ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ
УДК 378.147 ББК К 426
В. А. Кудряшова
г. Орск, Россия
Современные подходы организации асинхронной самостоятельной работы студентов в курсе «Теория и методика обучения русскому языку»1
В статье рассматриваются современные подходы в обучении студентов в связи с переходом на ФГОС-3, и на примере курса «Теория и методика обучения русскому языку» показаны возможные пути их реализации в организации асинхронной самостоятельной работы.
Ключевые слова: компетентностный, субъектно деятельностный, личностно-ориентированный подход, асинхронная самостоятельная работа.
V. A. Kudryashova
Orsk, Russia
Modern Approaches to the Organization of Students’ Asynchronous Independent Work in the Course “Theory and Methods of Teaching the Russian Language”
The article reviews modem approaches to the teaching of students in connection with the transition to the Federal State Educational Standard-3 and shows possible ways of their implementation in organizing asynchronous independent work, as exemplified by the course “Theory and Methods of Teaching the Russian language.”
Keywords: competence, subject activity, personality-oriented approaches, asynchronous independent work.
Организация самостоятельной работы при изучении курса «Теория и методика обучения русскому языку» на современном этапе имеет свои особенности. Они обусловлены несколькими причинами.
Во-первых, серьёзные изменения в экономической жизни страны, связанные с переходом к рыночным отношениям, повлияли на формы трудовой занятости населения, рынка труда в целом и на требования к молодым специалистам, в том числе и к учителю, педагогу.
Основными характеристиками современного рынка труда являются гибкость, изменчивость, инновационная динамика. К соискателям рабочих мест предъявляются такие требования, как готовность к непрерывному самообразова-
1 Статья печатается при поддержке Министерства ( учного потенциала высшей школы» - № 3.1.1/13256).
нию, модернизации профессиональной квалификации, деловым коммуникациям, действиям в нестандартных условиях, критическому мышлению, владение навыками работы с различными источниками информации и т. д. Сегодня работодателей интересуют в большей мере не только и не столько знания, сколько умения, способности, т. е. деятельностный формат. Таким образом, встаёт вопрос об особых образовательных результатах. С этим связана вторая особенность современности.
В начале XXI в. образование в России претерпевало серьёзные изменения, заявленные в правительственной Программе модернизации Российского образования. Появились альтернативные учебные заведения (гимназии, лицей, !ания и науки Российской Федерации (АВЦП «Развитие на© В. А. Кудряшова, 2011
колледжи), альтернативные программы и учебники. Конец первого десятилетия отмечен переходом на профильное обучение и внедрением новых образовательных стандартов, в том числе и для высшего профессионального образования
- ФГОС-3.
Названные выше позиции заставляют иначе взглянуть на подготовку учителя. Новые требования к выпускникам в виде компетентностей, обновлённые цели в подготовке специалиста и расширение профессиональной деятельности бакалавра (не только области образования, но и социальной сферы и культуры), постоянно корректирующиеся в соответствии с социальным заказом цели школьного образования, появление новых учебников и технологий обучения -всё это требует не только и не столько знаний, сколько умений и способностей получать, обрабатывать информацию, включать её в новые условия для решения нестандартных профессиональных задач. Рамки аудиторной работы позволяют раскрыть лишь основополагающие вопросы, связанные прежде всего с общедидактическими подходами, принципами обучения и частнометодическими принципами изучения отдельных разделов, и на их основе подготовить студентов к решению различного рода профессиональных задач. Поэтому в новых стандартах ВПО особое место отводится самостоятельной работе студентов, в частности индивидуальной образовательной траектории.
Исследовательской группой Оренбургского государственного университета (науч. рук. Т. П. Петухова) разрабатывается концепция самостоятельной работы студентов, ориентированная на формирование готовности бакалавра к самообразованию, самоактуализации и саморазвитию [1]. Ключевым является понятие «асинхронная самостоятельная работа».
Асинхронная самостоятельная рабо-
та студента трактуется нами как вид учебнопознавательной деятельности, базирующейся на индивидуально распределенном во времени выполнении комплекса разноуровневых задач и заданий при консультационно-координирующей помощи преподавателя.
В основу концепции положен:
- компетентностный подход, определяющий целевую и содержательную составляющие самостоятельной работы в соответствии с требованиями стандарта;
- субъектно-деятельностный подход, позволяющий определить содержание самостоятельной работы в соответствии со структурой конкретной компетенции, её процессуального аспекта с учётом профессиональной деятельности будущего специалиста;
- личностно ориентированный подход, дающий возможность каждому студенту выбрать свою индивидуальную образовательную траекторию в зависимости от интересов, возможностей, способностей каждого.
Рассматривая подход в обучении как общую теоретико-практическую позицию, определяющую: 1) стратегию и принципы обучения; 2) тактику и методы и приемы обучения [3, с. 191], — покажем реализацию названных выше подходов при организации самостоятельной работы студентов.
В условиях асинхронной самостоятельной работы студент сам организует свою деятельность: определяет цели выполнения того или иного вида работы, выбирает соответствующую этой цели задачу и форму контроля, а также время выполнения задачи в границах определённого контрольного срока.
Рассмотрим на примере курса методики преподавания русского языка некоторые аспекты организации асинхронной самостоятельной работы. В процессе изучения дисциплины студенты выполняют такие виды самостоятельной работы, как:
- подготовка к лекции или практическому занятию (традиционная домашняя работа);
- самостоятельное выполнение заданий на лекции или практическом занятии,
- подготовка докладов, рефератов, спецво-просов, презентаций;
- самостоятельное изучение темы;
- написание курсовой работы;
- подготовка к зачёту и экзамену.
Программа самостоятельной работы предлагается студентам в виде технологической карты (см. табл.). Оценивается работа по балльнорейтинговой системе.
Фрагмент технологической карты по курсу «Теория и методика обучения русскому языку»
№ раздела (темы) модуля Трудоемкость (ч) Виды работы Уровни Компетентности1 ляро тро н § 1 $ Сроки выполнения
>8 >8 2 8 5 3 2 г 8 ‘8 * 5 3 £ » § « ,5 * I У 8
1 2 1. Проработка лекций + + + П К - 1 О К - 1 О К - 6 О К - 8 ОПК-3 СК-3 собеседование ПЗ
2. Анализ одной школьной программы (по выбору студента) + + сообщение ПЗ
3. Сопоставительный анализ 2-3 школьных программ + сообщение ПЗ КЧ
2 2 1. Проработка лекций + + + П К - 1 О К - 1 О К - 6 ОК-8 ОПК-3 СК-3 собеседование ПЗ
2. Анализ школьного учебника + + сообщение ПЗ
3. Разработка фрагмента урока «Работа над лингвистическими понятиями, определениями и правилами» + портфолио ПЗ КЧ
3 2 1. Проработка лекций + + + ПК-1 П К - 2 О К - 1 О К - 6 О К - 8 СК-2 собеседование ПЗ
2. Фонетический разбор + + + КР КЧ
3. Анализ раздела «Фонетика» в школьных учебниках + + сообщение ПЗ
4. Решение педагогических задач или разработка дидактического материала к уроку + Защита П З КЧ
4 3 1. Изучение и конспектирование литературы по плану + + + ПК-1 П К - 2 О К - 1 О К - 6 ОК-8 СК-2 портфолио КЧ
2. Анализ раздела «Лексика» в школьных учебниках + + зачёт КЧ
3. Решение педагогических задач или разработка дидактического материала к уроку + зачёт КЧ
5 3 1. Изучение и конспектирование литературы по плану + + + ПК-1 П К - 2 О К - 1 О К - 6 ОК-8 портфолио КЧ
2. Характеристика 2-3 программ факультативов + + зачёт КЧ
3. Разработка сценария внеклассного мероприятия по предмету + портфолио КЧ
1 Коды компетенций указаны по ФГОС-3 для направления 050100 Педагогическое образовали
6 3 1. Изучение и конспектирование литературы по плану + + + ПК-1 П К - 2 О К - 1 О К - 6 ОК-8 портфолио КЧ
2. Характеристика компьютерных технологий + + зачёт КЧ
3. Разработка презентации к уроку + портфолио КЧ
7 4 1. Проработка лекций + + + ПК-1 П К - 2 О К - 1 О К - 6 ОК-8 СК-2 собеседование ПЗ
2. Конспект норм оценки диктантов + + + тест ПЗ
3. Конспект тезисов Е. М. Заморзаевой «Работа над орфографическими ошибками» + + + портфолио ПЗ
4. Проверка и оценивание ученических работ + + + ЛР ПЗ КЧ
5. Разработка фрагмента урока работы над ошибками + портфолио КЧ
6. Подбор текстов для диктантов и проведение различных видов диктантов в аудитории + + портфолио ЛР КЧ
В предлагаемом фрагменте представлены следующие темы:
1 - Программы по русскому языку.
2 - Работа над лингвистическими понятиями и правилами на уроках русского языка.
3 - Методика изучения фонетики.
4 - Лексика в школьном курсе русского языка (тема для самостоятельного изучения).
5 - Факультативные занятия по русскому языку (тема для самостоятельного изучения).
6 - Аудиовизуальные средства обучения (тема для самостоятельного изучения).
7 - Методика орфографии.
По каждой теме (модулю) выделяются основные виды работ, которые студент должен освоить. В зависимости от выбранного комплекта заданий определяется уровень овладения компетенциями. Более того, по каждому виду работ должен быть комплект разноуровневых компе-тентностно ориентированных заданий. Так, при конспектировании источников студент может представить результат либо в виде традиционных выписок или цитат, либо в форме таблицы, схемы, либо в виде творческого проекта, например компьютерной презентации. Конкретные указания предлагаются в специальной методичке по дисциплине.
В карте асинхронной самостоятельной работы указаны 3 основных уровня овладения компетенциями:
- базовый, или репродуктивный, или адаптационно-исполнительский: студент имеет отдельные декларативные и процедурные знания в конкретной области знания (области технологий); владеет алгоритмами их использования в типовых ситуациях; обладает ограничен-
ной мотивацией достижения конечного результата; характеризуется скрытой потребностью к использованию обозначенного вида знания и технологий, ценностное отношение находится в потенции;
- повышенный, или продуктивный: студент имеет системные декларативные и процедурные знания в конкретной области; способен принимать решения в новой ситуации, актуализируя необходимые знания с использованием известных ему алгоритмов деятельности; способен развить конкретный способ решения задачи; обладает основными приёмами; имеет регулярную потребность в саморазвитии, профессиональный интерес и потенциальное ценностное отношение к познанию, профессии;
- творческий, или исследовательский, или креативный: студент имеет систему декларативных, процедурных и методологических знаний в конкретной области знания (области технологий); способен принимать решения в нестандартных ситуациях; может анализировать, синтезировать, классифицировать профессионально значимую информацию в аспекте осваиваемого знания и технологий; проектирует свою деятельность в аспекте использования профессионального знания (технологии); имеет устойчивый профессиональный интерес, потребность в самоактуализации, самореализации в составляющей своей предметной области, соответствующей содержанию компетентности; актуальное ценностное отношение к информации, как главному источнику знания, производительности и
власти, к профессии в условиях нового производственного процесса.
Ещё одним обязательным элементом программы самостоятельной работы должен быть раздел «Компетенции». Он помогает студенту определиться с целями обучения и контролировать процесс и результат формирования компетенций. Следует подчеркнуть, что в курсе методики преподавания целеобразующими являются профессиональные компетенции (ПК). Общекультурные же компетенции (ОК) будут выполнять функцию средства достижения цели, а специальные (предметные) - объектом, предметом, на материале которого формируются профессиональные компетенции. Общекультурные и профессиональные компетенции сформулированы в ФГОС-3 по направлению 050100 Педагогическое образование.
В результате обучения по профилю «Русский язык и литература» студенты должны владеть следующими специальными компетентностями:
- способен к диахроническому осмыслению и анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1);
- способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);
- владеет основными понятиями о соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);
- способен определять родственные связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками (СК-4);
Таким образом организованная самостоятельная работа должна в определенной степени способствовать самообразованию, саморазви-
- способен ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания и литературоведения, этапах развития филологической науки (СК-5);
- способен интерпретировать произведения фольклора как феномен национально-духовной культуры народа (СК-6);
- готов к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры, с учётом основных методологических направлений (СК-7);
- готов к анализу литературных произведений в контексте культуры и социальноисторического опыта, с учётом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-8);
- владеет приёмами филологического анализа (СК-9);
- владеет знаниями об истории и принципах литературной критики (СК-10).
Из перечисленных выше СК наиболее активны при изучении методики преподавания русского языка, на наш взгляд, СК-2 при изучении грамматических тем и СК-9 на уроках тек-стоведения, остальные же являются системообразующими филологического знания.
Наконец, в карте должна быть указана форма контроля (собеседование, сообщение, портфолио, тест, контрольная работа, защита, зачёт и т. п.) и сроки выполнения и сдачи работ, которые могут иметь формат конкретной даты либо иную форму (практическое занятие - ПЗ, консультационный час - КЧ, коллоквиум и пр.). После изучения раздела или курса студентам можно предложить заполнить «Таблицу самооценивания» [2]:
тию бакалавра и, в конечном итоге, формированию профессиональной компетентности будущего учителя.
Раздел (тема) № задания Выполнить не смог Выполнил после консультации преподавателя Выполнил самостоятельно Какими компетенциями овладел
Список литературы
1. Петухова Т. П. Конструирование компетентностно ориентированной асинхронной самостоятельной 1Т-работы студентов // Высшее образование сегодня. М., 2011. № 6. С. 6-10.
2. Черепанова Л. В. Ведущие подходы современной парадигмы обучения русскому родному языку / Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Сер. «Профессиональное образование, теория и методика обучения». 2010. № 6 (35).
С.30-39.
3. Черепанова Л. В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Новосибирск: Наука, 2006. 324 с.
Рукопись поступила в редакцию 20.06.2011 г.