Статус ОО, состояние воспитательно-образовательной системы и прогноз возможных изменений в ней определяют миссию техникума.
Миссия техникума — максимально полное удовлетворение запросов и потребностей социальных заказчиков и заказчиков ОУ, ориентированных на формирование высококвалифицированных специалистов среднего звена и рабочих.
1. Вавилова Л. Н., Гуляева М. А. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализа-
ции ФГОС нового поколения : метод. рекомендации. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2012. — 180 с.
2. Горшкова М. В. Особенности внедрения ФГОС в системе среднего профессионального образования // Профильная школа. — 2013. — № 2. — С. 31-33.
3. Руднева Е. Л., Костюк Н. В., Кузнецова И. Ю. Педагог и обучающийся: жизненные и профессиональные ценности в условиях интеграции начального и среднего профессионального образования : моногр. — Кемерово : Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2010. — 132 с.
4. Экономика социальной сферы : учеб. пособие / В. Г. Игнатов, Л. А. Батурин и др. — Ростов-на-Дону : МарТ, 2013. — 155 с.
5. Нецветаев А. Г, Рубаник Ю. Т, Михальченко В. В. Кризис угледобывающей отрасли и современная теория управления. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 1998. — 92 с.
УДК/uDC 377-057.87 Н. О. Хлупина
№dezhda Khlupina
формирование общих и профессиональных компетенций при самостоятельной работе студентов
ORGANIZATION OF STuDENTS' INDEPENDENT wORK ON THE FORMATION OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES
Статья посвящена изучению и анализу организации самостоятельной работы студентов в колледже, способствующей формированию общих и профессиональных компетенций. Предлагаются результаты опроса студентов по использованию разных видов самостоятельной работы при ее организации.
The article is devoted to the study and analysis of the independent work of students' structuring in college, enabling the establishment of general and professional competencies. Available results of a survey of students by the use of different types of independent work in its organization.
Ключевые слова: организация самостоятельной работы, компетенции, управление учебной деятельностью, виды самостоятельной работы, ранжирование.
Keywords: independent work structuring, competence, management training activities, the types of independent work, ranking.
Вызовы времени диктуют вновь обращаться к проблеме организации самостоятельной работы студентов. В современном динамично развивающемся обществе приобретенные знания и умения быстро устаревают, следовательно, без способности к самообразованию
специалист не может отвечать современным требованиям.
В ФГОС среднего профессионального образования (СПО), в пункте 7.1 требованием к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) выступает обеспечение эффективной самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения. Автор статьи полагает, что существующий подход к организации самостоятельной работы на современном этапе оказывается малоэффективным и не обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций, что приводит к необходимости пересмотра и изменения психолого-педагогических условий организации самостоятельной работы студентов. В процессе организации обучения, основанного на компетентностном подходе, на первый план выходят:
• самостоятельная познавательная деятельность студента;
• активность обучающегося при овладении содержанием профессионального образования;
• максимальный учет индивидуальных особенностей личности;
• комплексность получения знаний и др. [1].
Формирование общих и профессиональных компетенций будет осуществляться более эффективно в ходе грамотно организованной и управляемой самостоятельной работы студентов как в рамках аудитории, так и за ее пределами на разных этапах обучения.
Организация самостоятельной работы на учебном занятии требует от преподавателя достаточно большой подготовки, по сравнению с самостоятельным изложением материала. Готовясь к учебному занятию, преподаватель должен продумать цель, время, вид самостоятельной работы, формируемые компетенции, форму работы, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы, ведь от этого будет зависеть результативность работы студентов. Выполнение студентами самостоятельной работы в ходе учебных занятий будет способствовать овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать информацию и использовать ее на основе известных и вновь созданных способов и средств деятельности [3].
В силу того, что увеличилось количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу (до 50 % учебного времени), необходимо, с одной стороны, обновление методического обеспечения самостоятельной работы, а с другой — мотивация обучающихся к выполнению самостоятельной работы. Современный студент большую часть времени проводит в сети Интернет, значит, использование интернети электронных ресурсов будет обеспечивать возможность доступа к заданиям внеаудиторной самостоятельной работы, а также их выполнение в независимости от того, где находится студент: в библиотеке, в аудитории или дома.
Для организации самостоятельной работы студентов в учебном процессе преподаватели используют новые информационные технологии. Использование компьютеров усилило мотивацию обучения, обеспечило возможность студентам самостоятельно регулировать процесс освоения и представления учебного материала, расширило возможности предъявления учебной информации, что видится затруднительным при традиционных формах обучения [2; с. 26].
В условиях компьютерного обучения изменилось и управление учебной деятельностью студентов со стороны преподавателей, появились предпосылки развития самоуправления в виде условий для перевода студентов с режима самоуправления своей учебной деятельности. Использование компьютеров позволило
изменить способы управления самостоятельной учебной деятельностью студентов, индивидуализируя ее, качественно изменяя реализацию всех функций управления, что в целом обеспечивает гибкость управления учебным процессом и его активизацию.
Решающая роль в организации самостоятельной работы студентов принадлежит преподавателю, который работает с конкретной личностью, видит ее сильные и слабые стороны, индивидуальные склонности и способности.
Технологическая сторона самостоятельной работы включает в себя следующие компоненты:
— целевой — в основании для отбора целей — цели (компетенции), определенные ФГОС СПО, и конкретизация целей по разделам дисциплины, междисциплинарных курсов;
— содержательный — содержание материала доступно студенту, исходит из имеющихся у него знаний и основывается на них;
— контрольно-корректировочный — включает отбор средств контроля, разработку индивидуальных форм контроля.
Таким образом, организация самостоятельной работы студентов включает в себя планирование, обеспечивающее ее непрерывность, упорядоченность и последовательность в обучении. Составление тематического плана является исходным этапом организации самостоятельной работы студентов, включающим осмысление учебного материала, оценку степени сложности материала, определение норм времени, необходимого для выполнения задания, отбор средств обучения, выбор форм организации самостоятельной работы студентов.
Нами был проведен опрос 136 студентов Киселевского педагогического колледжа 2-4-го курсов с целью изучения организации самостоятельной работы.
В начале исследования студентам было предложено выразить свое отношение к самостоятельной работе. Для обработки результатов нами был рассчитан по следующей формуле индекс отношения к самостоятельной работе:
I =
пр - п0
пр + По + Пп
■ , где
п
количество студентов с положительным отношением;
по — количество студентов с отрицательным отношением;
пп — количество студентов с безразличным отношением.
Таким образом, значение индекса, равное —1, соответствует наиболее отрицательному отношению студентов к самостоятельной работе, значение, равное +1, — наиболее положительному. При индексировании ответов на вопрос в соответствии с такой числовой шкалой были получены следующие результаты (табл.).
Таблица
Результаты отношения студентов к самостоятельной работе
Курс Индекс отношения к самостоятельной работе
2-й +0,65
3-й +0,52
4-й +0,73
При пересчете ответов студентов на основании индексной оценки видно, что студенты дают позитивные оценки самостоятельной работе, выполняемой ими. При этом можно отметить, что студенты 4-го курса оценивают самостоятельную работу наиболее позитивно.
Далее студентам было предложено про-ранжировать виды самостоятельной работы, предлагаемые преподавателями, по частоте их выполнения.
Результаты ранжирования показывают, что большая часть студентов 2-го курса (39 %) на 1-е место определили конспектирование как вид самостоятельной работы, который чаще всего предлагается студентам, на 2-е место 43 % студентов определили подготовку докладов, сообщений. На 3-е место по частоте использования преподавателями по 26 % студентов отдали предпочтение работе с текстами и созданию презентаций.
50%
39
26
22
9
О
-43-
17
22
9
О
9
ш
26
13
9
О
26
I
13 13
0
1 место
3 место
2 место
ранговое место
□ подготовка докладов, сообщений
□ работа с текстами
□ самостоятельное составление текстов (эссе, отзывы, рецензии и др.) ■ создание презентаций, буклетов и др.
И исследовательская работа И конспектирование
Рис. 1. Результаты ранжирования студентами 2-го курса видов самостоятельной работы
60%
1 место
3 место
2 место
ранговое место
□ подготовка докладов, сообщений
□ работа с текстами
□ самостоятельное составление текстов (эссе, отзывы, рецензии и др.) ■ создание презентаций, буклетов и др.
□ конспектирование
И сравнение и обобщение материала из разных источников ^творческие задания
Рис. 2. Результаты ранжирования студентами 3-го курса видов самостоятельной работы
Полученные результаты показывают, что 45 % студентов на 1-е место определили конспектирование, на 2-е место по 23 % студентов определили подготовку докладов, сообщений и конспектирование, и 3-е место 32 % студентов предпочли отдать такому виду самостоятельной работы, как подготовка докладов, сообщений.
Результаты ранжирования студентами 4-го курса показывают, что 57 % студентов 1-е место отдали такому виду самостоятельной работы, как создание презентаций, буклетов и других продуктов с использованием возможностей компьютерных программ. Полученный факт можно объяснить тем, что студенты 4-го курса достаточно хорошо владеют компьютерными программами и демонстрируют свои умения при выполнении творческих заданий, написании докладов и рефератов, составлении проектов и других видов работ. На 2-е ме-
сто 29 % студентов предпочли поставить подготовку докладов, сообщений, и на 3-е место 29 % студентов определяют такой вид самостоятельной работы, как исследовательская работа.
Таким образом, ранжирование видов самостоятельной работы студентами 2, 3 и 4-го курсов по частоте их выполнения дало возможность увидеть, что на разных курсах чаще всего студентам предлагаются практически одни и те же виды самостоятельной работы. Лишь на 4-м курсе прослеживается большее разнообразие предлагаемых видов самостоятельной работы, а большая часть студентов 4-го курса в качестве вида самостоятельной работы указывает на исследовательскую работу, что связано с их участием в научно-практических конференциях, с составлением проектов, написанием выпускной квалификационной работы.
60% 50% 40%
Ъ
I 30% а;
S 20% 10%
El
Лй_
29
19
~ТЖ
nnll
ю
29
14 14
10 10
01
4
Wi
1 место
3 место
2 место
ранговое место
□ подготовка докладов, сообщений
□ работа с текстами
□ самостоятельное составление текстов (эссе, отзывы, рецензии и др.) ■ создание презентаций, буклетов и др.
И конспектирование
Я сравнение и обобщение материала из разных источников I-" ' творческие задания И исследовательская работа
И сбор информации по профилю специальности и ее интерпретация
Рис. 3. Результаты ранжирования студентами 4-го курса видов самостоятельной работы
Далее студентам было предложено про-ранжировать те же виды самостоятельной работы, но с позиции желания частого их выполнения самими студентами.
Полученные результаты показывают, что по 22 % студентов 2-го курса считают, что на 1-е место необходимо определить такие виды самостоятельной работы, как подготовка докладов, сообщений и сбор информации
в учреждениях по профилю специальности и ее интерпретация. Сравнивая результаты ранжирования видов самостоятельной работы, предлагаемых преподавателями и желаемых выполнять студентами, видно несовпадение. Студенты 2-го курса отмечают, что хотят выполнять задания, связанные со сбором информации в учреждениях по профилю специальности. Предполагается, что выбор студен-
1 место
2 место
3 место
ранговое место
□ подготовка докладов, сообщений
□ работа с тестами
□ творческие задания
■ создание презентаций, буклетов и др. И исследовательская работа
И сбор информации по профилю специальности и ее интерпретация
□ самостоятельное составление текстов
Рис. 4. Результаты ранжирования студентами 2-го курса желаемых видов самостоятельной работы
тами данного вида самостоятельной работы связан с наличием у них интереса и невыполнением ранее данного вида работы, так как студенты только готовятся к педагогической практике. Поэтому полученные данные могут быть использованы при планировании видов работ в ходе педагогической практики. 22 % студентов 2-е место предпочитают отдать такому виду самостоятельной работы, как создание презентаций, буклетов и других продуктов с использованием возможностей компьютерных программ. Сравнение полученных результатов с предыдущим ранжированием говорит нам о том, что студенты хотят выполнять само-
стоятельную работу с использованием компьютерных программ, но, возможно, у них еще в недостаточной степени это умение сформировано, что не позволяет преподавателям часто предлагать такое задание всем студентам. 9 % студентов отдали 3-е место сбору информации в учреждениях по профилю специальности и по 8 % студентов предпочли подготовку докладов, сообщений, создание презентаций, работу с текстом и т. д.
Как видно из диаграммы, 32 % студентов 3-го курса считают, что 1-е место необходимо отдать такому виду самостоятельной работы, как подготовка докладов и сообщений,
40% 30% 20% • 10% 0%
32 i 1 27
23 171 18 23 18 — 23
12 Я Я я с с 13 Г71 С С 9 13 1 10 9 9
nl J J ¡►FR s J D П в m
1 место 2 место 3 место
ранговое место
□ подготовка докладов, сообщении
□ работа с текстами
□ самостоятельное составление текстов (эссе, отзывы, рецензии и др.) ■ создание презентаций, буклетов и др.
И конспектирование
творческие задания ¡*! исследовательская работа
01 сбор информации по профилю специальности и ее интерпретация
Рис. 5. Результаты ранжирования студентами 3-го курса желаемых видов самостоятельной работы
23 % студентов этой же группы считают, что на 1-м месте должно оставаться конспектирование как вид, который чаще всего должен предлагать преподаватель, а студенты, выполняя этот вид работы, будут овладевать необходимыми им знаниями. 36 % — 2-е место предпочитают отдать такому виду самостоятельной работы, как создание презентаций, буклетов и других продуктов с использованием возможностей компьютерных программ, 23 % — желают выполнять подготовку докладов, сообщений. Мнение студентов по 3-му месту,
как видно из диаграммы, разделилось, а это свидетельствуют о том, что студентами выполняются разные виды самостоятельной работы в зависимости от их интересов, желаний и способностей. Сравнение полученных результатов с предыдущим ранжированием говорит нам о том, что студенты хотят выполнять самостоятельную работу с использованием компьютерных программ, совпадение предлагаемых и желаемых видов самостоятельной работы отмечается в таком виде, как подготовка докладов, сообщений.
52
43
-1 л
18 - 19 18
1Н а 14 п 14 к/1 Г21 14^- 11 га
0! гя а % В
50%
* 40%
| 30%
? 20% и
10% 0%
1 место 2 место
ранговое место
□ подготовка докладов, сообщений
□ работа с текстами
■ создание презентаций, буклетов и др. И конспектирование I-" ' творческие задания И исследовательская работа
3 место
Рис. 6. Результаты ранжирования студентами 4-го курса желаемых видов самостоятельной работы
Результаты ранжирования показывают, что большая часть студентов 4-го курса (52 %) считают, что на 1-м месте среди видов самостоятельной работы должно находиться создание презентаций, буклетов и других продуктов с использованием возможностей компьютерных программ. Полученные данные свидетельствуют о том, что данный вид самостоятельной работы наиболее часто используется преподавателями, что совпадает и с желанием самих студентов чаще его выполнять. 43 % студентов 2-е место предпочитают отдать подготовке докладов и сообщений, что совпадает с результатами, полученными при ранжировании видов работ, предлагаемых преподавателями колледжа. 24 % студентов 3-е место предпочитают отдать такому виду работы, как работа с текстами, и по 19 % студентов этой же группы на 3-е место определяют выполнение творческих заданий, сбор информации по профилю специальности и ее интерпретацию. Данные результаты подтверждают, что студенты 4-го курса хотят участвовать при выполнении как исследова-
тельских заданий, так и творческих работ.
Таким образом, ранжирование видов самостоятельной работы, как предлагаемых преподавателями, так и желаемых выполнять студентами, позволило увидеть, что желания студентов выполнять разные виды самостоятельной работы и желание преподавателей, предлагающих самостоятельную работу, не всегда совпадают, однако такие совпадения от курса к курсу встречаются как одни и те же виды работ, а также прослеживается и их разнообразие.
Далее студентам было предложено ответить на вопрос: «Если бы Вы были преподавателем, что бы Вы изменили в организации самостоятельной работы?».
При ответе на данный вопрос 38 % студентов 2-го курса, 59 % — 3-го курса и 52 % — 4-го курса ответили, что чаще бы предлагали творческие задания. 38 % студентов 2-го курса указали, что не задавали бы домашнее задание, обосновывая большим объемом самостоятельной работы как в аудиторное, так и вне-
аудиторное время. 19 % студентов 4-го курса и 18 % студентов 3-го курса отмечают, что при организации самостоятельной работы увеличили бы время на уроке.
Следовательно, новые условия требуют поиска преподавателем новых методов и форм организации самостоятельной работы студентов. Использование в комплексе разных видов самостоятельной работы будет способствовать развитию умения учиться находить нужную информацию и применять ее, а также формированию у студентов общих и профессиональных компетенций.
1. Взаимодействие профессионально-педагогических работников учреждения профессионального образования при реализации компетентностного подхода в соответствии с ФГОС / А. Г. Апухтина, И. Ю. Кузнецова, Л. А. Богданова, Л. И. Ильченко // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. — № 4 (8). — С. 58-65.
2. Виштак О. В. Дидактические основы создания учебно-методического и информационно-аналитического обеспечения самостоятельной учебной деятельности студентов. — Саратов : Саратовский госуд. технич. ун-т, 2004. — 126 с.
3. Пакулина С. А. Психолого-педагогическая диагностика организации, управления и руководства самостоятельной работой студентов // Научные исследования в образовании. — 2008. — №11. — С. 41-51.
УДК/uDC 378 С. Л. Иголкин, Н. И. Кузьменко, М. А. Шаталов
Sergey Igolkin, Natalia Kuzmenko, Maksim Shatalov
негосударственные вузы
КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКцИОНИРОВАНИЯ
образовательных кластеров
PRIVATE universities AS A COMPONENT OF FORMATION AND FuNCTIONING OF EDuCATIONAL CLuSTERS
Статья посвящена формам интеграции в сфере профессионального образования, в частности образовательным кластерам. Рассматриваются различные подходы к определению понятия образовательного кластера. Представляются значимыми и положительные стороны функционирования негосударственных вузов. Приводится авторская трактовка механизма формирования и функционирования образовательных кластеров.
The article focuses on the forms of integration in the sphere of vocational training, the educational clusters in particular. Different approaches to the definition of educational cluster. The importance and positive aspects of the functioning of private universities are significant. The author's interpretation of the mechanism of formation and functioning of educational clusters is given.
Ключевые слова: образование, негосударственные вузы, государственные вузы, образовательный кластер, механизм формирования и функционирования образовательного кластера.
Keywords: education, private universities, public universities, Education Cluster, the
mechanism of formation and functioning of the education cluster.
В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе активно обсуждаются вопросы вертикальной интеграции в сфере образования, эффективность функционирования негосударственных образовательных организаций, в частности, наиболее распространенными среди которых выступают организации высшего образования.
Безусловно, переход к новым условиям хозяйствования и использование рыночных рычагов в различных сферах российской экономики обусловили проникновение рыночных отношений в сферу образования. Казалось бы, по своей природе данная сфера относится к некоммерческой, но ряд факторов оказал влияние на внедрение и в систему образования рыночных отношений. Таковыми факторами явились:
— проникновение рыночных отношений в отрасли материального и нематериального производства;
— снижение государственного финансирования;