чей педагога является недопущение конфликтов, а его основная роль сводится к консультативной помощи. Творческий процесс быстро поглощает детей, и они начинают фантазировать, применяя порой неожиданные решения.
Шестым этапом следует сделать процесс защиты проекта. Педагог предлагает детям рассказать и показать всем результат конструирования. При этом развиваются коммуникативные умения, развивается словарный запас, путем включения в него специальных терминов (ось, втулка, балка, кирпич и т.п.).
Подобное задание можно использовать и для обучения программированию сконструированного объекта. Для этого необхо-
Библиографический список
димо добавить к конструкции мотор, датчики и написать программу. Которая будет крутить кабинки карусели.
Робототехнические устройства чаще всего позиционируются производителями как образовательные платформы для детей от 7 лет. На самом деле описанные выше конструкторы можно использовать и раньше. Педагог, принявший решение реализовать в ДОУ курс конструирования и программирования с помощью ро-бототехнических устройств, должен обладать сформированной на высоком уровне ИкТ-компетентностью, знаниями в предметной области «Робототехника», но, главное, потребностью в самосовершенствовании, самообразовании и саморазвитии.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Available at: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155
2. Профессиональный стандарт педагога. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556
3. Гордиевских В.М. Роль робототехники в подготовке будущих инженеров-программистов. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016; № 2 (30): 47 - 50.
4. Гордиевских В.М., Кораблев А.А. Микроконтроллеры LEGO EV3 и ARDUINO UNO как технологическая основа для курса робототехники в вузе робототехники. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016; № 3 (31): 1б0 - 163.
5. Гордиевских В.М., Кораблев А.А. Развитие интереса школьников к механике и программированию средствами образовательной робототехники. Непрерывное образование в XXI веке: проблемы, тенденции, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции, 2016.
References
1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17.10.2013 goda № 1155 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya». Available at: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155
2. Professional'nyjstandartpedagoga. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556
3. Gordievskih V.M. Rol' robototehniki v podgotovke buduschih inzhenerov-programmistov. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 2 (30): 47 - 50.
4. Gordievskih V.M., Korablev A.A. Mikrokontrollery LEGO EV3 i ARDUINO UNO kak tehnologicheskaya osnova dlya kursa robototehniki v vuze robototehniki. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 3 (31): 160 - 163.
5. Gordievskih V.M., Korablev A.A. Razvitie interesa shkol'nikov k mehanike i programmirovaniyu sredstvami obrazovatel'noj robototehniki. Nepreryvnoe obrazovanie v XXI veke: problemy, tendencii, perspektivy razvitiya: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2016.
Статья поступила в редакцию 06.04.18
УДК 377
Drakina I.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-rector on Methodical Work, Higher School of Folk Arts (Institute)
(Saint-Petersburg, Russia), E-mail: vshni@mail.ru
Winokur M.S., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Philosophy, Higher School of Folk Arts (Institute)
(Saint-Petersburg, Russia), E-mail: vshni@mail.ru
THE FORMATION OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF TRADITIONAL APPLIED ART. The article deals with a relevant problem of formation of general and professional competences of students studying under the programs of secondary professional art education through the use of the potential of independent classroom and independent extracurricular work. This activity is organized and has been tested in the framework of educational disciplines of professional and socio-economic profile. The authors for the first time apply a new structure of educational and methodical complex for independent work of students, which allows through a set of tasks of different levels and directions to form both general and professional competences related to the formation of civil and moral position.
Key words: general professional competence, citizenship, morality, traditional applied art, independent classroom work, independent extracurricular work.
И.К. Дракина, д-р пед. наук, проф., проректор по методической работе, Высшая школа народных искусств
(институт), г. Санкт-Петербург, E-mail: vshni@mail.ru
М.С. Винокур, канд. ист. наук, доц. каф. философии Высшая школа народных искусств (институт),
г. Санкт-Петербург, E-mail: vshni@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
В статье рассмотрена актуальная проблема формирования общих и профессиональных компетенций студентов, обучающихся по программам среднего профессионального художественного образования посредством использования потенциала самостоятельной аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы. Данный вид деятельности организован и прошел апробацию в рамках учебных дисциплин профессионального и социально-экономического профиля. Авторы впервые применили новую структуру учебно-методического комплекса для самостоятельной работы студентов, которая позволяет через комплекс заданий различного уровня и направления формировать как общие, так и профессиональные компетенции, связанные с формированием гражданской и нравственной позиции.
Ключевые слова: общие профессиональные компетенции, гражданственность, нравственность традиционное прикладное искусство, самостоятельная аудиторная работа, самостоятельная внеаудиторная работа.
Среднее профессиональное образование как естественный феномен развития любого общества обусловливает специфику развития личностных качеств и профессиональных умений будущих специалистов в области традиционного прикладного искусства. Профессиональной подготовке как сущностной характеристике образования посвящены исследования П. Наторпа, Ф Бетмера, И.А. Мавриной, В.Ф. Максимович. Концепции художественного образования в профессиональных учреждениях в различное время разрабатывались С.В. Григорьевым, П.В. Гусевой, Ю.А. Бесшапошниковой, М.А. Некрасовой, Е.В. Сайфули-ной, О.В. Федотовой. Тесно связаны с ними многие педагогические направления - педагогика среды (В.И. Слободчиков), педагогика необходимости (С.М. Юсфин), педагогика социализации (О.С. Газман).
В то же время сравнительный анализ теоретических исследований и реальной практики подготовки художников традиционного прикладного искусства свидетельствуют о недостаточности научно-обоснованных подходов и теоретико-методологического обоснования применения средств обучения, в том числе и гуманитарного исторического профиля в процессе профессиональной подготовки студентов учреждений системы среднего профессионального художественного образования. Это приводит к возникновению противоречий между:
- стремлением российского образовательного сообщества к созданию систем, реализующих концепции художественного образования, отвечающих принципам социальности, открытости, личностной ориентированности педагогического процесса на занятиях профильных занятиях и занятиях по истории, философии, литературе, и традиционностью российской модели образовательной системы, основанной, как правило, на принципах достаточно жесткой регламентации учебного образовательного процесса, сохраняющей относительно формализованный подход кобучению;
- потребностью современных учреждений культуры и искусства в специалистах, ориентированных на социально компетентного, самостоятельного, готового к изменению собственной образовательной траектории студента, и недооценкой возможностей системы художественного образования в подготовке современного специалиста, работающего во всех типах и видах учреждений, связанных с традиционным прикладным искусством;
- стремлением управленческих структур, коллективов и общественных организаций художников традиционного прикладного искусства к стимулированию развития системы художественного образования студентов и недостаточностью организационно-управленческих условий, учебно-методического обеспечения этого процесса по профильным и гуманитарным предметам;
- традиционно сложившимся разделением подготовки студентов на теоретическую и практическую и современными возможностями единого информационного сопровождения процесса приобретения социально-ориентированного профессионального опыта студента посредством организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы;
- традиционным применением средств учебной деятельности в процессе становления профессиональных умений и наличием целого ряда профессиональных умений, становление которых возможно лишь при условии применения наряду со средствами учебной деятельности средств при формировании гражданской патриотической позиции.
Разрешить возникающие противоречия в определенной степени можно с позиций современной педагогической науки, определив их как проблему выбора адекватных новым социально-экономическим и информационно-коммуникативным условиям форм, методов, средств профессионального художественного обучения, в которых развиваются умения и навыки будущих специалистов в области традиционного прикладного искусства и народных промыслов.
Современное состояние всей системы профессионального образования по основным профилям традиционного прикладного искусства характеризуется разнородными и достаточно разнонаправленными векторами развития, представляющими собой сплав экономических, социально-политических, социально-стратификационных и венчурных предпосылок и последствий, конкретизирующихся в решениях, принимаемых правительственными и административными структурами различного уровня.
Среднее профессиональное образование Высшей школы народных искусств (академия) в этом ряду, на наш взгляд, должно быть исключением, так как:
- система образования академии зачастую становится индикатором социального заказа в образовательной художественной сфере в целом, и в сфере традиционного прикладного искусства в частности;
- система образования академии отражает через профильные и гуманитарные предметы меру ответственности образовательного социума за будущих граждан в любом обществе;
- система образования академии является критерием нравственного развития общества и отражает динамику такого развития.
В этой связи образованность студентов ВШНИ (а) является результатом как гуманитарного образования, так и их профессиональной квалификации. Как результат профессиональная подготовка студентов рассматриваются нами в качестве показателей результативности системы образования, сложившейся по гуманитарным и профессиональным учебным дисциплинам [1; 2].
Методологические основания построения процесса обучения в учреждениях системы среднего профессионального художественного образования играют важную роль в осознании руководителями и членами педагогических коллективов учреждений среднего профессионального образования общей методологии проектирования и прогнозирования программы формирования общих и профессиональных компетенций и являются ключевыми позициями в построении программ эффективного развития самого учреждения, саморазвития педагогов, а также определяют эффективность профессиональной подготовки выпускников и качество их профессиональных умений в области традиционного прикладного искусства.
Понятия «общие и профессиональные компетентности» имеют интегративный потенциал, объединяя в себе характеристики однородовых понятий: «социальность», «гражданственность», «нравственность», «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности», «профессиональные умения», «профессиональное мастерство», «профессиональное мышление», «профессиональная пригодность» и др. [3]._
Компетентностный подход позволяет определить и проанализировать профессиональную компетентность как интеграционное качество студента художественной образовательной организации, обусловливающее развитие образования в области ТПИ, которое включает:
- знания профессиональной деятельности;
- профессиональные умения;
- профессионально важные качества личности, в том числе и нравственного характера;
- психологическую готовность к выполнению разнообразных видов профессиональной деятельности в области ТПИ;
- социальную ориентированность (общая осведомленность, способность и умения гибко ориентироваться в потоке разнородной информации политического, экономического, социального, учебного и иного свойства).
В рамках компетентностного подхода нами изучались три типа компетентности студента ВШНИ (а): профессиональная (интегрирующая), личностная (целеполагание, ценностные ориентации) и социальная (сохранение и преумножение традиций народного художественного творчества, адаптивность), в совокупности, обусловливающие формирование профессиональных умений.
Анализ исследований свидетельствует о том, что сущность изменений, происходящих в профессиональном художественном образовании на современном этапе, связана с разработкой эффективной стратегии подготовки специалиста, готового к личностной самореализации, способного к творчески результативной профессиональной деятельности в вариативной образовательно-культурной среде [4; 5]. Идеалом профессионального художественного образования является художник-профессионал, ставший самостоятельной и творческой личностью; специалист в области ТПИ, квалифицированно решающий профессиональные задачи, способный к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию и самореализации. Эту задачу во многом решает разработанная и проходящая апробацию на занятиях по истории система самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Данная система предполагает формирование у студентов умений самостоятельно подбирать и анализировать материал, выполнять творческие задания, связанные с культурным наследием народа, народных промыслов в местах их исторического возникновения, бытования и развития [6; 7].
Создание социокультурной среды на занятиях по истории приводит к формированию современного мышления студентов,
обучающихся по программам среднего профессионального образования. В этом случае оно носит общепрофессиональный характер в соответствии с индивидуальными возможностями и запросами личности будущего художника. В этом случае среднее профессиональное образование не только через профессиональные, но и гуманитарные дисциплины выполняет функцию повышения образовательного уровня личности [8]. В первую очередь это характерно для дисциплин история, философия, литература, которые формируют общекультурные ценности, нормы национальной культуры и региональные традиции традиционного прикладного искусства.
Постепенно мы наблюдаем наличие тенденции увеличения роли среднего профессионального художественного образования в становлении духовных идеалов молодёжи, оказании ей помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта.
Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалиста среднего звена в области традиционного прикладного искусства новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, умение осознавать себя и предъявить другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполняемую работу. На решение данной задачи и нацелена работа по составлению дополнительного методического материла студентам по организации их самостоятельной работы на занятиях гуманитарного профиля, в том числе и по истории. Тетрадь имеет четкий структурный формат, логический, с учётом исторической хронологии, содержательный материал. Задания, предлагаемые студентом достаточно разнообразны, требуют формирования различных общих компетенций (работать с информационными источниками, анализировать найденный материал, обрабатывать информацию и принимать решения).
В целом данное направление в системе обучения студентов означает:
- приведение профессиональных образовательных программ в соответствие с запросами личности, и социальной сферы;
- изменение структуры содержания подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства и его качественное обновление с учетом перехода на опережающее
Библиографический список
образование, обеспечивающее развитие личностно-профессио-нального потенциала специалистов и их мобильности;
- создание условий для гармоничного развития личности и реализации её творческой активности;
- развитие гуманизации и гуманитаризации образования;
- усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки;
- введение в действие нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов;
- развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений среднего профессионального образования в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности;
- создание нового поколения учебной, учебно-методической и методической литературы, средств обучения в образовательном процессе по подготовку художников традиционного прикладного искусства.
Среднее профессиональное художественное образование, ставя перед собой целью обеспечение потребностей российской школы и других учреждений образовательной направленности, развивает новые направления подготовки и образовательных услуг. Это обусловливает необходимость перехода системы среднего профессионального художественного образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которой лежит идея развития личности, развития самой системы профессионального образования и её влияния на основные общественные процессы. Опережающее образование в отличие от традиционного ориентируется в подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную художественную деятельность, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам исторически сложившегося ТПИ.
В новых условиях к обучающимся предъявляются иные требования, которые ориентируют педагогический процесс на применение методов самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, направленных на отработку исследовательских, деловых, коммуникативных умений и навыков, способностей самообучения, саморазвития, которые составляют основу качественной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства.
1. Батракова И.С., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Проектирование педагогических дисциплин в содержании высшего педагогического образования. Педагогика в вузе как учебный предмет. Санкт-Петербург: ЛГПИ, 2001: 7 - 22.
2. Казакова Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 1997: 160.
3. Амонашвили Ш. Размышление о гуманной педагогике. Москва: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1995: 496.
4. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. Москва: Педагогика, 1999: 231.
5. Концепция профессионального самоопределения молодёжи (Поляков В.А., Чистякова С.Н. и др.). Педагогика. 1993; 5: 33 - 37.
6. Библер В.С. Культура. Диалог культур: Опыт определения. Вопросы философии. 1989; 6: 78 - 83.
7. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. Москва: Педагогика, 1999: 231.
8. Батракова И.С., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Проектирование педагогических дисциплин в содержании высшего педагогического образования. Педагогика в вузе как учебный предмет. Санкт-Петербург: ЛГПИ, 2001: 7 - 22.
References
1. Batrakova I.S., Radionova N.F., Tryapicyna A.P. Proektirovanie pedagogicheskih disciplin v soderzhanii vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Pedagogika v vuze kak uchebnyjpredmet. Sankt-Peterburg: LGPI, 2001: 7 - 22.
2. Kazakova E.I., Tryapicyna A. P. Dialog na lestnice uspeha. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU, 1997: 160.
3. Amonashvili Sh. Razmyshlenie o gumannojpedagogike. Moskva: Izd. dom Shalvy Amonashvili, 1995: 496.
4. Verbickij A.A. Novaya obrazovatel'naya paradigma ikontekstnoe obuchenie. Moskva: Pedagogika, 1999: 231.
5. Koncepciya professional'nogo samoopredeleniya molodezhi (Polyakov V.A., Chistyakova S.N. i dr.). Pedagogika. 1993; 5: 33 - 37.
6. Bibler V.S. Kul'tura. Dialog kul'tur: Opyt opredeleniya. Voprosy filosofii. 1989; 6: 78 - 83.
7. Verbickij A.A. Novaya obrazovatel'naya paradigma i kontekstnoe obuchenie. Moskva: Pedagogika, 1999: 231.
8. Batrakova I.S., Radionova N.F., Tryapicyna A.P. Proektirovanie pedagogicheskih disciplin v soderzhanii vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Pedagogika v vuze kak uchebnyj predmet. Sankt-Peterburg: LGPI, 2001: 7 - 22.
Статья поступила в редакцию 04.04.18
УДК: [796:39]:159.922.4
Imangalikova I.B., senior lecturer, Eurasian National University n.a. LN. Gumilev (Astana, Kazakhstan), E-mail: imangalikova@yandex.kz
THE DEVELOPMENT OF ACTIVE POSITION OF THE INTELLECTUAL POTENTIAL OF STUDENTS THROUGH NATIONAL GAME. The article is dedicated to the development of active positions of internal intellectual potential of students through national games in physical education. The analysis of research works on the problem of development of psychological and intellectual potential of rising generation is presented. The author relies on the writings of Comenius, in which the principles of universality, the uni-