3. Основные понятия и определения прикладной интернетики. Available at: http://www.itmagic-service.ru/index.php?st=7&sl=1#M
4. Скибб Л.Дж., Хэйфмейстер С., Чеснат, А. Оптимизация мультимедиа ПК. Киев: НИПФ «ДиаСофт ЛТД», 1997.
5. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. Москва: Фаир-пресс, 2004.
References
1. Morozov M.A. Informacionnye tehnologii vsocial'no-kul'turnom servise i turizme. Orgtehnika. Moskva: Akademiya, 2004.
2. Osin A.V. Multimedia v obrazovanii: kontekst informatizacii. Moskva: Agentstvo «Izdatel'skij servis», 2005.
3. Osnovnye ponyatiya i opredeleniya prikladnoj internetiki. Available at: http://www.itmagic-service.ru/index.php?st=7&sl=1#M
4. Skibb L.Dzh., H'ejfmejster S., Chesnat, A. Optimizaciya multimedia PK. Kiev: NIPF «DiaSoft LTD», 1997.
5. Shlykova O.V. Kul'tura multimedia. Moskva: Fair-press, 2004.
Статья поступила в редакцию 09.04.18
УДК 004.912
Evdokimova V.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Ustinova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),
E-mail: [email protected]
USING ROBOTICS DEVICES AS FOUNDATION FOR DESIGN AND PROGRAMMING TEACHING OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN. Preschool age is the most important life period of every person. It is at this time that the foundation of psychophysical health, intellectual and motivational-emotional spheres of an individual take place. Along with the knowledge of the world, a huge role is played by the choice of toys, with which a preschooler plays. The questions of teaching design and programming to preschool children are analyzed. An analysis of robotics devices, which can be used at kindergartens, is presented. The authors also describe a methodical study aid, exposing the stages of designing with Lego Education WeDo.
Key words: teaching of preschool children, design, robotics devices, programming.
В.Е. Евдокимова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»,
г. Шадринск, E-mail: [email protected]
Н.Н. Устинова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»,
г. Шадринск, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ КАК ОСНОВЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮ И ПРОГРАММИРОВАНИЮ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дошкольный возраст является самым важным жизненным периодом каждого человека. Именно в это время закладывается фундамент психофизического здоровья, создаются основы интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер личности. Наряду с познанием окружающего мира, огромнейшую роль играет выбор игрушек, которыми играет дошкольник. В данной статье рассматриваются вопросы обучения конструированию и программированию детей старшего дошкольного возраста, предлагается анализ робототехнических устройств, которые можно использовать в детских дошкольных образовательных учреждениях, описывается методическая разработка, раскрывающая этапы конструирования с помощью Lego Education WeDo.
Ключевые слова: обучение дошкольников, конструирование, робототехнические устройства, программирование.
Система дошкольного образования на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, связанные с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) [1], профессионального стандарта педагога (ПСП) [2], а так же требованиями современного высокотехнологического общества. Современные дошкольники отличаются от тех, которые приходили в детские дошкольные организации еще пять-де-сять лет назад. Дети старшего дошкольного возраста свободно ориентируются в быстроразвивающихся технических новинках (телефоны, планшеты, игровые приставки, техноигрушки и пр.). Порой взрослому человеку, не имеющему специальной подготовки, требуется значительно больше времени для того, чтобы понять, как работает тот или иной гаджет, робототехническое устройство, конструктор.
В связи с этим перед системой дошкольного образования встает две проблемы:
1) как использовать технические новинки, в частности ро-бототехнические устройства и конструкторы для привлечения ребенка к исследовательской деятельности, повышения его познавательной активности, развития интеллектуальных способностей, умения работать в коллективе;
2) как организовать подготовку будущих педагогов ДОУ (направление подготовки бакалавров 44.03.0l «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование») к реализации обучения дошкольников использованию робототехнических устройств.
В данной статье мы попытаемся пролить свет на один из вариантов решения первой проблемы.
Во ФГОС ДО акцентируется внимание на необходимости реализации, наряду со многими другими видами деятельности,
самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей [1].
Конструирование в дошкольном возрасте - это один из любимых видов деятельности детей. По своей природе ребенок дошкольного возраста является исследователем, взрослым следует обращать внимание на возникший интерес к тому или иному объекту, поддерживать его, предлагая не только рассматривать предметы, но и действовать с ними (разбирать на части, соединять в единое целое, конструировать, экспериментировать).
Под конструкторской деятельностью в данном случае понимается практическая деятельность дошкольника, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта. Конструирование немыслимо без моделирования. Модель используется как средство наглядности для получения знаний о реальном объекте, например, модели автомобиля, механизмов и др. Ребенок, занимаясь конструированием, создает модели объектов или явлений, которые он видел в реальной жизни, или придумал, благодаря собственной фантазии.
В качестве целей организации конструктивно-модельной деятельности дошкольника могут выступать:
1) овладение основными способами конструирования и моделирования;
2) проявление инициативы и самостоятельности в конструировании и моделировании;
3) способность выбирать себе цель конструирования и моделирования, а так же участников по совместной деятельности;
4) способность договариваться, избегать конфликтных ситуаций в совместной работе со средствами конструирования.
Средствами, обеспечивающими реализацию конструктивно-модельной деятельности детей, могут выступать различные конструкторы.
Существуют множество видов конструкторов, которые рекомендуют использовать для организации конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста.
По типу крепления выделяют:
1. Конструкторы без крепления: кубики, блочные строительные наборы.
2. Блочные конструкторы с деталями-соединителями («Лего», 3D пазлы, CLICS).
3. Конструкторы с болтовым соединением.
4. Магнитные конструкторы.
5. Шарнирный конструктор.
Фирмы-производители детских конструкторов разрабатывают конструкторы с учетом возрастных особенностей (от Lego-Duplo, Unico Plus, Mega Bloks (серия Mini), «Город мастеров» (наборы 3+) до Lego City, Lego Education), пола ребенка (автомобили, роботы-трансформеры, магазины, парикмахерские, замки и т.п.).
Использование подобных конструкторов для организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста является, несомненно, лишь первой ступенью к формированию технического творчества, осознанию важности и необходимости использования технических инноваций для облегчения трудовых действий на производстве.
Компьютеризация всех сфер деятельности человека, робо-тотизация производства (использование станков с числовыми программными устройствами, специальных программных комплексов и технических установок, позволяющие автоматизировать изготовление продукции) не могли не повлиять на развитие системы образования в целом и дошкольного образования, в частности. Робототехнические устройства, представленные фирмами-производителями конструкторов для детей, помогут ребенку не только увидеть возможности использования роботов в жизни человека, но и почувствовать себя настоящими исследователями, конструкторами и программистами.
Среди средств, позволяющих производить обучение конструированию и программированию, следует выделить Bee-Bot «Умная пчела», Constructa-Bot, Pro-Bot, HUNA-MRT (серии для начинающих FUN&BOT и KICKY (MRT2)), программируемые наборы CLASS (MRT3) и Lego Education WeDo.
Обучение дошкольников конструированию и программированию - это сложный поэтапный процесс, который, при наличии перечисленного выше оборудования, может способствовать развитию коммуникативных умений, мелкой моторики, воображения, пространственной ориентации, логического и алгоритмического мышления, словарного запаса, умений работать совместно с другими детьми.
Обучение программированию с использованием таких робо-тотехнических устройств, как Bee-Bot, можно начинать с 3-4 летнего возраста. Это связано с тем, что робототехническое устройство Bee-Bot представляет собой готовый объект (стилизованная пчела) с расположенными на корпусе кнопками (вверх-вниз, вправо-влево, Go (идти, начало выполнения действия), очистить (удалить), пауза), позволяющими осуществлять программирование действий пчелки. Подробнее с инструкцией по работе с конструктором, его основными частями можно познакомиться на официальном сайте фирмы-производителя www.bee-bot.us.
С помощью специальных сред для компьютера, смартфона или планшета можно программировать виртуальную пчелу, которая будет перемещаться по полю, согласно программе.
В состав конструктора другого конструктора Lego WeDo входят конструкционные детали (кирпичи, балки, платформы, оси и т.п.) и программируемые устройства (моторы, датчики).
Применение робототехнического устройства Lego WeDo в зависимости от целей может осуществляться следующим образом:
- для обучения конструированию различных объектов данный набор можно использовать, начиная с 5 летнего возраста обучаемых, это связано с тем, что конструктор оснащен некрупными деталями;
- для обучения программированию использование набора возможно только с 6-7 летнего возраста.
Набор Lego WeDo сопровождается специальной графической средой программирования Lego Education WeDo Software, в которой для написания программ используется технология перетаскивание блоков (drag-and-drop), что, несомненно, является
положительным моментом для обучения дошкольников. Вместе с набором и программной средой Lego WeDo поставляется достаточно большой комплект методических материалов (схемы для конструирования, разделенные на темы и сопровождающиеся рисунками, пояснения, фрагменты программ и т.п.). Подробнее с инструкцией по работе с конструктором, его основными частями можно познакомиться на официальном сайте фирмы-производителя www.lego.com/ru-ru.
Вне зависимости от возраста детей процесс конструирования проходит поэтапно. Рассмотрим цель и содержание каждого этапа с использованием образовательного конструктора Lego WeDo.
Первый этап реализуется педагогом и нацелен на разработку так называемого «технического задания». Под «техническим заданием» в данном случае понимается четкая формулировка назначения объекта, требований к габаритам, свойствам, реализуемым действиям (если таковые подразумеваются). Например, в качестве технического задания детям можно предложить следующее: сконструировать с помощью деталей набора Lego WeDo игровую площадку, содержащую качели, которые можно раскачивать без помощи мотора (впоследствии, вместо качелей, можно собирать карусель, которая приводится в действие с помощью мотора).
Данное техническое задание непростое, однако, следует помнить, что творческая работа всегда развивает лучше, чем конструирование по схемам, которые нужно еще уметь читать. Кроме того, предлагаемые разработчиками начальные схемы, например, гоночной машины, как техническое задание нужно использовать с осторожностью, т.к. современного ребенка, видевшего техно-игрушки (например, машины на пульте управления) сложно убедить, что процесс программирования интересен, хотя робот в конечном итоге будет выполнять простые уже привычные действия. Именно поэтому конструирование реальной ситуации (создание игровой площадки) становится более интересным упражнением для дошкольника.
Вторым этапом является поиск решения, который включает в себя сбор информации об уже существующих технических решениях, например, о том, как устроены качели, почему они совершают такие действия. Действия педагога нацелены на создание условий для осознания детьми, какие детали нужно взять, для того, чтобы качели могли совершать действия правильно. Можно предложить рассмотреть игрушечные качели или подвергнуть исследованию аналогичный механизм на детской площадке во время прогулки. Педагогу следует обратить внимание детей на то, из каких частей состоят качели, из каких деталей состоит каждая часть; в каком положении установлены детали, сколько их. Результатом данного этапа будет отбор деталей конструктора, которые пригодятся для конструирования качели.
Третьим этапом является создание эскизного проекта будущего объекта. Целью данного этапа является организация работы по созданию рисунка, на котором будет продемонстрирован ожидаемый результат. Для достижения реалистичности эскиза можно предложить детям рассмотреть детали набора, которые были отобраны на предыдущем этапе, а так же другие элементы конструктора, которые, по мнению детей, тоже можно использовать (человечки, украшения и пр.).
Четвертый этап - обсуждение проекта, его корректировка. Целью данного этапа является объяснение и обсуждение этапов сборки, возможных ошибок. Следует отметить, что на данном этапе педагог должен способствовать развитию детской поисковой деятельности, побуждать осуществлять поиск способов преобразования площадки, в целом, и качелей, в частности (в высоту, длину, ширину, подстраивая любыми подходящими деталями), предлагать строить словесное описание, показывать разные варианты конструирования одного и того же объекта, приемы перестраивания, внесения изменений в конструкции. Педагог должен показывать детям новые приемы конструирования (соединение деталей, которые еще не были использованы, например, крепление с помощью оси), давать советы, поощрять самостоятельность, инициативность, хвалить за придуманные решения, принимать участие в их играх, предлагать дополнительный материал для обыгрывания построек (украшения игровой площадки, герои и пр.).
Пятым этапом конструирования является непосредственно сборка, результатом которой будет являться готовый объект (игровая площадка). Чаще всего данная работа является групповой (в связи с недостатком наборов), поэтому главной зада-
чей педагога является недопущение конфликтов, а его основная роль сводится к консультативной помощи. Творческий процесс быстро поглощает детей, и они начинают фантазировать, применяя порой неожиданные решения.
Шестым этапом следует сделать процесс защиты проекта. Педагог предлагает детям рассказать и показать всем результат конструирования. При этом развиваются коммуникативные умения, развивается словарный запас, путем включения в него специальных терминов (ось, втулка, балка, кирпич и т.п.).
Подобное задание можно использовать и для обучения программированию сконструированного объекта. Для этого необхо-
Библиографический список
димо добавить к конструкции мотор, датчики и написать программу. Которая будет крутить кабинки карусели.
Робототехнические устройства чаще всего позиционируются производителями как образовательные платформы для детей от 7 лет. На самом деле описанные выше конструкторы можно использовать и раньше. Педагог, принявший решение реализовать в ДОУ курс конструирования и программирования с помощью ро-бототехнических устройств, должен обладать сформированной на высоком уровне ИкТ-компетентностью, знаниями в предметной области «Робототехника», но, главное, потребностью в самосовершенствовании, самообразовании и саморазвитии.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Available at: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155
2. Профессиональный стандарт педагога. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556
3. Гордиевских В.М. Роль робототехники в подготовке будущих инженеров-программистов. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016; № 2 (30): 47 - 50.
4. Гордиевских В.М., Кораблев А.А. Микроконтроллеры LEGO EV3 и ARDUINO UNO как технологическая основа для курса робототехники в вузе робототехники. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016; № 3 (31): 1б0 - 163.
5. Гордиевских В.М., Кораблев А.А. Развитие интереса школьников к механике и программированию средствами образовательной робототехники. Непрерывное образование в XXI веке: проблемы, тенденции, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции, 2016.
References
1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17.10.2013 goda № 1155 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya». Available at: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155
2. Professional'nyjstandartpedagoga. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556
3. Gordievskih V.M. Rol' robototehniki v podgotovke buduschih inzhenerov-programmistov. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 2 (30): 47 - 50.
4. Gordievskih V.M., Korablev A.A. Mikrokontrollery LEGO EV3 i ARDUINO UNO kak tehnologicheskaya osnova dlya kursa robototehniki v vuze robototehniki. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 3 (31): 160 - 163.
5. Gordievskih V.M., Korablev A.A. Razvitie interesa shkol'nikov k mehanike i programmirovaniyu sredstvami obrazovatel'noj robototehniki. Nepreryvnoe obrazovanie v XXI veke: problemy, tendencii, perspektivy razvitiya: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2016.
Статья поступила в редакцию 06.04.18
УДК 377
Drakina I.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-rector on Methodical Work, Higher School of Folk Arts (Institute)
(Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Winokur M.S., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Philosophy, Higher School of Folk Arts (Institute)
(Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF TRADITIONAL APPLIED ART. The article deals with a relevant problem of formation of general and professional competences of students studying under the programs of secondary professional art education through the use of the potential of independent classroom and independent extracurricular work. This activity is organized and has been tested in the framework of educational disciplines of professional and socio-economic profile. The authors for the first time apply a new structure of educational and methodical complex for independent work of students, which allows through a set of tasks of different levels and directions to form both general and professional competences related to the formation of civil and moral position.
Key words: general professional competence, citizenship, morality, traditional applied art, independent classroom work, independent extracurricular work.
И.К. Дракина, д-р пед. наук, проф., проректор по методической работе, Высшая школа народных искусств
(институт), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
М.С. Винокур, канд. ист. наук, доц. каф. философии Высшая школа народных искусств (институт),
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
В статье рассмотрена актуальная проблема формирования общих и профессиональных компетенций студентов, обучающихся по программам среднего профессионального художественного образования посредством использования потенциала самостоятельной аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы. Данный вид деятельности организован и прошел апробацию в рамках учебных дисциплин профессионального и социально-экономического профиля. Авторы впервые применили новую структуру учебно-методического комплекса для самостоятельной работы студентов, которая позволяет через комплекс заданий различного уровня и направления формировать как общие, так и профессиональные компетенции, связанные с формированием гражданской и нравственной позиции.
Ключевые слова: общие профессиональные компетенции, гражданственность, нравственность традиционное прикладное искусство, самостоятельная аудиторная работа, самостоятельная внеаудиторная работа.