Научная статья на тему 'Актуальные проблемы предметно-дисциплинарных исследований по философии науки и техники'

Актуальные проблемы предметно-дисциплинарных исследований по философии науки и техники Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
82
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Князев Н.А.

Исследуется предметная основа развития философии науки и техники с целью совершенствования учебного процесса подготовки специалистов в аэрокосмическом университете. В философско-методологическом аспекте сравниваются между собой инженерный и научный подходы при конструировании артефактов, анализируется процесс конвергенции биологии и технических наук, получивший название «технонаука».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF SUBJECTIVE RESEARCH IN PHILOSOPHY OF SCIENCE AND TECHNIQUE

Subjective basis of philosophy of science and technique is represented in the aspect of teaching specialists at aerospace university. The engineering and scientific approaches in designing the technique are compared in the philosophical and scientific aspects. The process of convergence between biology and technical sciences, known as modernism “technoscience” is analyzed.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы предметно-дисциплинарных исследований по философии науки и техники»

Подготовка специалистов для авиакосмической отрасли

УДК 378.101:001

Н. А. Князев

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДМЕТНО-ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Исследуется предметная основа развития философии науки и техники с целью совершенствования учебного процесса подготовки специалистов в аэрокосмическом университете. В философско-методологическом аспекте сравниваются между собой инженерный и научный подходы при конструировании артефактов, анализируется процесс конвергенции биологии и технических наук, получивший название «технонаука».

На аспирантском и магистерском уровнях подготовки кадров для аэрокосмической отрасли важное место отводится дисциплинам, посвященным изучению философско-методологических аспектов развития науки, техники и инженерной деятельности. В настоящее время философия науки и философия техники представляют собой стремительно развивающиеся отрасли познания. В качестве самостоятельных исследовательских направлений они переходят на новую фазу своего развития, соответствующую вступлению передовых стран в эпоху общества знания, в эпоху конвергентных нано-, био- и информационных технологий, от которых зависит будущее общества, культуры, человека. В данной связи возникает проблема достижения соответствия между традиционным уровнем преподавания учебных курсов и научно-исследовательскими достижениями мирового уровня в этой области. На наш взгляд, преподавание учебных курсов по философии науки и техники должно быть совмещено с активным участием в научно-исследовательской деятельности по данному направлению. Наилучшим образом такое совмещение достигается в том случае, если при кафедре философии создана и утверждена ученым советом университета соответствующая научно-педагогическая школа, которая вполне может выступать гарантом достаточно высокого уровня проведения научно-исследовательских работ.

Объектом нашего исследования являются актуальные проблемы философско-методологического аспекта развития науки, техники и инженерной деятельности. Конечно, отразить весь (или даже наиболее важный) спектр исследований по данной тематике невозможно. Поэтому в рамках наших инновационных разработок мы ограничимся анализом всего лишь предметной проблематики развития современной философии науки и техники. Свое внимание мы также зафиксируем только на предмете философии техники (и входящей в нее методологии инженерной деятельности).

Определение предмета философии техники не является простым. Его точность и теоретическая значимость зависят от уровня развития данной отрасли познания, от ценностного статуса, занимаемого этим направлением в общем дисциплинарном комплексе подготовки научно-технических кадров. В настоящее

время, судя по исследовательскому и учебно-дисциплинарному спросу на философию техники, ее статус существенно возрос, возросли и теоретические требования к определению (и самоопределению) ее предмета.

Одним из центральных вопросов предметного (а точнее предметно-отраслевого) самоопределения философии техники (как, впрочем, и философии науки, философии экономики, философии образования) является вопрос о соотношении в ней философского и общенаучного уровней знания. Исследование этого вопроса является актуальным, поскольку от его результатов зависит качество всех теоретических составляющих учебного курса: концептуальности, целенаправленности, структурности, понятийного аппарата. Должный уровень теоретического развития представлений о предмете философии техники защищает содержание курса и от привнесения в него элементов эклектики и комментаторства.

В философии техники пересекаются, взаимодействуя друг с другом, два основных вида знаний, два суверенных источника сущностного знания о технике: философский и общенаучный. С учетом этих сложных взаимодействий, пронизывающих всю структуру развивающегося отраслевого знания, возникают два принципиальных исследовательских вопроса:

- какой основной круг закономерностей развития техники определяет способ ее современного существования;

- на какой философской основе происходит развитие отрасли «философия техники».

Что касается первого вопроса, то философов и методологов сейчас в большей степени интересуют не столько новые достижения в области технологии, сколько эпистемологические аспекты технологического знания [1]. Среди них выделяются следующие аспекты: характер взаимодействия фундаментальной науки и технологии в постиндустриальном обществе; понятие дизайна и его роль в прикладных исследованиях и технологических разработках; модель взаимоотношения фундаментальных и прикладных исследований.

В обсуждении философских проблем техники также доминирует тема об исследовании технических наук и наук о проектировании. В этой связи проводится сравнение между инженерным и научным под-

Решетневскце чтения

ходами в конструировании артефактов и доказывается, что инженерия не является всего лишь просто прикладным естествознанием. Уделяется внимание и трансформации биологии в техническую науку, предполагающей двойную направленность - на познание и на проектирование. Эта трансформация открыла новое состояние науки, получившее название «техно-наука».

При исследовании второго из сформулированных нами вопросов необходимо прежде всего учитывать, в какой из двух основных традиций философского теоретизирования: диалектической или дуалистической -представлен предмет философии техники.

Полученные в ходе данного исследования результаты должны быть положены в основу теоретико-инновационного совершенствования дисциплинарных курсов, предусмотренных процессом подготовки специалистов для аэрокосмической отрасли.

Библиографическая ссылка

1. Мамчур Е. А., Горохов В. Г. Философия науки и техники на Х1У Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки [Электронный ресурс]. URL: http://vphil.ru/index. php?option= com_content&task=view&id=554&Itemid=52 (дата обращения 10.08.2012).

N. A. Knyazev

Sibirian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk ACTUAL PROBLEMS OF SUBJECTIVE RESEARCH IN PHILOSOPHY OF SCIENCE AND TECHNIQUE

Subjective basis of philosophy of science and technique is represented in the aspect of teaching specialists at aerospace university. The engineering and scientific approaches in designing the technique are compared in the philosophical and scientific aspects. The process of convergence between biology and technical sciences, known as modernism "technoscience" is analyzed.

© Князев Н. А., 2012

УДК 378.141.4

Ю. Б. Козлова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Приведена статистика изменения потенциальной способности восприятия информации студентами вузов с течением времени. Рассматриваются вопросы планирования учебной нагрузки студентов методами современных технологий логистики.

В современных условиях важной задачей для вузов является привлечение студентов на бюджетные и платные формы обучения. И в рамках решения этой задачи немалую роль играет авторитет вуза, который складывается для абитуриентов как единство качества обучения, комфорта и эмоциональной стабильности.

Качество обучения можно поддерживать различными способами: методическими разработками, программными аппаратным обеспечением учебных процессов, педагогическим обеспечением восприятия информации в процессе лекционных занятий.

В рамках последнего направления на кафедре информатики и вычислительной техники Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ) проводилась научная работа «Педагогическое обеспечение информационного общения в образовательном процессе вуза», результаты которой уже применяются в учебном процессе.

Анализ качества успеваемости студентов 1-3-го курса института информатики и телекоммуникаций СибГАУ за весенний семестр 2011-2012 учебного года показывает, что учебную программу успешно освоили 65 % студентов, 5 % были отчислены за академическую успеваемость или по собственному желанию и 30 % не завершили семестр, хотя и имеют небольшое число задолженностей.

Обратим внимание на последнюю категорию студентов, которая при общем стремлении к обучению не справляется с учебной нагрузкой. Конечно, причин тому может быть много, но в качестве одной из основных хотелось бы отметить потенциальную способность человека к восприятию и переосмыслению информации. Здесь можно обратить внимание на общую тенденцию к увеличению успешности обучения студентов от курса к курсу и, соответственно, к уменьшению академической задолженности по отношению к общей численности студентов по каждому курсу (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.