнение тестовых заданий и контрольных работ;

- подготовка к устной публичной речи;

- аудирование (с последующими заданиями);

- составление тематического словаря;

- подготовка к учебной практике и выполнение заданий, предусмотренных соответствующими программами практики;

- составление отчета о педагогической практике с анализом учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении за определенный момент времени;

- составление схемы психолого-педагогического исследования;

- составление психолого-педагогической характеристики личности школьника или всего классного коллектива;

- подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям;

промышленности

- изучение учебных пособий;

- изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов;

- изучение в рамках дисциплины тем и проблем, которые не были вынесены на лекции и семинарские занятия;

- выполнение контрольных работ;

- написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;

- аннотирование монографий или их отдельных глав, статей;

- конспектирование монографий или их отдельных глав, статей;

- привлечение студентов к составлению тестов;

- выполнение исследовательских и творческих заданий;

- написание курсовых и выпускной квалификационной работ;

- изготовление наглядных пособий по изучаемым темам;

- изготовление дидактического материала;

- самостоятельное изучение темы в рамках «круглых столов» [2].

В связи с переходом на ФГОС ВО преподаватели используют новые формы организации самостоятельной работы студентов. Студентам рекомендуется формировать папку «Собственные достижения» или «Портфолио», где фиксируются самостоятельно выполненные работы (конспекты, отчеты по всем самостоятельно выполненным практическим заданиям, разработанные и оформленные сообщения, презентации и т.д.). Это позволяет систематизировать и оптимизировать самостоятельную работу.

Методические подходы к организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения различаются. Стартовые возможности студентов очной формы обучения одинаковы. В большинстве своем это люди, только что закончившие обучение в школе. А вот большая часть студентов-заочников - это учителя школ, работники дошкольных образовательных учреждений. Если учитывать соотношение аудиторной и самостоятельной работы, то абсолютно справедливо будет распределять задания для очников и заочников по-разному. Студенты-очники почти в равной мере выполняют самостоятельные задания, ориентированные на изучение теории и практики (с некоторым перевесом на практическую часть), а для студентов-заочников необходимо усиливать, наоборот, теоретическую составляющую.

Если работа проводится со студентами заочной формы обучения, закончившими ранее педагогический колледж, то подбираются задания, активизирующие их базовую подготовку. Все полученные в ходе самостоятельного изучения знания имеют прикладное значение (как минимум на педагогической практике, как максимум - в дальнейшей педагогической деятельности).

Задания для самостоятельной работы студентов включают основные вопросы разделов дисциплины, выносимых для самостоятельного освоения студентами. При этом обязательно указываются форма выполнения и примерные сроки проверки. Содержание и виды текущих и рубежных заданий для самостоятельной работы студентов разрабатываются с учетом специфики дисциплины, степени ее сложности, а также на основе индивидуального авторского подхода.

Полагаем, что при составлении заданий для самостоятельной работы необходимо придерживаться следующих принципов:

- учет индивидуальных особенностей студентов и, как следствие, наличие заданий различной степени сложности;

- наличие нескольких вариантов самостоятельных и проверочных работ.

Проверка результатов выполнения самостоятельной работы проводится в традиционной (индивидуальное собеседование, проверка конспектов, рефератов и т.д., коллоквиум, контрольная работа) и нетрадиционноц форме (деловая игра, инсценирование, мини-конференция, демонстрация и защита проекта).

На каждой кафедре социально-педагогического института Мичуринского ГАУ студенты обеспечены дидактическим материалом для выполнения самостоятельных работ. Это раздаточный дидактический материал, который впоследствии обобщается в единую папку, а также специальные методические пособия для самостоятельной работы по подготовке к лабораторным и практическим занятиям с подробным описанием требований, условий и порядка выполнения работы. Часто это принимает форму рабочей тетради, то есть тетради с печатной основой. Несомненно, это экономит время, но несколько ограничивает и сдерживает творческие способности студентов. Однако в рабочих тетрадях заложен и образовательный потенциал - в дальнейшем студенты смогут разработать подобное для учащихся школ.

Все виды самостоятельной работы выполняют свои функции и одинаково важны для будущего специалиста. Будущему педагогу за годы учебы необходимо овладеть системой устойчивых умений и навыков самостоятельной работы в различных видах познавательно-практической деятельности. Но какими бы ни были совершенными программы вузов, только через личную образовательную программу, через личные усилия по приобретению знаний студент может подойти к порогу истинного профессионализма и творчества.

Самостоятельная работа студентов активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала. Оптимальное использование всех ее форм поможет успешно решить те задачи, которые ставятся перед высшими профессиональными образовательными учреждениями.

В целом же самостоятельная работа студентов является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайченко, И.В. Педагогика: учебник [Текст] / И.В. Зайченко - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 572 с.

2. Шишкина, Л.Ю. Методические подходы к организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Л.Ю. Шишкина // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы»,- 2013. - С. 216-220.

REFERENCE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Zaychenko I.V. Pedagogika [Pedagogics], Moscow, 2012, 572 pp (Russian).

2. Shishkina L.Yu. Metodicheskie podkhody k organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov [Methodical approaches to the organization ol independent work of students] Mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. «Professional'no-lichnostnoe razvitie prepodavatelya i studenta: traditsii, problemy, perspektivy», 2013, pp. 216-220 (Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.