Научная статья на тему 'Контекстный подход в системе подготовки магистранта по направлению "народная художественная культура"'

Контекстный подход в системе подготовки магистранта по направлению "народная художественная культура" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOLK ART CULTURE / ARTISTIC ACTIVITY / PROFESSIONALLY INTEGRATED PERSONALITY / CONTEXTUAL APPROACH / CONTEXTUAL ENVIRONMENT / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / CULTUROLOGICAL CONTEXT / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / КОНТЕКСТНАЯ СРЕДА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Первушина О.В., Погодаев С.М., Поползин К.Е., Тимуш В.Ф., Шаховалов Н.Н.

В статье рассматриваются условия организации контекстного обучения по подготовке магистрантов направления 51.04.02 «Народная художественная культура» с точки зрения продуктивности развития профессионально-интегрированной личности, объединяющей в себе аналитические, педагогические, исполнительские, творческие компоненты личностно-профессионального уровня развития. Требования к содержанию магистерской подготовки по данному направлению рассматриваются применительно к профессиональной среде контексту, который выступает пространством не только профессиональной адаптации магистра, но и его включения на первичных стадиях обучения в деятельность коллектива народного художественного творчества (студия, фольклорный центр, этнокультурное объединение), где осуществляется его профессиональное творческое становление и педагогическое развитие. Анализируются смысл, назначение и формы самостоятельной работы студента, которая включена в контекстную среду образовательного типа. Определено значение контекстного подхода, которое состоит в том, что с помощью этой формы обучения происходит трансформация учебной деятельности магистра в профессиональную на основе актуализации форм самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Первушина О.В., Погодаев С.М., Поползин К.Е., Тимуш В.Ф., Шаховалов Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEXT APPROACH IN THE SYSTEM OF EDUCATION OF MASTER STUDENTS FOR THE ON-MANAGEMENT “PEOPLE’S ARTISTIC CULTURE”

The article deals with conditions for the organization of contextual training for training of undergraduates of specialization “Folk Artistic Culture”, Code 51.04.02, in terms of productivity of the development of a professionally integrated personality that combines the analytical, pedagogical, performing, creative components of the personal and professional level of development. Requirements for the contents of training in this area are considered in relation to the professional environment a context that is a space not only for the professional adaptation of master students, but also for its inclusion in the primary stages of instruction in the collective of folk art (studio, folklore center, ethno-cultural association) his professional creative formation and pedagogical development. The meaning, purpose and forms of the student’s independent work are analyzed, which is included into the context of the educational type. The significance of the contextual approach is defined. The MA student’s professional activity is transformed into a professional one based on the actualization of forms of the independent work.

Текст научной работы на тему «Контекстный подход в системе подготовки магистранта по направлению "народная художественная культура"»

References

1. Koncepciya programmy podderzhki detskogo i yunosheskogo chteniya v Rossijskoj Federacii. Available at: http://legalacts.ru/doc/ rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-03062017-n-1155-r-ob-utverzhdenii/

2. Kazakova E.I. Teksty novoj prirody: problemy mezhdisciplinarnogo issledovaniya. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2016, T. 21, № 4: 102 - 109.

3. Ben'kovskaya T.E. Teksty «novoj prirody» i vozmozhnost' ih ispol'zovaniya v literaturnom obrazovanii sovremennyh shkol'nikov. Pedagogicheskijimidzh: nauchno-prakticheskij zhurnal. Available at: http://journal.iro38.ru/files/benkovskaya36.pdf

4. Galaktionova T.G. Teksty «novoj prirody» i novaya gramotnost'. Teksty novoj prirody v obrazovatel'nom prostranstve sovremennoj shkoly: sbornik materialov VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferenciya «Pedagogika teksta», Sankt-Peterburg, 21 oktyabrya 2016 g. Sankt-Peterburg: «Lema», 2016: 13 - 16.

5. Kvashnina E.S. «Novye» detskie knigi vprostranstve bibliotekii shkoly. Novye formy organizacii chitatel'skoj deyatel'nosti. Moskva: Bibliomir, 2017.

6. Romanicheva E.S. Rabochaya tetrad' kak avtorskij tekst uchebnika. Teksty novoj prirody v obrazovatel'nom prostranstve sovremennoj shkoly: sbornik materialov VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferenciya «Pedagogika teksta», 21 oktyabrya 2016 g. Sankt-Peterburg, "Lema", 2016: 88 - 91.

7. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Osnovnaya shkola. Sostavitel' E.S. Savinov. Moskva: Prosveschenie, 2011.

8. Svetlovskaya N.N. Osnovy nauki o chitatele: Teoriya formirovaniya tipa pravil'noj chitatel'skoj deyatel'nosti. Moskva, 1993.

Статья поступила в редакцию 30.08.18

УДК 378.371.134:7.031.2

Pervushina O.V., Cand. of Culturology, senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: agaki-pervushina@yandex.ru

Pogodaev S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: agaki-pervushina@yandex.ru

Popolzin K.E., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: popolzin-kirill22@mail.ru Timush V.F., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: design-firid@mail.ru Shakhovalov N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: snn_1979@mail.ru

CONTEXT APPROACH IN THE SYSTEM OF EDUCATION OF MASTER STUDENTS FOR THE ON-MANAGEMENT "PEOPLE'S ARTISTIC CULTURE". The article deals with conditions for the organization of contextual training for training of undergraduates of specialization "Folk Artistic Culture", Code 51.04.02, in terms of productivity of the development of a professionally integrated personality that combines the analytical, pedagogical, performing, creative components of the personal and professional level of development. Requirements for the contents of training in this area are considered in relation to the professional environment - a context that is a space not only for the professional adaptation of master students, but also for its inclusion in the primary stages of instruction in the collective of folk art (studio, folklore center, ethno-cultural association) his professional creative formation and pedagogical development. The meaning, purpose and forms of the student's independent work are analyzed, which is included into the context of the educational type. The significance of the contextual approach is defined. The MA student's professional activity is transformed into a professional one based on the actualization of forms of the independent work.

Key words: folk art culture, artistic activity, professionally integrated personality, contextual approach, contextual environment, independent work of students, culturological context.

О.В. Первушина, канд. культурологии, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: agaki-pervushina@yandex.ru

С.М. Погодаев, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: agaki-pervushina@yandex.ru

К.Е. Поползин, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: popolzin-kirill22@mail.ru В.Ф. Тимуш, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: design-firid@mail.ru Н.Н. Шаховалов, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: snn_1979@mail.ru

КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

В статье рассматриваются условия организации контекстного обучения по подготовке магистрантов направления 51.04.02 «Народная художественная культура» с точки зрения продуктивности развития профессионально-интегрированной личности, объединяющей в себе аналитические, педагогические, исполнительские, творческие компоненты личностно-професси-онального уровня развития. Требования к содержанию магистерской подготовки по данному направлению рассматриваются применительно к профессиональной среде - контексту, который выступает пространством не только профессиональной адаптации магистра, но и его включения на первичных стадиях обучения в деятельность коллектива народного художественного творчества (студия, фольклорный центр, этнокультурное объединение), где осуществляется его профессиональное творческое становление и педагогическое развитие. Анализируются смысл, назначение и формы самостоятельной работы студента, которая включена в контекстную среду образовательного типа. Определено значение контекстного подхода, которое состоит в том, что с помощью этой формы обучения происходит трансформация учебной деятельности магистра в профессиональную на основе актуализации форм самостоятельной работы.

Ключевые слова: народная художественная культура, художественная деятельность, профессионально-интегрированная личность, контекстный подход, контекстная среда, самостоятельная работа студента, культурологический контекст.

В условиях модернизации образовательного процесса в высшей школе актуализируется интерес исследователей и педагогического сообщества к поиску эффективных инструментов ор-

ганизации учебно-образовательной деятельности, направленной на решение задач включения обучающихся в практику будущей профессиональной деятельности начиная с первых лет обучения.

Целенаправленное и системное взаимодействие образовательной и производственно-профессиональной среды рассматривается современными исследователями как модель эффективной педагогической деятельности, которая ориентирована на формирование образовательной среды нового типа - контекстной образовательной среды, которая представляет собой конструкт, созданный в результате взаимодействия вуза и работодателей [1, с. 92-97]. Контекстный подход, разработанный в педагогике и психологии в силу своего метатеоретического положения, может рассматриваться как методологическая основа для разработки модели этого процесса с целью выхода на результат не только сближения, но и многостороннего взаимодействия, интеграции учебной и производственно-профессиональной деятельности. Методология и технологии контекстного подхода в образовании разработаны в научной школе А.А. Вербицкого. По утверждению А.А. Вербицкого и его последователей, контекстным является такое обучение, в котором посредством системы средств, форм и методов обучения последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов [2, с. 38]. Как показано в ряде работ представителей данной школы, в такой образовательной среде согласованные действия вуза и работодателей должны быть направлены на приближение процесса учебной активности студентов к их будущей профессиональной деятельности, что возможно через организацию предметно-технологических (предметный контекст) и социальных составляющих (социальный контекст) [3]. На наш взгляд, исходя из специфичности образовательных программ по укрупненной группе специальностей «Искусство и культура» актуальным для этой сферы образования и будущей профессиональной деятельности является культурологический контекст. И если предметный контекст означает создание образовательных условий для овладения определенными художественными знаниями, умениями, навыками, технологиями; социальный контекст означает сформи-рованность у выпускника навыков простраивания социальных связей, взаимодействий, коммуникаций в среде профессиональной деятельности как каналов реализации предметно-технологических знаний и педагогических умений, навыков; культурологический контекст отражает личностные, творческие, духовно-нравственные установки и ценности выпускника-магистра.

Современная профессиональная художественная деятельность в сфере народной художественной культуры выдвигает ряд требований к уровню подготовленности магистранта по направлению 51.04.02 «Народная художественная культура», профилю «Этнокультурное образование». Содержание обозначенных в стандартах требований нацелено не только на повышение творческого, исполнительского уровня магистрантов в различных модусах (декоративно-прикладное творчество, фольклор, празднично-обрядовая культура), но и активизацию личностного, творческого проявления как субъекта вариативной и инновационной творческой деятельности; готовности к разработке и самостоятельному осуществлению творческих проектов в области сохранения, изучения и воспроизводства народной художественной культуры с акцентом на педагогический развивающий потенциал народного творчества.

Требования к современному специалисту в сфере народной художественной культуры обусловлены необходимостью выполнения целого комплекса профессиональных моделей поведения как созидателя, педагога, аналитика-исследователя в рамках своей профессиональной деятельности. Многогранность и вариативность знаний, умений, навыков решается посредством компетентностной модели подготовки магистрантов, в основе которой лежат многообразные области профессиональной деятельности, связанные с технологиями художественной деятельности (владение формами декоративно-прикладного творчества, исполнительскими навыками в области фольклора и др.); педагогикой народной художественной культуры; научными исследованиями в области фольклора; художественным просветительством; руководство коллективом народного художественного творчества; административной работой в учреждениях культуры, организациях, осуществляющих этнокультурную образовательную деятельность, в студиях, центрах народного творчества, домах народного творчества. Эта многослойность и вариативность обусловлена требованиями современной художественной практики к выпускнику-магистру, конечная цель которой, на наш взгляд, состоит в формировании профессионально интегрированной личности.

Проблема установки на более узкую специализацию не только ограничивает личность выпускника-магистранта, ограничивает вариативность возможностей профессиональной адаптации и трудоустройства, но и не отвечает запросам времени, которые отражают доминанту современной инновационной культуры, в которой наряду со слоем массовых форм вектор движения определяют тенденции, связанные с запросом на сложноструктурированную профессиональную личность, обладающую способностью к многофункциональной, многоаспектной художественной деятельности в различных культурных средах и подходами к решению педагогических проблем на различных творческих и профессиональных уровнях с различными социально-демографическими группами.

Образовательная парадигма современности обуславливает рассмотрение концепта «универсальности» в контексте инновационной культуры. Магистратура в современных художественных вузах согласно государственным образовательным стандартам, ориентирована на решение данной проблемы, но требования реальной образовательной практики во многом сложнее, вариативнее и предлагает различные подходы. Практика высшего художественного образования свидетельствует о том, что большинство вузов в магистерской подготовке разделяют научно-ориентированные и практико-ориентированные программы, т. е. содержание магистерских программ определяется концепцией магистратуры как подготовки научно-исследовательских кадров, либо как специализированная прикладная подготовка. Иными словами, вуз самостоятельно определяет, будет ли он готовить магистрантов-ученых, педагогов или специалистов художественной практики. Государственные требования к уровню подготовки магистрантов предоставляют вузам большие возможности в плане индивидуализации обучения, наделяя их правом определения содержания программ специализированной подготовки.

Магистерская программа направления подготовки 51.04.02 «Народная художественная культура» содержит разнообразные виды профессиональной деятельности, что соответствует концепции подготовки профессионально интегрированного специалиста. Такой широкий спектр видов деятельности и компетенций объективен и востребован художественной практикой, о чем мы приводили доводы выше. Соответственно, это обстоятельство ставит задачу активного привлечения образовательными учреждениями субъектов профессиональной среды (работодателей) к формированию и реализации магистерских программ. Это позволит скорректировать портрет выпускника-магистра как профессионально-интегрированной личности посредством структурирования компетенций с выявлением компонентов профессиональной направленности. Такой подход предоставляет возможность оценить результаты и степень эффективности обучения через трудоустройство выпускника-магистра.

Необходимым потенциалом, обеспечивающим выход на широкий спектр видов профессиональной деятельности, обладает контекстный подход в обучении, цель и назначение которого заключается в акцентировании внимания на результатах образовательной деятельности, которые проявляются именно в профессиональной среде, за пределами аудиторного, академического типа образования. Профессионально-интегрированная личность, на наш взгляд, есть результат объединения предметного контекста, социального контекста, культурологического контекста, о чем говорилось выше. Основное назначение контекстного обучения - это включение обучающегося в профессиональный контекст его будущей деятельности уже в процессе академического этапа образования, иными словами профессиональное знание должно усваиваться в контексте собственного практического действия - в рамках самостоятельной работы.

Организацию самостоятельной работы магистранта, наш взгляд, представляется возможным рассматривать как одну из форм осуществления контекстного подхода в обучении. Возможности этой образовательной формы не раскрыты достаточно полно в научной литературе и системно не осмыслены. Проблема организации самостоятельной работы, которая занимает в образовательной программе магистратуры значительную долю часов, получает отражение в современных исследованиях, где поднимаются вопросы пересмотра подходов, принципов, форм и методов данного вида образовательной деятельности, а также педагогического взаимодействия и формата самостоятельной деятельности обучающегося. Многие исследователи отмечают, что самостоятельная работа часто понимается в рамках вузовской подготовки как вспомогательная, второстепенная, менее значимая, чем аудиторные занятия, является репродуктивной,

слабо ориентированной на исследовательскую, творческую деятельность [4, с. 224-228]. Принцип организации самостоятельной работы в рамках контекстного подхода должен рассматриваться как определяющий в целях формирования профессионально-интегрированной личности, подготовленной к целому спектру видов деятельности в условиях художественной практики. Реализация этого принципа должна осуществляться преимущественно в творческо-производственной среде, за рамками аудиторных форм обучения посредством включения магистранта в процесс творческой (репетиционной, обучающей, исполнительской, аналитической) деятельности коллектива народного художественного творчества, образовательного и творческого объединения, научного сообщества. Не любая институциональная форма в художественной практике обладает потенциалом профессиональной среды, которая мотивирует, создает условия, актуализирует определенные профессиональные навыки и выдвигает определенную систему профессиональных ожиданий. Поэтому одним из условий эффективной реализации магистерской программы является предварительная работа вуза по определению и поиску адекватной задачам образования профессиональной среды - контекста, вхождение в который означает реализацию одного из ключевых этапов обучения. На наш взгляд, с учетом выхода на контекстный уровень, динамика образовательного процесса должна выстраиваться следующим образом: 1-й уровень - учебная деятельность академического типа; 2-ой уровень - учебно-проблемная деятельность практического типа (организация всех видов практик, научно-исследовательская работа); 3-й уровень - учебно-профессиональная деятельность, которая требует погружения обучающегося в реальную профессиональную среду (контекст). Отличие третьего уровня состоит в том, что обучающийся становится на позицию профессионала: из объекта обучения становится субъектом профессиональной деятельности. Но это достижимо только тогда, когда обеспечен процесс преемственности между всеми уровнями обучения, когда динамика образовательного процесса выстраивается на основе принципа эволюции как движения по усложнению контекста: движение от академической учебной деятельности по освоению профессиональных компетенций через учебно-проблемную к профессиональной. Именно третий уровень - качественно иной уровень обучения, который актуализирует самостоятельность, личностное включение в профессиональную деятельность, обеспечивает условия трансформации учебной деятельности в профессиональную деятельность специалиста.

Принцип организации самостоятельной работы в процессе обучения магистранта является определяющим при формировании готовности к многосторонней, универсальной и вариативной профессиональной культуроформирующей, педагогической, научно-исследовательской деятельности. Реализация этого принципа осуществляется через включение магистранта в процесс педагогической (репетиционной, обучающей, исполнительской) деятельности коллектива народного художественного творчества. Именно такой коллектив представляет собой уникальную профессиональную творческую среду, в которую с первых лет обучения погружаются магистры. Самостоятельное внеаудиторное обучение, нацеленное на воспроизведение форм реальной профессиональной деятельности, даёт возможность магистранту не только получить необходимые знания, умения, навыки, но и активизирует личностное профессиональное самоопределение обучающегося за пределами аудиторных занятий. На наш взгляд, коллектив народного художественного творчества обладает следующим потенциалом в достижении образовательной

Библиографический список

цели - формировании профессионально-интегрированной личности.

Во-первых, в рамках деятельности коллектива осуществляется самостоятельная подготовка магистранта в области художественно-творческой деятельности (магистрант-исполнитель), что предполагает совершенствование умений и навыков по созданию продуктов народной художественной культуры и связанных с ними способностей. В основе этого процесса лежит принцип партнерства. Здесь происходит накопление творческого багажа посредством системно организованной самостоятельной работы. С этой целью используется комплекс форм самостоятельной работы: выполнение конкретных заданий по разработке проектов и программ (изделий декоративно-прикладного творчества, фольклорных, театральных, музыкальных форм и др. в зависимости от темы исследования магистранта); подробный анализ фольклорного произведения (общий, научно-теоретический, исполнительский); освоение и воспроизводство форм традиционной культуры.

Во-вторых, организуется самостоятельная подготовка в области педагогики народной художественной культуры (магистрант-педагог). В коллективе народного художественного творчества магистранту предоставляются широкие возможности аналитического уровня, развивающие самостоятельность мышления необходимую для осуществления педагогической и научно-методической деятельности, так как педагог в области этнокультурного образования должен обладать умением не просто накапливать знания, а использовать объем знаний, полученный в аудиторные часы для самостоятельного поиска знаний и их актуализации. Именно в коллективе народного художественного творчества ставятся перед магистрантом образовательные задачи поисково-исследовательской направленности. Так же во время занятий в коллективе может быть проведен мониторинг и самоконтроль результатов усвоения знаний, полученных в процессе аудиторных занятий. Именно в профессиональной (контекстной) среде осуществляется интегрированная связь научно-творческого знания с практикой художественной деятельности посредством педагогического сопровождения и партнерства.

В-третьих, формирование профессиональных компетенций, связанных с научно-исследовательской деятельностью (магистрант-исследователь), так как формирование исследовательской культуры также является значимой составляющей профессионального портрета магистранта-исполнителя. Сфера методологии научного исследования в области народного искусства отличается своей спецификой, что ставит перед магистрантом и преподавателем задачу определения условий применения полученных знаний и активизации аналитического подхода к изучению форм народной художественной культуры, особенностей интерпретации фольклорного материала, методов анализа морфологии, символики и динамики процессов изучения, освоения, сохранения и воспроизводства потенциала народной культуры. Таким образом, сегодня необходимо введение такого образовательного комплекса, где контекстный подход займет ключевые позиции в системе подготовки профессионально-интегрированной личности с целью методологического обеспечения образования по актуальным профилям магистров нового типа, объединяющих в себе аналитиков-исследователей, педагогов-методистов и творческих личностей созидателей-практиков, просветителей и субъектов созидательной творческо-педагогической деятельности, направленной на обеспечение сохранения и преемственности культурной традиции.

1. Калашников В.Г. Образовательная среда контекстного типа. Высшее образование в России. 2012; 4: 92 - 97.

2. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высшая школа, 1991: 207.

3. Вербицкий A.A., Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания образования. Москва: МГОПУ им. M.A. Шолохова, 200: 80.

4. Горобец С.В. Контекстное обучение педагога-музыканта в гуманитарном вузе. Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013; Т. 200: 224 - 228.

5. Федоров ИЛ. Стратегическая установка образовательного учреждения как основа эффективной реализации контекстного подхода в учебном процессе. Высшее образование сегодня. 2011; 2: 69 - 72.

References

1. Kalashnikov V.G. Obrazovatel'naya sreda kontekstnogo tipa. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012; 4: 92 - 97.

2. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyjpodhod. Moskva: Vysshaya shkola, 1991: 207.

3. Verbickij A.A., Dubovickaya T.D. Konteksty soderzhaniya obrazovaniya. Moskva: mGoPU im. M.A. Sholohova, 200: 80.

4. Gorobec S.V. Kontekstnoe obuchenie pedagoga-muzykanta v gumanitarnom vuze. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013; T. 200: 224 - 228.

5. Fedorov I.A. Strategicheskaya ustanovka obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak osnova 'effektivnoj realizacii kontekstnogo podhoda v uchebnom processe. Vysshee obrazovanie segodnya. 2011; 2: 69 - 72.

Статья поступила в редакцию 11.08.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.