КОНТ тнпт
Макарова Е. Е. Содержание аудиторных занятий учебной дисциплины «Введение в языкознание» // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Январь 2012, ART 1206. - Киров, 2012 г. - URL:
научно-методический электронный журнал П°e pt/2012/1206.htm. - Гос. рег Эл № ФС 77-
ART 1206 УДК 372.8:81.22 . - .
Макарова Елена Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского и немецкого языков и методики обучения иностранным языкам ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров [email protected]
Содержание аудиторных занятий учебной дисциплины «Введение в языкознание»
Аннотация. Статья раскрывает учебную дисциплину «Введение в языкознание» как предмет профессионального цикла по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки «Иностранный язык». Содержание аудиторных занятий представлено разделами / темами и видами учебной работы, которые соотносятся с технологиями обучения и формой текущего контроля. Система оценки качества освоения студентами учебной дисциплины включает шкалу баллов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В статье также приведены примерные задания для проверки знаний студентов в рамках входного контроля и примерного перечня вопросов к экзамену.
Ключевые слова: «Введение в языкознание», аудиторные занятия в вузе, оценка качества знаний, иностранный язык, педагогическое образование.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.5) основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки «Иностранный язык». С изучения данной дисциплины, по словам В. Н. Немченко, начинается лингвистическое образование будущих бакалавров, и в этом смысле она является основополагающей [1, с. 3]. Данный курс подготавливает студента-первокурсника к изучению других предметов лингвистического цикла, помогает ему понять сущность каждой лингвистической дисциплины. Как утверждает А. А. Гируцкий, он также дает необходимую начальную общелингвистическую подготовку будущему учителю иностранных языков [2, с. 4].
Данная дисциплина логически и содержательно-методически относится к другим дисциплинам данной части, изучаемым на первом курсе вуза: практика устной и письменной речи (Б.3.10), практическая фонетика (Б.3.11) и практическая грамматика (Б.3.12). Прослеживаются также межпредметные связи с дисциплинами базовой части профессионального цикла, в частности с введением в педагогическую деятельность (Б.3.2.1), теорией обучения (Б.3.2.2) и психологией (Б.3.3), способствующим формированию лингвистического мировоззрения.
Целью освоения учебной дисциплины «Введение в языкознание» является ознакомление студентов с основными разделами, методами и терминологией лингвистической науки; формирование лингвистического мировоззрения на основе многоаспектного анализа языкового материала.
Преподавание данной учебной дисциплины имеет не только чисто филологическую и методико-лингвистическую направленность, но и учитывает контакты современного языкознания как с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла (история (Б. 1.1), культура речи (Б.1.5), политология (Б.1.7)), так и математического и естественнонаучного цикла (современные информационные технологии (Б.2.1), возрастная анатомия, физиология и гигиена (Б.2.3), математика (Б.2.4)).
КОНТ TFTTT
Макарова Е. Е. Содержание аудиторных занятий учебной дисциплины «Введение в языкознание» // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Январь 2012, ART 1206. - Киров, 2012 г. - URL:
научно-методический электронный журнал ^бб2'1//^^^гС02еГ50i^^is10ПCept/2012/1206.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-ART 1206 УДК 372.8:81.22 . - .
Для изучения дисциплины «Введение в языкознание» студенты должны:
1. Знать:
- основные закономерности взаимодействия человека и общества;
- основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;
- основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе;
- основные способы математической обработки информации;
2. Уметь:
- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- использовать естественнонаучные знания в учебной деятельности;
- использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности;
- использовать современные информационно-коммуникационные технологии для сбора, обработки и анализа информации;
3. Владеть:
- технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;
- навыками коммуникации в родной и иноязычной среде;
- основными методами математической обработки информации;
- способами ориентации в профессиональных источниках информации [3, с. 9-10].
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать
следующие результаты образования:
1) владеет навыками восприятия, понимания, а также многоаспектного анализа устной и письменной речи на изучаемом иностранном языке;
2) способен использовать языковые средства для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации общения на изучаемом иностранном языке;
3) умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, из которых 54 часа составляют аудиторные занятия, 90 - самостоятельная работа студентов. Тематический план аудиторных занятий учебной дисциплины «Введение в языкознание» представлен ее разделами / темами и видами учебной работы, которые соотносятся с рекомендуемыми технологиями обучения и формой текущего контроля (табл. 1).
Таблица 1
Тематический план аудиторных занятий учебной дисциплины «Введение в языкознание»
Разделы / темы учебной дисциплины Вид учебной работы Час. Технология обучения Форма текущего контроля
Раздел 1. Языкознание как наука
1.1. Языкознание как наука Лекция 1 Технология проблемного обучения Устный опрос
1.2. Территориальная и социальная дифференциация языка Лекция 1 Технология проблемного обучения Собеседова- ние
Семинарское занятие 1 Технология модерации
КОНТ TFTTT
Макарова Е. Е. Содержание аудиторных занятий учебной дисциплины «Введение в языкознание» // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Январь 2012, ART 1206. - Киров, 2012 г. - URL:
научно-методический электронный журнал ^бб2'1//^^^гС02еГ50i^^is105Cept/2012/1206.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-ART 1206 УДК 372.8:81.22 . - .
Разделы / темы учебной дисциплины Вид учебной работы Час. Технология обучения Форма текущего контроля
1.3. Язык как система Лекция 2 Технология проблемного обучения Тест
Семинарское занятие 1 Технология модерации
Раздел 2. Фонетика и фонология
2.1. Физические свойства звуков Лекция 2 Технология проблемного обучения Устный опрос
2.2. Классификации звуков Лекция 2 Технология проблемного обучения Собеседова- ние
Семинарское занятие 1 Технология модерации
2.3. Фонетические процессы Лекция 2 Технология проблемного обучения Собеседова- ние
Семинарское занятие 1 Технология модерации
2.4. Учение о фонеме Лекция 2 Технология проблемного обучения Собеседова- ние
Семинарское занятие 1 Технология модерации
2.5. Фонетическое членение речи Лекция 2 Технология проблемного обучения Тест
Семинарское занятие 1 Технология модерации
Раздел 3. Лексикология и лексикография
3.1. Слово Лекция 1 Технология проблемного обучения Собеседова- ние
Семинарское занятие 1 Технология проектного обучения
3.2. Лексическое значение Лекция 1 Технология проблемного обучения Собеседова- ние
Семинарское занятие 1 Технология проектного обучения
3.3. Классификация лексики Лекция 2 Технология проблемного обучения Собеседова- ние
Семинарское занятие 1 Технология проектного обучения
3.4. Пути изменения словарного состава языка Лекция 2 Технология проблемного обучения Контрольная работа
Семинарское занятие 1 Технология проектного обучения
Раздел 4. Грамматика
4.1. Грамматика Лекция 2 Технология проблемного обучения Устный опрос
4.2. Типы морфем Лекция 2 Технология проблемного обучения Собеседова- ние
Семинарское занятие 1 Технология модерации
4.3. Грамматические значения и грамматические категории Лекция 2 Технология проблемного обучения Собеседова- ние
Семинарское занятие 1 Технология модерации
4.4. Учение о предложении Лекция 2 Технология проблемного обучения Тест
Семинарское занятие 2 Технология модерации
Раздел 5. Языковые классификации
5.1. Сравнительноисторический метод Лекция 2 Технология проблемного обучения Собеседова- ние
Семинарское занятие 1 Технология модерации
5.2. Языковые классификации Лекция 2 Технология проблемного обучения Тест
Семинарское занятие 1 Технология модерации
Раздел 6. Письмо
6.1. Письмо Лекция 2 Технология проектного обучения Собеседова- ние
Семинарское занятие 1 Технология проектного обучения
6.2. Графика и орфография Лекция 2 Технология проектного обучения Контрольная работа
Семинарское занятие 1 Технология проектного обучения
Итого Лекция 36
Семинарское занятие 18
КОНТ TFTTT
Макарова Е. Е. Содержание аудиторных занятий учебной дисциплины «Введение в языкознание» // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Январь 2012, ART 1206. - Киров, 2012 г. - URL:
научно-методический электронный журнал П°e pt/2012/1206.htm. - Гос. рег Эл № ФС 77-
ART 1206 УДК 372.8:81.22 . - .
Система оценки качества освоения студентами учебной дисциплины содержит шкалу баллов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Шкала баллов включает виды текущей аттестации до рубежной аттестации и после нее, а также виды работ и заданий на экзамене (табл. 2).
Таблица 2
Шкала баллов по учебной дисциплине «Введение в языкознание»
№ п/п Показатели Норма баллов
Виды текущей аттестации до рубежной аттестации (37 баллов)
1 Посещаемость 10 лекций (10 х 0,5 б.) и 5 семинаров (5 х 0,5 б.) 7,5
2 Конспектирование (реферирование литературы / источников; аннотирование книг, статей / литературы; обзор литературы / источников / электронных источников по индивидуально заданной проблеме курса; углубленный анализ литературы; изучение нормативных документов; систематизация материала) (5 х 0,5 б.) 2,5
3 Подготовка бесед по актуальным темам (4 х 2 б.) 8
4 Подготовка доклада (1 х 4 б.) 4
5 Разработка проекта (работа над подготовительным / заключительным этапом проекта / презентацией; выполнение заданий поисково-исследовательского характера) (1 х 3 б.) 3
6 Создание портфолио (1 х 3 б.) 3
7 Тест (2 х 2 б.) 4
8 Контрольная работа (1 х 5 б.) 5
Виды текущей аттестации после рубежной аттестации (43 балла)
1 Посещаемость 8 лекций (8 х 0,5 б.) и 4 семинаров (4 х 0,5 б.) 6
2 Конспектирование (реферирование литературы / источников; аннотирование книг, статей / литературы; обзор литературы / источников / электронных источников по индивидуально заданной проблеме курса; углубленный анализ литературы; изучение нормативных документов; систематизация материала) (4 х 2 б.) 8
3 Подготовка бесед по актуальным темам (3 х 2,5 б.) 7,5
4 Подготовка доклада (1 х 2,5 б.) 2,5
5 Разработка проекта (работа над подготовительным / заключительным этапом проекта / презентацией; выполнение заданий поисково-исследовательского характера) (1 х 5 б.) 5
6 Создание портфолио (1 х 5 б.) 5
7 Тест (2 х 2 б.) 4
8 Контрольная работа (1 х 5 б.) 5
Промежуточная аттестация (80 баллов)
Виды работ и заданий на экзамене (20 баллов)
1 Анализ текста тематики учебной дисциплины 5
2 Собеседование по теоретическим основам введения в языкознание 10
3 Отчет результатов разработки проекта и создания портфолио при изучении введения в языкознание 5
Шкала перевода баллов:
- «отлично» - 80-100 баллов;
- «хорошо» - 70-79 баллов;
- «удовлетворительно» - 60-69 баллов;
- «неудовлетворительно» - менее 60 баллов [4].
Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации направлено на получение данных о достигнутых результатах посредством использования различных видов, форм и методов контроля (табл. 3).
гм yj гм
КОНТ TFTTT
Макарова Е. Е. Содержание аудиторных занятий учебной дисциплины «Введение в языкознание» // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Январь 2012, ART 1206. - Киров, 2012 г. - URL:
научно-методический электронный журнал ^бб2'1//^^^гС02еГ50i^^is10ПCept/2012/1206.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-ART 1206 УДК 372.8:81.22 . - .
Таблица 3
Фонды оценочных средств по учебной дисциплине «Введение в языкознание»
№ п/п Результат Виды контроля Формы и методы контроля
1 Владеет навыками восприятия, понимания, а также многоаспектного анализа устной и письменной речи на изучаемом иностранном языке Входной контроль, текущий контроль, рубежный контроль, промежуточная аттестация Устный опрос, собеседование, тест,контрольная работа
2 Способен использовать языковые средства для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации общения на изучаемом иностранном языке Входной контроль, текущий контроль, рубежный контроль, промежуточная аттестация Устный опрос, собеседование, тест,контрольная работа
3 Умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка Входной контроль, текущий контроль, рубежный контроль, промежуточная аттестация Устный опрос, собеседование, тест,контрольная работа
Достигнутые результаты необходимы для получения объективной оценки результатов как сформированных специальных компетенций бакалавров по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки «Иностранный язык». Для этого ниже приводятся примерные задания для проверки знаний студентов в рамках входного контроля и примерный перечень вопросов к экзамену.
Входной контроль знаний студентов
Вам предложено тестовое задание открытой формы. Прочитайте начало утверждения и закончите его словом или фразой, выражающими сущность утверждения лаконично:
1. Отличие общения языкового и неязыкового заключается в...
2. Литературный язык - это.
3. Различие фонетики и фонологии состоит в.
4. Редукция - это.
5. Фонема как единица языка представляет собой.
6. Словесное ударение - это.
7. Типы слов в языке представлены.
8. Метафора - это.
9. Различие антонимов и паронимов заключается в.
10 . Устаревшие слова и неологизмы представляют собой..
11 . Части речи - это.
12 . Формы слова представляет собой.
13 . Производные и непроизводные слова отличаются.
14 . Сложное синтаксическое целое - это.
15 Среди этапов и форм развития начертательного письма выделяют.
Примерный перечень вопросов к экзамену.
1. Языкознание как наука. Сущность языка.
2. Язык и речь. Язык и общество. Язык и культура.
3. Структура языка. Сходства и различия между языком и искусственными знаковыми системами
4. Литературный язык.
5. Искусственные международные языки, эсперанто.
6. Фонетика и фонология.
7. Аспекты в изучении звуков языка.
8. Принципы классификации звуков речи.
9. Взаимодействие звуков в речевом потоке.
10. Фонетические процессы.
КОНЦЕПТ
Макарова Е. Е. Содержание аудиторных занятий учебной дисциплины «Введение в языкознание» // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Январь 2012, ART 1206. - Киров, 2012 г. - URL:
научно-методический электронный журнал htt2'LSSWWWrC02er5Oi^^is105Cept/2012/1206.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-ART 1206 УДК 372.8:81.22 . - .
11. Фонема как единица языка, ее функции и выделимость.
12. Варьирование фонемы, ее дистрибуция, дифференциальные признаки.
13. Система фонем и фонетическая система языка.
14. Слог как артикуляционно-акустическая единица.
15. Словесное ударение. Слоговой акцент. Фразовая интонация.
16. Лексикология. Слово как предмет лексикологии.
17. Слово как единство звуковой формы, морфемного строения и значения.
18. Лексическое значение слова и понятия. Значение слова и различия между языками.
19.Типы лексических значений слова.
20. Понятие о лексико-семантической системе языка.
21. Словарный состав языка. Историческое изменение словарного состава языка.
22. Пути обогащения словарного состава слова. Историческая лексикология и этимология.
23. Основные типы лингвистических словарей, лексикография.
24. Грамматика. Основные единицы грамматического строя языка.
25. Лексическое и грамматическое значения. Части речи как лексико-грамматические классы слов.
26. Своеобразие частей речи в разных языках.
27. Общее понятие о морфеме. Классификация морфем.
28. Синтетические и аналитические формы слова. Способы словообразования.
29. Способы выражения грамматических значений.
30. Морфологический и этимологический состав слова.
31. Аналитические образования.
32. Синтетический и аналитический строй языков. Грамматические категории.
33. Предложение и словосочетание. Синтаксические единицы языка.
34. Предложение как основная коммуникативная и структурная синтаксическая единица языка.
35. Актуальное (коммуникативное) членение предложения. Типы простых предложений.
36. Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое.
37. Проблема происхождения языка. Образование языков.
38. Основные закономерности развития языков.
39. Исторические изменения словарного, грамматического и фонетического состава слова.
40.Языки родо-племенного строя. Первые государства и их языки. Языки феодального периода.
41. Возникновение наций и национальных языков. Языковые отношения эпохи капитализма. Языковые проблемы в СССР и Российской Федерации.
42. Материальное сходство и родство языков. Сравнительно-исторический метод в языкознании.
43.Языки мира. Классификация языков. Лингвистическая типология.
44. Письмо. Основные этапы развития письма.
45. Графика и орфография.
Введение в языкознание является основой для дальнейшего детального рассмотрения и анализа языкового материала в ходе изучения других лингвистических дисциплин: теоретической фонетики (Б.3.6), лексикологии (Б.3.7) и теоретической грамматики (Б.3.8) на третьем курсе; истории языка / истории культуры страны изучаемого языка (Б.3.15), стилистики (Б.3.9), лингвострановедения и страноведения (Б.3.13), теории и практики перевода / актуальных проблем семантики (Б.3.16), сравнительной типологии / лексического строя языка (Б.3.17), общего языкознания / истории языкознания (Б.3.18) на четвертом курсе.
Таким образом, освоение содержания аудиторных занятий учебной дисциплины «Введение в языкознание» по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки «Иностранный язык» способствует ознакомлению студентов с основными разделами, методами и терминологией лингвистической науки; формированию лингвистического мировоззрения на основе многоаспектного анализа языкового материала.
Ссылки на источники
1. Немченко В. Н. Введение в языкознание: учебник для вузов. - М.: Дрофа, 2008. - 703 с.
2. Гируцкий А. А. Введение в языкознание: учебное пособие. - Минск: ТетраСистемс, 2003. - 288 с.
КОНЦЕПТ
Макарова Е. Е. Содержание аудиторных занятий учебной дисциплины «Введение в языкознание» // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Январь 2012, ART 1206. - Киров, 2012 г. - URL:
научно-методический электронный журнал ^е;2:1//^^^гС02еГ50i^^is105Cept/2012/1206.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
ART 1206 УДК 372.8:81.22 . - .
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 788. - 25 с.
4. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов ВятГГУ. - URL: http://vggu.ru/sites/default/files/public/polozhenie_o_brs.pdf.
Makarova Elena,
PhD in Education, Associate Professor, Department of English and German and Methods of FLT, Vyatka
State University of Humanities, Kirov
Class Activities at the Lessons of Introduction to Linguistics
Abstract. The article deals with the academic subject ‘Introduction to Linguistics’ as one of the majors for future Bachelors of Arts in Education (Foreign Language). The class activities reveal the topics and types of classwork which correlate with the educational technologies and the type of monitoring. The system of assessing the students’ competence includes a rating scale and assessment procedures for monitoring. The article also establishes some model tasks for the placement test and examination.
Keywords: ‘Introduction to Linguistics’, class activities at university, knowledge quality assessment, a foreign language teacher training.