Верховых Ирина Валерьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected],
Verkhovikh Irina Valerievna,
Candidate of Sciences (Education),
Associate Professor, Department of Pedagogy,
Psychology and Subject Methods
South Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
.с
H
0
1
Ó «
го
О
£
<u
T
c; о m
2 uJ
i .0
£
m
03
УДК 371.01 ББК 74.202.46
В.В. Усынин, Е.Ю. Волчегорская, С.Н. Фортыгина
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЛ1
В статье рассматривается специфика развития креативно-технологических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами LEGO-конструирования. Описаны формы и способы организации занятий с применением конструктора LEGO Duplo, LEGO WeDo и программы виртуального программирования LEGO Digital Designer.
Ключевые слова: креативно-технологические способности, LEGO-конструирование, дети дошкольного и младшего школьного возраста.
V.V. Usynin, EYu. Volchegorskaya, S.N. Fortygina
DEVELOPMENT OF CREATIVE-TECHNOLOGICAL ABILITIES IN PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH THE USE OF LEGO-DESIGN2
The article considers the specificity of the development of creative and technological abilities in preschool and primary school children by means of LEGO-design. The authors describe the forms and methods of organizing classes with the use of LEGO Duplo, LEGO WeDo and the virtual programming tool of LEGO Digital Designer.
Key words: creative-technological abilities, LEGO-design, preschool and primary school children.
Исследователями давно было замече- процесс требует, со своей стороны, ис-
но, что идеальное осуществление любого пользования соответствующих техноло-
технологического проекта практически гических алгоритмов. История науки и
недостижимо, при этом все отклонения техники усеяна проектами, которые не
от него необходимо осуществлять с эле- сработали не из-за каких-либо ошибок
ментами творчества. Но и творческий в технологии, а скорее из-за того, что
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта по конкурсу ФЦПРО - 2.3-03-01 «Система управления качеством образования в школе».
2This article was prepared with the financial support of the grant competition, fcpro- 2.3-03-01 "the quality management System of education in the school".
люди действовали по привычным алгоритмам. Противопоставление науки и техники искусству и творчеству постепенно уходит в прошлое, т.к. все чаще приходит понимание того, что разработка более эффективного сборочного робота, написание инновационной новой компьютерной программы и разработка проверяемой гипотезы - все это очень творческие действия. Применительно к процессу воспитания и обучения дошкольников и младших школьников это означает, что ребенок должен обладать некоторыми технологическими навыками и креативностью, максимально согласованной с конкретным предметом деятельности. Только в этом случае возможно наиболее эффективное приобретение в процессе учебной деятельности необходимых умений и навыков и творческое усвоение знаний [1]. При этом именно творческий настрой способствует лучшему пониманию цели и специфики предмета изучения, облегчает приобретение различных умений и навыков, проявляет скрытые креативные возможности ребенка. Эта креативная составляющая в учебной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста является зачастую единственным способом создания личностного смысла данного вида деятельности. Иными словами, при правильной организации креативность становится той пулей, которая «убивает» скуку. Что касается технологического аспекта учебной деятельности, то он связан с упорядочиванием информации и организацией труда ребенка, оптимальным распределением личных ресурсов, что создает логическую основу для осуществления деятельности.
Е.В. Козина, описывая структуру технологической компетентности, выделяет 4 компонента:
• эмпирический (воспроизведение увиденных действий другого);
• теоретический (выполнение по образцу);
• алгоритмический (самостоятельное овладение технологией, но неуверенность в реализации);
• креативный (творческое применение технологических приемов).
Эти компоненты определяют структуру креативно-технологических способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• способность визуализации проблемы,
• технологическая мобильность (сенсорная способность к быстрому и точному реагированию);
• способность к классификации объектов;
• дискурсивное мышление (когда ребенок говорит, соотнося слова и предметы, строя и вербализируя умозаключения в процессе деятельности);
• поисково-эвристические способности в условиях недоопределённости и недостатка информации [5].
Одним из современных средств развития креативно-технологических способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста является конструктор LEGO, который является безопасным трансформируемым и полифункциональным материалом, позволяющим с детьми разного возраста заниматься конструированием, программированием, моделированием физических процессов и явлений.
Процес^ЕСО-конструированияпред-ставляет собой вид моделируемой продуктивно-творческой деятельности, направленной на умственное и чувственное развитие детей. В процессе конструирования у ребенка совершенствуются тактильные качества, развивается мелкая моторика, формируется восприятие цвета, формы и размера предмета, развивается диалогическая и монологическая речь. Кроме того, у ребенка активизируются все психические процессы, которые способствуют развитию креативно-технологических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Для организации занятий по LEGO-конструированию, как правило, педагоги используют следующие формы:
• конструирование модели по готовому образцу;
• конструирование модели по заданному условию;
• конструирование модели по собственному замыслу;
о
X .0
к
О со ч о
ф £■
I
о
ф ¥ i- о о та
0 ф
1 — Ю S
о S о «
о 5
X ч - ф
^ о.
0 о
<° го н
о ¡s
1 со
X ф
I-
I-
го ф
ар
ф
ф
3
4 го
го CL
го
X
н ^
о
и:
О
к го
О
£ ф т с; о ш
2 LlJ
I _й
£
m
m
• конструирование модели по предложенной теме [6].
Рассмотрим подробнее специфику развития у детей креативно-технологических способностей в процессе использования различных способов применения конструктора LEGO.
Конструирование по образцу предполагает, что ребенку будет уже предоставлена готовая модель (изображение, схема, готовая конструкция), которую ему необходимо будет построить. Так, детям дошкольного возраста можно предложить собрать модель на следующие темы: «Домашние и дикие животные», «Транспорт», «Мебель», «Здание» и др. С детьми младшего школьного возраста можно начать работу с двенадцати готовых моделей конструктора LEGO WeDo, которые разбиты на 4 блока: «Удивительные механизмы», «Дикие животные», «Игра в футбол», «Приключения» [3]. На основе использования данного способа конструирования дети дошкольного и младшего школьного возраста учатся устанавливать пространственное расположение предметов, выделять в предмете существенные признаки и называть его основные детали [2]. Кроме того, через подражательную деятельность у ребенка развиваются технологические способности, которые служат основой для формирования навыков творческо-поисковой деятельности.
При конструировании по заданным условиям детям дошкольного возраста предлагается создать постройку, которая должна соответствовать требованиям педагога и нести практический характер, например, «Кормушка для птиц», «Дом для домашнего животного», «Дом своей мечты» и т.п. Для детей младшего школьного возраста можно предложить сконструировать следующие модели: «Машина-погрузчик», «Парк аттракционов», «Миксер» и др. Данный вид конструирования не предоставляет детям четкого способа решения поставленной перед ними проблемы, тем самым способствуя формированию у них умения осуществлять анализ заданного условия, находить сходные предметы по структуре, высказывать свою точку зрения от-
носительно построения модели и воплощать ее в реальность.
Конструирование по замыслу в отличие от конструирования по образцу является творческим процессом, в ходе которого ребенок получает возможность самостоятельно без помощи взрослого и каких-либо ограничений создать модель будущей постройки и реализовать ее из подручного материала. Выделим темы, которые являются наиболее актуальными для детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Ферма и ее обитатели», «Космический корабль», «Стадион», «Зимние горки» и др. Конструирование по замыслу способствует развитию умения обобщать полученные представления о конструируемом предмете, формированию операций обобщения способов конструирования объекта и поиска новых способов конструирования из ранее представленных форм (по образцу и по условию).
Конструирование на тему неразрывно связано с конструированием по замыслу, но усложняется тем, что детям предлагается определенная тематика, в рамках которой они должны самостоятельно воплотить замысел конкретной модели, выбирая необходимые детали и способ выполнения постройки (например, «Полицейская машина», «Многоэтажный дом», «Военная техника» и др.). Цель этого вида конструирования заключается в закреплении у детей дошкольного и младшего школьного возраста ранее полученных знаний и умений о способах конструирования. Этот способ конструирования в наибольшей степени способствует развитию у ребенка креативно-технологических способностей.
Наряду с лего-конструированием дети дошкольного и младшего школьного возраста овладевают основами программирования с помощью конструктора ПервоРобот LEGO WeDo [4], что также представляет возможность развития креативно-технологических способностей ребенка. Среда графического программирования LabVlEw создана специально для начинающих робототехников. При этом важно отметить, что в данной среде дети получают возможность не
только составлять программу управления над собранным роботом и автоматизировать механизм, но и моделировать работу всей системы. Отличительной особенностью данного программного обеспечения является его функциональность, благодаря чему можно разрабатывать и реализо-вывать новые темы ественнонаучного и робототехнического характера.
Технология работы с конструктором ПервоРобот LEGO WeDo включает технологический компонент; анализ готовых моделей; практические задания, в рамках которых дети создают модели по готовому образцу, по заданному условию, по собственному замыслу и по предложенной теме.
С помощью программы LEGO Digital Designer, которая позволяет создавать 3D-объекты из неограниченного количества деталей виртуального конструктора LEGO для последующей возможной реализации из настоящего конструктора LEGO, возможно организовать для детей процесс моделирования физических яв-
лений на основе построения реально существующих предметов; тестирование и моделирование необходимого пространства. Интерфейс программы прост и удобен для использования детьми дошкольного и младшего школьного возраста: для начинающих пользователей программы есть режим изменений параметров, который позволяет работать с уже созданными моделями (перемещать, увеличивать, уменьшать и предварительно просматривать). Такие занятия будут способствовать не только формированию у детей представлений о строениях, конструкциях, механизмах и их сборки и месте в окружающем мире, но и развитию креативно-технологических способностей.
Подводя итог, следует отметить, что в результате конструирования, программирования, моделирования физических процессов и явлений посредством LEGO-конструирования у детей повышается интерес к решению различных проблемно-поисковых ситуаций на основе развития креативно-технологических.
Библиографический список
1. Ахмедьянова, Г.Ф. Организация образовательного процесса на основе креативно-технологического подхода [Электронный ресурс] / Г.Ф. Ахмедьянова // Современные проблемы о науки и образования. - 2016. - № 3. - Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=24512
х .0
* I
2. Ботух, А.И. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на о §
занятиях по лего-конструированию [Текст] / А.И. Ботух, С.Н. Фортыгина // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сб. науч. тр. - Уфа: Аэтерна. - 2016. - С. 30-32.
3. Григорьева, Л.Ю. Применение метода проектов во внеклассной работе с использованием LEGO [Текст] / Л.Ю. Григорьева, С.Н. Фортыгина // Инновационные технологии научного развития: сб. науч. тр. - Уфа: Аэтерна. - 2017. - С. 56-58.
4. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов [Электронный ресурс]. - LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., ил. - Режим доступа: http://robot.edu54.ru/sites/ default/files/rukovodstvo_dlya_uchitelya_lego_education_wedo.pdf.
5. Манько, Н.Н. Теоретико-методические аспекты формирования технологической компетентности педагога [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.Н. Манько. - Уфа, 2000. - 227 c.
6. Шабуракова, В.М. Рабочая программа развивающего курса внеурочной деятельности «Лего-конструирование» [Электронный ресурс] / М.В. Шабуракова // Международный образовательный портал «Мир учителя». - Режим доступа: http://worldofteacher.com/2907-350.html
References
1. Akhmedyanova G.F. Organization of educational process based on creative and technological approach. Modern problems of science and education, 2016. № 3. Available at: https://www.science-education. ru/en/article/view?id=24512. [in Russian].
2. Botukh A.I., Fortygina, S.N. Development of social and communicative skills in pre-school children in classes on Lego-design. Intellectual and scientific potential of the XXI century: sb. nauch. trudov. Ufa: Aeterna. 2016. P. 30-32. [in Russian].
4 о ф £■
>ч X
§
ф I
I- о о та
О ф х — Ю S
о S
о «
о S3
X S
ü О.
О О Ф /ч
5 £ Is
X CQ
X ф р
о о X X .0 m щ
5 °
ГО q Ф ^ О. О
ü ¡1
ф ®
s d
I- ч
S го
S ^
со ^ ГО £ CL S
3. Grigorieva L.Yu. Fortygina, S.N. The use of project method in extracurricular work with the use of LEGO. Innovative technologies of scientific development: sb. nauch. trudov. Ufa: Aeterna. 2017. P. 56-58. [in Russian].
4. Entertainment industry. First Robot. Book for teachers and a collection of projects. LEGO Group, translation of INT, 87 pp., Ill. Available at: http://robot.edu54.ru/sites/default/files/rukovodstvo_dlya_ uchitelya_lego_education_wedo.pdf. [in Russian].
5. Manko N.N. Theoretical and methodological aspects of formation of technological competence of a teacher. Dis. ... cand. of sciences (Education). Ufa, 2000. P. 227. [in Russian].
6. Shaburakova M.V. The work program for extracurricular development course "Lego-design". "Mir Uchitelya" international educational portal. Available at: http://worldofteacher.com/2907-350.html [in Russian].
сведения об авторах: Усынин Вячеслав Васильевич,
кандидат педагогических наук, директор МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска» г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the authors: usynin Vyacheslav Vasilievich,
Candidate of Sciences (Education), Director of MAOU "School № 97 of Chelyabinsk", Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Волчегорская Евгения Юрьевна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Volchegorskaya Evgenia Yurevna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Head, Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
.с
H er
0
1
О
к го
О
е
ф
т ц
о m
2 LU
X .0
£
od
od
Фортыгина светлана николаевна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Fortygina svetlana Nikolaevna,
Candidate of pedagogic sciences,
Senior professor, Department of Pedagogy,
Psychology and Subject Methods
South Ural State Humanitarian
Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]